Приём списывания, как средство формирования орфографической зоркости.

  • Руководства для учителя
  • ppt
  • 24.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сообщение по теме "Приём списывания, как средство формирования орфографической зоркости."
Иконка файла материала Приём списывания, как средство формирования орфографической зоркости..ppt

Приём списывания, как средство формирования орфографического навыка.

Сообщение подготовила
учитель-логопед
Герасимцева И.В.

КОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей им.Г.К.Жукова»

Причиной неумелого применения правил
является неумение увидеть нужную
орфограмму.

Формирование орфографического навыка,
это, как правило, система учебных
действий, связанных с сознательным
применением учениками правил
правописания.

Формируемое в процессе обучения родному языку орфографическое действие для нас, прежде всего состоит в том, чтобы:
во-первых, научиться видеть орфограммы, т.е. ставить орфографическую задачу,
во-вторых, научиться её решать, причём способы её решения могут быть различны:
а) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского языка;
б) если орфограмма не поддаётся проверке, можно воспользоваться словарём;
в) можно написать орфограмму по памяти (очевидно, это самый простой способ)

Списывание - первое и важнейшее из упражнений в правильном письме, которое позволяет добиться того, чтобы «образцы слов» у ребёнка стали действительно «прочными» и чтобы запас этих слов был как можно богаче.

Первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником предложения целиком.

Естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти, ученику надо будет повторить его целиком, конечно же, так, как мы говорим, не глядя в текст.

Второй этап работы заключается в активной орфографической ориентировке, т.е. цель его – обратить внимание ребёнка на орфографическую форму списываемого предложения.
Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически (т.е. с усилением слабых позиций) и затем опять-таки проговорить его орфографически, не глядя в текст, чтобы удержать в памяти целую орфографическую форму списываемой единицы.

На третьем этапе, характеризующем сам процесс записи (непременно при закрытой книге), ребёнку будет необходимо стараться удерживать в памяти орфографическую форму целого предложения как одной оперативной единицы, в чём ему поможет орфографическая самодиктовка вслух.

Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат: 1) она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы; 2) должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, т.к. каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из списка.

Алгоритм списывания

Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
Выдели орфограммы в списываемом тексте.
Прочитай предложение так, как оно написано.
Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
Пиши, диктуя себе так, как проговорил в последние два раза.
Проверь написанное: а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги; б) подчеркни орфограммы в написанном; в) сверь орфограмму с исходным текстом.

1)   списывание не должно быть механическим;
2)   списывать нужно смысловыми единицами, т.е. осознавая то, что пишем;
3)   при списывании не должно быть ошибок, для чего рекомендуется «всматриваться» в текст (другими словами, иметь орфографическую зоркость)