Урок окружающего мира
3класс. Программа «Школа 2100»
Учитель Гаврюшова Светлана Викторовна
Тема урока:
« Прирожденные разрушители»
Цель урока:
Познакомить с особенностями грибов и их ролью в природе.
Задачи:
научить отличать представителей царства «Грибы» от представителей других царств природы; познакомить детей со строением грибов, разными видами грибов,
ролью в природе, использованием грибов человеком, правилами сбора грибов.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Оборудование:
Учебник Вахрушева А.А. «Окружающий мир» 3 класс, презентация к уроку, ноутбук, интерактивная доска, препараты «дрожжи», «плесень», плакат «Грибы», карточки для работы в парах, в группах, индивидуальные, для рефлексии.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Организационный этап |
Добрый день. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.
Сегодня мы откроем тайны, Ведь в жизни нашей часты чудеса, Секрет земных чудес необычайных Узнаем мы за полчаса. |
Настрой на урок |
Актуализация знаний |
Итак, начинаем наш урок. Назовите части экосистемы, которые в ней поддерживают круговорот веществ.
Определите, о какой части экосистемы идет речь: 1. Растут, размножаются, выделяют кислород, поглощают углекислый газ, создают органические вещества, не двигаются, питаются минеральными веществами 2. Растут, размножаются, поглощают кислород, заглатывают пищу, двигаются, питаются готовыми органическими веществами - Какую группу живых организмов мы не назвали? - Назовите представителей этой группы
Сегодня мы будем говорить подробно об одном из разрушителей, а о каком именно, вы узнаете, посмотрев сценку.
|
Потребители, разрушители, производители
Растения – производители
Животные – потребители
Мусорщики – разрушители
Насекомые, бактерии, микробы, грибы, рак
|
Мотивация Новая тема |
Герои учебника Лена и Миша разыгрывают сценку. Фонотека «Звуки леса»
- Миша, посмотри, какой я гриб нашла! - А вот и я нашел грибок, и даже не один. - Ну, давай все наши растения будем складывать в мою корзинку. - Ты считаешь, что грибы – это растения? - Ну да. Они растут как растения и не бегают как животные! - Грибы живут как животные: у них ведь нет хлорофилла!
- Поаплодируйте ребятам за хорошее исполнение ролей Миши и Лены.
- Какое противоречие вы заметили?
- Какой возникает вопрос? Чем сегодня будем заниматься на уроке?
- А что еще можем узнать о грибах на этом уроке? План (на доске): 1. Строение грибов 2. Размножение грибов 3. Виды грибов 4. Где растут грибы 5. Роль грибов в природе 6. Использование грибов человеком
- По ходу урока, будем заполнять таблицу. |
Инсценировка диалога
- Лена считает, что грибы – это растения. - Миша считает, что грибы – это животные. - Определять, грибы – это растения или животные (если не назовут, найдем на стр. 136)
- Какие виды грибов существуют, отметим особенности строения грибов, о значении грибов в природе (это задачи урока, если не скажут дети, говорит учитель), как человек использует грибы
|
Исследование
Обмен информацией
Организация информации
Связывание информации
Применение
Закрепление знаний
Самостоятельная работа |
- Итак, мы определили для себя проблему. Грибы – это растения или животные. На доске появляются таблички: «Царство растений», «Царство животных», грибы.
В начале урока мы с вами назвали признаки, по которым определяем растения-производители.
- Чем грибы похожи на растения?
- Тогда я могу определить грибы к растениям? - Что не соответствует у грибов, чтобы отнести их к растениям-производителям?
- А чем похожи на животных?
Может быть грибы отнести к животным? - А почему не можем отнести к животным – потребителям?
- Куда же нам отнести грибы? В царство растений или в царство животных? - Проверим ваши предположения по учебнику на стр. 120, первый абзац. - Итак, грибы – представители какого царства? (на доске табличка «Царство грибов») - А что еще узнали из этого абзаца о грибах?
- Какой тип питания характерен для грибов, как у кого: растений или животных?
(Слайд) - Посмотрите на слайд. Сколько на нем изображено грибов? - Проверим ваши предположения, прочитав второй абзац в учебнике на стр. 120. - Что вас удивило в строении гриба?
- Что вы узнали из этого абзаца о размножении грибов?
Заполняем первые 3 колонки в таблице …. цвета.
