Призвание мастера - творить!
Оценка 4.9

Призвание мастера - творить!

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
3 кл—11 кл +1
18.02.2018
Призвание мастера - творить!
Публикация является частью публикации:
Призвание мастера - творить!.docx
Казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус им. О.И.Городовикова» Номинация «Исследовательские работы» « Призвание мастера – творить!» Подготовил: Тазаев Бадма ученик 8 «а»  класса КОУ « ККК им. О.И.Гродовикова» Республика Калмыкия Руководитель: Ходжгорова Байирта Николаевна учитель английского языка КОУ « ККК им. О.И.Городовикова» 1 Содержание Городовиковск, 2018  1. Введение………………………………………………………..3 2. Жизнь и творчество Тазаева Петра Джиевича……………….5 Творческие работы мастера…………………………………...6 3. Заключение……………………………………………………..9 4. 5. Список литературы……………………………………………10 2 Введение Элиста – мой любимый город, город, в котором я родился. Историю и культуру калмыцкого народа можно проследить не только по книгам, но и по документальной,   культовой,   декоративной   скульптуре,   которая   заполняет столицу   с   каждым   днем,   украшая   наш   город,   становясь   незаменимым компонентом в формировании эстетического облика столицы Калмыкии.  В последнее время наша степная столица преображается  буквально на глазах. На улицах и скверах Элисты постоянно открываются новые памятники и скульптурные композиции, придающие ей неповторимый восточный колорит и национальную самобытность. В   силу   исторических   перипетий   судьбы   народа   национальное своеобразие   культуры   приходится   воссоздавать   заново.   Новое   поколение, выросшее   в   безликой   идеологизированной   культуре,   стремится   обрести утраченное, без чего оно не сможет быть на равных с другими в мировом человеческом обществе. Отсюда   обращение   к   историческому   художественному   опыту   народа как   точке   опоры   в   созидательном   движении   вперед.   Прерванная   нить традиций   калмыцкой   культуры   должна   быть   соединена,   и   это   –   задача монументального значения. В русле ее решения необходимо рассматривать планомерную реконструкцию городского ансамбля Элисты, с привлечением к этому творческих сил художников.  Благодаря   скульптурным   композициям   мастеров   ваяния   Никиты Санджиева, Владимира Васькина, Петра Тазаева, Нарана Эледжиева, братьев Пюрвеевых   и   др.   облагороженными   и   одухотворенными   воспринимаются площади, скверы и улицы столичного города.  Цель исследовательской работы:  Рассказать о творческом пути художника­скульптора Тазаева П.Д.  Задачи:  изучить биографию   познакомиться с творческим наследием художника;  Изучение литературных источников информации   Беседа с родными скульптора.  Беседа с самим скульптором.  Сбор и обработка фотоматериалов. Объект исследования:  3  Тазаев Петр Джиевич и его творчество. Методы исследования:  работа с периодической печатью;  работа с литературными источниками;  обработку собранного материала; . Актуальность исследования.  Человек – часть общества, он не может существовать вне общества. На всех этапах своего развития гражданин тесно связан c историей и культурой своего народа. В настоящее время одной из серьёзных проблем является то, что молодёжь не знает исторических и культурных памятников, как Малой Родины, так и наследия государства, кто является их авторами. Мы считаем, что знать это необходимо!  Моя исследовательская работа посвящена человеку, который отразил в своих   работах   свое   видение,   историческое   прошлое   своей   малой   Родины. Знакомство   авторами   и   их   работами   дает   прекрасную   возможность   в воспитании патриотизма и формировании любви к Малой Родине, изучении исторического   прошлого   не   только   через   литературные   источники,   но   и скульптурные композиции. Гордиться за своих земляков! 4 Жизнь и творчество Тазаева Петра Джиевича Тазаев Петр Джиевич родился в местности Манджикиныв хотоне Тачин – Сарнг Ики – Бурульского района. Лишь два года проучился петр в школе, как началась война, отца призвали на фронт. Вскоре грянула другая беда: депортация.   