Дата |
|
|
|
|
|
Завуч по УР |
Класс |
5а |
5б |
5в |
5г |
|
____________З.И.Яндиева |
Урок №3
Признаки живых организмов. Царства живых организмов.
Цель урока: ознакомить учащихся с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
Развивающие: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Форма урока: урок комбинированный
Методы:
Основной: постановка вопросов проблемного содержания.
Дополнительные: частично – поисковый.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин.)
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
- Доскажи словечко и узнаешь тему нашего урока:
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг?
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Человек и время года - Это все вокруг... (природа)
- Правильно, тема нашего урока: «Разнообразие живой природы». Сегодня мы ознакомимся с разнообразием природы и ее классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
Включаются в урок во взаимодействии с учителем.
Решают проблему. Формулируют тему, цель урока.
II. Изучение нового материала.
1. Разнообразие природы и ее классификация.
- Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)
Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Работа с карточками: раздели на живую и неживую природу
2. Как отличить живую природу от неживой?
3. Как называется наука, которая изучает живую природу? (Биология.)
- В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.
«Правила поведения в лесу».
Если ученики согласны с правилом, то хлопают в ладоши, если нет - топают.)
1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, по аукать, никому при этом не мешая.
4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.
Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
V. Самостоятельная работа и самопроверка.
Распределение учащихся по группам. Пользуясь учебником, составьте схему
« Отличия живого от неживого»
Работа в группах. Умение
различать приводить примеры;
оперировать определенными биологическими терминами.
VI. Включение в систему знаний и повторения.
Признаки живого:
Заполнить схемы:
➢ Схемы взаимосвязи живых организмов в природе:
а) Живое → неживое.
(Многие полезные ископаемые образовались из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.)
б) Неживое → живое.
(Воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.)
в) Растения → животные.
(Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.)
г) Человек →природа.
(Человек охраняет природу.)
– Цепь питания из списка живых организмов:
(Растение → кузнечик →скворец →сокол.)
➢ Схема значения живых организмов для человека
Живые организмы: полезные (используются в медицине, в строительстве, в легкой промышленности; служат продуктами питания и т. д); вредные (вредители в с/х, болезнетворные организмы и т. д)
Подводят итоги урока
VI. Задание на дом
Консультирует и объясняет
д/з: § 3учебника; ответить на вопросы параграфа.
Записывают домашнее задание, задают вопросы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.