Приём списывания, как средство формирования
орфографического навыка.
Сообщение подготовила учитель-логопед
КОУ РА «Школа-интернат для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей,
им.Г.К.Жукова» Герасимцева И.В.
Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму.
Говоря о формировании орфографического навыка, мы, как правило, имеем в виду систему учебных действий, связанных с сознательным применением учениками правил правописания. Формируемое в процессе обучения родному языку орфографическое действие для нас прежде всего состоит в том, чтобы, во-первых, научиться видеть орфограммы, т.е. ставить орфографическую задачу, и, во-вторых, научиться её решать, причём способы её решения могут быть различны:
а) можно проверить нужную орфограмму, применив закон русского языка;
б) если орфограмма не поддаётся проверке, можно воспользоваться словарём;
в) можно написать орфограмму по памяти (очевидно, это самый простой способ)
Нельзя не признать, что основные усилия учителей при обучении правописанию младших школьников направлены на отработку применения первых двух способов решения орфографической задачи (причём первый способ, связанный с применением правила и подбором проверочного слова, имеет несравненное преимущество) для формирования этих умений применяется целая система орфографических упражнений.
На долю же третьего способа – тренировки письма по памяти – приходится лишь небольшая часть учебного времени, посвящённая, главным образом, заучиванию так называемых «словарных слов».
Между тем, чтобы «образцы слов» у ребёнка стали действительно «прочными» и чтобы запас этих слов был как можно богаче, «необходимо», как можно больше упражнений в правильном письме, и первым и важнейшим из таких упражнений Д.Н.Ушаков назвал называл списывание, так как искусство правописания, по его мнению, заключается в первую очередь «в глазу и в руке». Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и трудно проверяемых написаний и лишь систематические упражнения в списывании, организованные особым образом, помогут младшему школьнику самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем.
Для того, чтобы ученик «отдавал себе отчёт в том, что списывает», в первую очередь нужно, чтобы он «познакомился со списываемым предложением, понял его смысл». Следовательно, первый этап списывания должен заключаться в первичном прочтении учеником предложения целиком. Естественно, что для восприятия смысла предложения важно прочитать его орфоэпически. Чтобы удержать содержание списываемого предложения в памяти, ученику надо будет повторить его целиком, конечно же, так, как мы говорим, не глядя в текст.
Второй этап работы, очевидно, должен заключаться в активной орфографической ориентировке, т.е. цель его – обратить внимание ребёнка на орфографическую форму списываемого предложения. Для этого необходимо сначала прочитать его орфографически (т.е. с усилением слабых позиций) и затем опять-таки проговорить его орфографически, не глядя в текст, чтобы удержать в памяти целую орфографическую форму списываемой единицы. Намеченные два этапа осуществляются до самого процесса письма, они являются как бы подготовительными, но, тем не менее, важно понимать их огромную значимость для формирования орфографического навыка.
Наконец, на третьем этапе, характеризующем сам процесс записи (непременно при закрытой книге), ребёнку будет необходимо стараться удерживать в памяти орфографическую форму целого предложения как одной оперативной единицы, в чём ему поможет орфографическая самодиктовка вслух. Таким в общих чертах представляется ход работы при списывании.
После этого останется лишь осуществить действие самоконтороля (что тоже немаловажно!) - проверка и сравнение с образцом, причём и здесь подчёркнутые в списываемом тексте орфограммы нам помогут, они будут для нас основными контрольными точками.
Определяя место упражнения в списывании на уроке, стоит, конечно исходить из цели урока, его конкретного содержания. Вместе с тем нельзя не признать, что систематичность в списывании – залог успеха, поэтому, если дети привыкли к тому, что у них каждый урок начинается с «орфографической зарядки», задача учителя лишь в том, чтобы разнообразить эти 5-10 минутки интересными текстами.
Требования систематичности при применении приёма списывания заставляет подумать и о том, как организовать домашнее списывание.
Вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома удаётся благодаря такому приёму: учащиеся выписывают из любимых книг наиболее удачные, понравившиеся им места, затем в классе дети обмениваются прочтением записанного, что создаёт своеобразную мотивацию такого вида упражнений.
Рассматриваемый вид списывания - наиболее продуктивный и даёт наилучший результат в процессе формирования орфографического навыка.
Для того чтобы данная работа принесла желаемый результат:
1) она должна проводиться ежедневно, желательно на протяжении всей начальной школы;
2) должен жестко соблюдаться сам алгоритм письма, т.к.
каждый шаг имеет определенную смысловую нагрузку и не может быть выкинут из
списка.
В классе алгоритм списывания размещается рядом с доской. Каждый ученик
получает дополнительную карточку, на которой записан весь порядок действия при
списывании.
1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2) Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3) Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4) Прочитай предложение так, как оно написано.
5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6) Пиши, диктуя себе так, как проговорил в последние два раза.
7) Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь орфограмму с исходным текстом.
Если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие соответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязательной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.
Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает
его написание, а так как списывание осуществляется «смысловыми кусками», то и
запоминание происходит не механически, а осмысленно.
Проговаривание давно используется как один из приемов в обучении орфографии. В
усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и
речедвигательная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым, в
случае необходимости побуквенным, произнесением слова.
Из всего вышесказанного следует, что большинство методистов (чьи труды были рассмотрены) считают что:
1) списывание не должно быть механическим;
2) списывать нужно смысловыми единицами, т.е. осознавая то, что пишем;
3) при списывании не должно быть ошибок, для чего рекомендуется «всматриваться» в текст (другими словами, иметь орфографическую зоркость)
Алгоритм списывания
1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2) Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3) Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4) Прочитай предложение так, как оно написано.
5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6) Пиши, диктуя себе так, как проговорил в последние два раза.
7) Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в)
сверь орфограмму с исходным текстом.
Алгоритм списывания
1) Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2) Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3) Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4) Прочитай предложение так, как оно написано.
5) Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать.
6) Пиши, диктуя себе так, как проговорил в последние два раза.
7) Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы в написанном;
в) сверь орфограмму с исходным текстом.
КОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им.Г.К.Жукова»
Приём списывания,
как средство формирования
орфографического навыка.
Сообщение подготовила
учитель-логопед
Герасимцева И.В.
г.Горно-Алтайск
2011г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.