Поначалу   с   матерью   жил   в   Новосибирской,   затем   в   Омской областях.  Было пережито немало, остались навсегда в сибирской земле брат и   сестра.   В   1945   году   вернулся   тяжелораненый   отец.   Петр   тем   временем окончил школу рабочей молодежи, в 1956 году, в возрасте 26 лет поступил на вечернее   отделение   среднеазиатского   политехникума   в   г.   Ходжент,   по окончании которого получает специальность «Технолог по обработке металла резанием»,   одновременно   Петр   приобретает   квалификацию   «электрик  VI разряда». Вернувшись таким специалистом широкого профиля на родину,   Петр Джиевич здесь на деле применил полученные знания в строительной отрасли. Жажда знаний заставила Петра поступить и успешно окончить Ростовский инженерно – строительный институт.  Механик,   главный   механик,   главный   инженер,   директор   ЖБИ   –   12. Именно   при   нем   были   освоены   и   производство   сборного   железобетона,   и выпуск   крупнопанельных   блоков.   Затем   начальник   отдела   капитального строительства   Элистинского   горисполкома,   заместитель   начальника Калмыцкого   транспортного   управления   и,   наконец,   начальник   отдела     в проектной   конторе   «Калмкоммунпроект»   ­   таков   вкратце   жизненный   путь Тазаева Петра Джиевича. О   себе   Петр   Джиевич   говорит   просто:   «Я   был   обыкновенным инженером и всю жизнь занимался своим делом».  Но было еще одно увлечение, с далекого   детства Петр всегда что – нибудь   лепил   или   рисовал.   Заложенная   природой   потребность   вылилась   в творческие   работы,   заставившие   задуматься   в   зрелом   возрасте   о   других ценностях. Неудивительно, что выйдя на заслуженный отдых, Петр Джиевич увлекся скульптурой. Это умение пришло через огромный багаж знаний, через опыт практической работы.  5 Скульптор   Петр   Тазаев   хорошо   известен   столичным   ценителям искусства.   Его   работы   украшают   парки   и   скверы   нашего   города.   Самые известные   из   них   ­   скульптурная   композиция   по   мотивам   старинной калмыцкой легенды «Мальчик и дракон», «Сфинкс» с восточными чертами, «Внуки Джангара», памятник Матери.  Творческие работы мастера Удивительно,   что   в   искусство   Петр   Джиевич   пришел   не   сразу.   Как говорит сам мастер, у него нет художественного образования. Но с детства любил   рисовать,   лепил   фигурки   из   глины.   Он   прошёл   трудовой   путь   от механика   до   директора   железобетонного   завода.   Скульптурой   начал заниматься после выхода на пенсию в 80­е годы прошлого столетия. Большинство   замыслов   мастера   связано   с   авторским   материалом полимером,   он   преимущественно   работает   в   малой   пластике,   используя средства различных видов искусства. В середине 1990­х годов мастер принял участие   в   смотре­конкурсе   самодеятельных   авторов   к   550­тилетию калмыцкого   героического   эпоса   «Джангар».   Его   работа   «Джангарчи» завоевала вторую премию. К этому времени относится появление одной из первых работ «Калмыцкая борьба».  Возросший интерес к личности «Потрясателя Вселенной», объявленного ЮНЕСКО  «человеком тысячилетия», вылился в скульптуре – бюсте «Чингис ­   хан»,   выполненный   крупно,   размашисто,   изобразив   человека   с   волевым выражением лица, взгляд которого устремлен в будущее.  Стремление понять мир, осознать место человека в мироздании стало поводом к созданию работ «Дайте, дайте, первую удачу!» Все творческие идеи и воплощения связаны с темой истории и культуры народа. В 1988 году, как плод раздумий о прошлом отразились в работах «Шахматисты» и «Будни степи» В скорее появилась потребность самовыражения и в жанре портрета. Автор   решил   увековечить   в   своей   манере   имена   известных   людей   в республике:   «Б.Б.Городовиков»,   «Эрдни   Деликов   »,   «Петр   Надбитов», стремясь не только к сходству, но и передаче характера портретируемого.  Правда   реального   мира,   проблемы   в   природе   отражены   в   работах, который главный герой ныне исчезающий сайгак, «Старый сайгак», «Сайгак», «Умирающий сайгак». 6 Во всей полноте и во всей силе выполнены работы автора, отразившие впечатления нелегкого детства.    