Приют спокойствия, трудов и вдохновения
Оценка 5

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Оценка 5
Научные работы
docx
русская литература
10 кл
03.02.2018
Приют спокойствия, трудов и вдохновения
В исследовательской работе"Приют спокойствия, трудов и вдохновения" речь идет о роли дома, усадьбы в жизни и творчестве наших донских писателей: М.А.Шолохова и А.В.Калинина. Данную работу можно использовать как при проведении уроков, так и во внеурочной деятельности(предметные недели, внеклассные мероприятия, классные часы)
Приют работа.docx
ХVI Малая академия наук юных исследователей Литературное  краеведение Исследовательская работа «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о путешествии в усадьбу М.А.Шолохова и А.В.Калинина) Автор работы:                                               Гулятченко Анна Романовна МБОУ Краснооктябрьская СОШ 10 класс Руководитель Котляренко Екатерина Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ Краснооктябрьской СОШ 1 2018 год Содержание 1. Введение………………………………………………………………………3 2. Станица Вешенская. Вчера и сегодня………………………………………5 3. По шолоховским местам. Усадьба М.А. Шолохова……………………….6 4. Хутор Пухляковский…………………………………………………………8  Усадьба А.В.Калинина……………………………………………………..10 5. 6. Заключение…………………………………………………………………..15 7. Литература…………………………………………………………………...16 8. Приложение 2 ВВЕДЕНИЕ Есть замечательное слово – «усадьба», которое умиляет душу, наполняет сердце нежностью, сладкой болью. Усадебный мир стал для многих талантливых людей   местом   уединенных   раздумий,  общения,  творчества.  Здесь,  в  родовом гнезде, для многих происходило открытие и познание Родины, природы. Гавриил Романович   Державин,   Афанасий Афанасьевич Фет, Федор Иванович Тютчев и многие другие поэты и писатели посвящали свои строки усадьбе. Для них усадьба – рабочий кабинет, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Михайловское и Болдино, Тарханы, Ясная Поляна   и   Спасское­Лутовиново   ­   это   лишь   небольшая   часть   литературных усадеб, названия которых близки и дороги русскому человеку.   Однако имена писателей­земляков,   названия   мест,   где   они   творили,   для   многих   учащихся остаются неизвестными.   Александр   Сергеевич   Пушкин, Осень – лучшее время для путешествий по литературным местам, когда все вокруг обретает неповторимый ореол романтики. Прогуливаясь по территории усадеб, невольно чувствуешь себя немножко поэтом, особенно, когда осознаешь, что   тут   несколько   десятков   лет   назад   ходили   мастера   русского   слова,   а чудесные   окрестные   пейзажи   дарили   им   вдохновение.   С   группой   учащихся МБОУ   Краснооктябрьской   СОШ   в   2017   году   мы   побывали  в   хуторе Пухляковском   Усть­Донецкого   района   Ростовской   области   (родина А.В.Калинина), в 2015 году мы посетили ст.Вешенскую Шолоховского района Ростовской области (родина М.А.Шолохова). Планируем побывать и на родине В.А.Закруткина. Я   и   не   догадывалась,   что   в   донской   глубинке   есть   столь интересные для исследования объекты.   Актуальность   выбранной   темы   подтверждают  и  результаты анкетирования среди учащихся средней школы: Заинтересовавшись   творчеством   писателей­земляков,   я   провела   опрос среди   учащихся   МБОУ   Краснооктябрьской   СОШ.   Всего   было   опрошено   56 человек   в   возрасте   от   12   до   16   лет.     В   рамках   исследования   респонденты отвечали на вопросы:  1.Кто такой А.В.Калинин?  2. Какие его произведения можете назвать? 3. Знаете ли вы писателей­земляков? 4.   Какие   литературные   места   своего   края   посещали   и   готовы   посоветовать другим ребятам посетить их? Результаты   исследования   отражены   на   слайде.   В   ходе   исследования отмечена интересная деталь: 46 человек указали, что Калинин­ писатель, но не смогли назвать ни одного произведения этого автора.  3 Объектом исследования  являются усадьбы М.А.Шолохова, А.В.Калинина.   Цель   исследования:  пробудить   интерес   к   историческому   прошлому донского края через знакомство с литературными усадьбами. Задачи исследования: ­ познакомить с литературными усадьбами Шолохова, Калинина; ­изучить литературу по данной теме;  ­пропагандировать   творчество   М.