Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

  • ppt
  • 13.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация Ильяшевич.ppt

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе

март, 2025

Ильяшевич Наталья Анатольевна
учитель МАОУ СОШ № 70-ф
г.Краснодара

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?
Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (по А.А. Леонтьеву).

Прием «Ошибкоопасное место»

Его суть состоит в том, что все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зелёным цветом. Так ребёнок учится видеть орфограмму. В дальнейшем он учиться их обозначать, т.е. не только видеть орфограмму, но и понимать её тип.
Прием «Проговаривание». Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Прием «Лови ошибку»

Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
 Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Прием «Добавь следующее»

Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Прием «Ассоциации»

Берёза - лето
Мороз – холод
Ребята – дети
Петух – Петя
Ученик – учение
Рябина - ягода

Прием «Проблемная ситуация»

Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо..,
ска..ка.

При формировании функциональной грамотности учащихся учителям начальных классов надо помнить:
1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик - завтрашний активный член общества.
3.Учите детей учиться.
4. Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Спасибо за внимание!