Притчи для работы по профессиональному самоопределению школьников.
Оценка 4.7

Притчи для работы по профессиональному самоопределению школьников.

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 4
8 кл—11 кл +1
24.03.2017
Притчи для работы по профессиональному самоопределению школьников.
Профессиональное и личностное самоопределение школьников - важнейшая задача современной школы. Как сделать эту работу более интересной для ребят и более эффективной с педагогической и психологической точки зрения? Притчи - это замечательный инструмент, стимулирующий самопознание и совершенствование личности. Их можно просто рассказать школьникам и оставить для самостоятельного анализа, а можно на базе одной притчи построить целое мероприятие для детей или взрослых.
ПРИТЧИ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ1..doc

Притчи для работы по профессиональному самоопределению школьников

 

Доверие.

     Однажды Мулла Насреддин поздно вечером возвращался домой, и когда он проходил мимо кладбища он услышал вдали конский топот, и решил, что это разбойники. Он бросился бежать в сторону кладбища, забежал на него, но споткнулся у свежевырытой могилы и упал в нее.

А всадники были вовсе не разбойники, а вполне мирные дехкане. Они увидели что человек бежит, решили, что ему нужна помощь и бросились за ним. Подбегают к могиле, а там лежит Мулла Насреддин и смотрит на них.

      Они его и спрашивают:

     – Почему вы здесь лежите?

     А Мулла уже понял свою ошибку, и отвечает:

    – Это очень сложный философский вопрос. Единственное что я могу сказать, что вы здесь из-за меня, а я здесь из-за вас.

 

Искать  своё Я.

     Маулунгапутра, искатель истины, пришёл к Будде. Будда спросил его:

— Что ты ищешь? Маулунгапутра сказал:

— Я ищу себя. Помоги мне!

     Будда пообещал помочь ему, если он сделает то, что он ему скажет. Маулунгапутра заплакал и сказал:

— Как я могу обещать? Меня нет — меня ещё нет, как я могу обещать? Я не знаю, что буду делать завтра, у меня нет никакого «я», которое могло бы пообещать, поэтому не проси невозможного. Я попытаюсь. Самое большее, что я могу сказать, — это «я попытаюсь». Но я не могу сказать, что это сделаю, потому что кто это сделает? Я ищу то, что может обещать и дер­жать обещания. Меня ещё нет.

     Будда сказал:

— Маулунгапутра, я задал тебе этот вопрос, чтобы это услышать. Если бы ты пообещал, я бы отказал тебе. Если бы ты сказал: «Я обещаю, что это сделаю», — тогда я узнал бы, что ты не настоящий искатель себя, потому что искатель должен знать, что его ещё нет. Иначе, какой смысл искать? Если ты уже есть, нет никакой необходимости. Тебя нет! И если человек мо­жет это чувствовать, эго испаряется.

 

Возможности и  результат.

     Нанял барин двух приказчиков - Василия и Петра. Через месяц выдает им плату: Василию 5 рублей, а Петру - 3 рубля.

     Возмутился Петр:

     - Я и моложе, и выше, и проворнее, чем Василий. Да
и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?

     Ухмыльнулся барин:

     - Видишь обоз за околицей? Узнай, кто такие. Быстро вернулся Петр:

     - Из Рязани будут...

     - А куда направляются? Снова быстро вернулся Петр:

     - В Саратов едут...

     - А что везут? - интересуется барин. Вернувшись, Петр доложил:

     - Рожь и пшеницу. Позвал барин Василия:

     - Там обоз идет, узнай кто такие. Возвращается Василий:

     - Это, хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть еще и овес. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать. Будем покупать, или пусть далее едут?

     Барин многозначительно посмотрел на Петра.

     Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.

 

 

Единственный выход.

     Жила-была одна лягушка, как-то она запрыгнула случайно в колею на разбитой проселочной дороге. Колея была такая глубокая, что лягушке никак не удавалось оттуда выбраться. Она выбивалась из сил, но ничего не получалось. Вокруг со­брались приятели, все пытались как-то помочь — безрезультатно. К вечеру приятели с грустью разошлись по домам, размышляя о том, что к утру бедняжка, конечно же, уже погибнет — она ведь прямо посреди дороги, в самой колее. Проснувшись, все кинулись к дороге и увидели, что лягушка прыгает себе на воле. «Как тебе это удалось? Как ты выбралась из ямы? Мы ведь вчера все пере­пробовали, это просто чудо какое-то! Что случилось?»