А.   Шолохова,   А.В.Калинина   и   привлечь внимание к проблеме бережного отношения к культурному наследию.             Методы исследования: наблюдение, изучение литературных источников, анкетирование. Гипотеза:   если   познакомиться   с   литературными   местами,   мы   сможем расширить наши представления о родном крае, о писателях­земляках. Практическая   значимость:  результаты   данной   исследовательской   работы можно   представить   на  неделе   литературы,  готовый   материал   предоставить   в школьный музей, в районную и школьную библиотеку, выступить     на вечере, посвящённом писателям­землякам.      4 СТАНИЦА ВЕШЕНСКАЯ. ВЧЕРА И СЕГОДНЯ. На высоком берегу реки Дон облюбовала место станица Вёшенская. Из­за садов   и   парков   едва   проглядывают   крыши   зданий.   В   станице   много   зелени, растут разнообразные деревья: тополя, клёны, вязы, берёзы. Этот край называют Верхним   Доном   (хотя   географически   это   среднее  течение   реки). Шолохов прославил   историю,   природу   и   людей   Верхнего   Дона.   Здесь   нет   ни   одного хутора, станицы, слободы, степной речки или поросшего полынем или чабрецом кургана, о которых бы не было сказано в «Поднятой целине» или «Тихом Доне». Из   строк   романа   миллионы   людей   во   всем   мире   узнали   о   происхождении Вешенской: над Доном, лежит станица Вёшенская,   старейшая   из   верховых   донских   станиц, перенесенная   с   места   разоренной   при   Петре1   Чигонацкой   станицы, переименованная в Вешенскую. Вехой была когда­то по большому водному пути Воронеж   ­   Азов.   Против   станицы   выгибается   Дон   кобаржиной   татарского сагайдака,   будто   заворачивает   вправо,   и   возле   хутора   Базки   вновь   величаво прямится, несет зеленоватые, просвечивающие голубизной воды мимо меловых отрогов   правобережных   гор,   мимо   сплошных   с   правой   стороны   хуторов, мимо редких с левой стороны станиц до моря, до синего Азовского… левобережье, песчаном     пологом     «На     Вёшенская  ­ вся   в засыпи  желтопесков.   Невеселая, плешивая   без садов станица.   На   площади   ­   старый,   посеревший от времени собор, шесть улиц разложены вдоль по течению Дона.» [Шолохов М.А. Собр. соч. в 8 т. Т.1. М., 1985. С. 146. ] Внешний вид станицы не привлекал взор своим архитектурным обликом. В   настоящее   время   Вешенская   является   административным   центром Шолоховского   района   Ростовской   области   и   Вёшенского   поселения.   Здесь находится центр Государственного музея­заповедника М.А. Шолохова и ряд его объектов.  Михаил   Александрович   Шолохов   жил   в  станице   Вёшенской   с  1926   по 1984гг.  В   1936   году   был   построен   дом   с  мезонином.  Во   время   войны   дом Шолоховых использовался как наблюдательный пункт одним из батальонов 197 стрелковой  дивизии   и, находясь под  постоянным  обстрелом,  был  разрушен. Погибла мать писателя. 5 После войны Шолохова выдвинули в кандидаты верховного совета СССР. В жизни Вешенской началась новая эпоха ­ она стала литературной столицей края. В годы оттепели Шолохов стал лауреатом Нобелевской премии. Генсек Хрущев несколько раз гостил в Вешенской. Здесь побывал и Ю. Гагарин. В память   об   этом   событии   на   площади   станицы   установлен   барельеф.   Книги Шолохова издавались в СССР и за рубежом миллионными тиражами. Доход шел в казну государства, но и на имя Шолохова был открыт счет в банке. Большие   средства   тратил   он   на   помощь   нуждающимся,  на   благоустройство района. Вешенский район и станица обильно озеленялись. Теперь про неё не скажешь «невеселая, плешивая без садов станица». Шолоховская   усадьба   стала   музеем   в   1984   году,   сразу   после   смерти писателя.  Неподалеку   на   хуторе   Кружилинском   –   усадьба   родителей Шолохова: дом, амбар, флигель, конюшня, лавка его отца. В 1985 году музеем стал и дом в станице Каргинской, где Шолохов начал писать «Тихий Дон». ПО ШОЛОХОВСКИМ МЕСТАМ. УСАДЬБА М.А.