Природоведческий словарь для детей младшего дошкольного возраста Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь
Оценка 4.9

Природоведческий словарь для детей младшего дошкольного возраста Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь

Оценка 4.9
docx
23.05.2023
Природоведческий словарь для детей младшего дошкольного возраста  Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.docx

Природоведческий словарь для детей младшего дошкольного возраста
Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь


Тема :«Домашние птицы»
Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок, петушок ,индюк


Дидактические игры, способствующие развитию активного словаря 


№1
«Чьи детки?»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах; воспитывать умение соотносить картинки по содержанию; развивать произвольное внимание, речь.

Словарь: корова, теленок, собака, щенок, кошка, котенок, коза, козленок.

                                              Ход:

Ставить карточку с изображением детеныша на фланелеграф после того, как услышишь голос взрослого животного, а также после того как правильно назовешь животного и его детеныша.

№2 «На птичьем дворе»

Цель: Закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, развивать правильное звукопроизношение.

Словарь: курица, гусь, утка, утенок, гусенок, цыпленок.

                                              Ход:

Воспитатель показывает карточки с изображением домашних животных.

В: кто это?

Д: курица

В: Как она кричит?

Д: ко-ко-ко.   

 

Загадки , способствующие развитию активного словаря 


№1 С солнышком встает он вместе,

Будит всех веселой песней.

На макушке — гребешок.

Кто же это?(Петушок)

№2 Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.(Курица)
№3
Был белый дом,
Чудесный дом,
Но что-то застучало в нём,
И он разбился, а оттуда
Живое выбежало чудо.(Цыплёнок)

№4 Под дождём она гуляет,

Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,

Ну конечно это — …(Утка)

№5 Зашуршал вокруг камыш —

В воду плюхнулся малыш.

Не гусенок, не цыпленок.

«Кря-кря-кря!» — кричит…(Утенок)

№6 Он твердит одно — га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это — …(Гусь)

№7 Без команды в строй встают,

Отправляются на пруд

Вслед за мамой важной

По муравке влажной.

Вот идут цепочкой длинной –

Очень любят дисциплину! (Гусыня с гусятами)

Стихотворения  , способствующие развитию активного словаря 


№1
«Петушок»( Е. Ровинская)
У Кирюши петушок

Петь умеет хорошо

Ну а как? А вот так:

Ки – рю – ша !

Он с Кирюшиной ладошки

Ест и зернышки и крошки

Он немножко поклюет

И "спасибо" запоет.

Ну а как? А вот так:

Ки – рю – ша !

Убежит Кирюша в сад

Петушок зовет назад.

Ну а как? А вот так:

Ки – рю – ша !

№2 В. Берестов «Гуси»

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает, гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним ни за что не пойдём босиком

№3 Гайда Лагздынь «Цыплёнок»

Он воспитан, хоть и мал,

Пшенной каши поклевал,

Вытер клюв, сказал: - Пик-пик!

Быть он вежливым привык.

№4 П. Синявский «В гости к индюку»

Петух поёт ку-ка-ре-ку,
Шагает в гости к индюку,

Несёт мешок игрушек

Для маленьких индюшек.

№5 «Утка»
Утка крякает: — Кря-кря,
В гнезде сидела я не зря.
И теперь в семье моей
Пять пушистых малышей.

Потешки, способствующие развитию активного словаря 

 


№1
Наши уточки с утра
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

№2Веселые гуси
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый —
Два веселых гуся.
Вытянули шеи, —
У кого длиннее?
Один серый,
Другой белый —
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый —
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый —
Кланялись бабусе.


Упражнения, способствующие развитию активного словаря 

№1Упражнение «Кто лишний?»
Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.

Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
№2Упражнение «Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Например:
Петушок, курица, цыпленок, цыплята..
Гусь, индюк, петух, утка...

Народные песни, способствующие развитию активного словаря 

№1Диалог «Курочка-рябушка»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
- Курочка-рябушка, куда ты идёшь?
- На речку.
- Курочка-рябушка,  за чем идёшь?
- За водой.
- Курочка-рябушка, зачем тебе вода?
- Цыплят поить. Они пить хотят,
  На всю улицу пищат:  ПИ-пи-пи!
№2Диалог «Гуси и волк»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
- Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали? Что вы видали?
- Мы видали волка: Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего, да самого большого.
- Гуси вы, гуси, красные лапки!
Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.                