     «Да ничего особенного, — ответила лягушка. — Понимаете, я увидела, что при­ближается грузовик. Шутки шутками, но у меня был только один выход — поско­рее выбираться!»

 

Почему не все?

     Однажды хозяин дома собрал троих своих слуг и сказал: Я уезжаю.    Каждому    из    вас    я   даю    по 1 таланту. Позаботьтесь об этих деньгах.

     Первый пошел на рынок и торговал до тех пор, пока не превратил этот 1 талант в 2 таланта.  Второй последовал его примеру и превратил 1 талант в 2 таланта, затем эти два - в четыре. И так он торговал и торговал, и его капитал вырос до 10 талантов. Третий, будучи очень осторожным человеком, для полной сохранности денег зарыл свой талант в землю.

     Возвратился хозяин и собрал своих слуг.  

     Первый вернул хозяину 2 таланта.      - Спасибо тебе!

     Второй - 10.      - Спасибо тебе.

     Третий сказал:      - Опасаясь, что я могу потерять Ваши деньги, я зарыл талант в землю. Вот он.

     Хозяин посмотрел на этот один НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ТАЛАНТ  и сказал:

     - Возьми этот талант и дай его тому, у кого больше денег.

     Мораль. Деньги идут к деньгам! Потому  что не только таланты, но и все в этой жизни раздается не по нашим ПОТРЕБНОСТЯМ (кому сколько надо), а по нашим ЗАСЛУГАМ. Какие усилия мы приложили, в чем они проявились и каких результатов мы добились, таким и будет наше вознаграждение.

 

Благодарность.

     Умирал в одном селении человек, прославившийся своей скупостью. Кроме старой сиделки, некому было скрасить его последние минуты, ибо никогда и ни с кем не делился он ни деньгами, ни жилищем, ни сердечным теплом.
     Но однажды на пороге его хижины появился путник, чье лицо светилось мудростью и любовью.
     — Узнав о твоей болезни, я пришел попрощаться и поблагодарить тебя,     — сказал он хозяину хижины.
     Тот взглянул на гостя с удивлением:
     — Нет в этом мире человека, который мог бы быть мне благодарен.
     Но путник продолжал:
     — Много лет назад я просил у тебя денег, так как никто больше не хотел давать мне взаймы, ты был моей последней надеждой. И твой отказ заставил меня пересмотреть всю мою жизнь. Я научился зарабатывать деньги сам, научился надеяться только на свои собственные силы. И теперь я богат, счастлив и свободен — благодаря тебе.

 

Узелок на память.

     В жарких местностях Ирана питьевая вода - величайшая драгоценность. Она поддерживает  жизнь. Ее хранят в особых цистернах и приносят домой в больших кувшинах, причем ходить за ней приходится часто очень далеко. Однажды отец послал сына за водой: «Сын мой, возьми этот кувшин и принеси нам воды». Говоря это, он со всего размаха дал сыну звонкую пощечину. Со слезами на глазах, судорожно сжимая кувшин, мальчик пошел за водой. «Зачем ты ударил нашего сына, - возмутилась мать, - он же ничего плохого не сделал». На что отец ответил: «Эта пощечина будет ему узелком на память. Будь уверена, никогда в жизни он не посмеет уронить кувшин с водой. Какой толк был бы в том, если бы я ему дал пощечину после того, как он, не дай бог, разбил бы кувшин».

 

О вечной жизни.

     Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммад. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы.

    - «Что же ты делаешь?» - спросил царь.

     - «Я сажаю ореховые деревья», - ответил старик.

     Царь удивился:

     - «Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?».

     Старик взглянул на него и ответил:

     - «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».

 

Ад и Рай.

     Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад

     Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ющей ручкой. Черпануть из котла они могут, а в рот никак не попадут.

     Вдруг к нему подбегает местный служащий (судя по всему, Черт) и кричит:

     – Быстрее, а то ты опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

     Приехал Человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

     Всем нам хочется, что бы у нас в жизни было больше светлого, теплого, доброго. Но для того, что бы это появилось, нужно что-то сделать.

 

Простое решение.