ШОЛОХОВА Шолохов   почти   всю   жизнь   прожил   в   Вёшках,   выезжая   лишь   по   острой надобности, о чем местные даже частушку сочинили: «Все писатели в столице, один Шолохов в станице». Усадьба   М.А.   Шолохова   —   светлый   двухэтажный   дом   с   террасой   и балконом,   выходящими   на   юг.  Дом­музей   уникален,   каждая   вещь   здесь подлинная, полностью сохранена вся обстановка. На первом этаже находятся прихожая,   кабинет­приемная   и   столовая.   Столовую   можно   назвать   любимым местом всей семьи. Это была не просто комната, где завтракали, обедали, пили чай;   здесь   собирались,   чтобы   побыть   вместе.   Здесь,   за   столом,   решались семейные проблемы. Часто слышались шутки, розыгрыши, словом, шла полная, насыщенная жизнь семьи. За столом засиживались, не замечая, сколько времени прошло. Кабинет писателя на втором этаже — это большая светлая комната с балконной   дверью   и   широкими   окнами.   Рядом   расположена   «охотничья» комната. В этой комнате обычно готовились к выезду на охоту или рыбалку, причём к этому занятию привлекалась вся семья. На втором этаже — малый кабинет писателя, где он работал над рукописями. Здесь была написана вторая книга романа «Поднятая целина», рассказ «Судьба человека», шла работа над главами романа «Они сражались за Родину».   В саду усадьбы находится могила писателя и его жены. Мы почтили их память и возложили живые цветы. Рядом   с   домом   сохранились   деревья,   посаженные   самим   писателем,   — груша и пирамидальный тополь, которым уже более 60 лет. Березы, сосны и дубы   посадил   в   конце   50­х   сын   Шолохова,   выпускник   Тимирязевской 6 сельхозакадемии  и сотрудник  Никитского ботанического  сада.  От калитки к главному входу   тянется сиреневая аллея, заложенная еще в 1947 году,  среди кустов   сирени   экземпляры   выведенных   им   сортов   «Шолоховская»   и «Вешенская». Участок   тщательно   распланирован.   Огород   отделен   от   сада,   сад   –   от цветника, цветник – от древесных культур. И все вместе отделено от участка с хозяйственными  постройками. Через сад тянется дорожка, ведущая к берегу Дона.  Прекрасным местом для отдыха является набережная реки. Даже в самую ненастную погоду Дон всегда остается тихим. Медленно несет он свои воды в сторону   Азовского   моря.   На   набережной   памятник   «Григорий   и   Аксинья» работы скульптора Н.В. Можаева. В 1983 г. его установили в Ростове­на­Дону и лишь   спустя   12   лет   было   принято   решение   перевезти   его   «на   родину»   в Вешенскую. Если   подняться   по   лестнице,   ведущей   вдоль   реки,   вверх,   то   можно встретить бюст М.А. Шолохова. Он был установлен еще при жизни писателя, в 1981 г. Прижизненной установки бюста в то время удостаивались все дважды Герои Социалистического труда, коим и являлся Михаил Александрович. По личной   просьбе   скульптор   А.С.   Новиков   изобразил   его   в   гимнастерке, смотрящим   вдаль   на   излучину   любимой   им   реки   и   бескрайние   степные просторы.        В настоящее время сохранился практически тот же ландшафт, который был при жизни писателя. Историческая, мемориальная и научная ценность этих мест   очевидна.   Постановлением   коллегии   Министерства   культуры   РСФСР   и Ростовского   областного   Совета   Совместным   народных   депутатов   в   местах, связанных   с   описанными   в   романах   «Тихий   Дон»   и   «Поднятая   целина» событиями, организована ландшафтно­заповедная зона Государственного музея­ заповедника М.А. Шолохова.    Наиболее яркой достопримечательностью здесь является ботанический памятник природы «Вешенский дуб». Вокруг многовекового великана выделена зона   охраняемого   ландшафта   площадью   150   га,   включающая   охранную   зону памятника площадью 2,5 га. Уникальный,   могучий,   полный   жизни   дуб   издавна   приковывает   к   себе внимание людей своей мощью, крепким, с седловиной, стволом, раскидистым шатром   зелени,   под   которым   свежо   даже   в   изнуряющую   жару.   