«Проблема детского неблагополучия в современном обществе»
Оценка 4.9

«Проблема детского неблагополучия в современном обществе»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
детская психология
1 кл—4 кл
20.04.2021
«Проблема детского неблагополучия  в современном обществе»
Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних преходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и трудно обучаемыми
Неблагополучие детей в начальной школе.docx

Педагогический совет на тему: «Проблема детского неблагополучия

в современном обществе»

Выступление педагога-психолога «Выявление неблагополучия у ребенка в школе

и окружающей социальной среде»

1. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе

Все дети в начале обучения сталкиваются с теми или иными сложностями, но трудности одних проходящи, проблемы же других настолько серьезны, что делают детей трудновоспитуемыми и труднообучаемыми. При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей из начальной школы переходит в подростковый возраст, нередко создавая основу для противоправного поведения.

Проблемы одних учеников открыты и явны, проблемы других не столь очевидны, особенно если ребенок хорошо учится и не имеет дисциплинарных нареканий, но тем не менее нередко оказываются достаточно серьезными.

 

Признаки

Рекомендации

Хроническая неуспешность и школьная тревожность

1.                      Жалобы на низкие достижения. В начале школьного обучения происходит изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. «Хорошим» оказывается, прежде всего, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в начале школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно. Объективные показатели при этом могут быть не особенно низкими. Важна именно оценка со стороны взрослых. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов. Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает внимание ребенка от смысла выполняемых заданий.

2.                      Повышенная тревожность. Это может быть ступор при вызове к доске, неспособность ответить урок, хорошо выученный дома, провалы на контрольных работах при хорошем выполнении аналогичных заданий в домашних работах.

3. Высокая степень конформности установка на исполнительность, послушность. Возможен вариант, когда первоисточником хронической неуспешности является повышенная тревожность ребенка, сформировавшаяся под влиянием семейных конфликтов или неправильного стиля воспитания. Вызванная этим общая неуверенность в себе переносится и на школьную жизнь.

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы. В результате этого со временем развивается астения, то есть состояние нервного истощения. При астении повышается утомляемость, падает работоспособность, нарушается внимание и память.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе продолжают снижаться.

 

1.                      Главное – обеспечить ребенку ощущение успеха. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с более успешными одноклассниками, только с самим собой, и хвалить за улучшение собственных результатов.

2.                      Поиск сферы наивысшей успешности ребенка, в которой он может реализовать себя. Важно придать этой сфере высокую ценность в его глазах.

 

Ждать успехов придется долго!

Уход от деятельности.

1.      Склонность к фантазированию -  это уход во внутренний план. Ребенок как бы «отсутствует» на уроке, «считает ворон», «ленится». Это не связано с повышенной отвлекаемостью. Ребенок просто погружен в свои фантазии, мечты. Предлагаемые задания он воспринимает как повод для развертывания внутренней активности, инструкции при этом часто нарушаются, но ребенок не видит в этом ничего плохого. Иногда создается ощущение, что ребенок путает фантазию и реальность.

Негативными последствиями являются пробелы в знаниях, хотя ребенок редко попадает в «отстающие». Но, привыкнув находить удовлетворение в фантазировании, он мало обращает внимания на свои неудачи в реальной действительности

2.               Пассивность. Развитие по данному типу происходит, как правило, у детей, которые не получают достаточного внимания со стороны взрослых. Это может объясняться как неблагополучием в семье, так и повышенной потребностью ребенка во внимании к себе.

 

3.               Проявление демонстративности. Для таких детей характерна мягкая, негрубая демонстративность. Она проявляется в социально приемлемых формах. Нередко ребенок демонстрирует при этом повышенную застенчивость, как бы говоря: «Посмотрите, как я стесняюсь».

Уход от деятельности – это продолжение дошкольного, игрового способа жизни в школьном возрасте. Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию.

Прогноз в случае своевременной коррекции достаточно благоприятен.

1.                      Активное воображение ребенка надо направить на решение реальных задач.

2.                      При этом надо сразу обеспечить ребенку эмоциональное подкрепление, внимание.

3.                      Сфера, которая обеспечит ощущение успеха, должна насытить потребность во внимании к себе. Наилучший вариант – деятельность, связанная с искусством: кружок рисования, литературная студия.