Сверьте свои ответы парами, дайте самооценку своей работе.
Делаем вывод по вашим записям: Грибы – это отдельное царство – «Царство грибов»; состоит гриб из грибницы, плодового тела, размножается спорами.
- На какие еще вопросы предстоит ответить?
Прежде чем ответить на эти вопросы, поиграем. Встали все. Игра называется «Верите-не верите». - Верите ли вы, что *Гриб может разрушить дом *Грибами можно лечить *Все грибы ядовитые *Нет грибов – нет хлеба *Плесень – это гриб *Грибы можно вырастить самим *Грибы можно собирать под снегом
- На все ли мои вопросы вы знали ответ? Сомневались? Чтобы развеять ваши сомнения, прочитайте тексты на ……. листочках, карандашом отметьте что вы знали, что не знали, что еще хотели бы узнать (+,-,?) - Поделитесь с классом информацией, полученной из текста. - Итак, где живут грибы? - Какую роль выполняют? Заполните таблицу до конца. Если вы затрудняетесь, попросите помощи у соседа.
- Прочитайте вашу таблицу и расскажите то, что вы узнали о грибах. - Почему можем назвать грибы настоящими разрушителями?
- Проговорите самооценку своей работы с таблицей.
- Если грибы наносят вред человеку (разрушают дом, продукты), вредят насекомым, растениям, может быть их все уничтожить с лица Земли?
- А давайте-ка заглянем в корзинку ребят. - На какие группы можно разделить собранные грибы? - Как называется несъедобный гриб? - Почему он несъедобен? - А кто догадается, почему его так назвали?
- А какие еще ядовитые грибы вам известны? - Если эти грибы ядовиты для человека, можно ли их топтать, пинать, уничтожать в лесу? Почему?
- А мы сейчас поговорим о другой группе грибов – о съедобных. Хорошо ли вы знаете съедобные грибы? Кто ходит с родителями в лес, за грибами? Отгадайте загадки и покажите на плакате отгадки.
Загадки.
Многие ядовитые грибы похожи на съедобные, и только опытный грибник отличит их от опасных. Золотое правило грибника – собирать только известные съедобные грибы. Внимательно присмотритесь к грибам. Одни из них называются пластинчатые, а другие трубчатые. Как вы думаете, почему они имеют такое название?
- Среди каких грибов больше ядовитых? - Назовите их еще раз.
- А среди трубчатых? - Часто грибы образуют сплетение с живыми корнями некоторых растений. Этот союз называется – микориза (карточка) Найдите листочек ….цвета. С каким деревом составляет микоризу тот или иной гриб, проведите стрелочку, посовещавшись в паре. Проверка работы. ФИЗМИНУТКА - А какую роль грибы играют в жизни человека. Для чего он их использует? - Как он их использует?
Мы сейчас мысленно отправимся в лес и составим памятку настоящего грибника. - Какие правила грибника надо соблюдать в лесу, чтобы самому не отравиться и не нанести ущерб лесу. Совещаемся в четверках, можно стоя. - Слушаем выступление будущих настоящих грибников. У кого есть дополнения? - Проверим, все ли основные правила вы отметили.(Слайд) Молодцы.
- Итак, вспомним вопрос, который интересовал нас вначале урока. Грибы – это растения или животные?
- Какие виды грибов узнали?
- Почему наш урок назывался «Прирожденные разрушители»?
Вернемся к игре - Верите ли вы, что *Гриб может разрушить дом *Грибами можно лечить *Все грибы ядовитые *Нет грибов – нет хлеба *Плесень – это гриб *Грибы можно вырастить самим *Грибы можно собирать под снегом - Снова сыграем в эту игру. Если хлопки вразнобой, другие дети могут доказать, надо хлопать или нет.