В   паспорте памятника   природы   указано,   что   дубу­великану   400   лет,   но   истинный   его возраст, возможно, намного больше. Это настоящий лесной патриарх, шумевший здесь своей листвой уже во времена царствования Ивана Грозного. Недалеко от патриарха растет еще несколько деревьев поменьше возрастом порядка 300 лет. Не удивительно, что сам Михаил Александрович очень любил отдыхать в тени дуба. Видимо, именно здесь он и черпал вдохновение для создания своих бессмертных произведений. 7 Далеко   не   все   достопримечательности   станицы   Вешенской   и   ее окрестностей удалось нам посетить, но увиденное мы надолго запомним. ХУТОР ПУХЛЯКОВСКИЙ Анатолий Калинин — это второе открытие писательского таланта на Дону после   Михаила   Шолохова.   Обоих   роднит   неизбывная   любовь   к   неоглядным просторам Дона­батюшки, лазоревой степи, к людям Дона с мирной, богатой душой… В 1946 году по совету Шолохова писатель переехал подальше от столичной суеты   на   Дон,   в   хутор   Пухляковский.   Так   с   1946   по   2008   год   и   прожил Анатолий   Вениаминович   Калинин   в   хуторе.   Здесь­то   и   вышли   из   тихого кабинета и разошлись по всей стране все произведения «молодого Шолохова». Анатолий Вениаминович Калинин заслужил известность и народную любовь как автор   повестей   и   романов.   Но   еще   с   молодости   писал   он   стихи.   Даже признавался однажды: Не знаю лучшего мгновенья         У дня грядущего в ряду,         Чем то, когда стихотворенье         С утра рождается в саду. Современники вспоминали атмосферу маленького рая, созданную заботами семьи Калининых. Двухэтажный старинный особняк изумрудного цвета, весь в тени высоких деревьев, виноградный и фруктовый сад, «зеленый кабинет» со столом и скамьями для гостей под тютиной, сосновая аллея, ступеньки, бегущие прямо к Дону, – в такой обстановке рождались рассказы, романы, очерки, статьи и стихи Калинина.  8 История   хутора   своими   корнями   уходит   в   далекое   прошлое,   когда бродники   осваивали  эти   земли,  заселяли   их,  строили  на  островах   передовые заставы.   Впервые   в   официальных   документах   хутор   Собачинский   (ныне Пухляковский)   появился   в   1780   году.   Назывался   Собачинским   по   названию переправы   –   брода   через   реку   Дон,   известной   ещё   со   времён   Великого переселения   народов   (IV­V   в.в.   нашей   эры).   Как   гласит   легенда,   в   районе острова   в   стародавние   времена   располагалась   переправа­брод   через   Дон. Однажды появилось здесь невиданное чудище и стало наводить страх и ужас на переправлявшихся   через   реку   людей.   Чтобы   успокоить,  замирить   чудище   по совету бывалой старушки поймали собаку и бросили в водоворот. После чего он успокоился, а переправа получила название Собачинской. Сейчас   это   один   из   красивейших   уголков   Усть­Донецкого   района. Если смотреть на хутор с вершины холма, дух захватывает от красоты: голубая лента Дона,  выходя  из­за   острова   Гостевого,  своим  очертанием  напоминает   шашку казака;   левобережье   с   полоской   леса,   полями,   озерами,   насколько   хватает взгляда – уходит к синеющему дымкой горизонту. А на правобережных склонах, с переливами колышущегося ветром ковыля, ярко красных кустов шиповника и боярышника расположились все еще хранящие дух старины казачьи курени.    Благодаря А.В.Калинину Пухляковский стал одним из культурных центров донского края.    Именно отсюда начали свою жизнь герои его произведений: «Эхо войны», «Суровое   поле»,   «Возврата   нет»,   «На   юге»,   «Товарищи»,   «Запретная   зона», «Гремите колокола», «В саду Саида», «Цыган», «А на рассвете грянул гром».    Произведения   А.В.Калинина   экранизированы.   В   1974   году   по   повести «Возврата нет» сценаристом­постановщиком А.Салтыковым снят одноименный фильм.   В   1967   году   вышел   первый   фильм   «Цыган».   Сценаристом­ постановщиком   фильма   и   исполнителем   главной   роли   Будулая   был   Евгений Матвеев.   В   1979   году   по   мотивам   романа   режиссером­постановщиком А.