Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе
март, 2025
Ильяшевич Наталья Анатольевна
учитель МАОУ СОШ № 70-ф
г.Краснодара
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?
Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (по А.А. Леонтьеву).
Прием «Ошибкоопасное место»
Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зелёным цветом. Так ребёнок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учиться их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать её тип.
Прием «Проговаривание». Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.
Прием «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
Прием «Добавь следующее»
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
Прием «Ассоциации»
Берёза - лето
Мороз – холод
Ребята – дети
Петух – Петя
Ученик – учение
Рябина - ягода
Прием «Проблемная ситуация»
Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо..,
ска..ка.
При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.