"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Оценка 4.9

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Оценка 4.9
Семинары
docx
воспитательная работа
Детсад
06.11.2017
"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
В статье описывается процесс адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ, трактовка разных авторов. На каких уровнях проходит этот процесс. Описываются стадии адаптационного периода. От каких факторов зависит процесс протекания адаптации. Что необходимо для успешной адаптации ребенка раннего возраста.
процесс адаптации.docx
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ                   Понятие «адаптация» рассматривают различные науки, такие как: биология, психология, педагогика, философия, социалогия и др.. В   своих   научных   работах   (Л.Л.   Шпак,   Г.И.   Царегородцев,   В.Ю. Верещагин, И.А. Милославова, К.В. Рубчевский, С.П. Татарова, и др.) описали адаптацию как процесс усвоения новых социальных ролей, норм и позиций. Так,   «Краткий   толковый   психолого­психиатрический   словарь» рассматривает   адаптацию,   как   состояние   динамического   соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой.  Краткий   психологический   словарь   представляет   адаптацию,   как приспособление   строения   и   функций   организма,   его   органов   и   клеток   к условиям среды. В   отечественной   психологии   изучением   особенностей   адаптации занимались М.Р. Битянова, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский, А.А. Реан и др.),   в   зарубежной   –   А.   Маслоу,   Г.   Селье,   К.   Роджерс,   Т.   Шибутани,   Х. Хартманн и др. Важно   понимать,   что   психология   изучает   возможности   личности приспосабливаться   к   новым   условиям,   описывает   характер   и   особенности приспособления к новой ситуации, а педагогика занимается поиском   форм, средств, методов успешной социализации и адаптации человека.  Процесс   адаптации   у   человека   происходит   на   трех   уровнях: физиологическом,   психологическом   и   социальном.   На   физиологическом уровне адаптация рассматривается, как способность человеческого организма сохранять   свои   показатели   на   уровне,   обеспечивающем   его   естественную деятельность   при   смене   внешних   условий.   На   психологическом   уровне адаптация   способствует   оптимальной   деятельности   всех   психических функций организма человека при влиянии внешних психологических условий. Социальная   адаптация   предполагает   «приспособление»   индивида   к социальному   окружению,   через   умение     проводить   анализ   происходящих событий,   осознание   собственных   возможностей   и   способностей   в   данной социальной   ситуации,   организацию   своего   поведения   в   соответствии   с основными задачами деятельности. Понятие «Социальная адаптация» является одним из   межпредметных   особенностей научных   терминов.   Немаловажную   роль   в   раскрытии   социальной адаптации сыграли педагогические труды Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого и др. В   Российской   педагогической   энциклопедии   «социальная   адаптация» рассматривается как приспособление человека к условиям новой социальной среды.   То есть, попадая в непривычные для человека условия, он должен обладать   такими   возможностями   и   способностями,   которые   помогут   ему сохранить   физическое   и   психическое   здоровье,   уровень   самооценки, личностные качества и др.  Многие   ученые   рассматривают   понятие   «социальная   адаптация»   как механизм   или   форму   процесса   социализации   индивида.   Тогда   уже   можно говорить   о     социально­психологической   адаптации,   при   которой   человек имеет возможности выполнять такие «биосоциальные» функции, как:  объективное принятие социального окружения и самого себя;  соответствующая нормам система отношений с окружающими людьми, способность   к   трудовой   деятельности,   к   обучению,   к   рациональному использованию свободного времени;  регулирование поведения в социальной среде с учетом ожиданий его окружения.    Кроме того, социальная адаптация может рассматриваться как некий компонент   деятельности.  Его   основной   функцией   можно   считать   усвоение относительно   устойчивых   условий   среды,   а   также   решение   характерных проблем через применение общепринятых способов социального поведения. Духовное здоровье, соответствие ценностей социума и личности, наличие у человека   социально   важных   качеств –  вот   результат   успешной   социальной адаптации. (Г. Олпорт, А. Маслоу, С. Роджерс, А. Бандура). Действительно, баланс между нормами поведения индивида и требований к нему со стороны социального окружения является одним из важнейших условий формирования определенных   качеств   личности   и,   как   следствие,   социальной   адаптации человека.   Анализ   термина   «социальная   адаптация»   позволяет   выявить   два фактора, которые обуславливают сложность данного процесса. Один из них основывается на том, что социальная адаптация это процесс взаимодействия и равноценного адаптирования друг к другу  двух сложных систем – социальной среды   и   личности.   Эти   две   системы,   являясь   субъектом   и   объектом социальных связей, находятся в такой зависимости, что личность в той же степени адаптирует к себе социальную  среду, в какой степени социальная среда   адаптирует   к   себе   личность.   Второй   фактор   объясняет   сложность данного понятия анализ тем, что он включает в себя не только   социальное содержание, но и оставляет некоторые важные биологические особенности. Процесс   адаптации   важен   на   любом   этапе   возрастного   развития человека. Особые трудности испытывает ребенок, попадая в незнакомые для него   условия   существования.   Даже,   только   появившись   на   свет,   он   уже становится участником особых отношений с окружающим миром, социальной средой. Именно этот факт играет решающую роль в его дальнейшем развитии, поскольку   созданные   для   ребенка   условия   со   стороны   его   окружения регулируют   все   происходящие   в   его   организме   процессы.   Кроме   того,   по словам Л.С. Выготского, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.  По мнению Н.