Природоведческий словарь для детей младшего
дошкольного возраста
Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь
Тема :«Домашние птицы»
Словарь: курица, гусь, утка,
утенок, гусенок, цыпленок, петушок ,индюк
Дидактические игры, способствующие
развитию активного словаря
№1«Чьи детки?»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; воспитывать умение соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.
Словарь: корова, теленок, собака, щенок, кошка, котенок, коза, козленок.
Ход:
Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша.
№2 «На птичьем дворе»
Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.
Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.
Ход:
Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.
В: кто это?
Д: курица
В: Как она кричит?
Д: ко-ко-ко.
Загадки , способствующие развитию активного словаря
№1 С солнышком встает он вместе,
Будит всех веселой песней.
На макушке — гребешок.
Кто же это?(Петушок)
№2 Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.(Курица)
№3 Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.(Цыплёнок)
№4 Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это — …(Утка)
№5 Зашуршал вокруг камыш —
В воду плюхнулся малыш.
Не гусенок, не цыпленок.
«Кря-кря-кря!» — кричит…(Утенок)
№6 Он твердит одно — га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это — …(Гусь)
№7 Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд
Вслед за мамой важной
По муравке влажной.
Вот идут цепочкой длинной –
Очень любят дисциплину! (Гусыня с гусятами)
Стихотворения , способствующие развитию активного словаря
№1 «Петушок»( Е. Ровинская)
У Кирюши петушок
Петь умеет хорошо
Ну а как? А вот так:
Ки – рю – ша !
Он с Кирюшиной ладошки
Ест и зернышки и крошки
Он немножко поклюет
И "спасибо" запоет.
Ну а как? А вот так:
Ки – рю – ша !
Убежит Кирюша в сад
Петушок зовет назад.
Ну а как? А вот так:
Ки – рю – ша !
№2 В. Берестов «Гуси»
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает, гусята гуляют гуськом.
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним ни за что не пойдём босиком
№3 Гайда Лагздынь «Цыплёнок»
Он воспитан, хоть и мал,
Пшенной каши поклевал,
Вытер клюв, сказал: - Пик-пик!
Быть он вежливым привык.
№4 П. Синявский «В гости к индюку»
Петух поёт ку-ка-ре-ку,
Шагает в гости к индюку,
Несёт мешок игрушек
Для маленьких индюшек.
№5 «Утка»
Утка крякает: — Кря-кря,
В гнезде сидела я не зря.
И теперь в семье моей
Пять пушистых малышей.
Потешки, способствующие развитию активного словаря
№1 Наши уточки с утра
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
№2Веселые
гуси
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый —
Два веселых гуся.
Вытянули шеи, —
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый —
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый —
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый —
Кланялись бабусе.
Упражнения, способствующие
развитию активного словаря
№1Упражнение «Кто
лишний?»
Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи,
мышления.
Ход: педагог
предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц.
Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
№2Упражнение «Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на
выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Например:
Петушок, курица, цыпленок, цыплята..
Гусь, индюк, петух, утка...
Народные песни, способствующие развитию активного словаря
№1Диалог «Курочка-рябушка»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?
- На речку.
- Курочка-рябушка, за чем идёшь?
- За водой.
- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?
- Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!
№2Диалог «Гуси и волк»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
- Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали? Что вы видали?
- Мы видали волка: Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего, да самого большого.
- Гуси вы, гуси, красные лапки!
Щиплите вы волка. Спасайте
гусёнка.
Бытовой словарь для детей младшего дошкольного
возраста
Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь
Тема «Посуда»
Словарь: тарелка,кастрюля ,сковорода
,кружка,вилка,ложка,чайник,чашка,нож,чайная ложка,
Пальчиковые гимнастики , способствующие развитию активного словаря
Пальчиковая гимнастика.
№1«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли:
(Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли,
(Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
(Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)
№2 «Машина каша»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой
ладошке.)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,
(Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
(Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала.
(Сдувают
«крошку» с ладошки.)
Загадки , способствующие развитию активного словаря
№1Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)
№2Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет. (Чашка)
№3Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (Ложка)
№5Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Что это? (Тарелка)
№6Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)
№7Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. (Нож)
№8На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса. (Вилка)
№9И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё. (Сковорода)
№10В ней суп и кашу варят
И картошку жарят.
Из неё едят и пьют
Её моют, берегут. (Посуда)
№11Она совсем небольшая,
Сахар в чашке я ею мешаю. (Чайная ложка)
Стихотворения , способствующие развитию активного словаря
№1 Мыть посуду – не пустяк.
Блюдца мокрые скользят,
Ложки, падая, звенят,
Помогая нашей маме,
Мы посуду моем сами.
Сами чашки вытираем,
Сами ставим их на полки,
Сами дружно подбираем
На полу потом … осколки. (Т. Петухова)
№2 Говорила
вилка ложке:
У меня четыре ножки.
Мною можно есть котлеты,
Рыбу, мясо и омлеты.
Правда, у меня немножко
Иногда сгибают ножки.
Отвечала вилке ложка:
У меня большая ножка,
Но всерьёз, не понарошку
Мною борщ едят, окрошку.
И меня для первых блюд
В ресторанах подают.
Но, бываю иногда
Не в своей тарелке я. (Д. Злочевский)
№1Разрезные картинки
Обучающая задача: Познакомить с многообразием посуды, сформировать умение
пользоваться схемами, планами, моделями; создать возможность для обогащения
словарного запаса; развитие речи и мелкой моторики.
Игровые правила: Детям предлагаются разрезные картинки с изображением посуды.
Дети сопоставляют части картинок и составляют единую картину.
Ход дидактической игры: Дети получают по разрезной картинке и пробуют
составить целую картину различными способами..
№2 «А что в мешочке?»
- Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте
ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож.
Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда.
№3 «Что можно приготовить»
Эта дидактическая игра «Посуда» для детей предназначена для развития речи,
обучения умению правильно подбирать глаголы.
Задача играющих – сказать, какую еду можно приготовить с помощью той или иной
посуды:
Ø кастрюля нужна, чтобы сварить кашу и суп;
Ø сковородка – пожарить картошку и котлеты;
Ø чайник – кипятить воду для чая;
Ø тарелка – класть готовую еду;
Ø ложка – брать еду, класть в рот;
Ø нож – разрезать еду;
Ø чашка – наливать чай, пить его.
№4 «Разложи еду по тарелкам»
Для игры нужно подготовить тарелки разных цветов и соответственно окрашенные
продукты. Задача – разложить продукты по тарелкам. Например, красное
яблоко – на красную тарелку, желтый банан – на желтую, зеленый огурец – на
зеленую.
Сказки
, способствующие развитию активного словаря
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.