Бланком   был   снят   четырехсерийный   фильм   «Цыган»,   а   в   1985   году   его продолжение – пятисерийный фильм «Возвращение Будулая». Фильм завоевал всенародную   любовь   и   вошел   в   число   ста   лучших   фильмов   за   всю   историю российского кинематографа. Хуторяне хорошо знают, что прототипом героини романа   «Цыган»   казачки   Клавдии   Пухляковой   стала   их   землячка   Клавдия Николаевна Чекунова прекрасной души человек, знатная виноградарь, певунья и, наконец, просто казачка­красавица. Образ пухляковской казачки прекрасно сыграли в фильмах Людмила Хитяева, Клара Лучко, Ирина Купченко. Какой ещё   хутор   на   Дону   может   похвалиться   таким   ярким   созвездием   актрис всероссийского масштаба.  9 А.В.Калинин известен на Дону не только книгами, но и как общественный деятель.   Вершина   его   общественной   работы   –   создание   государственной заповедной зоны вокруг первой и древнейшей столицы донского казачества — станицы Раздорской и примыкающих к ней хуторов Пухляковского и Каныгина. В   книге   «Очерки   географии   Всевеликого   Войска   Донского», опубликованной   в 1919  году,  имеются   сведения   о   Раздорской   и   её  юртовых хуторах Пухляковский и Каныгин: «…На Дону, возле Собачинской переправы, на   правом   берегу,   стоит   хутор   Собачинский,   недавно   переименованный   в Пухляковский. Это богатый и многолюдный хутор, центр виноградарства.» «Когда мы приехали в хутор Пухляковский, в 1946 году, почти в каждом дворе   можно   было   увидеть   исконные   «донские   чаши»   ­   виноградные   кусты, сформированные особым образом внутри квадратных загородок, ­ вспоминает Наталья Калинина, дочь писателя Анатолия Калинина. ­ Идёшь осенью и по запаху слышишь, в каком дворе какое вино «гуляет»: здесь ­ ладанный сорт, там ­ сибирьковый, а там ­ пухляковский. А потом как­то всё это постепенно стало разваливаться. В 80­е вырубили часть виноградников ­ слава богу, у нас ещё меньше, чем в других местах».   По словам Натальи Анатольевны, её отец мечтал создать в Пухляковке донскую Массандру. И даже списывался с Тимирязевской академией ­ хотел, чтобы   в   хуторе   открыли   кафедру   виноградарства   и   виноделия.   Не   вышло. Теперь   «донскую   чашу»   можно   увидеть   только   на   частных   подворьях. Сохранилась она и в усадьбе Калинина. УСАДЬБА А.В.КАЛИНИНА 20   августа   2016   года   в   путеводителях   появилось   указание   об   усадьбе Калинина. Дом­усадьбу   А.В.Калинина,   расположенную   на   берегу   Дона,   по   праву называют   литературно   –   музыкальной. Сначала   мы   посетили   интерактивный музей­галерею   о   жизни   и   творчестве   А.В.   Калинина. Здесь   живут   герои   его произведений, размещены и картины, которые Анатолию Калинину дарили на протяжении   всей   его   творческой   деятельности.   Перед   зданием   ­   памятник писателю.   К   дому,   в   котором   когда­то   жил   А.В.   Калинин,   ведет   аллея.   На территории   усадьбы   расположены   несколько   уютных   беседок   и   сад.   Гуляет множество котов. Одна из тропинок ведёт к могиле Анатолия Вениаминовича Калинина.   Здесь   все   дышит   атмосферой   творчества   литературного   и музыкального.  Вот таким мы видим А.В. Калинина по воспоминаниям его дочери Любы:  « …И снова я возвращаюсь мысленно к отцу, думаю о том, как правильно поступил он, выбрав постоянным местом жительства хутор Пухляковский. Не 10 смог бы он написать в Москве ни «Цыгана», ни «Суровое поле», ни другие свои произведения.   Во   всех   романах,   повестях   и   даже   очерках   Калинина   вся атмосфера   пропитана   ароматом   степей,   она   прозрачна,   и   мне,   музыканту,   в каждой фразе, в каждом абзаце чудится музыка. Недаром ведь он так любил ее, часто   просил   меня   сыграть   то   либо   иное   произведение,   иногда,   помню, плакал…» Анатолий Вениаминович Калинин  был гостеприимным хозяином.  О своей встрече с писателем А.В.Калининым вспоминает учитель русского языка и литературы Трифонова Валентина Никитична, которая долгое время проработала   в  Усть­  Быстрянской   средней   школе   завучем.  Это   было   в 1964 году,   когда   Трифонова   В.Н.   жила   со   своим   мужем,   Трифоновым   Николаем Ивановичем   в   Пухляковке.   Муж   её   преподавал   в   техникуме   в   отделе «Механизации».   