«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
06.11.2017
Социально-психолого-педагогическое сопровождение в детском саду включает в себя социальное, психологическое, педагогическое сопровождение, которое направлено на оказание помощи всем участникам образовательного процесса в реализации своих индивидуальных способностей, в саморазвитии и саморегуляции; на осуществление поддержки ребенку в ходе его адаптации к новым условиям, в данном случае, к условиям ДОУ, что положительно отразиться на дальнейшей социализации дошкольника.
Мишарина А.Е. материалы на конкурс.docx
Мишарина А.Е.
«Социальнопсихологопедагогическое сопровождение адаптации детей
раннего возраста к условия ДОУ»
Одним из существенных изменений в сфере образования стало принятие и
внедрение в деятельность ФГОС ДО. Он призван главным образом организовать
психологопедагогическое сопровождение воспитанника в процессе его
социализации и индивидуализации.
Одной из главных задач решаемых ФГОС дошкольного образования
связана с «охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, в
том числе их эмоционального благополучия» (ФГОС ДО). Более остро данный
вопрос встает в ходе адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к детскому
саду, поскольку в этот период ребенок испытывает сильное психическое и
эмоциональное напряжение. К тому же, адаптация детей является ранней
предпосылкой к дальнейшей их социализации. И чем успешнее и легче будет
проходить процесс адаптации, чем правильнее и четче будет организовано
социальнопсихологопедагогическое сопровождение, тем благополучнее и
быстрее пройдет становление ребенка как личности и как полноценного члена
общественных отношений.
Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ рассматривается как
сложный и деятельный процесс, который проходит у каждого ребенка поразному,
в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов. К ним можно
отнести возраст воспитанника, состояние его здоровья, уровень физического,
личностного и психического развития, сформированность предметноигровой
деятельности, схожесть домашнего режима дня с режимом детского сада. К ним
же относится осознанное отношение семей воспитанников к дошкольному
образовательному учреждению, уровень их компетентности, а также те формы
деятельности, которые будут оптимальными не только для детей, испытывающим трудности в адаптации, но и родителям и педагогам, которые являются основными
помощниками в данном процессе.
Анализ изученной литературы позволил мне сделать вывод о том, что
социальнопсихологопедагогическое сопровождение в детском саду включает в
себя социальное, психологическое, педагогическое сопровождение, которое
направлено на оказание помощи всем участникам образовательного процесса в
реализации своих индивидуальных способностей, в саморазвитии и саморегуляции;
на осуществление поддержки ребенку в ходе его адаптации к новым условиям, в
данном случае, к условиям ДОУ, что положительно отразиться на дальнейшей
социализации дошкольника.
Проанализировав эти основные понятия, я пришла к выводу, что «социально
психологопедагогическое сопровождение» применительно к дошкольному
образованию – это комплекс профессиональной деятельности всех субъектов
воспитательнообразовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения социально
психологопедагогических условий для благополучной адаптации ребенка и
счастливого дошкольного детства. Это понятие можно рассмотреть как систему
мероприятий, направленных на оказание различного рода помощи, создание
условий для всех участников образовательного процесса с целью профилактики
нарушений процесса социализации у детей, повышения уровня родительской
компетентности,
сопровождения педагогических кадров в ходе их
профессионального и личностного развития. Данный термин актуален в
образовательной деятельности дошкольных учреждений и важную роль играет в
таком сложном и многогранном процессе как адаптация детей раннего возраста к
условиям детского сада.
Социальнопсихологопедагогическое сопровождение адаптации детей
раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ организуется на основе
определенного содержания, которое включает в себя такие формы работы,
которые
будут
соответствовать
возрастным,
индивидуальным, психофизиологическим особенностям детей раннего возраста, социальному
уровню семей воспитанников, условиям, созданным в ДОУ, а также
способствовать достижению положительного результата.
