Приёмы целеполагания на современном уроке

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлены приёмы направленные на формирование умения определять тему урока, ставить цель, планировать свою деятельность. Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик - сам себе их поставил - они понятны ему - очевидны - с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)Приёмы целеполагания
Иконка файла материала целепологание.docx
Приемы целеполагания на современном уроке. Н.В.Кравченко (МАОУ СОШ №8, г.Березники) Ученик приходит в школу.  Для чего? Конечно, учиться. Учиться можно  не только ­  писать, считать, но и ставить перед собой цели. Если нет цели, то  нет и результата. Различные авторы дают разные формулировки понятия “цель”:   определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).  Цель ­ идеальное представление желаемого результата деятельности  (Т.К.Кравченко). Цель ­ то, что представляется в сознании и ожидается в результате  Цель ­ созданный результат, критерий­признак, по которому определяется  соответствие этому результату. (А.А.Гусаков).  Из представленных определений видна связь между целью и результатом.  Формулировки целей дают возможность четко представить желаемые итоговые  результаты, выстроить пути по поиску решения, критерии оценки результатов  деятельности. Выбор целей ­ трудоемкий процесс, он является наиболее  трудной задачей для педагога.  Особое значение отводится учебной ситуации, из которой осуществляется переход к теме урока. Осознание темы способствует  формулированию цели урока, выработке собственного действия. Цели не  рождаются со звонком на урок!  Если учитель поставит перед собой цель урока,  не посвятив в нее учеников, не обсудив ее с ними, то ученики из субъектов  превратятся в объекты деятельности учителя. Цели урока, проектируемые  учителем, должны быть таковы, «как будто ученик      ­ сам себе их поставил      ­ они понятны ему      ­ очевидны      ­ с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен) Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо  использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.  1. Визуальные:  Тема­вопрос Тема урока представлена вопросом.  Ученикам необходимо составить план  действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.  Например, урок по теме «Площадь прямоугольного треугольника»: «Как найти площадь прямоугольного треугольника?"  План: 1. Актуализировать знания о прямоугольном треугольнике. 2. Определить, площади каких геометрических фигур умеют находить. 3. Найти взаимосвязь между прямоугольником и прямоугольным  треугольником.4. Определить закономерность, сделать вывод. 5. Работа над формулой. На первом этапе урока учащимся предлагается для зрительного восприятия  название темы урока и задание объяснить значение каждого слова.   Ситуация яркого пятна           Среди множества схожих предметов, слов, цифр, букв, фигур одно  выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание  фиксирует выделенный предмет. Совместно устанавливаются сходство  предметов и причина выделения объекта. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе «Число и цифра 0». 2 класс «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд»: Через  зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном выражении.  Вычисляя значения выражений, дети определяют причину выделения  выражения. Совместно определяется алгоритм вычисления. Далее  фиксируется тема и цель урока.  Исключение На основе приема "Яркое пятно". Но в данном случае ученикам необходимо  через сходство и различие представленных объектов, найти лишнее, объясняя  свой выбор. Например, тема урока "Многозначные числа".  Домысливание Этот вариант удобен для 2­3 урока в большой теме. Дети вспоминают тему  прошлого урока и на основе слов «помощников» выстраивают план урока: Повторим… Изучим… Узнаем… Проверим…  Проблемная ситуация Тип проблемной  ситуации «С удивлением» Тип противоречия Между двумя  положениями Между житейскими  (ошибочными)  представлениями и  научным фактом « С затруднением» Между необходимостью  и невозможностью  Приёмы создания  проблемной ситуации Предъявить  противоречивые факты 1. Обнажить житейское  представление учащихся  вопросом или  практическим заданием  «на ошибку» 2. Предъявить научный  факт Дать практическое  задание:выполнить требование  учителя 1. не выполнимое вообще, 2. не сходное с  предыдущим   Группировка. Например, "Внетабличное умножение". Ряд выражений предлагается разделить  на две группы, обосновать принцип деления. Основанием классификации будут  внешние признаки, а вопрос: «Как решить?» станет темой урока. 2. Аудиальные:  Подводящий диалог Тема урока «Числовой луч» или «Шкалы». Детям задаются вопросы: ­ Кто не видел линейку? ­ Кто не видел термометр? ­ Кто видел приборы автомобиля? ­ Что между ними общего? ­ Что значит шкала? В чём её особенность?  Собери слово Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку.  Проблема предыдущего урока:  В конце урока учащиеся выполняют задание, в ходе которого должны  возникнуть трудности из­за недостатка знаний или недостатка времени, что  означает продолжение работы на следующем уроке. Тему урока можно  сформулировать на первом уроке, а на втором вспомнить её. Удивляй!  Неожиданность, чудо – вот что привлекает, стимулирует учеников любого возраста. Это могут быть факты из биографии, из жизни, математические  софизмы. 1 класс, тема «Число и цифра 1».  Учитель спрашивает у детей: «Сколько пальцев на руке?». Потом считает  и загибает свои: «Раз, один, два, три, четыре». Детям необходимо объяснить,  почему получились разные ответы. Тема «Периметр и площадь фигуры».  Детям сообщается площадь комнаты и задаётся вопрос: «Достаточно ли  этих данных, чтобы купить линолеум и плинтус для комнаты?». Чтобы  подтвердить или опровергнуть свою версию, дети выполняют практическую  работу. Хорошо работают софизмы. Например, учитель на доске доказывает, что  2х2=5. А потом спрашивает: «В чём ошибка?»  Отсроченная отгадка.В конце урока можно задать проблемный вопрос, а следующий урок нужно начать с ответа на этот вопрос. Для этого удобно использовать логические  задачи, задачи «с подвохом». Практически все приемы целеполагания построены на диалоге,  следовательно, необходимо чётко сформулировать вопросы учителя, а также  научить детей не только отвечать на них, но и задавать свои. Цель необходимо обсудить и зафиксировать на доске. Далее  определяются задачи (это могут быть действия, которые будут выполняться:  читать правило, решать задачу, составить таблицу, вычислить выражения и так  далее). Задачи также фиксируют на доске. В конце урока необходима  рефлексия: анализ достигнутого, план на будущее. От этого зависит домашнее  задание. Обязательными условиями использования данных приемов является: ­ учет возрастных особенностей,  ­ уровень знаний и опыт учащихся, ­ особенности класса, ­ доступность, разрешимая степень сложности, ­ толерантность (выслушивание всех обоснованных мнений),  ­ направленность на активную мыслительную деятельность. Литература. 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов (и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. 2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2 ч. Ч. 1/М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2­е изд. – М.: просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов (и др.); под ред. А.Б. Воронцова. – 2­е изд. – М.: просвещение, 2010. 3. 4. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013.