Посмотрите на доску. На доске записано предложение: ¡Какой хороший день! 4
– Что вас удивило в записи? (Впереди стоит какой-то непонятный знак.)
– На что он похож? (На восклицательный знак в перевёрнутом виде.)
– Оказывается, у некоторых народов такое возможно. Испанцы восклицательный и вопросительный знак ставят не только в конце предложений, но и в начале, в перевёрнутом виде.
– А как бы испанцы записали предложение: Какой будет день?
Учитель может предложить детям записать это предложение на доске: ¿Какой будет день?
– Знаете ли вы, что греки в конце вопросительных предложений ставят точку с запятой? Учитель может изобразить знак на доске.
– А как у русских нужно записывать предложения? (Знаки ставятся в конце предложения, первое слово пишется с большой буквы.) Догадайтесь, какая будет тема урока. («Оформление предложения на письме».) 1 3
Русский язык
Предложение
Урок 9 (8).
В скобках указаны уроки по планированию 4 часа в неделю.
Тема: Признаки предложения. Оформление предложений на письме.
Цель:
– развитие умения выделять признаки предложений;
– развитие умения оформлять предложения на письме.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
© Баласс, 2012
1– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Проверка домашнего задания. 3 3 1
а) Два ученика выходят к доске, они будут рисовать схемы
предложений.
Ученики с места читают предложения, которые записали дома (упр.
18 или «Дидактический материал», упр. 6), а те, кто у доски, рисуют
схемы предложений. Проверять может читающий предложение с
помощью класса.
б) Словарный диктант по упр. 19 с усложняющим компонентом: дать
схему первого слова диктанта Россия.
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в
виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
© Баласс, 2012
2II. Формулиро
вание проблемы,
планирование
деятельности.
Поиск решения
(открытие
нового знания),
формулирование
правила
(определения).
1. – Посмотрите на доску. На доске записано предложение: ¡Какой
хороший день! 4
– Что вас удивило в записи? (Впереди стоит какойто непонятный знак.)
– На что он похож? (На восклицательный знак в перевёрнутом виде.)
– Оказывается, у некоторых народов такое возможно. Испанцы
восклицательный и вопросительный знак ставят не только в конце
предложений, но и в начале, в перевёрнутом виде.
– А как бы испанцы записали предложение: Какой будет день?
Учитель может предложить детям записать это предложение на
доске: ¿Какой будет день?
– Знаете ли вы, что греки в конце вопросительных предложений ставят
точку с запятой? Учитель может изобразить знак на доске.
– А как у русских нужно записывать предложения? (Знаки ставятся в
конце предложения, первое слово пишется с большой буквы.) Догадайтесь,
какая будет тема урока. («Оформление предложения на письме».) 1 3
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
– Составим план урока.
План (примерный).
Коммуникативные УУД:
© Баласс, 2012
31. Повторить схемы слов, предложений.
2. Оформление предложений на письме в русском языке.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
2. Выполнение заданий в «Рабочей тетради», 2й кл., тема 2, №1, 2, 3
как подготовка к чтению правила на с. 20. 4 3 2
Проверка с комментарием (без опоры на ключи).
1) – Выполните задание №1 и сделайте вывод (слова в предложении
должны быть связаны по смыслу).
2) – Выполните задание №2 и сделайте вывод (в предложении должна быть
законченная мысль).
3) – Выполните задание №3 и сделайте вывод (предложение должно быть
правильно оформлено на письме: первое слово пишется с большой буквы,
в конце – точка (знак препинания).
– Какие ещё признаки предложения мы не назвали?
Если затрудняются ответить, поможет правило в рамке.
3. Работа с правилом на с. 20.
Вопросы и задания после чтения правила в рамке.
– Уточните признаки предложений, которые мы не назвали. (Предложения
состоят из слов, в конце могут стоять разные знаки препинания.)
– Сколько всего частей в правиле? (4)
– А какой из отмеченных нами признаков здесь не назван? (Слова в
предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Прочитайте 3й пункт (часть) правила и отразите его в виде схемы.
1) развиваем умение слушать и
понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии с
поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© Баласс, 2012
4ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Работа по учебнику. 1 3 3 2
«Дидактический материл», упр. 7.
Задания:
– Выпишите предложения так, чтобы знак в конце не повторялся.
– Выполните звукобуквенный анализ слова реку ([р'эку], 2 сл., 4 б., 4 зв.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе провести звукобуквенный анализ?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
ТОУУ
ΙV. Итог урока.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
– Уточните тему урока, опираясь на правило на с. 20.
(«Признаки предложения».)
– Исправьте ошибки в предложении (его можно записать на доске):
Я читал квадратную собаку
(Например: Я читал интересную книгу.)
– Докажите, что прежнюю запись нельзя назвать предложением. (Слова не
связаны по смыслу, нет знака в конце предложения.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
© Баласс, 2012
5– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Правило на с. 20.
2. «Дидактический материал», упр. 8.
ТООУ
Деятельность учеников:
– ставить знаки завершения в предложении, выбирать знак в соответствии со смыслом и интонацией предложения.
© Баласс, 2012
6