М. Поповой, характер адаптации зависит от нескольких факторов:  возраста; состояния здоровья и уровня развития ребенка;   биологического   и   социального   анамнеза   (протекание   беременности матери,   осложнение   при   родах;   условия,   обеспеченные   ребенку   после рождения – режим дня, питание, игры; заболевания в течение первых трех месяцев жизни);  психологического   климата   в   семье   (установлено,   что   дети,   в   семьях которых царит спокойная обстановка, адаптируются легче).  При   поступлении   ребенка   раннего   возраста   в   дошкольное образовательное   учреждение   вопрос   о   социальной   адаптации   становится наиболее актуальным и главенствующим над другими проблемами детства. Не зря   этот   период   называют   «трудная   пора»,   «серьезная   проблема»   и   др. Объясняя   важность   процесса   адаптации   именно   в   раннем   дошкольном   стоит   отметить   незавершенность   развития   основных возрасте, функциональных   систем   и   необходимость   комплексного   анализа   всех проявлений   адаптации:   поведенческие   реакции,   вегетативные   изменения, высокий уровень заболеваемости в период первых лет жизни, нестабильность физических и психических проявлений.  Любая   трансформация   окружающей   среды   приводит   к   напряженной адаптации.   Напряжение   тесно   связано   с   таким   понятием,   как   тяжесть адаптации.  Ученые   разных   стран,  занимающиеся   данной   проблемой,  выделяют   3 фазы или уровни процесса адаптации. Наиболее распространенная в нашей стране,   которую   используют   в   своей   работе   педагоги,   является классификация,   предложенная   Р.   Калинина.   Она   выделяет   три   степени тяжести острой фазы адаптационного периода:  «Характеристика степеней адаптационного периода» Степень тяжести легкая степень адаптации Характеристика степени тяжести к   20­му   дню   пребывания   в   ДОУ нормализуется   сон,   ребенок   кушает, общается со сверстниками и взрослыми, сам Таблица 1 адаптация средней тяжести идет на контакт. Практически не болеет, так как   организм   ребенка   сам   справляется   со стрессовой   ситуацией   без   отрицательных последствий   поведенческие реакции нормализуются  к 30­му дню пребывания в ДОУ.   Нервно   –   психическое   развитие несколько замедляется (замедление речевой активности).   Заболевание   не   тяжелое, протекающее без осложнений однократное. За это время вес восстанавливается тяжелая адаптация продолжительность ­ от 2­6 месяцев и больше. Она может протекать в двух формах,   которых   имеет   свои каждая   из определенные признаки 1 форма: частые ОРЗ, приводящие к осложнениям,   колебания   веса   в   связи   с частыми   Ситуация нормализуется   к   60­му   дню   посещения детского сада. Диагностируется отставание в нервно­психическом развитии. заболеваниями.   2   форма:   длительное   неадекватное поведение,   которое   не   нормализуется   в течение   полугода.   Это   дети,   которые   не прекращают   болеть,   и   поэтому   они   не прибавляют в весе и плохо растут. Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к ДОУ, но и формирование навыков самообслуживания. Длительность периода адаптации зависит от ряда причин, это: стиль воспитания в семье; состояние здоровья;  особенности ВНД и возраст ребенка;    резкий контраст между средой дома и в ДОУ;  разница в способах и методах воспитания. Таким образом на основе анализа изученной литературы мы пришли к выводу, что адаптация детей раннего возраста – это процесс  освоения новой социальной среды, овладения нормами поведения и взаимодействия, как со сверстниками, так и со взрослыми.  Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. От года до трех лет – это период раннего возраста. Этот этап в развитии малышей описала в своих педагогических работах Аксарина Н.М. Исходя из её трудов можно выделить ряд особенностей: интенсивный темп развития в сфере движений, речи, восприятия, мышления и эмоций, ярко выраженный ориентировочный рефлекс «Что такое?», потребность в общении со взрослым, в   котором   сочетаются   коммуникативные,   предметно­практические   и познавательные действия, лабильность физического и психического состояния ребенка. Это период активного развития предметных действий – от простой манипуляции – к результативным действиям, которые ребенок использует в игровых   ситуациях.   Игра   постепенно   усложняется   за   счет   появления предметов   –   заместителей.   В   это   время   активно   формируются   навыки самообслуживания. Учет этих особенностей позволяет достичь более полного раскрытия возможностей малыша. Т.А. Куликова в своих трудах пишет, с какими трудностями сопряжено приспособление ребенка к новым условиям, требует разрушения сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые – педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель. Сильное психотравмирующее влияние на маленького   ребенка   может   оказать   уровень   шума   в   групповой   комнате: разговоры   большого   коллектива   взрослых,   топот   ног,   звуки,   издаваемые игрушками, хлопанье дверьми.  На   эти   перемены   в   жизни   дети   отвечают,   как   говорил   И.П.  Павлов, реакцией   осторожности   или   протеста:   становятся   робкими,   замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания.  В   поведении   отдельных   детей   под   влиянием   тяжелых   переживаний могут   появиться   черты,   свойственные   детям   более   раннего   возраста: примитивнее   становится   речь,   временно   разрушаются   некоторые   навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание,  рвота,  временное   повышение   температуры,  появление  сыпи.  У одних ухудшается сон, у других – снижается аппетит  Исходя   из   выше   изложенного   следует,   что   знание   возрастных   и индивидуальных   особенностей   ребенка   позволит   выработать   эффективный подход   к   его   воспитанию   дома   и   в   образовательном   учреждении,   создать условия для максимально легкой адаптации малыша к новым условиям. Можно сказать, что адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ – это сложный и деятельный процесс, который проходит  у каждого из детей по­разному, и успех его зависит от ряда субъективных, объективных факторов,   к   ним   можно   отнести   возраст   воспитанника,   состояние   его здоровья,   уровень   физического,   личностного   и   психического   развития, сформированность   предметно­игровой   деятельности,   схожесть   домашнего режима дня с режимом детского сада.

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"

"Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017