Притяжательные местоимения
Оценка 4.7

Притяжательные местоимения

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
01.06.2019
Притяжательные местоимения
Оргмомент. Целеполагание Сегодня на уроке мы изучим еще один разряд местоимений – притяжательные местоимения. При изучении теоретического материала вы будете работать в группах, затем мы систематизируем то, что вы узнаете о них, вместе выполним ряд упражнений. «Радионяня» поможет вам избегать неправильного употребления притяжательных местоимений в речи. По ходу урока каждый из вас будет заполнять оценочный лист (см. Приложение 1) своей деятельности (+). И у меня для вас сюрприз: разбирать новый материал мы будем с помощью тех загадок и пословиц, которые подобрали вы сами, выполняя предыдущее домашнее задание. Давайте вспомним, на что мы обращаем внимание, когда изучаем части речи. (грамматическое значение и вопросы; морфологические признаки – изменение; роль в предложении). Что мы узнаем о притяжательных местоимениях? Посмотрите на слайд: каждый из вас должен будет записать эти предложения, дополнив их. Слайд 2
притяжательные местоимения.doc
МКОУ «Ерсинская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока русского языка в 6 классе Притяжательные местоимения разработала учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории                                                       Исмаилова М.М с.  Ерси 2019 Предметные Ученики научатся  Цели урока  опознавать притяжательные местоимения;  анализировать   притяжательные   местоимения   по   значению,   изменению   и   роли   в предложении;  употреблять притяжательные местоимения в речи в соответствии с нормами. Получат возможность научиться   различать   грамматические   омонимы:   притяжательные   местоимения   и   личные местоимения 3 лица в роли притяжательных; Метапредметные Получат возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; аргументировать свой ответ; согласовывать позиции и находить общее решение;   наблюдать, сравнивать, классифицировать явления и объекты;  делать научные выводы на основе изученного языкового материала;    оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;   работать со словарем;  выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. соотносить результат своей работы с образцом; Личностные Получат возможность  видеть талант и мудрость русского народа в пословицах и загадках;  формировать ценностное отношение к русскому языку;   пополнять активный словарный запас;  работать в команде;   оценивать собственную деятельность на уроке;  развивать творческие способности. взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; Ход урока Оргмомент. Целеполагание Сегодня   на   уроке   мы   изучим   еще   один   разряд   местоимений   –   притяжательные местоимения.  При   изучении   теоретического   материала   вы   будете   работать   в   группах,   затем   мы систематизируем то, что вы узнаете о них, вместе выполним ряд упражнений.  «Радионяня»   поможет   вам   избегать   неправильного   употребления   притяжательных местоимений в речи. По ходу урока каждый из вас будет заполнять оценочный лист (см. Приложение 1) своей деятельности (+). И у меня для вас сюрприз: разбирать новый материал мы будем с помощью тех загадок и пословиц, которые подобрали вы сами, выполняя предыдущее домашнее задание. Давайте вспомним, на что мы обращаем внимание, когда изучаем части речи. (грамматическое   значение   и   вопросы;   морфологические   признаки   –   изменение;   роль   в предложении).   Что   мы   узнаем   о   притяжательных   местоимениях?   Посмотрите   на   слайд: каждый из вас должен будет записать эти предложения,  дополнив их. Слайд 2 Притяжательные местоимения – указывают на … .  – отвечают на вопросы … . – к притяжательным местоимениям относятся …, …, …, …, … . – они изменяются по …, … и …, как … . – в предложениях обычно бывают… .  – в роли притяжательных могут выступать … . Фронтальная работа  Притяжательные… Что вы скажете об этом термине? (знакомый термин, употребляли его, когда изучали притяжательные прилагательные)  Какие прилагательные называются притяжательными?  На какие вопросы они отвечают?  Приведите примеры.  Если притяжательные прилагательные отвечают на вопросы чей?, чья?, чье?, чьи?, то на какие вопросы должны отвечать притяжательные местоимения?  Но   притяжательные  прилагательные   обозначают   принадлежность,   а   притяжательные местоимения? (указывают на принадлежность) Итак,   мы   предполагаем,   что   притяжательные   местоимения  указывают   на принадлежность   и   отвечают   на   вопросы   чей?,   чья?,   чье?,   чьи?   