- А сейчас проведем самостоятельную работу. Самостоятельная работа (тест) Ответьте на вопросы, обведите букву ответа, который вы считаете правильным. Тест: 1.К какому царству относятся грибы: А. Царство растений Б. Царство животных М. Царство грибов 2. Роль грибов в экосистеме : О. Разрушители Н. Производители В. Потребители 3. Чем размножаются грибы А. Семенами Л. Спорами О. Корнями 4. Выбери часть гриба, которую важно не разрушить при сборе Л. Шляпку Б. Ножку О. Грибницу 5. Гриб, используемый при приготовлении хлеба Д. Дрожжи Ц. Плесень В. Опёнок 6. Как называется группа грибов, которые человек использует в пищу: Н. Шляпочные Ц. Съедобные К. Несъедобные 7. Как называется союз растения и гриба? А. Семья Ы. Микориза В. Дружба
- Поменяйтесь листочками, оценим работу друг друга. Сверьте с ответом на доске. Должно получиться слово «Молодцы». Снизу поставьте отметку. Кто получил 5? Кто получил 4? - Какой вопрос оказался трудным? В каких вопросах допустили ошибки?
|
- Они растут, размножаются как растения, не двигаются
- Нет, у них нет хлорофилла
- Питаются готовыми органическими веществами
- Они не двигаются, у них нет пищеварительной системы и другое, что назовут дети
Дети высказывают предположения.
Читают по цепочке.
- Они относятся к отдельному царству, которое так и называется «Грибы». - Клетки гриба растут и делятся только в одном направлении, образуя длинные разветвленные нити - грибницу.(Слайд) Это - тело, организм гриба. Грибницу разрушать нельзя. Весь организм гриба погибает. - Они питаются органическими готовыми веществами, растворенными в воде, без воды грибы жить не смогут. Значит тип питания, как у животных.
Дети высказывают предположения.
Дети читают по цепочке.
- Перед нами один, а не три организма. - Грибы размножаются спорами, когда тело поспевает, споры разлетаются, тела отмирают, а грибница продолжит свою незаметную подземную жизнь.
Заполняют таблицу
Дети работают сначала с текстом, потом обсуждают в парах.
Грибы – это отдельное царство; состоит гриб из грибницы, плодового тела, размножается спорами.
- Где растут грибы, какие грибы бывают и какую роль выполняют в природе.
Если дети верят – хлопки руками
Читают тексты, делают отметки на полях.
Делятся информацией.
- Всюду. - Разрушают. Заполняют
- Превращают сложные органические вещества в простые, следят, чтобы не залеживался природный мусор, разрушают остатки живых организмов Самооценка
- Их нельзя уничтожать в природе, так как они выполняют роль разрушителей, а значит замыкают круговорот веществ в природе.
- Съедобные и несъедобные.
- Мухомор. - Он ядовит. - Это сложное слово. Имеет значение: мух морить, травить. - Поганки
- Нет. Ими лечатся лесные обитатели, поэтому пинать, топтать их нельзя, споры погибнут.
Дети отгадывают загадки.
- Если на шляпке снизу пластинки – это пластинчатые грибы. Если – трубочки, похожие на губку, то трубчатые.
- Среди пластинчатых. - Мухомор, бледная поганка, ложные опята. - Сатанинский гриб.
- Подберезовик – береза, подосиновик – осина, боровик – сосновый бор.
- Использует в пищу.
- Жарит, варит, сушит, консервирует, замораживает.
Дети составляют правила.
Ребята высказываются.
Сверяют со слайдом.
- Это царство грибов.
- Трутовик, эмпуза, спорынья, дрожжи, шляпочные грибы
- Потому что грибы в экосистеме выполняют роль разрушителей.
|
Домашнее задание
Итог урока |
- Сейчас тоже трудный вопрос вам задам. - А можно ли самим вырастить гриб в домашних условиях? - Я тоже вырастила гриб. Кто скажет как он называется? (Показываю плесень) - Домашнее задание будет, по желанию вырастить плесень. Будем работать с микроскопами на следующем уроке. Будем исследователями. А обязательно для всех : выучить параграф 27, выполнить задание в рабочей тетради. - Чем занимались сегодня на уроке? - Какие новые знания открыли для себя? - Что показалось трудным? Оцените свою работу на уроке. У вас на партах грибочки. На шляпке гриба нарисуйте смайлик. Если у вас все получилось, открыли для себя много нового, открыли неизвестное, смайлик улыбается. Если пока получилось не всё, спокойный смайлик. Один из вопросов был на уроке : - Можно ли собирать грибы под снегом? - Когда появился самый первый гриб? Интересно? Дополнительный материал Если успеваем – на уроке, если - нет, узнать интересные факты из жизни грибов. Прием «Снежный ком» Ребята находят у себя дополнительную информацию и читают для других |
- Да, можно.
- Плесень. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.