Притяжательные местоимения

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Оргмомент. Целеполагание Сегодня на уроке мы изучим еще один разряд местоимений – притяжательные местоимения. При изучении теоретического материала вы будете работать в группах, затем мы систематизируем то, что вы узнаете о них, вместе выполним ряд упражнений. «Радионяня» поможет вам избегать неправильного употребления притяжательных местоимений в речи. По ходу урока каждый из вас будет заполнять оценочный лист (см. Приложение 1) своей деятельности (+). И у меня для вас сюрприз: разбирать новый материал мы будем с помощью тех загадок и пословиц, которые подобрали вы сами, выполняя предыдущее домашнее задание. Давайте вспомним, на что мы обращаем внимание, когда изучаем части речи. (грамматическое значение и вопросы; морфологические признаки – изменение; роль в предложении). Что мы узнаем о притяжательных местоимениях? Посмотрите на слайд: каждый из вас должен будет записать эти предложения, дополнив их. Слайд 2
Иконка файла материала притяжательные местоимения.doc
МКОУ «Ерсинская средняя общеобразовательная школа» Конспект урока русского языка в 6 классе Притяжательные местоимения разработала учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории                                                       Исмаилова М.М с.  Ерси 2019Предметные Ученики научатся  Цели урока  опознавать притяжательные местоимения;  анализировать   притяжательные   местоимения   по   значению,   изменению   и   роли   в предложении;  употреблять притяжательные местоимения в речи в соответствии с нормами. Получат возможность научиться   различать   грамматические   омонимы:   притяжательные   местоимения   и   личные местоимения 3 лица в роли притяжательных; Метапредметные Получат возможность научиться выполнять учебное задание в соответствии с целью; аргументировать свой ответ; согласовывать позиции и находить общее решение;   наблюдать, сравнивать, классифицировать явления и объекты;  делать научные выводы на основе изученного языкового материала;    оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других;   работать со словарем;  выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. соотносить результат своей работы с образцом; Личностные Получат возможность  видеть талант и мудрость русского народа в пословицах и загадках;  формировать ценностное отношение к русскому языку;   пополнять активный словарный запас;  работать в команде;   оценивать собственную деятельность на уроке;  развивать творческие способности. взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; Ход урока Оргмомент. Целеполагание Сегодня   на   уроке   мы   изучим   еще   один   разряд   местоимений   –   притяжательные местоимения.  При   изучении   теоретического   материала   вы   будете   работать   в   группах,   затем   мы систематизируем то, что вы узнаете о них, вместе выполним ряд упражнений.  «Радионяня»   поможет   вам   избегать   неправильного   употребления   притяжательных местоимений в речи.По ходу урока каждый из вас будет заполнять оценочный лист (см. Приложение 1) своей деятельности (+). И у меня для вас сюрприз: разбирать новый материал мы будем с помощью тех загадок и пословиц, которые подобрали вы сами, выполняя предыдущее домашнее задание. Давайте вспомним, на что мы обращаем внимание, когда изучаем части речи. (грамматическое   значение   и   вопросы;   морфологические   признаки   –   изменение;   роль   в предложении).   Что   мы   узнаем   о   притяжательных   местоимениях?   Посмотрите   на   слайд: каждый из вас должен будет записать эти предложения,  дополнив их. Слайд 2 Притяжательные местоимения – указывают на … .  – отвечают на вопросы … . – к притяжательным местоимениям относятся …, …, …, …, … . – они изменяются по …, … и …, как … . – в предложениях обычно бывают… .  – в роли притяжательных могут выступать … . Фронтальная работа  Притяжательные… Что вы скажете об этом термине? (знакомый термин, употребляли его, когда изучали притяжательные прилагательные)  Какие прилагательные называются притяжательными?  На какие вопросы они отвечают?  Приведите примеры.  Если притяжательные прилагательные отвечают на вопросы чей?, чья?, чье?, чьи?, то на какие вопросы должны отвечать притяжательные местоимения?  Но   притяжательные  прилагательные   обозначают   принадлежность,   а   притяжательные местоимения? (указывают на принадлежность) Итак,   мы   предполагаем,   что   притяжательные   местоимения  указывают   на принадлежность   и   отвечают   на   вопросы   чей?,   чья?,   чье?,   чьи?   