Консультация для
педагогов
«Приёмы и методы разрешения детских конфликтов в игровой деятельности»
Каждый родитель сталкивается с проблемой детских конфликтов. Каждая мама и каждый папа ищут свою собственную стратегию поведения в случае ссор между детьми. Кто-то вынужден жить в режиме "и вечный бой, покой нам только снится" (это чаще всего относится к родителям, имеющим двоих или более детей), а для кого-то такие ситуации - редкое, но очень неприятное происшествие.
Но прежде чем перейти непосредственно к игровым способам решения детских конфликтов, остановимся на стиле поведения, которого должен придерживаться взрослый, наблюдающий ситуацию ссоры.
Правило 1. Не
всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой
деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не
мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации,
когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для
физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся
значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма
близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться
перевести ссору опять в "речевое" русло. То же относится к ситуации
взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным
в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в
течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в
своих силах и даже в своих правах.
Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу
позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто
виноват.
Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.
Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".
Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: "Да он медведь косолапый!" или "Он всегда такой нервный и грубиян!".
Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.
Игры для разрешения конфликтов.
"Ковер мира"
Ковер мира лучше изготовить заранее вместе с ребенком. Для этого можно взять кусок ткани и наклеить (а лучше нашить) на нее различные узоры. Можно облегчить задачу, использовав готовый, большой платок, на который можно наклеить какие-нибудь символы мира и согласия. Взрослым об этом напоминают голубь, земной шар и тому подобные символы, но у детей могут быть другие ассоциации. Постарайтесь их учесть. Главное, чтобы полученное творение нравилось вашим сыну или дочери и вызывало у них положительные эмоции.
Когда вы видите, что дети ссорятся и уже
переходят границы приличия в своих высказываниях, то срочно воспользуйтесь этим
ковром мира. Объясните детям, что это необычный ковер. Он помогает людям
успокоиться и помириться, если они поссорились. Для этого расстелите ковер на
полу и предложите детям сесть на него вдвоем. Теперь они могут встать только
друзьями. Сходить с ковра раньше того, как дети помирились, запрещено. В то
время когда ребята сидят на ковре, они должны соблюдать следующие правила:
нельзя дотрагиваться друг до друга и нельзя произносить ничего, кроме фразы
"Тух-тиби-дух". При этом они могут жестикулировать сколько угодно,
даже махая кулаками. Главное, не задевать ими второго ребенка.
Волшебную фразу ребенок тоже может произносить так, как ему нравится: если
хочет, он может грозно выкрикивать ее, может злобно шипеть, может ворчливо
бурчать. Таким образом, получается забавный диалог двоих детей, сидящих на
ковре мира. Как правило, они говорят свои фразы по очереди и так или иначе
реагируют на эмоциональный тон таких посланий от второго ребенка. Можете не
сомневаться, что даже если общение на ковре мира началось с диких грозных
криков и угрожающих размахиваний, то через какое-то время дети
"выдохнутся" и тон "тух-тиби-духов" станет гораздо
спокойнее.
Вы все это время можете просто сидеть рядом, следя за соблюдением правил, а можете давать шутливые реплики типа: "Ух ты, как грозно!" или "Ужас, даже я испугалась!" Это поможет ребятам понять, что их отрицательные эмоции достигли своей цели. Когда же вы почувствуете, что дети уже выплеснули свои обиды и злость, немного устали и готовы к перемирию, то сообщите им, что если они протянут друг другу руки, то смогут встать с ковра мира и пойти вместе с вами на прогулку (или предложите еще что-нибудь приятное). Если дети морально готовы к этому, то пусть молча соединят мизинцы. Тогда они снова получают "право голоса" и могут вместе с вами закрепить дружбу исполнением ритуала "мирись-мирись-мирись и больше не дерись...".
Примечание. Эта игра очень эффективна при правильном ее проведении. Дело в том, что в процессе выполнения игрового задания дети получают возможность непосредственно выразить свои негативные эмоции, причем тому адресату, который их вызвал. При этом, так как они не имеют права произносить обидные слова, типичные для такого процесса в реальной жизни, у них не возникают новые обиды и не подогревается чувство злости и гнева. Запрет на "рукоприкладство" не дает возникнуть драке, при этом ребенок имеет право выражать свою ярость и физически: с помощью движений, мимики, жестов. В ходе такого непривычного для ребят способа выражения привычных чувств им часто становится смешно, а это значит, что они уже на полпути к примирению.
