«Приёмы технологии развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

  • Документация
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема коучинга: «Приёмы технологии развития критического мышления как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Цель: способствовать совершенствованию навыков использования приёмов технологии развития критического мышления в педагогической деятельности. Ожидаемый результат: Участники коучинга смогут: - осуществлять выбор наиболее эффективных приемов критического мышления; - совершенствовать навыки применения приемов критического мышления в планировании учебного процесса. Ключевые идеи: Критическое мышление предполагает: навык рефлексии над собственной мыслительной деятельностью, развитие навыков аналитической деятельности, учение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, способность оценивать данные умения у других. Критическое мышление формируется как практическая логика в соответствии с таксономией Блума.
Иконка файла материала Коучинг Леонова Н.docx
Тема коучинга: «Приёмы технологии развития критического мышления как  средство активизации познавательной деятельности учащихся». Цель: способствовать совершенствованию навыков использования приёмов  технологии развития критического мышления в педагогической деятельности. Ожидаемый результат: Участники коучинга смогут: ­ осуществлять выбор наиболее эффективных приемов критического  мышления; ­ совершенствовать навыки применения приемов критического мышления в  планировании учебного процесса. Ключевые идеи: Критическое мышление предполагает: навык рефлексии над собственной мыслительной деятельностью, развитие навыков аналитической  деятельности, учение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями,  вопросами, способность оценивать данные умения у других. Критическое  мышление формируется как практическая логика в соответствии с  таксономией Блума. Ресурсы: стикеры разных цветов (зеленый, желтый и розовый), руководство  учителя «Обучение критическому мышлению. Приемы критического  мышления» стр. 169­172, презентация «Критическое мышление», постеры,  маркеры. Время: 45 минут Ход занятия № Этапы  1 Вызов Содержание  Время  5 минут Приветствие коуча. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада Вас  приветствовать на сегодняшнем коучинге. Деление на группы. Создание эмоционально­  комфортной атмосферы «Найди друга».  Уважаемые коллеги, предлагаю Вам разделиться на  группы следующим способом, каждому из вас  предлагается взять стикер любого цвета и написать  объявление, в котором вы хотите найти друга.  Например: «Объявление. Ищу друга. Общительного,  занимающегося спортом, любящего книги и кино».  (Участники коучинга пишут на стикерах объявление  поиск друга, затем объявления вывешиваются на  доску, каждый подходит к доске, читает  понравившиеся объявление и выбирает его себе; таким образом, участники коучинга делятся на группы по  Ресурсы  Стикеры 3­х  цветов  (зеленый,  желтый и  розовый)цветам). Слайд № 1,  (притча) Притча о старом индейце и волках. Предлагаю вам прослушать одну притчу о старом  индейце и волках. Притча. Когда­то давно старый индеец открыл своему внуку  одну жизненную истину. ­ В каждом человеке идет борьба, очень похожая на  борьбу двух волков. Один волк представляет зло ­  зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь,  надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души  словами деда, на несколько мгновений задумался, а  потом спросил: ­ А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: ­ Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.  Обсуждение по вопросам:  Как вы думаете какие аспекты освещены в  данной притче? (освещены зло и добро)  В чем заключается главная идея притчи?  (Главная идея притчи в том, что каждый из нас  должен обдуманно делать каждый шаг)  Как вы думаете, ка можно связать данную  притчу с педагогической деятельностью?  (Идею данной притчи можно связать с  педагогической деятельностью так как  каждому учителю нужно выбирать более  эффективные (правильные) методы, приемы,  методики для преподавания).   Коуч обращается к коллегам: ­ Когда вы слушали притчу, то преобладали эмоции, было   задействовано   слуховое   и   зрительное восприятие.   А   вот   вопросы   после   притчи   заставили рассуждать,   привели   к   мыслительной деятельности. 1. Теоретическая основа.  «Обучение критическому мышлению. Приемы  критического мышления»   т.е. Введение. Прилагательное «критический»,  используемое в понятии «критическое мышление»  означает концентрацию мышления на процессе  решения вопроса или проблемы. Критическое  Слайд №2  (вопросы) Презентация  Слайды № 3­ 10 Руководство  стр.169 2 Осмысление 10­15  минутмышление может происходить всякий раз, когда  происходит процесс рассуждения, формулировки  выводов или решения проблем, т.е. всякий раз, когда  необходимо установить, чему верить, что делать, и  как делать это разумным и рефлексивным способом.  Критическое мышление может быть представлено ка  «мышление о мышлении». Оно предполагает  умение рассуждать по принципиальным вопросам и  размышлять над практическим опытом.  Исторический обзор. Технология «Развитие  критического мышления возникла в Америке в 80­е  годы ХХ столетия. В основу ее положены идеи и  положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного  развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего  развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах  формирования и развития критического мышления; Э.  