«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».
Оценка 4.6

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
классное руководство
2 кл—6 кл
24.12.2017
«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».
Данный материал подойдет для выступления на педагогическом совете перед учителями начальной и средней школы. Показаны методы и приёмы работы над развитием смыслового чтения, то является самым главным и важным аспектом для успешного освоения учебного материала., т.к. современные дети не умеют читать и работать с полученной информацией.
Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах.docx
«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».   Учитель: Лазукова В.В. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и  необходимость организации деятельности по формированию смыслового  чтения в образовательном процессе. Нам необходимо воспитать грамотного  читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является  обучению смысловому чтению.            Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание  читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания  недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации,  откликнуться на содержание.       Смысловое чтение является  метапредметным результатом освоения образовательной  программы  основного общего образования, а также является универсальным учебным  действием. Составляющие смыслового  чтения входят в структуру всех  универсальных учебных действий:    в   личностные   УУД   –   входят   мотивация   чтения,   мотивы   учения, отношение к себе и к школе;   в   регулятивные   УУД   –   принятие   учеником   учебной   задачи, произвольная регуляция деятельности;   в   познавательные   УУД   –   логическое   и   абстрактное   мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;   в   коммуникативные   УУД   –   умение   организовать   и   осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.             В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные   комбинации   приемов,   которые   используют   учащиеся   для восприятия   графически   оформленной   текстовой   информации   и   ее переработки   в   личностно­смысловые   установки   в   соответствии   с коммуникативно­познавательной задачей. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения,   умение   находить   и   извлекать   информацию   из   различных   текстов, умение   работать   с   художественными,   научно­популярными,   официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.                  С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля,   интересы   и   установки   читателя.   Поэтому   одна   из   основных психологических   задач   обучения   смысловому   чтению   –   активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Хочется   отметить,   что   обучение   чтению   должно   быть   максимально приближено   к   условиям   реальной   жизни,   в   которых   обучающимся   могут понадобиться   данные   умения.   Чтение   информативных   текстов   научно­ популярного и общественно­политического характера, таких как: страничка в Интернете,  статья  в  газете, доклад на  научной конференции,  как правило, начинается   с   ознакомления   с   их   общим   содержанием.   Для   того   чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение). Часто   в   повседневной   жизни   нам   важно   получить   подробную информацию   об   интересующем   нас   явлении   или   событии,   что   требует владения   умением   читать   с   полным   пониманием   содержания   (изучающее (аналитическое) чтение). Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу   (рассказы,   стихи,   сказки   и   т.п.),   научно­популярные     статьи, инструкции, рецепты, письма и т.п.  Данный вид предполагает, что читатель может   остановиться   на   заинтересовавших   его   отрывках,   перечитать   и проанализировать их, сделать вывод. Умение   поискового   чтения   в   реальной   жизни   мы   используем,   когда просматриваем   телевизионную   программу   или   рекламный   проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п. Некоторые   из   существующих   приёмов   работы   при   обучении   различным видам чтения я использую в работе с учащимися начальных классов: вопросно­ответные   упражнения   –   предполагают   запрашивание   и предоставление необходимой информации; 1 Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы  Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .  «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;  «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.  Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение  соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается  сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с  пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя  таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.    «Толстые» вопросы Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? «Тонкие» вопросы Кто..? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? 2. Приём «Составление краткой  записи»  Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать  проблемные вопросы, вести обсуждение в группе. 3. Приём  «Составление вопросов к тексту»  Анализ информации, представленной в объёмном тексте, формулировка   вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать все    имеющиеся  данные;  останутся   не использованные данные; нужны  дополнительные данные.  4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника»  Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах 5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» – « Ромашка Блума» Простые  Шесть лепестков – шесть типов вопросов.    вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие­то факты, вспомнить,  воспроизвести некую информацию. Применяю на традиционных формах  контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.  Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,  что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по­моему,  вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной  связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти  вопросы задавать без негативной мимики.  Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова  «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут  восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других  случаях – направлены на установление причинно­следственных связей. Если  учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного  «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса  «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент  самостоятельности.  Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его  формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?». Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д. Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление  взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?». 6. Приём «Тетрадь с печатной основой»  Часто применяется для структурирования и преобразования информации  текста учебника при выполнении заданий  7. Приём «Инсерт»  Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение  превращается в увлекательное путешествие. 1. Чтение индивидуальное.  Читая, ученик делает пометки в тексте:  V – уже знал;  + – новое;  – – думал иначе;  ? – не понял, есть вопросы.  2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе  (–) Есть вопросы (?)   Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся  будут иметь  мини­конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы,  то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто­то из  обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует  развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую  информацию, выделять новое. 8. Приём  «Кластер»  Кластеры использую для структуризации и систематизации материала.  Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается  основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова,  рисунки),  с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова  (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения,  формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах  наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой  информацией. 9. Приём «Ключевые слова»  Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого  понятия. 10. Приём  «Верные и неверные утверждения»   Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и  активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность  быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к  изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение  анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям  предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «­». 11. Приём «Верите  ли вы…»  Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать  положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.  Проводится в начале урока, после сообщения темы. 12.  Приём «Синквейн»  Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном,  главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие  способности.  Структура синквейна: Существительное (тема). Два прилагательных (описание). Три глагола (действие). Фраза из четырех слов  (описание). Существительное (перефразировка темы).  Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря  использованию  учителем следующих технологий, форм работы:  технологии проблемного обучения;  интерактивных технологий;  технологии критического мышления.  Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно  порекомендовать  учителям следующее:  выбирать наиболее рациональные      виды чтения для усвоения   учащимися нового материала;  формировать у учащихся интерес  к чтению путем внедрения   нестандартных форм и методов работы с текстом;  определять характер   деятельности   различных      групп     учащихся   при работе с учебником;  предвидеть     возможные     затруднения    учащихся в тех или иных  видах учебной деятельности;  повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их   продвижения вперед;  организовывать     различные  виды деятельности учащихся с целью  развития у них творческого мышления;  обучать      самоконтролю и     самоорганизации    в различных  видах  деятельности. Очевидно,   что   вышеуказанные   приёмы   работы   могут   быть   широко использованы   для   развития   смыслового   чтения   младших   школьников.   На уроках   литературного   чтения   по   учебнику   Э.Э.   Кац   в   начальных   классах необходимо   чаще   создавать   условия   для   формирования   у   младших школьников навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Наблюдения   педагогов   и   психологов   показывают,   что   ребёнок   быстрее овладеет   навыками   смыслового   чтения,   если   имеет   дело   с   волнующими, интересными   для   него   произведениями.     В   программу   включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно­эстетическими проблемами. Полноценное   освоение   художественного   текста   предполагает   овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное,   осмысленное  чтение.  Скорочтение   противопоказано   общению   с художественной литературой. Формированию   читательского   кругозора   и   приобретению   опыта   умения   работать   с самостоятельной   читательской   деятельности, художественными,   научно­популярными   текстами   способствуют   уроки внеклассного   чтения.   Интерес   к   нему   стимулируется   включением   в программу   фрагментов   (глав)   отдельных   произведений.   Это   способствует пробуждению   желания   прочитать   их   полностью.   В   учебник   литературного чтения   (автор   Э.Э.   Кац)   первого   класса   включены   задания   для   семейного внеклассного   чтения.   В   учебнике   второго   класса   произведения, предназначенные   для   самостоятельного   внеурочного   чтения,   объединены   в рубрику   «Читальный   зал».   В   учебниках   третьего   и   четвёртого   классов отдельно даётся система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на   поиск   книг   и   отдельных   произведений   по   внеклассному   чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Литература 1 Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985.  2 Оморокова   М.И.   Совершенствование   чтения   младших   школьников.   –   Изд.   «Аркти», 3 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научить ребёнка писать сочинение. – М.: Астрель, 2002.  4 ФГОС. Литературное чтение. Рабочая программа по учебнику Э.Э. Кац. О.В. Архарова.­ Москва, 1999.  Волгоград: Учитель, 2014.

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».

«Приёмы и методы развития смыслового чтения в начальных классах».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2017