 

Бытовой  словарь для детей младшего дошкольного возраста
Приемы ,через которые можно расширить природоведческий словарь

 

Тема «Посуда»
Словарь:
тарелка,кастрюля ,сковорода ,кружка,вилка,ложка,чайник,чашка,нож,чайная ложка,

Пальчиковые гимнастики , способствующие развитию активного словаря 


Пальчиковая гимнастика.

№1«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

(Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

(Снова загибаем пальчики.)

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

(Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

№2 «Машина каша»
Маша каши наварила,  (Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку,                          (Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,                                           (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала.                                    (Сдувают «крошку» с ладошки.)  

Загадки , способствующие развитию активного словаря 

 

№1Я пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

№2Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет. (Чашка)

№3Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

№5Она бывает глубока.

Она бывает мелка.

Однако, это не река.

Что это? (Тарелка)

№6Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её… (Кастрюлей)

№7Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

№8На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса. (Вилка)

№9И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё. (Сковорода)

№10В ней суп и кашу варят

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют

Её моют, берегут. (Посуда)

№11Она совсем небольшая,

Сахар в чашке я ею мешаю. (Чайная ложка)

 

Стихотворения  , способствующие развитию активного словаря 

№1 Мыть посуду – не пустяк.

Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят,

Помогая нашей маме,

Мы посуду моем сами.

Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем

На полу потом … осколки. (Т. Петухова)
№2
Говорила вилка ложке:
У меня четыре ножки.

Мною можно есть котлеты,

Рыбу, мясо и омлеты.

Правда, у меня немножко

Иногда сгибают ножки.

Отвечала вилке ложка:

У меня большая ножка,

Но всерьёз, не понарошку

Мною борщ едят, окрошку.

И меня для первых блюд

В ресторанах подают.

Но, бываю иногда

Не в своей тарелке я. (Д. Злочевский)

 

 

 

№1Разрезные картинки
Обучающая задача: Познакомить с многообразием посуды, сформировать умение пользоваться схемами, планами, моделями; создать возможность для обогащения словарного запаса; развитие речи и мелкой моторики.
Игровые правила: Детям предлагаются разрезные картинки с изображением посуды. Дети сопоставляют части картинок и составляют единую картину.
Ход дидактической игры: Дети получают по разрезной картинке и пробуют составить целую картину различными способами..
№2 «А что в мешочке?»
- Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка, нож. Все эти предметы можно назвать одним словом — посуда.
№3 «Что можно приготовить»
Эта дидактическая игра «Посуда» для детей предназначена для развития речи, обучения умению правильно подбирать глаголы.
Задача играющих – сказать, какую еду можно приготовить с помощью той или иной
посуды:

Ø  кастрюля нужна, чтобы сварить кашу и суп;

Ø  сковородка – пожарить картошку и котлеты;

Ø  чайник – кипятить воду для чая;

Ø  тарелка – класть готовую еду;

Ø  ложка – брать еду, класть в рот;

Ø  нож – разрезать еду;

Ø  чашка – наливать чай, пить его.

№4 «Разложи еду по тарелкам»
Для игры нужно подготовить тарелки разных цветов и соответственно окрашенные продукты. Задача – разложить продукты по тарелкам. Например, красное яблоко – на красную тарелку, желтый банан – на желтую, зеленый огурец – на зеленую.



Сказки , способствующие развитию активного словаря 


 

Природоведческий словарь для детей младшего дошкольного возраста

Природоведческий словарь для детей младшего дошкольного возраста

Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь,

Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь,

Наши уточки с утра Наши уточки с утра –

Наши уточки с утра Наши уточки с утра –

Ход : педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц

Ход : педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)

И зовут её… (Кастрюлей) №7 Если хорошо заточен,

И зовут её… (Кастрюлей) №7 Если хорошо заточен,

Разрезные картинки Обучающая задача:

Разрезные картинки Обучающая задача:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.05.2023