Давайте   проверим   наше предположение.  Послушайте загадки, отгадайте их и найдите притяжательные местоимения.   1) Подниму я крышу  по столбику выше,  куда я,  туда и крыша моя. (слайд №3 – зонтик) 2) Твой хвостик Я в руке держал, Ты полетел – Я побежал. (слайд №4 – воздушный шарик)  3) На узкой дорожке –  голова да рожки. Кто так медленно ползёт,  на себе свой дом везёт? (слайд №5 – улитка) (после каждой загадки – ответы учащихся) Заполнение п. 1 оценочного листа.  Можете ли вы заполнить начало опоры? Слайд №6 Притяжательные местоимения – указывают на …  – отвечают на вопросы … . (работа учеников в тетради)  Посмотрите   на   остальные   пункты.  Чтобы   заполнить   эту   часть   опоры,   вы   будете   в группах. Внимательно читайте задания, чтобы выполнить их полностью.  Работа в группах Задание 1 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и найдите притяжательное(ые) местоимение(я). Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод: какие местоимения относятся к этой группе.   Лежи, моя куделя, хоть целую неделю.  Был бы твой ум – будет и рубль, (не) будет ума – (не) будет и рубля.  Наши пряли, а ваши спали.  Не за свое дело (не) берись, а за своим делом (не) ленись.  Всяк на себя свой хлеб добывает. Задание 2 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и найдите притяжательное местоимение. Определите падеж, число и род. Сделайте вывод об изменении притяжательных местоимений.  Своя земля и в горсти мила.  Каждому свой край сладок.  Всякая сосна своему бору шумит.  Всякая птица свое гнездо хвалит.  Не в свои сани (не) садись. Задание 3 группе:  Просклоняйте по одному местоимению, выделите окончания. Сделайте вывод: окончания какой части речи имеют притяжательные местоимения, докажите это.  мой  твой  наш  ваш  свой Задание 4 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и найдите   притяжательное(ые)   местоимение(я).   Подчеркните   их   как   члены   предложения. Сделайте   вывод:   какими   членами   предложения   чаще   всего   бывают   притяжательные местоимения?  Людей слушай, а свой ум имей.   Всяк своим разумом кормится.  Умный себя винит, глупый – своего  товарища.  Бывают дураки средней руки, а наши дураки последней руки.  На наш век дураков хватит, да и на ваш век останется. Слайд №6 – к притяжательным местоимениям относятся …, …, …, …, … . – они изменяются по …, … и …, как … . – в предложениях обычно бывают… .  Заполнение п. 2 оценочного листа. Самопроверка А теперь посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание по теоретическому материалу (последнюю строчку вы заполните чуть позже).   Слайд №7 Притяжательные местоимения – указывают на принадлежность. – отвечают на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи? – к притяжательным местоимениям относятся мой, твой, наш, ваш, свой. – они изменяются по падежам, числам и родам в ед. ч., как имена прилагательные. – в предложениях обычно бывают определениями.  – в роли притяжательных могут выступать … .  Поднимите руку, у кого все было правильно? Молодцы! Кто сделал незначительные поправки? Ничего страшного, дома вы еще раз обратитесь к этим записям. Вам нужно будет   подобрать   к   каждому   пункту   свои   примеры   и   приготовить   рассказ   о притяжательных   местоимениях  (первая   часть   дом.   задания).   Мы   с   вами   изучаем науку, а каждая наука в своей основе имеет теоретический материал, и нужно уметь его излагать. Заполнение п. 3 оценочного листа. Употребление притяжательных местоимений в речи. Фронтальная работа Создание проблемной ситуации и беседа  Давайте сопоставим притяжательные местоимения с личными: Я – мой Мы – наши Ты – твой Вы – ваши Свой – соотносится с любым личным местоимением  А как же указывать на него, на нее, на них? Посмотрим, как это делают герои рассказа  А. П. Чехова «Хамелеон». (слайд №8)  (чтение учителя) Отрывок из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»  – Повар генеральский идет, его  спросим...  Эй, Прохор! Поди­ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша? – Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! – И спрашивать  тут долго нечего, – говорит  Очумелов. – Она  бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть,  и бродячая... Истребить, вот и все.  – Это  не  наша,  – продолжал  Прохор.  –  Это генералова  брата,  что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...  – Да  разве  братец  ихний  приехали?  