"Растительные обзывалки"
В этой игре используется тот же принцип решения конфликта, что и в предыдущей. Здесь поссорившиеся дети также получат право выразить свои эмоции с помощью интонаций и даже зайти немного дальше - обзывать друг друга. Пусть вас не смущает такой непедагогический метод! Ведь обзываться дети будут не обычными обидными словами, ущемляющими их достоинство, а с помощью специальной лексики, звучащей смешно и непонятно. С этой целью можно использовать любой справочник по уходу за комнатными растениями. Желательно иметь их два экземпляра, чтобы вовремя дать по одному поссорившимся детям. Тогда их ссора превратится в такую словесную дуэль: "Хавортия ты полосатая!" - "Да сам ты колеус Блюме!" - "Знаешь ты кто? Ты - колумнея мелколистная!" - "А ты – очиток красноокрашенный!" и т. д.
Как видите, такие фразы действительно внешне напоминают обзывалки, но ими сложно задеть самолюбие. Соответственно, дети смогут выразить свои обиды с помощью интонаций, а кроме того, поднять себе настроение, используя смешные и неизвестные им слова, которые могут в их фантазии рождать забавные образы.
Когда вы заметите у ребят окончательное
изменение настроения, то предложите им какое-то интересное совместное дело или
конструктивный способ решения проблемы, из-за которой они поссорились.
Примечание. Часто споры и ссоры детей переходят в драку, так как их словарный
запас для таких случаев заканчивается или у одного ребенка он явно больше, чем
у другого. Тогда последний начинает ощущать себя проигрывающим словесный бой и
переводит его в "кулачный". Здесь же дети окажутся совершенно в
равных позициях, а их "плохая" лексика будет необыкновенно
разнообразна, ведь вы подкрепите ее "растительным словариком". Так
что вероятность драки практически сводится к нулю.
"Рассказ от первого лица"
Эта игра особенно пригодится тем родителям, чьи дети выматывают их, требуя восстановления справедливости и постоянно жалуясь друг на друга. Если у вас не получается предоставить детям решать их проблемы самостоятельно, то можно использовать такой метод. Согласитесь на то, что вы выслушаете обоих детей и постараетесь помочь им разобраться в ситуации. Но при одном условии. Если ваш Андрюша будет рассказывать о том, что делал и чувствовал Коля, а Коля - об Андрюше. То есть дети должны поведать вам о том, что случилось, ведя рассказ от имени второго участника ссоры и стараясь представить себе ситуацию с его точки зрения. При этом говорить нужно от первого лица, то есть начинать предложение со слов "Я..." или "Мне...". Чтобы детям легче было поменяться мысленно местами, желательно во время объяснения правил посадить их на стулья рядом друг с другом (лучше не напротив и не рука об руку, а под углом на некотором расстоянии). Когда же начнется игра, то дети должны пересесть на стул, где только что сидел второй поссорившийся. Чтобы они не забывали во время рассказа о том, кто они в данной игре, можно написать их имена на листках и выдать каждому "чужое" имя.
Конечно, сначала ребята будут сбиваться в
рассказе и путаться в своих и чужих мыслях и чувствах, это естественно. Но все
равно они будут вынуждены постараться встать на место другого человека и
увидеть ситуацию "с его колокольни". Это полезное качество, которое
нужно развивать в детях, а кроме того, оно дает нам (взрослым) моральные силы
прощать (понимаю - значит, во многом уже принимаю). Если вам удастся так
сместить акценты в ссоре детей, то будет легче добиться положительного
восприятия вашего резюме о том, что же произошло на самом деле, и согласия с
вашими предложениями о выходе из конфликта. Кстати, выдвинуть эти предложения
можно попросить самих детей, причем лучше пусть каждый из них скажет, что, по
его мнению, хотел бы сделать Коля (Андрюша), чтобы помириться и решить
проблему.
Примечание. Если эта игра идет с большим трудом, то, вероятно, у ваших детей
сохраняется сильная эгоцентрическая позиция и они не в состоянии поставить себя
на место другого человека и увидеть чьи-то интересы и эмоции, кроме своих. Что
ж, тогда вам предстоит систематическая и кропотливая работа в этом направлении.
Посадив конфликтующих на стулья, выслушайте сначала по очереди собственные версии каждого ребенка о произошедшем. Но предупредите их, чтобы они запоминали то, что говорит второй брат или сестра. Не выносите на этом этапе никакого вердикта. Когда дети скажут все, что хотели, пересаживайте их и тогда уже проводите игру "Рассказ от первого лица". Когда опыт таких необычных "жалоб" будет завершен, то обратите внимание детей на то, что у них были общие чувства, общие интересы, что где-то они просто не поняли друг друга и т. д. Не забудьте спросить их, что они чувствовали, ведя рассказ от лица другого человека, и как теперь планируют выход из ситуации. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.