Данная презентация "Приемы работы с запоминанием материала" в помощь педагогу - психологу для использования материала в работе с детьми. В помощь детям, которые могут ознакомиться какие приемы работы существуют для лучшего запоминания материала и которыми они могут пользоваться при подготовке домашнего задания.
Существуют определенные приемы работы с
запоминаемым материалом, такие как:
• Группировка — разбиение материала на
группы по каким-либо основаниям (смыслу,
ассоциациям и т.п.).
• Выделение опорных пунктов — фиксация
какого-либо краткого пункта, служащего
опорой более широкого содержания (тезисы,
заглавие, вопросы излагаемого в тексте,
примеры, шифровые данные, сравнения и т.
п.).
• План — совокупность опорных пунктов.
• Классификация - распределение каких-либо
предметов, явлений, понятий по классам,
группам, разрядам на основе определенных
общих признаков.
• Структурирование — установление
взаимного расположения частей,
составляющих целое.
• Схематизация (построение графических
схем) — изображение или описание чего-
либо в основных чертах или упрощенное
представление запоминаемой информации.
• Серийная организация материала —
установление или построение различных
последовательностей: распределение по
объему, распределение по времени,
упорядочивание в пространстве и т. д.
• Ассоциации — установление связей по
сходству, смежности или
противоположности.
Методы активного
запоминания
• Золотое правило хорошего запоминания —
интеллектуальная работа с материалом.
Методы активного запоминания включают в
себя интеллектуальную работу с текстом.
Метод ключевых слов.
• Что такое ключевое слово? Это своеобразный «узел»,
связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим
непосредственным сознанием и позволяющий нам ее
воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы
достаточно выделить 1-2 главных (ключевых) слова и
запомнить их, после чего стоит только их вспомнить - как
вспомнится вся фраза.
• Этот метод можно применить и при запоминании больших
по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов,
следующих друг за другом и связанных между собой. Для
этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В
каждом из разделов выделяются основные мысли, для
каждой из них выделяется минимальное количество
ключевых слов, которые необходимо связать между собой
и запомнить. Таким образом, формируется некоторый
костяк текста, содержание и форму которого можно
воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.
Метод повторения И. А. Корсакова
(основные принципы)
• 1. Необходимо повторить информацию в течение 20
секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны,
даты и т. п.), так как самая большая потеря информации
приходится на первые стадии запоминания, следующие
непосредственно за восприятием.
• 2. Промежутки времени между повторениями
информации нужно по возможности удлинять.
Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а
материал требует не менее пяти повторений, то работа
может быть построена так:
• 1-й день —2 повторения;
• 2-й день — 1 повторение;
• 3-й день — без повторений;
• 4-й день — 1 повторение;
• 5-й день — без повторений;
• 6-й день — без повторений;
• 7-й день — 1 повторение.
• 3. Количество повторений должно
выбираться с некоторым запасом. Следует
придерживаться простого правила: число
повторений должно быть таким, чтобы в
течение необходимого промежутка времени
информация не пропадала.
• Если вы хотите запомнить информацию
только на несколько дней, то после
непосредственного ее восприятия
рекомендуем повторить материал сначала
через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И
еще раз через 24 часа.
Комплексный учебный
• Большое количество информации можно запомнить с
метод
помощью частичного учебного метода, при котором
повторяется предложение за предложением,
стихотворная строка за строкой. Однако при частичном
учебном методе информация дробится и вырывается из
своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит
к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при
комплексном учебном методе вся информация, например
текст, запоминается целиком, а затем как одно целое
повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями
воспринимаются быстрее и основательнее, а
обязательное число повто рений сокращается. Поэтому
там, где это возможно, используйте комплексный
учебный метод.
• При работе с большим объемом материала трудно
хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае
разбейте текст на достаточно большие разделы,
объединенные одной темой. При первом
воспроизведении повторяется уже выученная часть и
изучается вторая. При втором — повторяются первые
части и заучивается следующая и т. д.
«Зубрежка»
• Бывает так, что какой-то материал ну совершенно
«не идет». В этом случае можно прибегнуть к
банальной зубрежке. Конечно, много так не
выучишь, но этот способ можно применять в
крайнем случае. У этого способа запоминания
материала тоже есть свои правила.
Какова процедура «зазубривания»?
• повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить
• повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4
секунды
• повтори, выждав 10 минут (для запечатления)
• для перевода материала в долговременную память
повтори его через 2-3 часа
• повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления
в долговременной памяти)