Материал, который показывает, как  упрощать решение некоторых уравнений и неравенств, используя равносильные преобразования. Используя эти приёмы, можно решать многие уравнения и неравенства устно, что позволяет экономить время на уроке и очень важно при ответах на вопросы тестов. Актуально в 7 классе и в более старших классах.
            
        
        
        
                    
                
                    МКОУ "Специальная школа № 106" 
                                                                  Самоподготовка учителя
Приёмы,упрощающие  решение 
           рациональных уравнений.
                                                                      учитель
математики 
                                                                     Колесник
ова Жанна 
                                                                              Вал
ентиновнаг Новокузнецк
         Уравнение   p(x)   =   0,   где   p(x) — 
рациональное выражение,  
называется рациональным. Их решение сводится 
к упрощению  
рационального выражения или сведению его к 
другому виду и нахождению корней полученного 
уравнения. 
- Если получили уравнение,в котором левая часть 
является произведением,то пользуемся 
условием,что произведение равно нулю,если 
один из множителей равен нулю. 
- Если в результате упрощения в левой части 
получается алгебраическая  дробь, то исходим из
того, что дробь равна нулю, если её числитель 
равен  нулю, а знаменатель не равен нулю.  
        Рассмотрим случаи,упрощающие решение 
рациональных уравнений.
Считаю важным для учащихся знать формулы 
Виета.Они во многом упрощают решение 
уравнений квадратных,не обязательно с 
коэффициентом при x2 равным единице.Пример 1.Решить уравнение:
2x2 - 5x + 2 = 0
Чтобы решить его с помощью формул 
Виета,умножим уравнение на 2:
4x2 - 5 ·2 x + 4=0   или
(2х)2-5(2х) +4=0
Произведём замену  2х=a
а2 - 5а+4=0
а1+а2=5
а1 ·а2=4
Имеем: а1=1,а2=4
Возвращаемся к первоначальной переменной 
х1=0,5;х2=2
Пример 2.Решить уравнение:
6x2 - 5x + 1 = 0
Разделим уравнение на x2,не равный нулю.При 
этом корни не теряем,т к х=0 не корень 
уравнения.
Получим  6-5(1:х)+(1:х)2=0
Произведём замену 1:х=а
а2 - 5а+6=0Корни уравнения а1=2,а2=3,откуда 
х1=1/2,х2=1/3
Есть уравнения высших степеней,которые тоже 
можно решить с помощью формул Виета или 
дискриминанта для квадратного уравнения.
Уравнения вида  ах4+вх3+сх2+кх+р=0
где  х=0   называются возвратными уравнениями 
четвёртой степени,если их можно 
решить,заменив выражение х+   новой 
неизвестной.
Уравнения вида  ах4+вх3+сх2+вх+а=0
где  х=0    называются симметричными 
уравнениями четвёртой степени.Это частный 
случай возвратного уравнения.Решается 
уравнение заменой выражения х+ 
Пример 2.Решить уравнение:
                х4-3х3+4х2-3х+1=0
Так как x=0 не является корнем уравнения, то 
разделим обе части уравнения на x2. Получим:
                х2-3х+4-3  +   =0
Замена: х+   =а,тогда а2=х2+2+   ,откуда х2+  
=а2-2
Получим уравнение:
или                а2-3а+2=0По формулам Виета получаем корни а1=2,а2=1
Возвращаемся к первоначальной переменной.
Корней это уравнение не имеет,т к является 
неполным квадратом.Ответ: х=1Используемая литература:
1.М.И.Сканави ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА
2.Колесникова Ж.В.,Осипова Л.А.,Полещук Г.Г. 
Методическое пособие "Лабораторные работы по 
теории многочленов"
3.Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и 
др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников 
Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для 
общеобразовательных учреждений. – М.: Просве-
щение, 2006.