Браун и И. Бек о метакогнитивном учении;  гражданского и правового образования и др. Джон Дьюи является одним из первых исследователей  в сфере образования, который признал, что  направленность образовательной программы на  формирование навыков мышления учеников,  обеспечила бы эффективность не только учеников, но  и обществу, и всему демократическому устройству.  Эдвард Глейзер предположил, что способность к  критическому мышлению состоит из трех элементов: 1. Осуществление мыслительного процесса при  решении проблем и вопросов, которые входят в  диапазон формирования своего опыта. 2. Знание методов логического исследования и  рассуждения. 3. Практические навыки в применении данных  методов.  Современная интерпретация. Критическое  мышление – это умение анализировать,  синтезировать и оценивать информацию. Это поиск  здравого смысла: как рассудить объективно и  поступить логично, с учётом, как своей точки зрения,  так и других мнений, умение отказаться от  собственных предубеждений. Критическое  мышление ­ это мышление, способное выдвинуть  новые возможности, а это весьма существенно при  решении многих проблем. Критическое мышление  представляет собой дисциплинарный подход к  осмыслению, оцениванию, анализу и синтезу  информации, полученной в результате наблюдения,  опыта. размышления и рассуждения, что может в  дальнейшем послужить основанием к действиям.  Критическое мышление зачастую предполагает  Руководство  стр.169 Руководство  стр.170­171готовность к воображению или принятию во внимание  альтернативных решений, внедрению новых способов  мышления и действий. Перечень основных навыков  критического мышления включает в себя наблюдение,  интерпретацию, анализ, выводы, оценки, объяснения,  метапознание.  Таксономия Блума. Широко используемой  иерархической моделью навыком мышления, в рамках  которой можно рассматривать критическое мышление, является Таксономия Блума, разработанная  комитетом образования, под председательством  Бенджамина Блум, в 1956 году.  Навыки в когнитивной области находятся в контексте  знаний, пониманий и критического мышления  определенной темы. Традиционное образование  стремится подчеркнуть навыки в этой области,  особенно – цели низкого порядка. Таксономия Блума  включает 6 этапов, предполагая поэтапное  продвижение от самых низких процессов – до  высоких, как показано на слайде.                            Оценивание                            Синтез                               Анализ                                 Применение                                    Понимание                                      Знание  Приемы развития критического мышления. Хочу  обратить ваше внимание на некоторые приемы  развития критического мышления. ­ Прием «Инсерт» ­ (Условные значки «» – уже знал, «+» – новое, «–» – думал иначе, «?» – есть  вопросы); ­ Кластеры; ­ Синквейн; ­ Бортовой журнал; ­ Дерево предсказаний; ­ Фишбоун; ­ Ключевые слова; ­ Ассоциация; ­ Пометки на полях; и многие другие. Руководство  стр.171­172 Презентация   5 минут 2. Практическое применение. Сейчас мы рассмотрим подробно некоторые приемы  развития критического мышления на практике. Задание № 1. «Ассоциация» (Работа индивидуально) На экран выводятся картинки на развитие мышления.  Презентация Слайд № 11(картинки, связанные с различными темами).  Участникам предлагается назвать свои ассоциации,  связанные с данными картинками. Обратная связь (устно) «Акрослово». (Участникам  коучинга следует дать характеристику данному  приему по первым буквам, используя слова разных  частей речи. Например: АССОЦИАЦИЯ – А – аккуратный, С­ сильный, С­  серьезный, О – объемный, Ц – целенаправленный, И –  интересный, А – актуальный, Ц – целый, И –  индивидуальный, Я ­ яркий). 5 минут Задание № 2.  «Заполнить таблицу» (Работа в парах) Участникам предлагается заполнить левую и правую  колонку таблицы, приведя 3­4 аргумента «за» и  «против» технологии развития критического  мышления, обменяться мнениями со своими  коллегами, используя их аргументы, сделать вывод. (Анализ силового поля) Обратная связь. «+, ­, ?». (Участникам предлагается  выделить наиболее и наименее лучший аргумент, и  задать вопрос) 10 минут Задание № 3.   (Работа в группах) Каждой группе дается текст и предлагается  внимательно его изучить, выделить основные моменты и составить постеры согласно определенной стратегии «Рыбья кость». Тема для обсуждения «Изобретения в  нашей жизни». (Например:  «Голова» ­ Можем ли мы прожить без новых  технологий? «Верхние кости» ­ комфорт, общение, знание; «Нижние кости» ­ работа на дому, много друзей,  получение информации; «Хвост» ­ Наша жизнь зависит от новых технологий). Слайд № 12 (Таблица) Слайд № 13 Постер  «Фишбоун» После заполнения «Фишбоун» спикер каждой команды3 Рефлексия выходит к доске защищать свой постер. Обратная связь «Задай вопрос». (После защиты  каждого постера тренер предлагает каждой группе  задать по 2 вопроса выступающим) 5 минут  Каждая группа подводит итог, используя рефлексию  «Три М». (Участникам предлагается назвать три  момента, которые получились хорошо в процессе   сегодняшнего занятия, и предложить одно действие,  которое улучшит их работу в дальнейшем). Слайд № 14