Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания
Оценка 4.8

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
история +1
8 кл—11 кл
22.04.2017
Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания
Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или иной темы отводится мало часов. А объем параграфов в учебниках не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".
зигзаг.docx
Методический  приём технологии критического мышления «зигзаг». Прием "Зигзаг" придуман для тех случаев, когда требуется в короткий срок усвоить большой объем информации. Например, в некоторых программах для изучения той или   иной   темы   отводится   мало   часов.   А   объем   параграфов   в   учебниках   не позволяет рассмотреть все их на уроке. Вот в таких случаях на выручку педагогу приходит прием "Зигзаг".  Во­первых, он позволяет детально и в короткий срок освоить довольно большой объем информации.  Во­вторых, усвоение материала происходит в интерактивной форме, то есть не  учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.  В­третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста,  систематизировать информацию.  В­четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.  В­пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных  учащихся.  В­шестых, прием "Зигзаг" позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ,  такие как "кластер", "эссе", "сводные таблицы" и пр. Для организации работы на уроке учителю необходимо заранее подготовить: 1. 2.  Оборудование: шесть листов бумаги формата АЗ, фломастеры, маркеры разного цвета.  «Корзинку мнений» (место на доске (интерактивной доске) или листе бумаги  формата АЗ) для фиксирования мнений обучающихся. Изучение нового материала разбивается на несколько стадий. На стадии вызов всем  обучающимся сначала предлагается обдумать, высказать и кратко обосновать своё  мнение относительно предложенной ситуации.  В «корзинке мнений» после четырёхминутного обдумывания ситуации фиксируются  различные точки зрения обучающихся. Стадия осмысление. Формируется шесть или семь (но не более) базовых групп  обучающихся с условием, что в каждой группе не должно быть более четырёх человек.  Число «четыре» обусловлено количеством смысловых частей текста. Эти группы будут  называться «ученики». Каждой группе присваивается номер или символ. Затем обучающиеся в каждой группе рассчитываются на 1, 2, 3, 4, запоминают номер (символ) своей  группы и расходятся по новым четырём группам (первые номера — в группу 1, вторые — в группу 2,  третьи — в группу 3, четвёртые — в группу 4), которые будут называться «учителя». В каждой группе  «учителей» — по 6—7 участников. Схема распределения обучающихся ГРУППЫ «УЧЕНИКИ»    1   2 , 3 , 4       1 ,2 ,3 , 4       1 , 2 ,3 , 4         1 ,2 ,3 , 4       1 ,2 ,3 , 4       1 ,2 ,3 , 4 1 2 3 4 5 6           1 , 1 , 1 , 1 ,  1 , 1 1       2 , 2 , 2 ,  2 , 2 , 2 2     3 ,3 , 3 ,3 ,  3 , 3 3           4 , 4 , 4 , 4 , 4 , 4 4 ГРУППЫ «УЧИТЕЛЯ» «Учителя» работают с текстом. Группа 1 — § 15, пункт 1. Группа 2 — § 15, пункт 2. Группа 3 — § 15, пункт 3. Группа 4 —­ § 15, пункт 4. Задание для обучающихся внутри групп «учителя» одинаковое: они готовятся к  объяснению учебного материала. Каждый участник группы получает карточку с заданием: 1. Прочитать указанный текст. 2. Выделить в прочитанном главное: сведения, понятия, термины, факты и пр., которые  необходимо будет в дальнейшем сообщить по возвращении в свою группу «учеников». 3. Предложить наилучший способ объяснения прочитанного. 4. Сформулировать вопросы, которые вам могут быть заданы по ходу объяснения.  Оформить выполненное задание в форме таблицы. Информация  (сведения) для  объяснения Основные понятия,  термины, идеи,  факты Схема, таблица, кластер, тезисы, простой план, развёрнутый план, логическая цепочка понятий и др. Способ передачи информации (объяснения) Ожидаемые   вопросы Совместная работа обучающихся в группе организуется следующим образом: 1. обсуждение прочитанного; 2. принятие решения о том, что необходимо объяснить; 3.принятие решения о том, каким способом будет излагаться материал. Учитель контролирует работу групп, предлагает обучающимся использовать  разнообразные способы передачи информации. После окончания работы участники групп «учителя» возвращаются в свои  первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителя (сначала  первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на  объяснение и ответы на возможные вопросы. Стадия рефлексия. Обучающимся предлагается написать короткий отзыв о том, как  проходило обсуждение темы внутри групп «ученики». Для этого можно использовать  следующие неоконченные предложения: «Мне понравилось объяснение... потому что...», или: «Я хотел бы подробнее узнать о...», или: «Я так и не понял...» и др. Учителю необходимо осуществлять контроль за ходом выполнения заданий в группах и  следить за регламентом работы. Домашнее задание: § 15, ответить на вопросы, выполнить задание.  2.Алгоритм работы с приёмом «Зигзаг» на уроке:        Текст   изначально   делится   учителем   на   несколько   частей   (на   сколько   —   см. условия ниже). Класс делится на группы с равным количеством участников.  Например, на 6 групп по 4 ученика в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы   рабочими.   Текст   должен   быть   поделен   на   столько   частей,   сколько участников в этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами. Индивидуальная  работа. Каждый ученик работает со  своей  частью текста — прорабатывает  информацию,  анализирует, составляет   опорный  конспект. Важно, чтобы   из   отрывка   было   взято   все   самое   нужное.   Задача   ученика:   представить своеобразную   "выжимку",   квинтэссенцию.   Причем   сделать   это   он   может   по­ разному — составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д. Следующий   этап   работы   —   групповой.   Теперь   учащиеся   переходят   к   своим "коллегам". Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все  те, кто получил  отрывок  № 1, в  другой — те, кто получил  отрывок №  2. Начинается   этап   обсуждения.   Учащиеся   обмениваются   своими   работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые   покажут,   насколько   остальные   поняли   и   усвоили   материал.   Причем вопросы тоже можно разнообразить — либо это просто вопросы, либо мини­тесты, либо какое­то практическое задание. После этого ребята возвращаются  в свои рабочие группы, и начинается  этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица — это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту. Завершается   "Зигзаг"   общей   работой   всего   класса.   Каждую   часть   текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты "дополняют" коллегу. На   этапе   рефлексии   учащиеся   решают,   чья   презентация   материала   была   наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания

Приём технологии критического мышления на уроках истории, обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017