Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением
Оценка 4.6

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—11 кл
30.04.2018
Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы. В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально: В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.
priyom_fishboun_v_rabote_nad_literaturnym_proizvedeniem.docx
Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость».  Схема,   или   диаграмма,  «Фишбоун» придумана   профессором   Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно­следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.  В   учебном   процессе   этот   приём   позволяет   учащимся  «разбить»  общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:        причины проблема вывод            факты, аргументы В   голову   «скелета»   вписывается   проблема,   которая   рассматривается   в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние   –   для   записи   фактов,   подтверждающих   наличие   сформулированных причин.  Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.   которая Важным   этапом   станет   презентация   заполненной   схемы, продемонстрирует   взаимосвязь   проблем,   их   комплексный   характер.   Ход дальнейшей работы определяет учитель: выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы. Технология   работы   с   приёмом  «фишбоун»  может   проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может «Фишбоун»  ­   это   мини   ­ быть предложена в качестве домашнего задания. исследовательская   работа   с   текстом   художественного   произведения,   дающая возможность формировать такие учебные умения, как:  Использование   элементов   причинно­следственного   и   структурно­ функционального анализа  Извлечение необходимой информации из литературного произведения и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму)  Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно­ исследовательской работы  Согласование   и   координация   личной   деятельности   с   другими участниками при совместной работе При обсуждении повести В.К.Железникова «Чучело» возникли вопросы: «А что такое коллектив? Можно ли одноклассников Лены Бессольцевой назвать коллективом?»   В   ходе   работы   со   словарями   и   Интернет­источниками обучающиеся проанализировали  определение коллектива и пришли к выводу, что коллективом считается группа лиц, объединённых общей работой на благо общества, общими интересами.  Для ответа на второй вопрос был использован приём  «фишбоун».  В   голове   зафиксировали   вопрос:   «Можно   ли   о…».   На верхних   косточках   записывали   совместные   мероприятия,   на   нижних   – наблюдения над тем, приносит ли совместная деятельность благо обществу и все ли   согласны   принимать   участие   в   этих   мероприятиях.   Получили   следующий результат: 1. Самостоятельное зарабатывание на поездку в Москву – это желание быть самостоятельными,   не   зависеть   от   родителей,   но   работать   не   хотят Шмакова   («А   мне   родители   вообще   запретили   работать…»),   Рыжий («Какая ещё работа, завтра же каникулы!»), Лохматый («У нас слабый организм!»), Валька («Я не ломовая лошадь, чтоб бесплатно вкалывать. У нас государство богатое»),  но подчиняются лидеру (Димке Сомову) 2. Побег   с  урока  в   кино  –  прямой   срыв  учебного   процесса!   Миронова   и Васильев против, Шмакова и Попов отсиживаются под партой в классе, но Петька   (брат   Вальки)   произносит:   «…меньшинство   должно   уступить   – таков закон коллектива». Лохматый восторженно заявляет, что «сила – это главное» и взяв на руки Железную Кнопку под общий хохот выносит из класса… 3. «Наказание»   предателя   (Лены   Б.)   –   Миронова   объявляет   бойкот предателю,   и   начинается   травля…   Такое   «мероприятие»   никак   не назовёшь положительным, то есть приносящим благо обществу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, именно в этом «мероприятии» участвуют с удовольствием   все,   в   нём   также   обнаруживаются   «пробелы»:   Васильев приходит к Лене домой, чтобы поговорить; Димка Сомов несколько раз встречается с Леной за спиной у одноклассников и обещает ей во всём признаться, но не находит в себе силы сделать это… 4. День рождения Сомова… и т. Д. Проанализировав таким образом текст повести, ребята приходят к выводу, что одноклассники Лены живут, руководствуясь девизом: «Сила – это главное», а   значит,   они   –   не   коллектив,   так   как   их   деятельность   не   приносит   пользу обществу.

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением

Приём «фишбоун» в работе над литературным произведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2018