     Некий человек стоит на одной ноге. Стоять ему тяжело, нога затекла, и он тру­дом держит равновесие. Окружающие маги, колдуны и целители всячески пыта­ются ему помочь. Один массирует ногу. Другой предлагает встать на руки. Третий говорит: «Покайся и станет легче». Четвертый: «Осознай свою карму, это твоя расплата». Пятый: «Тебе повезло, у кого-то вообще нет двух ног». Наконец обыч­ный путник подходит и говорит: «Почему ты стоишь на одной ноге? Разогни вторую ногу и стой на двух ногах. У тебя же есть вторая нога»

     Мораль. Правильное решение не всегда приходит в голову, даже если оно очевидно. Прежде чем предпочесть сложный способ решения проблемы, есть смысл обратить внимание на более простые пути.

 

Воробей-павлин.

     Воробей захотел стать таким, как павлин. Как нравилась ему гордая поступь большой птицы с высоко поднятой головой и огромным, словно колесо, хвостом, которым она хлопала!

     - «Я хочу тоже быть таким, - сказал воробей, — я уверен, что мной будут восхищаться другие». Он изо всех сил вытянул голову, глубоко вздохнул, так что его узкая грудка раздулась, растопырил перья хвоста и попытался так же элегантно выступать, как это делает павлин. Долго он семенил туда-сюда и наконец почувствовал, что устал от непривычной манеры держаться. Шея заболела, ноги тоже, но самое плохое было то, что все птицы стали смеяться над воробьем-павлином: и надутые от важности черные дрозды, и кокетливые канарейки, и глупые утки.

     - «Это уж чересчур! Мне не нравится этот спектакль, мне надоело быть павлином. Я хочу снова стать обыкновенным воробьем».

     Когда же он попытался пробежаться по-воробьиному, ему это не удаюсь. Он мог только прыгать. С тех пор воробьи и стали прыгать.

 

 

А ларчик просто открывался.

     Один человек как-то сильно занемог. Болезнь его была в том, что глаза у него вы­катывались из орбит, а в ушах все время стоял звон. И он потихоньку сходил с ума, ведь продолжалось это круглые сутки. Он не мог ни спать, ни работать. И он кинулся по врачам.

     Один доктор решил, что нужно удалить аппендикс. Ап­пендикс вырезали, но облегчения не было.

     Другой врач сказал: «Вам нужно вы­рвать все зубы». Больному вырвали все зубы, но это тоже не помогло — он про­сто постарел, вот и все.

     Третий врач предположил, что дело в гландах. Нам вечно дают миллионы советов, а если бы мы каждого слушали, то давно лежали бы на кладбище. Так или иначе, гланды вырвали, но толку от этого не было. И тогда бед­няга пошел к самому знаменитому врачу.

     Светоч медицины осмотрел его и сказал: «Ничего тут не поделаешь, причина не­известна. Боюсь, вы протянете не больше полугода. Простите за такую прямоту, но сделать все равно ничего нельзя».

     Больной вышел из врачебного кабинета и подумал: «Ну, раз мне осталось каких-то полгода, так почему бы не прожить их в свое удовольствие?» Он был скряга и никогда по-настоящему и не веселился, а теперь купил самую роскошную машину последней модели. Еще он купил себе прекрасное бунгало, заказал три дюжины костюмов и кучу рубашек.

И вот когда он пришел к портному, тот снял мерки для рубашки и сказал:

     - «Рукава — тридцать шесть, воротник — шестнадцать».

     - «Нет, пятнадцать, — возразил человек. — Я всегда пятнадцатый размер носил». Портной снова снял мерку и покачал головой:

     - «У вас шестнадцать!»

     -  «Но я-то пятнадцатый всю жизнь ношу», — вскликнул тот человек.

      - «Ладно, дело ваше, пожал плечами портной, — только воротник будет тесен, а от этого, знаете, глаза из орбит лезут и в ушах звенит.»

     Вот в чем дело было! Вот она, причина смертельной болезни!

     Мораль. Люди очень часто упускают главное, жизненно важное не по каким-то веским причинам, а из-за мелочей, на которые просто не обращают внимание.

 

 

Мастер гончарного дела.

          Один мастер как-то сказал своему ученику:

     — Ты уже готов. В гончарном деле ты достиг совершенства и уже стал мастером. Теперь открывай свою мастерскую и набирай учеников.

     Ученик поехал в свой город, открыл там гончарную мастерскую и стал работать. Через некоторое время он в отчаянии возвращается к мастеру.

     — Мастер, у меня ничего не получается!