Познакомил   их   с   донским   писателем   Гуляев   Станислав Николаевич   (работал   в   техникуме   в   отделе   «Животноводства»).   Семья Трифоновых познакомилась с А.В.Калининым и посетила его дом. «Встреча была короткая, но настолько яркая и приятная, что до сих пор осталась в моей памяти. Приняли нас просто, по­ домашнему. Не было в нём никакой   заносчивости,   притворства,   а   наоборот,   веяло   от   него   теплом   и сердечностью. Провели мы это время в его замечательном саду, в котором было много винограда (гордился своим замечательным садом, особенно виноградом). Рассказывал о сортах винограда, о настоящем вине, о способах виноделия, о том, когда и как нужно его обрезать. Показал нам лучшие сорта, говорил об этом   с  такой   гордостью   и   любовью,   что   казалось   это   живое   существо,   а  не просто лоза. Слушать его было просто и приятно. Общался с нами так, как будто был давно знаком. Легко располагал к себе собеседника. Казалось, что он прекрасно   нас   понимал,   не   требовал   никакого   особого   отношения.   Создавал такую   атмосферу,   что   мы   чувствовали   себя   как   дома.   Это   дорого   стоит! Общение с ним вызывало в нас глубокое уважение не только как к великому писателю, но и как Человеку. Искренность и прямолинейность были для него характерны. Мне стало понятно, откуда он «черпает» чистые характеры своих героев. Рядом   с   ним   была   его   жена,   Александра   Юлиановна   Калинина   – хранительница домашнего очага, замечательная мама, неустанный помощник и соратник Анатолия Калинина, заботливый и терпеливый человек. Было приятно смотреть на то, с каким уважением и пониманием он относился к Александре Юлиановне. Это было просто и понятно. Любовь   свою,   чистую   и   светлую,   Александра   Юлиановна   и   Анатолий Вениаминович пронесли через всю свою жизнь. Терпение и понимание всегда царили в доме Калининых. 11 Больше всего меня поразило то, что он был прост во всём: в приёме гостей, в обхождении с женой. В его глазах было много доброты, любви, отзывчивости к людям.   Каждого   мог   принять,   что   –   то   интересное   рассказать,   найти   ту удивительную струну души, которая так важна для любого человека, уделить время   для   общения   и   при   этом   никогда   не   сетовал   на   свою   усталость   и состояние здоровья. Когда он нас провожал, говорил о красоте донской природы, которая его окружает. На противоположном берегу – большой яр, чем­ то напоминающий птицу.   Это   цветы   и   травы,   над   которой   летают   шмели   и   птицы.   А   на правобережных   склонах   с   переливами   колышущего   ветром   ковыля,   ярко красных   кустов   шиповника   и   боярышника   расположились   цветы.   Розовые, слегка   подсиненные,   они   влекут   к   себе   своей   неяркой   красотой.   Любовно собранные натруженными руками, соединенные в букетики, эти цветы красят простое человеческое жилище. В одиночку их не встретишь в степи, они всегда дружной   кучкой,   артелью.   Издалека   приметны.   И   что   удивительно:   сегодня цветут себе, красуются, и завтра, и через неделю, и спустя месяц! Любовался её красотами и говорил: «Разве можно променять эту красоту на что­ то другое!»  После экскурсии по усадьбе Калинина мы приобрели различные сувениры, книги, диски, напоминающие нам о встрече с этим удивительным местом. Когда мы   уже   сели   в   автобус   и   отправились   домой,   я   открыла   книгу,   которую приобрела. Оказывается,  Анатолий Калинин был мастер писать эпиграммы по разным литературным и жизненным поводам, но неохотно их издавал. В этих строчках целый пласт – смешной и грустный – писательской жизни, оставшийся в другом столетии, в другой стране. Первая посвящена собственной персоне:   Когда я был и молод и пригож,  Сам Шолохов однажды в разговоре  Вдруг онемел: «Ну до чего ж похож!  Двойник и только: Мелихов Григорий».  Но только тем и был я наделён,  А это между прочим, означало,  Что я в Аксиний многих был влюблён,  Но ни одна меня не замечала.  И вот теперь, когда, как говорят,  Мой бывший чуб уже потрачен линью,  Поклонницам автографы даря,  Подняв глаза, вдруг вижу я Аксинью.  