Давайте   проверим   наше предположение.  Послушайте загадки, отгадайте их и найдите притяжательные местоимения.   1) Подниму я крышу  по столбику выше,  куда я,  туда и крыша моя. (слайд №3 – зонтик) 2) Твой хвостик Я в руке держал, Ты полетел – Я побежал. (слайд №4 – воздушный шарик)  3) На узкой дорожке –  голова да рожки.Кто так медленно ползёт,  на себе свой дом везёт? (слайд №5 – улитка) (после каждой загадки – ответы учащихся) Заполнение п. 1 оценочного листа.  Можете ли вы заполнить начало опоры? Слайд №6 Притяжательные местоимения – указывают на …  – отвечают на вопросы … . (работа учеников в тетради)  Посмотрите   на   остальные   пункты.  Чтобы   заполнить   эту   часть   опоры,   вы   будете   в группах. Внимательно читайте задания, чтобы выполнить их полностью.  Работа в группах Задание 1 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и найдите притяжательное(ые) местоимение(я). Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод: какие местоимения относятся к этой группе.   Лежи, моя куделя, хоть целую неделю.  Был бы твой ум – будет и рубль, (не) будет ума – (не) будет и рубля.  Наши пряли, а ваши спали.  Не за свое дело (не) берись, а за своим делом (не) ленись.  Всяк на себя свой хлеб добывает. Задание 2 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и найдите притяжательное местоимение. Определите падеж, число и род. Сделайте вывод об изменении притяжательных местоимений.  Своя земля и в горсти мила.  Каждому свой край сладок.  Всякая сосна своему бору шумит.  Всякая птица свое гнездо хвалит.  Не в свои сани (не) садись. Задание 3 группе:  Просклоняйте по одному местоимению, выделите окончания. Сделайте вывод: окончания какой части речи имеют притяжательные местоимения, докажите это.  мой  твой  наш  ваш  свой Задание 4 группе: Какой темой связаны все ваши пословицы? Запишите свое предложение и найдите   притяжательное(ые)   местоимение(я).   Подчеркните   их   как   члены   предложения.Сделайте   вывод:   какими   членами   предложения   чаще   всего   бывают   притяжательные местоимения?  Людей слушай, а свой ум имей.   Всяк своим разумом кормится.  Умный себя винит, глупый – своего  товарища.  Бывают дураки средней руки, а наши дураки последней руки.  На наш век дураков хватит, да и на ваш век останется. Слайд №6 – к притяжательным местоимениям относятся …, …, …, …, … . – они изменяются по …, … и …, как … . – в предложениях обычно бывают… .  Заполнение п. 2 оценочного листа. Самопроверка А теперь посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы выполнили задание по теоретическому материалу (последнюю строчку вы заполните чуть позже).   Слайд №7 Притяжательные местоимения – указывают на принадлежность. – отвечают на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи? – к притяжательным местоимениям относятся мой, твой, наш, ваш, свой. – они изменяются по падежам, числам и родам в ед. ч., как имена прилагательные. – в предложениях обычно бывают определениями.  – в роли притяжательных могут выступать … .  Поднимите руку, у кого все было правильно? Молодцы! Кто сделал незначительные поправки? Ничего страшного, дома вы еще раз обратитесь к этим записям. Вам нужно будет   подобрать   к   каждому   пункту   свои   примеры   и   приготовить   рассказ   о притяжательных   местоимениях  (первая   часть   дом.   задания).   Мы   с   вами   изучаем науку, а каждая наука в своей основе имеет теоретический материал, и нужно уметь его излагать. Заполнение п. 3 оценочного листа. Употребление притяжательных местоимений в речи. Фронтальная работа Создание проблемной ситуации и беседа  Давайте сопоставим притяжательные местоимения с личными: Я – мой Мы – наши Ты – твой Вы – ваши Свой – соотносится с любым личным местоимением А как же указывать на него, на нее, на них? Посмотрим, как это делают герои рассказа  А. П. Чехова «Хамелеон». (слайд №8)  (чтение учителя) Отрывок из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон»  – Повар генеральский идет, его  спросим...  Эй, Прохор! Поди­ка, милый, сюда! Погляди на собаку... Ваша? – Выдумал! Этаких у нас отродясь не бывало! – И спрашивать  тут долго нечего, – говорит  Очумелов. – Она  бродячая! Нечего тут долго разговаривать... Ежели сказал, что бродячая, стало быть,  и бродячая... Истребить, вот и все.  – Это  не  наша,  – продолжал  Прохор.  –  Это генералова  брата,  что намеднись приехал. Наш не охотник до борзых. Брат ихний охоч...  – Да  разве  братец  ихний  приехали?  Владимир  Иваныч? –  спрашивает Очумелов, и все лицо   его   заливается   улыбкой   умиления.   –   Ишь   ты,   господи!   А   я   и   не   знал!   Погостить приехали? – В гости... – Ишь ты, господи... Соскучились по братце... А я ведь и не  знал! Так это  ихняя  собачка? Очень рад...  Возьми  ее...  Собачонка ничего  себе... Шустрая такая... Цап этого  за палец! Ха­ ха­ха... Ну,  чего  дрожишь? Ррр...Рр... Сердится, шельма... цуцык этакий...  Какое   притяжательное   местоимение   используется   для   указания   на   принадлежность генералу? Заполнение п. 4 оценочного листа: запишите это слово, если верно – «+»  Они – ихний, тогда его – ?, ее – ? Что скажете? А вы так не говорите? Слышали когда­ нибудь эти слова? (ответы, рассуждения учащихся)  Для  чего же тогда  Антон  Павлович Чехов, писатель, прекрасно владевший  родным языком, использовал это слово? Ошибся? Тогда и нам можно ошибаться… (речевая характеристика персонажа: необразованность, низкий уровень культуры)   Какие   слова   должны   использовать   мы,   как   люди   образованные,   стремящиеся   в совершенстве владеть русским языком? Он, оно – его Она – ее Они – их  Какие это местоимения? В какой роли выступают в этих случаях? (личные в роли притяжательных) Заполните последнюю строчку опоры. «Радионяня». Веселый урок. Притяжательные местоимения (слайд№9)  Вот мы и повеселились, и получили урок. Какой? (ответы учащихся) Заполнение п. 5 оценочного листа. Фронтальная работа  Как   вы   думаете,   что   поможет   вам   различать   личные   местоимения   его,   ее,   их   и притяжательные?(ответы учащихся) (слайд №10)  Сравним пары словосочетаний: Встретил его – его брат (кого? чей?) Увидел ее – ее сестра (кого? чья?) Знал их – их друзья (кого? чьи?)  Кто продолжит? (ответы учащихся)  В начале урока мы отгадывали загадки – сейчас тоже сделаем это: прочитайте загадки, отгадайте их и определите местоимение 3 лица или притяжательное. Слайды № 11, 12  В уголке живет, пряжу прядет. Тоньше его пряжи (не) найти в продаже. (паук)   Голос тонок, нос долог, кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар) Заполнение п. 6 оценочного листа. Если предлагал свои пары словосочетаний – дополнительный «+» Рефлексия  Ответьте на вопросы своему соседу по парте:  – Что узнали на уроке? – Что из содержания урока вы будете использовать в своей повседневной жизни? (ученики отвечают в парах) Итог и домашнее задание Слайд №13  Хотите, я угадаю, что вы сказали друг другу? (...) Если так, то вы молодцы!  Заполнение п. 7  оценочного листа.  Дома вы еще раз обратитесь к теории и выполните упражнение, в котором нужно будет найти  и исправить  речевые  ошибки  в предложениях  с местоимениями  (поработаете корректорами): упр. 644 (письменно), упр. 647 (устно). Предлагаю еще один вариант домашнего задания: придумать текст с ошибками в использовании местоимений. Тот, кто будет выполнять его, оба упражнения разберет устно. Оценка деятельности учеников на уроке (слайд №14)  Возьмите свои оценочные листы и посчитайте +.  Максимум плюсов, которые вы могли поставить себе за урок – 12. Переведите в оценку.  Критерии «5» – 11­12 (зеленая сигнальная карточка) «4» – 9­10 (желтая сигнальная карточка) «3» – 6­8 (красная сигнальная карточка)  Поднимите свою сигнальную карточку.  (учитель оценивает работу на уроке, оценочные листы сдаются) Слайд №15Список использованной литературы 1. Программа по русскому языку. 5 – 9   классы   (Авторы   программы:   В. В.Бабайцева, А.   Ю.   Купалова,   Е.   И.   Никитина,   А.   П.   Еремеева       и       др.)//   Программы   для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9, 10 –11 классы/ Составитель Е. И. Харитонова. – М: Дрофа, 2011. – с. 3 – 47.  2. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д.  Русский язык.  Теория. 5 – 9 классы. –  М.: Дрофа, 2014 3. Русский язык. Практика /Под ред. С. Н. Пименовой – М: «Дрофа», 2014 Использованные материалы и Интернет ресурсы 1. http://flaminguru.ru/z113.html 2. https://sites.google.com/site/logopedonlain/logopediceskie­upraznenia/zagadki­dla­detej­na­ zvuki/zagadki­na­zvuki­z­c­s­s 3. http://hvatalkin.ru/zagadka/1933 4. https://otvet.mail.ru/question/39070661 5. http://posloviz.ru/category/o­trude­i­trudoljubii­leni­i­neradivosti/ 6. http://modernlib.ru/books/chehov_anton_pavlovich/hameleon/read/ 7. http://muzofon.com/search/радионяня%20притяжательные%20местоимения 8. http://hvatalkin.ru/zagadka/2026 9. http://zagadochki.ru/zagadka­nos­dolog­golos­tonok.html