     Мастер его успокоил и сказал:

     — Давай сейчас прямо при мне начни делать кувшин. Пока будешь делать, я по­смотрю, где твоя ошибка.

     Ученик замесил глину, сделал форму, потом обжиг, роспись, глазурь, снова об­жиг. Получился красивый кувшин. Но чего-то в нем не хватало.

     — А знаешь, где ты допустил ошибку, на что ты не обратил внимание?

     Когда после первого обжига ты вытаскивал кувшин из печи, ты забыл три раза сдуть с него пыль и протереть его рукавицей.

     Мораль. Иногда секрет заключается не в том, как придать форму, а в том, как «сдуть пыль», т. е. в самом незначительном моменте или в том, что нам кажется незначительным, второстепенным.

В надежде на исправление.

     Молодой самурай стоял с луком и несколькими стрелами в руках, взглядом измеряя расстояние до мишени. Проходивший мимо монах сказал ему:

     - Ты не научишься метко стрелять, если будешь надеяться на исправление промахов. В бою такой случай вряд ли представится. Учись поражать цель с первого раза, всегда помни, что у тебя только одна стрела.

     И в жизни всякое дело делай сразу, не надейся, что потом можно будет что-то исправить.

 

Знание дорого стоит.

     У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовав, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился:

     - «Как, ты хочешь пятьдесят туманен только за один удар молотком!»

     - «Дорогой друг, - сказал мастер, - за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».

 

Парадокс маркетинга.

      Руководитель отдела маркетинга крупной обувной фабрики для изучения рынка отправил в командировку в Африку двух маркетологов. Каждый из них должен был охватить свой регион, поэтому в командировку они отправились поодиночке, хотя в одно и то же время. Через месяц маркетологи возвратились и пришли с отче­том к своему руководителю.

— Шеф, это совершенно дохлый номер. Нет никаких перспектив: там практически не встретишь никого в обуви, сотни тысяч людей ходят босые, — с полной безыс­ходностью в голосе сообщил первый.

—  Шеф, это большая удача. Рынок практически не ограничен: там практически не встретишь никого в обуви, сотни тысяч людей все еще ходят босые, — с вос­торгом сделал свой вывод второй.

 

 

Познание причины.

     Ле-цзы учился стрелять. Попав в цель, попросил указаний у Стража Границ. Страж Границ задал вопрос:

     - Знаешь ли ты, почему попал в цель?

     - Не знаю.

     - Значит, еще не овладел мастерством.

     Ле-цзы ушел, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границ спросил:

     - Знаешь ли ты, почему попал в цель?

     - Знаю, - ответил Ле-цзы.

     - Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого, и царство. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины.

 

Две лягушки.

     Однажды две лягушки оказались в кувшине со сметаной. Одна из них смирилась с ситуацией, не предпринимала никаких попыток выбраться и погибла. Вторая же барахталась в сметане до тех пор, пока, в конце концов, под ее лапками сметана не начала сбиваться в масло. Когда в результате ее стараний получился кусок масла, лягушка оттолкнулась от него и выпрыгнула из кувшина.

     Мораль. В любой самой сложной ситуации нужно бороться до последнего. Смирившийся проигрывает всегда. Настойчиво пытаю­щийся решить проблему получает шанс.

   

 

Пропасть.

     Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест слишком тяжелый. Он был очень хитрым. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он их догнал и пошел дальше. Вдруг на пути разверзлась пропасть. Все положили свои кресты и по ним перешли ее. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.

 

 

Чем занимаются люди.

          Шел мудрец, а на встречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «а что ты делал целый день?», и тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «а я принимал участие в строительстве храма!»

  Мораль. То, что мы видим, оценивая поступки людей, не дает нам основания с уверенностью утверждать что-либо о причинах такого их поведения

 

 

Гордиев узел.

     Согласно древнегреческой легенде, фригийский Гордий привязал ярмо к дышлу те­леги запутанным сложным узлом. Предсказание оракула гласило, что развязавший получит господство над миром.

     По преданию, Македонский в 334 до н.э. в ответ на предложение распутать узел разрубил его мечом (отсюда выражение «разру­бить гордиев узел»).

   Мораль. Если вопрос сложный и запутанный, то зачастую быстрое и смелое решение — самый лучший способ разрешить проблему.

 

О плевелах.

     …Царство небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на своем поле.

     Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницей плевелы и ушел. Когда взошла зелень и показался плод, тогда и явились плевелы. Пришедшие же рабы до владыки сказали ему:

     - Господин! Не доброе семя сеял ты на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?

     Он же сказал им:

     - Враг человека сделал это.

     А рабы сказали ему:

    - Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

  Но он сказал:

- Нет, чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы. Оставьте расти вместе и то, и другое, до жатвы, и во время жатвы я скажу жнецам: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою!»

 

 

Почему он смотрит в окно?

     В одной организации один из служащих обычно сидел в своем огромном кабине­те и мечтательно смотрел в окно. Его коллеги пожаловались боссу: «Почему это Эванс целыми днями сидит и смотрит в окно? Почему его не заставляют работать, как и всех остальных?»

     Босс приложил палец к губам: «Тс-с, — прошептал он, — в последний раз, когда Эванс смотрел в окно, компания получила миллион долла­ров».

     Мораль. Следование справедливости абсолютно не противоречит тому, что среди равных всегда есть те, кто оказывается «равнее», а из любого правила бывают исключения, подтверждающие правила.

 

Кирпичи в портфеле.

     В одной военно-строительной части служил на складе ничем не приметный капи­тан. Каждый день утром он приходил на службу и каждый день вечером отправ­лялся домой. Единственное, что отличало его от коллег, это большой, видавший виды портфель. Когда, сгибаясь под его тяжестью, он покидал территорию части, часовой на проходной задавал ему один и тот же вопрос: «Что это у Вас там в порт­феле такое тяжелое, товарищ капитан?» «Что, что? Кирпичи!» — с улыбкой отвечал тот. Шли годы. Фраза о кирпичах стала в части уже дежурной. Капитан дослу­жился до подполковника и вышел на пенсию.

     На «отвальную» он пригласил своих сослуживцев к себе на дачу. Глядя на не­большой, но очень симпатичный кирпичный домик, один из коллег ехидно спро­сил: «А домик-то небось из тех кирпичей, которые в портфеле с работы выно­сил?» «Вы будете смеяться, — ответил на полном серьезе новоиспеченный пен­сионер, — но это действительно так. По четыре кирпича каждый день — и на скромный домик насобирал». Все дружно посмеялись, но многие участники встречи так и не поняли, шутил хозяин или говорил чистую правду.

     Мораль. Иногда правда выглядит настолько фантастичной и не­обычной, что окружающим легче поверить в самый откровенный вы­мысел, чем признать очевидные вещи.

 

 

                                                                               Книга.            

     У одного хасидского Мастера всегда лежала рядом книга. И он никому не разрешал заглядывать в неё. Когда никого не было поблизости, он закрывал окна и двери, и люди думали: «Теперь он читает». А когда кто-то приходил, он бережно отставлял книгу подальше. Он запрещал даже касаться её! И конечно, все сгорали от интереса.

Когда Мастер умер, первое, что сделали его ученики, — ведь никто уже не мог запретить им, — они броси­лись к таинственной книге; она, должно быть, содер­жала нечто значительное. Но, открыв её, они очень разочаровались. Лишь на первой странице было что-то написано, остальные же были совершенно пусты.

     На первой странице было написано лишь одно пред­ложение:

«Когда вы способны стереть различие между обо­лочкой и содержимым — вы становитесь мудрым».

 

 

 

 

 

 


Притчи для работы по профессиональному самоопределению школьников

Притчи для работы по профессиональному самоопределению школьников

Единственный выход. Жила-была одна лягушка, как-то она запрыгнула случайно в колею на разбитой проселочной дороге

Единственный выход. Жила-была одна лягушка, как-то она запрыгнула случайно в колею на разбитой проселочной дороге

Будь уверена, никогда в жизни он не посмеет уронить кувшин с водой

Будь уверена, никогда в жизни он не посмеет уронить кувшин с водой

Это уж чересчур! Мне не нравится этот спектакль, мне надоело быть павлином

Это уж чересчур! Мне не нравится этот спектакль, мне надоело быть павлином

В надежде на исправление.

В надежде на исправление.

Пропасть. Однажды по дороге шла толпа людей

Пропасть. Однажды по дороге шла толпа людей

Кирпичи в портфеле. В одной военно-строительной части служил на складе ничем не приметный капи­тан

Кирпичи в портфеле. В одной военно-строительной части служил на складе ничем не приметный капи­тан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017