Владимир  Иваныч? –  спрашивает Очумелов, и все лицо   его   заливается   улыбкой   умиления.   –   Ишь   ты,   господи!   А   я   и   не   знал!   Погостить приехали? – В гости... – Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не  знал! Так это  ихняя  собачка? Очень рад...  Возьми  ее...  Собачонка ничего  себе... Шустрая такая... Цап этого  за палец! Ха­ ха­ха... Ну,  чего  дрожишь? Ррр...Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...  Какое   притяжательное   местоимение   используется   для   указания   на   принадлежность генералу? Заполнение п. 4 оценочного листа: запишите это слово, если верно – «+»  Они – ихний, тогда его – ?, ее – ? Что скажете? А вы так не говорите? Слышали когда­ нибудь эти слова? (ответы, рассуждения учащихся)  Для  чего же тогда  Антон  Павлович Чехов, писатель, прекрасно владевший  родным языком, использовал это слово? Ошибся? Тогда и нам можно ошибаться… (речевая характеристика персонажа: необразованность, низкий уровень культуры)   Какие   слова   должны   использовать   мы,   как   люди   образованные,   стремящиеся   в совершенстве владеть русским языком? Он, оно – его Она – ее Они – их  Какие это местоимения? В какой роли выступают в этих случаях? (личные в роли притяжательных) Заполните последнюю строчку опоры. «Радионяня». Веселый урок. Притяжательные местоимения (слайд№9)  Вот мы и повеселились, и получили урок. Какой? (ответы учащихся) Заполнение п. 5 оценочного листа. Фронтальная работа  Как   вы   думаете,   что   поможет   вам   различать   личные   местоимения   его,   ее,   их   и притяжательные? (ответы учащихся) (слайд №10)  Сравним пары словосочетаний: Встретил его – его брат (кого? чей?) Увидел ее – ее сестра (кого? чья?) Знал их – их друзья (кого? чьи?)  Кто продолжит? (ответы учащихся)  В начале урока мы отгадывали загадки – сейчас тоже сделаем это: прочитайте загадки, отгадайте их и определите местоимение 3 лица или притяжательное. Слайды № 11, 12  В уголке живет, пряжу прядет. Тоньше его пряжи (не) найти в продаже. (паук)   Голос тонок, нос долог, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар) Заполнение п. 6 оценочного листа. Если предлагал свои пары словосочетаний – дополнительный «+» Рефлексия  Ответьте на вопросы своему соседу по парте:  – Что узнали на уроке? – Что из содержания урока вы будете использовать в своей повседневной жизни? (ученики отвечают в парах) Итог и домашнее задание Слайд №13  Хотите, я угадаю, что вы сказали друг другу? (...) Если так, то вы молодцы!  Заполнение п. 7  оценочного листа.  Дома вы еще раз обратитесь к теории и выполните упражнение, в котором нужно будет найти  и исправить  речевые  ошибки  в предложениях  с местоимениями  (поработаете корректорами): упр. 644 (письменно), упр. 647 (устно). Предлагаю еще один вариант домашнего задания: придумать текст с ошибками в использовании местоимений. Тот, кто будет выполнять его, оба упражнения разберет устно. Оценка деятельности учеников на уроке (слайд №14)  Возьмите свои оценочные листы и посчитайте +.  Максимум плюсов, которые вы могли поставить себе за урок – 12. Переведите в оценку.  Критерии «5» – 11­12 (зеленая сигнальная карточка) «4» – 9­10 (желтая сигнальная карточка) «3» – 6­8 (красная сигнальная карточка)  Поднимите свою сигнальную карточку.  (учитель оценивает работу на уроке, оценочные листы сдаются) Слайд №15 Список использованной литературы 1. Программа по русскому языку. 5 – 9   классы   (Авторы   программы:   В. В.Бабайцева, А.   Ю.   Купалова,   Е.   И.   Никитина,   А.   П.   Еремеева       и       др.)//   Программы   для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9, 10 –11 классы/ Составитель Е. И. Харитонова. – М: Дрофа, 2011. – с. 3 – 47.  2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д.  Русский язык.  Теория. 5 – 9 классы. –  М.: Дрофа, 2014 3. Русский язык. Практика /Под ред. С. Н. Пименовой – М: «Дрофа», 2014 Использованные материалы и Интернет ресурсы 1. http://flaminguru.ru/z113.html 2. https://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie­upraznenia/zagadki­dla­detej­na­ zvuki/zagadki­na­zvuki­z­c­s­s 3. http://hvatalkin.ru/zagadka/1933 4. https://otvet.mail.ru/question/39070661 5. http://posloviz.ru/category/o­trude­i­trudoljubii­leni­i­neradivosti/ 6. http://modernlib.ru/books/chehov_anton_pavlovich/hameleon/read/ 7. http://muzofon.com/search/радионяня%20притяжательные%20местоимения 8. http://hvatalkin.ru/zagadka/2026 9. http://zagadochki.ru/zagadka­nos­dolog­golos­tonok.html

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2019