Боязнь, что при постоянном захваливании у ребенка разовьется «самомнение», преувеличена. В данном случае демонстративность – это не недостаток, а личностна особенность.

Негативное самоопределение.

1.                    Нарушение правил поведения. Жалобы родителей и учителей относятся не к сфере учения, а к поведению. Это встречается у детей с повышенной потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Часто ребенок при этом не обладает никакими особыми способностями.

2.               Яркая демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения внимания к себе. Окружающие ребенка взрослые подтверждают правильность выбранной ребенком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации. Иногда родители и сами замечают, что тут что-то не так: «Он будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали»! именно нарочно, ибо истинным наказанием является только лишение внимания. Добиться положительной реакции труднее, чем отрицательной, и ребенок избирает простейший путь.

3.                    Нарушение общения. Часто у таких детей возникают трудности в общении с одноклассниками. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте большинство учеников ориентируется на оценку учителя. Однако встречаются случаи, когда ребенок с негативным самоопределением воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них высокий статус. Это происходит, если отношения учителя с классом конфликтны (чаще к концу младшего школьного возраста, особенно – в подростковом).

1.                      Внимание уделяется не тогда, когда ребенок плохой, а когда – хороший.

2.                      Если проступок серьезен, наказание должно быть предельно без эмоциональным.

3.                      При изменении стиля общения взрослых с ребенком первое время произойдет не снижение, а взрыв негативизма, ребенок попытается вернуть все на прежние рельсы.

4.                      Скандал, устроенный ребенком пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не было. Надо полностью исключить такой ритуал, как: скандал – примирение.

5.                      Необходима сфера, где можно реализовать демонстративность. Особенно благоприятны театральные занятия.

Социальная дезориентация.

1.               Нарушение социальных норм. Как правило, взрослые не понимают, что поведение ребенка с социальной дезориентацией – это не сознательное нарушение правил, «хулиганство», а следствие незнания и непонимания этих правил. Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя». Однако главное, что нарушено в данном случае – непонимание иерархии норм. Ребенок видит, что некоторые одноклассники безнаказанно вертятся на уроке или бегают по коридорам. Из этого он делает вывод, что не страшно, если он сам нарушит какое-нибудь правило: например, побьет своего обидчика палкой. Он не понимает, что нарушении других ребят более безобидны, чем его, и проникается убежденностью в несправедливом отношении к себе со стороны учителей.

Благодатной почвой для социальной дезориентации становится импульсивность и гиперактивность.

Нередко отмечается довольно грубое нарушение социальных норм: вандализм, мелкое воровство и т.п.

2.               Низкий уровень социализованности. Проявляется в несоблюдении дистанции во взаимоотношениях со взрослыми.

1.                      На первом этапе полностью прекратить любые наказания за мелкие проступки, но неукоснительно пресекать серьезные.

2.                      Только когда грубые нарушении полностью прекратятся, делают следующий шаг: выбрать какую-то одну область и сосредоточить усилия на ней, оставляя без внимания прочие мелкие нарушения. И так шаг за шагом.

3.                      Обучать навыкам общения.

 

Семейная изоляция.

1. Повышенная зависимость от других.  Это «застревание» ребенка в системе отношений, характерной для более младшего возраста, когда основной сферой его общения была семья. Проявляется семейная изоляция в повышенной зависимости ребенка, низком уровне его самостоятельности, инфантильности. Боязнь окружающего мира приводит к избеганию контактов со сверстниками.

Иногда синдром семейной изоляции развивается у детей, воспитываемых бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики.

2.        Иногда основой подобного синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, национальному меньшинству.

1.                      Разъяснение ценностей окружающего мира.

2.                      Расширение бытовых контактов (самостоятельное хождение в магазин и т.п.).

3.                      Найти круг общения со сходными семейными ценностями.

 


 

Педагогический совет на тему: «Проблема детского неблагополучия в современном обществе »

Педагогический совет на тему: «Проблема детского неблагополучия в современном обществе »

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы

Длительное состояние тревоги неблагополучно сказывается на работе нервной системы

Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию

Загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может породить одно из серьезных психических заболеваний – истерию

Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя»

Обычно они считают, что ребенку вполне достаточно объяснений типа «это делать можно, а это – нельзя»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2021