пройденный   калмыцким   народом, «Мне   хотелось   бы   в   камне   и   металле,   гипсе   и   бетоне,   другими средствами   отразить   путь,   его драматическую   судьбу,   величие   духа,   несгибаемую   волю   людей»,   ­   сказал Петр Джиевич. И это отразилось в таких работах, как «Депортированные, 1943»,   «На   лесоповале»,   «Широклаг».   В   центральном   музее   Великой отечественной   войны   находятся   дарственные   вещи   автора,   участника Всероссийской выставки «В сердце моем», «За что?», «Помоги нам, Будда!», они занесены в Золотую книгу Фонда.  Символом   материнства   и   самопожертвования   калмыцкой   женщины стала   работа   Петра   Джиевича   «Ээдже»,   подаренная   американскому бизнесмену Д.Андрееву и хранящаяся в калмыцком хуруле  г.Хауэлл в США. В 2001 году в восточной части города появился памятник Матери. На одной   из   улиц   Элисты   рядом   с   жителями   шагает   «Мать»   Ее   одежда развевается то ветра, как будто она идет по степи, спеша к своим детям. Стремясь их защитить, ведь идея создания этого памятника возникла во время встреч солдатских матерей (открыт в 2001г.).  Значительное место в творчестве Петра Тазаева занимают декоративные работы   в   технике   высокого   рельефа,   обращенные   к   истории,   «Ойрат   ­ калмыки», «Приход калмыков на Волгу».    Со временем художника привлекают многофигурный композиции на фольклорную тему: «Кеедя», «Усмирение быка», «За хвост барса не бери, если взялся, то держи!», «Станцуем, споем!», полные юмора и оптимизма. Красочные, полные экспрессии,они передают чувство радости и праздника. Интуиция   народного   мастера   достигла   уровня   профессионального художника, и это подтвердилось такими работами, которые ныне являются украшением   нашего   города,   органично   вписанные   в   архитектурно   – скульптурный колорит города.  Его   скульптурная   композиция   по   мотивам   старинной   калмыцкой легенды «Мальчик и дракон», установленная в центре декоративного фонтана, украсила  центр  и является   любимым  местом  отдыха  горожан. Скульптура «Мальчик и Дракон» в Элисте украсила центр города в 1995 году Согласно легенде, маленький мальчик из племени меркитов помогает Дракону   –   хозяину   неба,   спустившемуся   на   землю,   вновь   взлететь.   Пока Дракон на земле – ее атакуют страшные удары молнии, идет дождь. Прогоняя Дракона в небо, этот смелый мальчик спасает свой народ и свою землю от разрушений. Внимание   проезжающих   по   главной   улице   города   всегда   обращено   к необычной   скульптуре   Сфинксу   с….   Восточными   чертами,   а   гости   любят фотографироваться на его фоне. Здесь подтверждается способность автора создавать   необычные   образы.   Именно   это   видение   позволило   мастеру обратиться   и   к   образам   из   народного   эпоса,   претворив   глубокую   и 7 неразрывную связь прошлого с настоящим: «Внуки Джангара», изображающие мальчиков – богатырей. В  этой композиции Тазаев отобразил собирательный образ детей. Известно, что у героев эпоса «Джангар» из «девяносто девяти человеческих достоинств» основным было чуство патриотизма, и не случайно они установлены у национальной гимназии, которая славится обучением детей на подлинно калмыцких традициях.  Композиция "Айболит и звери", сооруженная во дворе детского сада №4 "Солнышко", уже много лет радует малышей и их родителей. Детский сад имеет лечебный профиль, сюда приходят дети с различными нарушениями зрения. Петр Джиевич создал свою работу для воспитанников детского сада безвозмездно, считая, что детский сад должен не только лечить детей, но и воспитывать в них чувство доброты и гармонии. Старейшие работники нашего садика вспоминают, как, затаив дыхание, следили за работой мастера, вместе с детьми создавали ему атмосферу для творчества,   пели   песни,   рассказывали   стихи   и   сказки.   