Меня при этом не бросает в дрожь –  Я улыбаюсь слабою улыбкой:  12 Сам Шолохов понес тогда ошибку,  Что был я на Григория похож.  Калинин   вспоминал:   «С   Виталием   Закруткиным,   кочуя   по   фронтовым дорогам   и   продолжив   нашу   дружбу,   после   войны   –   поселившись   в   казачьих станице и хуторе, ­ было интересно всегда обмениваться эпиграммами. Сам он эпиграмм не писал, но знал их великое множество, умел вспомнить к месту, а я потихоньку   точил   на   него   перо.   До   войны   Виталий   Закруткин,   доцент Педагогического института, ходил в модном костюме с тростью с серебряным набалдашником,   а   во   время   войны,   надев   гимнастерку,   сразу   превратился   в гусара. Отпустил усы, обзавелся маузером, а в вещмешке возил с собой тома Шолохова и бюст Льва Толстого. Однажды я вырвал из фронтового блокнота листок с эпиграммой и протянул Закруткину:  Не для девиц,  Не для красы  Закруткин отрастил усы:  Он верит новый «Тихий Дон»  Напишет, коль с усами он» [А.Калинин…Однажды в разговоре… Ростов­ на­Дону.2016.С.9  ]   В 2018 году мы планируем побывать в станице Кочетовской. где жил и работал знаменитый донской писатель ­ Виталий Александрович Закруткин. На этой славной земле создал он удивительные по своей духовной наполненности и силе книги: «Матерь человеческая», «Сотворение мира», «Мать сыра земля», «Цвет лазоревый» и др. В доме­усадьбе В.А. Закруткина в ст. Кочетовской, где он   прожил   более   трёх   десятилетий,   открыт   мемориальный   музей.   Здесь,   на территории усадьбы, находится и могила писателя.  Анатолия Вениаминовича Калинина, Виталия Александровича Закруткина с Михаилом Александровичем   Шолоховым связывала   дружба. Произведения писателей объединяет стремление героев к созиданию и умение всегда, в любой жизненной   ситуации,   оставаться   человеком.    В   Ростове­на­Дону   к   71­й годовщине   Великой   Победы   открыли   памятники   донским   писателям­ фронтовикам. Бронзовые бюсты на гранитных постаментах установлены рядом с Донской   государственной   публичной   библиотекой.  Бюсты   писателей­ фронтовиков установлены по инициативе Ростовского регионального отделения «Союз   писателей   России».   Автор   ­   скульптор   Игорь   Белов,   выпускник Ростовского художественного училища им. М.Б. Грекова. У   нас   В   Ростовской   области   проводятся   фестивали,   посвящённые советским   писателям.  Не   знаю,   есть   ли   что­то   подобное   в   других   регионах. Очень  хочется   верить, что  есть. Потому  что  пока  у  нас  в  стране  будут  так относиться к писателям, у неё будет будущее. 13 Всероссийский   литературно   ­   фольклорный   фестиваль   «Шолоховская весна» ­ одно из самых долгоживущих культурных событий современной России, проводится он с 1985 года в ближайшие ко дню рождения великого писателя М.А. Шолохова (24 мая) выходные и собирает в иные годы до 70 тысяч человек. Удивительна история возникновения этого поистине народного праздника: 21 февраля 1984 года Михаила Александровича не стало, а 24 мая того же года, в день его рождения, местные жители достали из сундуков старинные казачьи костюмы, вышли на улицы станицы и запели­ «заиграли», как говорят казаки, любимые писателем казачьи песни, вспоминая дорогого земляка и породив идею будущего праздника. К счастью, инициативу народа поддержали, и вот уже три десятилетия в теплые майские дни шолоховская земля встречает десятки тысяч поклонников знаменитого на весь мир писателя. Народный фольклор, обычаи и традиции казачества, весь колорит богатой донской земли – всё то, чем пропитаны книги М.А. Шолохова, представлено в эти   дни   широкой   публике.   Но   не   только   казачья   культура   воспевается участниками   фестиваля,   радушные   хозяева   гостеприимно   принимают   у   себя осетин,   казахов,   украинцев,   якутов   и   представителей   десятков   других народностей.   