В материале представлены приёмы направленные на формирование умения определять тему урока, ставить цель, планировать свою деятельность. Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- очевидны
- с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)Приёмы целеполагания
целепологание.docx
Приемы целеполагания на современном уроке.
Н.В.Кравченко
(МАОУ СОШ №8, г.Березники)
Ученик приходит в школу. Для чего? Конечно, учиться. Учиться можно
не только писать, считать, но и ставить перед собой цели. Если нет цели, то
нет и результата.
Различные авторы дают разные формулировки понятия “цель”:
определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).
Цель идеальное представление желаемого результата деятельности
(Т.К.Кравченко).
Цель то, что представляется в сознании и ожидается в результате
Цель созданный результат, критерийпризнак, по которому определяется
соответствие этому результату. (А.А.Гусаков).
Из представленных определений видна связь между целью и результатом.
Формулировки целей дают возможность четко представить желаемые итоговые
результаты, выстроить пути по поиску решения, критерии оценки результатов
деятельности. Выбор целей трудоемкий процесс, он является наиболее
трудной задачей для педагога. Особое значение отводится учебной ситуации, из
которой осуществляется переход к теме урока. Осознание темы способствует
формулированию цели урока, выработке собственного действия. Цели не
рождаются со звонком на урок! Если учитель поставит перед собой цель урока,
не посвятив в нее учеников, не обсудив ее с ними, то ученики из субъектов
превратятся в объекты деятельности учителя. Цели урока, проектируемые
учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
сам себе их поставил
они понятны ему
очевидны
с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо
использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
1. Визуальные:
Темавопрос
Тема урока представлена вопросом. Ученикам необходимо составить план
действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Например, урок по теме «Площадь прямоугольного треугольника»:
«Как найти площадь прямоугольного треугольника?"
План:
1. Актуализировать знания о прямоугольном треугольнике.
2. Определить, площади каких геометрических фигур умеют находить.
3. Найти взаимосвязь между прямоугольником и прямоугольным
треугольником. 4. Определить закономерность, сделать вывод.
5.
Работа над формулой.
На первом этапе урока учащимся предлагается для зрительного восприятия
название темы урока и задание объяснить значение каждого слова.
Ситуация яркого пятна
Среди множества схожих предметов, слов, цифр, букв, фигур одно
выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание
фиксирует выделенный предмет. Совместно устанавливаются сходство
предметов и причина выделения объекта. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе «Число и цифра 0».
2 класс «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд»: Через
зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном выражении.
Вычисляя значения выражений, дети определяют причину выделения
выражения. Совместно определяется алгоритм вычисления. Далее
фиксируется тема и цель урока.
Исключение
На основе приема "Яркое пятно". Но в данном случае ученикам необходимо
через сходство и различие представленных объектов, найти лишнее, объясняя
свой выбор.
Например, тема урока "Многозначные числа".
Домысливание
Этот вариант удобен для 23 урока в большой теме. Дети вспоминают тему
прошлого урока и на основе слов «помощников» выстраивают план урока:
Повторим…
Изучим…
Узнаем…
Проверим…
Проблемная ситуация
Тип проблемной
ситуации
«С удивлением»
Тип противоречия
Между двумя
положениями
Между житейскими
(ошибочными)
представлениями и
научным фактом
« С затруднением»
Между необходимостью
и невозможностью
Приёмы создания
проблемной ситуации
Предъявить
противоречивые факты
1. Обнажить житейское
представление учащихся
вопросом или
практическим заданием
«на ошибку»
2. Предъявить научный
факт
Дать практическое
задание: выполнить требование
учителя
1. не выполнимое вообще,
2. не сходное с
предыдущим
Группировка.
Например, "Внетабличное умножение". Ряд выражений предлагается разделить
на две группы, обосновать принцип деления. Основанием классификации будут
внешние признаки, а вопрос: «Как решить?» станет темой урока.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Тема урока «Числовой луч» или «Шкалы». Детям задаются вопросы:
Кто не видел линейку?
Кто не видел термометр?
Кто видел приборы автомобиля?
Что между ними общего?
Что значит шкала? В чём её особенность?
Собери слово
Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку.
Проблема предыдущего урока:
В конце урока учащиеся выполняют задание, в ходе которого должны
возникнуть трудности изза недостатка знаний или недостатка времени, что
означает продолжение работы на следующем уроке. Тему урока можно
сформулировать на первом уроке, а на втором вспомнить её.
Удивляй!
Неожиданность, чудо – вот что привлекает, стимулирует учеников любого
возраста. Это могут быть факты из биографии, из жизни, математические
софизмы.
1 класс, тема «Число и цифра 1».
Учитель спрашивает у детей: «Сколько пальцев на руке?». Потом считает
и загибает свои: «Раз, один, два, три, четыре». Детям необходимо объяснить,
почему получились разные ответы.
Тема «Периметр и площадь фигуры».
Детям сообщается площадь комнаты и задаётся вопрос: «Достаточно ли
этих данных, чтобы купить линолеум и плинтус для комнаты?». Чтобы
подтвердить или опровергнуть свою версию, дети выполняют практическую
работу.
Хорошо работают софизмы. Например, учитель на доске доказывает, что
2х2=5. А потом спрашивает: «В чём ошибка?»
Отсроченная отгадка. В конце урока можно задать проблемный вопрос, а следующий урок нужно
начать с ответа на этот вопрос. Для этого удобно использовать логические
задачи, задачи «с подвохом».
Практически все приемы целеполагания построены на диалоге,
следовательно, необходимо чётко сформулировать вопросы учителя, а также
научить детей не только отвечать на них, но и задавать свои.
Цель необходимо обсудить и зафиксировать на доске. Далее
определяются задачи (это могут быть действия, которые будут выполняться:
читать правило, решать задачу, составить таблицу, вычислить выражения и так
далее). Задачи также фиксируют на доске. В конце урока необходима
рефлексия: анализ достигнутого, план на будущее. От этого зависит домашнее
задание.
Обязательными условиями использования данных приемов является:
учет возрастных особенностей,
уровень знаний и опыт учащихся,
особенности класса,
доступность, разрешимая степень сложности,
толерантность (выслушивание всех обоснованных мнений),
направленность на активную мыслительную деятельность.
Литература.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя/А.Г. Асмолов (и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 2е изд. –
М.: Просвещение, 2010.
2. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: в 2
ч. Ч. 1/М.Ю. Демидова (и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2е изд. –
М.: просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов (и др.);
под ред. А.Б. Воронцова. – 2е изд. – М.: просвещение, 2010.
3.
4. Как построить урок в соответствии с ФГОС /А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель,
2013.
Приёмы целеполагания на современном уроке
Приёмы целеполагания на современном уроке
Приёмы целеполагания на современном уроке
Приёмы целеполагания на современном уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.