А   Петр   Джиевич, создавая свое творение, разговаривал с детьми, шутил, радовался тому, что его труд приносит им радость и приятное волнение. За время такого "сотрудничества", дети выучили наизусть всю сказку Корнея   Чуковского,   изображали   животных,   которым   срочно   требовалась "медицинская помощь" и выстраивались в очередь на процедуры к Айболиту. Наверное,   только   такие   бескорыстные   люди,   как   Петр   Джиевич, способны дарить  детям радость, а  поэтому  такой  добротой светится  лицо Айболита, прижимающего к своей груди маленького зайчонка. Петр Джиевич помнит и свою малую родину, землю на которой был рожден.  Он   преподнес   в  дар   своему   поселку  (ныне   пос.   Хомутниковский) скульптуру   «Укрощение   быка»,   бронзовый   бюст   народного   артиста Республики   Калмыкия     И.Уланова,   у   въезда   в     район   стоит   памятник калмыцкой лошади «Аранзал». Более того, на свои средства Петр Джиевич построил   «Субурган»   (на   месте   погребения   священнослужителя   Уладжа   ­ багши), также со своими сыновьями помог с реконструкцией и ремонтом дома – молельни.  8 Заключение Поистине, подлинное счастье состоит в свободном проявлении таланта, а   счастье   Петра   Джиевича   –   в   его   признании.   В   последние   годы   Мастер принимает участие на различных выставках и презентациях. Несколько лет назад,   в   краеведческом   музее   им.   Н.   Пальмова   проходила   персональная выставка   П.   Тазаева,   по   завершении   которой   автор   подарил   свои   работы музею.   Коллекция   является   гордостью   музея,   достойно   пополнив   его собрание.  В   2015   году   в   Элисте   открылась   выставка   известного   скульптора   Петра Тазаева, приуроченная к 85­тилетию народного мастера. В экспозиции было представлено около 100 его работ, созданных в разные годы. В   экспозиции   представлено   около   100   скульптурных,   живописных   и графических произведений. Большинство работ малой пластики выполнено из полимера   ­   авторского   материала   художника.   Вдохновение   и   идеи, рассказывает Тазаев, черпает из истории своего народа, устного народного творчества. Скоро появится новая коллекция произведений, посвященная 70­ тилетию Победы. В этот  день  в  адрес   юбиляра  были  зачитаны  поздравления  от  имени главы региона Алексея Орлова и спикера Анатолия Козачко. Поэтический подарок подготовили студенты Калмыцкого госуниверситета. Прозвучали и музыкальные   поздравления.   А   это   говорит   о   том,   что   многое   достигнуто народным мастером и в профессиональной сфере и в творчестве.  Нужно   отметить,   что   эта   тема   в   искусствоведческой   литературе Калмыкии не освещалась. Я стремилался передать свои личные впечатления 9 от увиденного, ведь каждая скульптура на разных людей воздействует по­ разному. Поэтому я рассказываю о работах моего прадеда. Скульптор,   мастер,   создавая   свои   работы,   трудился   для   людей, выполняя   благородную   задачу   –   сохранить   и   отразить   историю   народа, украсить   Элисту   и   жители   города   заботятся   и   берегут,   охраняют   эти замечательные произведения искусства, чтобы следующие за нами поколения имели возможность приобщиться к красоте и вечности.  Постепенно эти прекрасные скульптуры мастера стали восприниматься как символ возрождения художественных традиций, творческих устремлений народа, связанных с продолжением жизни.  Их   символика   и   аллегория,   иносказание   и   метафора,   рассчитана   на ассоциативность мышления современного зрителя, на его умение сопоставить и дать волю воображению, пофантазировать.  Конечно, в небольшой работе невозможно рассказать обо всех событиях жизни скульптора, но я думаю, что мне удалось представить интересную, хотя и неполную картину жизни и творчества Петра Джиевича. Еще много работы надо проделать по сбору материала!   Список литературы: 1. Е.Р. Матвенов «Призвание мастера – творить!» Элиста, 2010 год 2. Айтаев В. В небо – с земли… (О скульпторе П.Тазаеве). Время  Калмыкии, 2000, 11 октября  3. Душа камня. (симпозиум скульпторов). Известия Калмыкии, 1998, 20  июня   4. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста, 1991 5. http://halmgynn.ru/ 6. http://vetert.ru/ 10 11

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!

Призвание мастера - творить!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018