Именно   развитие   дружеских   добрососедских   отношений   и гражданского согласия между народами, населяющими нашу огромную страну, и есть главная цель праздника, как это и было завещано великим Шолоховым во всех его произведениях. С   2008   года   стал   официальным   праздником   в   Ростовской   области фестиваль «Калининское лето». В рамках фестиваля проходит демонстрация фильмов, созданных по произведениям А. В. Калинина, проводятся выставки донских   художников,   экскурсионные   программы   в   музее,   фотовыставки, отражающие   жизнь   и   творчество   писателя,   а   также   праздничный   концерт.   В мероприятиях   принимают   участие   профессиональные   и   самодеятельные творческие   коллективы   Ростовской   области,   писатели,   поэты,   художники, актеры театра и кино и все те, кому дорого и близко литературное наследие Анатолия Вениаминовича. Одним из ярких событий в культурной жизни Семикаракорского района является фестиваль народного творчества «Закруткинская весна», посвященный памяти   писателя   В.А.   Закруткина,   который   ежегодно   проходит       в   станице Кочетовской в конце мая. Этот праздник традиционно собирает    почитателей творчества   писателя   :   официальных     лиц,   гостей   из   многих   уголков   России ­литераторов,   музыкантов  ­   людей   талантливых,  одухотворенных,  черпающих вдохновение для творчества в истоках народной культуры. 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ О  роли  дома  в жизни  человека  писало   множество  известных  личностей. Джордж Гордон Байрон: «Где любят нас — лишь там очаг родимый». Александр Дюма­отец: «У дома, как и у человека, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается его внутренняя сущность». Антуан де Сент­Экзюпери: «Да, не в том чудо, что дом укрывает нас и греет, что эти стены — наши. Чудо в том, что 15 незаметно он передает нам запасы нежности — и она образует в сердце, в самой его глубине, неведомые пласты, где, точно воды родника, рождаются грезы». Культурное   значение   литературной   усадьбы   обусловлено   тем,   что   каждый писатель — и великий и малый — творит свой собственный мир, материалом для   которого   служит   его   индивидуальный   человеческий   опыт.   Вещественная атмосфера, в которой он жил, также становится литературным документом и соответственно   принадлежностью   национальной   культуры.   Дом   писателя, предметы обихода, окружающий пейзаж — все это необходимые компоненты его «художественной вселенной». Материальные памятники — связующее звено между писателем и современным читателем. Часто благодаря знакомству с ними становится   понятным   многое   из   того,   что   в   другом   случае   требует разъяснительного анализа. Академик Дмитрий Сергеевич  Лихачев как­то  сказал: «Если  человек  не любит   смотреть   на   старые   фотографии   родителей,   не   ценит   память   о   них, оставленную   в   саду,   который   они   возделывали,   в   вещах,   которые   им принадлежали, ­ значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые   улицы,   ­   значит,   у   него   нет   любви   к   своему   городу.   Если   человек равнодушен к  памятникам   истории своей  страны, ­ значит,  он равнодушен  к своей стране». Давайте   посещать   русские   усадьбы!   Познание   своей   истории   через культуру ведет к духовному возрождению и совершенствованию.  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16 1. Изучение творчества М.А. Шолохова в высшей и общеобразовательной  школе. Материалы Шолоховских чтений – 2002 г. / под ред. Жуковой В.Н. и др. – Ростов­на­Дону. 2. Калинин А. На гребне прожитого века: стихи / А. Калинин; сост. Н. А.  Калинина.­ Ростов на/Д., 2011. 3. Калинин А.В. Однажды в разговоре. Ростов­на­Дону, 2016.  4. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М. Дрофа, 2003. 5. Шолохов М.А. Собр. соч. в 8 т. Т.1. М., 1985.      Интернет­ресурсы 1. ru.wikipedia.org/wiki/Шолохов  2. http://www.gazetapik.ru 3. http://www.anatoly­kalinin­don.com При работе были использованы материалы, собранные в Государственном музее  – заповеднике им. М. А. Шолохова в ст. Вёшенской, в музее А.В. Калинина в х.  Пухляковском. ПРИЛОЖЕНИЕ 17

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения

Приют спокойствия, трудов и вдохновения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2018