Приёмы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении
Оценка 5
Руководства для учителя
doc
дефектология
Детсад
15.05.2019
Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества. К 4 годам у детей впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное желание ребенка необходимо поощрять, так как приобщение к словесному творчеству актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует формированию множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность, наблюдательность, жизнерадостность, общительность и т.д. Не следует думать, что малыш сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные формы, и конструкции, свойственные речи взрослых. Это происходит постепенно и длительно. Именно благодаря словесным играм у малыша происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения, правильность ударения, грамотность, умение верно формулировать свою мысль и т.д. Используя лингвистические игры, взрослые должны хорошо знать и учитывать речевые возможности ребенка. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, можно сочетать речевые и неречевые средства общения – жесты и мимику. Организуя ту или иную игру, не стоит стремиться, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с вашими предполагаемыми ответами. Основная задача состоит не в том, чтобы навязать ребенку свое мнение, а в том, чтобы научить его мыслить, отстаивать свою точку зрения. Не торопитесь сказать малышу: «Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», - а попытайтесь в каждом детском ответе обнаружить рациональное зерно.
фев памятка.doc
Памятка
«Приёмы, направленные на стимуляцию потребности
в речевом общении»
Игра – это особая форма общения, сотрудничества, содружества. К 4 годам у детей
впервые отмечается пристрастие к лингвистическим играм – играм в слова. Это естественное
желание ребенка необходимо поощрять, так как приобщение к словесному творчеству
актуализирует потребность в выражении собственных мыслей словами; способствует
формированию множества ценных человеческих качеств, таких, как изобретательность,
наблюдательность, жизнерадостность, общительность и т.д. Не следует думать, что малыш
сразу же начнет использовать морфологически, грамматически и синтаксически правильные
формы, и конструкции, свойственные речи взрослых. Это происходит постепенно и длительно.
Именно благодаря словесным играм у малыша происходит становление культуры речи и
общения: формируется интонационная выразительность речи, четкость произношения,
правильность ударения, грамотность, умение верно формулировать свою мысль и т.д.
Используя лингвистические игры, взрослые должны хорошо знать и учитывать речевые
возможности ребенка. Там, где ребенок не может найти подходящего слова, можно сочетать
речевые и неречевые средства общения – жесты и мимику. Организуя ту или иную игру, не
стоит стремиться, чтобы ответы ваших детей полностью совпадали с вашими предполагаемыми
ответами. Основная задача состоит не в том, чтобы навязать ребенку свое мнение, а в том,
чтобы научить его мыслить, отстаивать свою точку зрения. Не торопитесь сказать малышу:
«Нет! Так не бывает, ты неправильно думаешь», а попытайтесь в каждом детском ответе
обнаружить рациональное зерно.
Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию речевого общения.
Разные слова
«Подбор прилагательных». Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько
степеней сложности: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям –
словесный и не менее 23 образов. Содержание игры заключается в следующем: взрослый
показывает игрушку или картинку, а дети должны подобрать как можно больше признаков.
Например, «собака – большая, лохматая, добрая, верная, старая…»
«Что бывает?» Эта игра похожа на предыдущую. К словуприлагательному подбирают
существительное. Например, «зеленый – помидор, огурец, трава, елка…»; «сладкое – конфета,
яблоко…».
Добавление
«Пропущенные слова». Дети вставляют пропущенное слово: «На пороге сидела и жалобно
мяукала…»; «Пришел почтальон, он принес…». В дальнейшем ребенок и взрослый могут
поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а взрослый заканчивает его.
«Добавление предложений» (обогащение грамматического опыта). «Сегодня не пойдем в
детский сад, потому что…»
Что в чем
Эта игра для самых маленьких. Для игры необходим набор предметных картинок или
сами предметы. Детям показывают предметы (картинки) и спрашивают, что есть у каждого
предмета (то есть из чего он состоит). Например, у стула – ножки, сиденье, спинка; у собаки –
голова, лапы, хвост.
Что от чего
Эта игра противоположна предыдущей.
На что похоже?
Правила игры просты и доступны детям любого возраста – нужно ответить на вопрос: «На
что похож предмет? Почему? Чем?» Сравнивать между собой можно самые разнообразные
предметы.
Сравнение Эта игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает наблюдательность,
внимание, формирует умение словесно оформить результаты сравнения. Варианты: «Летает –
не летает»; «Плавает – не плавает»; «Движется – не движется» … Эту игру можно проводить с
мячом.
«Общее и особенное» чем похожи и чем отличаются два предмета.
Оживление
Детям от природы свойственно оживлять предметы и явления окружающей
действительности. Предложите своему малышу представить, что тот или иной предмет вдруг
ожил и заговорил – и тут же родится множество интересных историйсказок.
Книжкималышки
В возрасте 34 лет дети часто и с увлечением пишут каракули на бумаге, отражая с их
помощью свои впечатления. Как только ребенок закончит свои записи, попросите его
рассказать, что за историю он написал. На этой стадии овладения «письменной речью» малыш
может рисовать и картинки, иллюстрирующие каждый эпизод его истории.
Конечно, арсенал игр на этом не исчерпывается – их существует великое множество и
ровно столько же можно придумать самостоятельно.
Чтобы в дошкольном детстве речь стала действительно средством общения, мышления,
воображения, она должна быть развита до определенного уровня. В дошкольном возрасте
совершенно необходимо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть
обогащать свой чувственный опыт. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой:
раз есть глаза, значит, ребенок увидит, а со временем и поймет все, что происходит вокруг; есть
уши – услышит, есть язык – будет разговаривать. Стихийный опыт, который ребенок
приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда
оказывается полноценной основой психического развития.
Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том
числе и игровой:
Ребенку должно быть интересно и комфортно!
Только при этом условии развитие всех сторон личности малыша будет гарантированным
и полноценным.
Приёмы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении
Приёмы, направленные на стимуляцию потребности в речевом общении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.