Период адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ – это стресс
не только для самого ребенка, но и для его родителей. Те семьи, у которых
сформировано осознанное отношение к периоду адаптации, с одной стороны,
также как их ребенок, испытывают дискомфорт, эмоциональные переживания, а с
другой стороны, они должны быть помощниками педагогам в ДОУ и облегчить
период адаптации. А есть и те, которые к процессу адаптации относятся
попустительски. Знакомятся с работниками детского сада только тогда, когда они
уже привели малыша в группу. Не задумываются, что их малыш не будет один в
центре внимания, а будет частью детского коллектива.
Поэтому педагоги ДОУ и семьи воспитанников должны сплотиться,
установить доверительные отношения друг с другом, чтобы легко, без последствий
ребенок мог войти в жизнь группы и всего детского сада.
Помимо взаимодействия педагогов с семьями воспитанников немаловажную
роль в успешной адаптации играют узкие специалисты ДОУ: музыкальный
руководитель, педагогпсихолог, медицинский работник, учительлогопед,
заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, заведующая.
Причем, успех процесса адаптации зависит не только от наличия данных
специалистов, но и от их совместной четко налаженной работы.
Совместная деятельность коллектива по адаптации детей раннего возраста
организуется на основе определенного содержания, которое включает в себя такие
формы работы, которые будут соответствовать возрастным, индивидуальным,
психофизиологическим особенностям детей раннего возраста, социальному
уровню семей воспитанников, условиям, созданным в ДОУ, а также
способствовать достижению положительного результата.
Изучив опыт работы педагогов Е.О. Севостьяновой, Н.В. Макарычевой, Л.М
Поповой, Л.В. Климиной Е.А., Долженко, Н.Ю. Галой я пришла к необходимости создания семейного клуба, который позволил мне решить проблемы
адаптационного периода детей раннего возраста.
Семейный клуб является одной из интерактивных форм взаимодействия
ДОУ с семьями воспитанников. Использование такой инновационной формы
предполагает объединение членов клуба общей целью и совместные поиски
оптимальных форм, методов, средств её решения. Работа клуба позволяет быстро
реагировать на запросы родителей, повышая их педагогическую грамотность. Но
работа клуба не ограничивается одним просвещением, в его план включены
различные мероприятия, позволяющие установить гармоничные отношения между
всеми участниками воспитательнообразовательного процесса. А так же это
позволяет педагогам в непринужденной обстановке подметить особенности семей,
найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
Подготовка к работе клуба началась с разработки положения. Где были
прописаны общие положение, основные цели и задачи, организация работы клуба,
управление деятельностью клуба, актуальность, ожидаемые результаты, основные
этапы работы. (Приложение 1)
При разработки программы мероприятий клуба, я учитывала те факты,
которые могут вызвать у ребенка состояние адаптационного срыва, поэтому
работа построена, прежде всего, как профилактическая. Все факторы
объединяются в три проблемы:
новая организация взаимодействия со взрослыми;
новая организация среды;
необходимость взаимодействия со сверстниками.
Общая цель рассматриваемого сопровождения в адаптационный период –
формирование у ребенка нового, совместного с другими детьми способа
жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством
воспитателя. Решение поставленных задач клуба достигается как в процессе
использования разработанной системы адаптационных игр с детьми, так и при имеющих
организации специфических видов детской активности,
психогимнастический характер: игр с природным материалом, озвученными
игрушками и пр.
Первый этап – формирование доверительных взаимоотношений с новыми
взрослыми.
Второй этап – формирование ориентировок в пространственной среде
Третий этап – формирование положительных контактов с ровесниками.
Данные этапы включали в себя семейные гостиные, детскородительские
проекты, семейные экскурсии, совместные праздники и т. д.
Одной из важнейших задач клуба являлось «установление доверительных
отношений» между педагогическим коллективом и семьями воспитанников, что
является основой для успешной адаптации, а далее и социализации детей.
Работа клуба выстраивалась с учетом ряда принципов:
понимание, признание и принятие ребенка;
формирование опыта совместной детскородительской социально
ориентированной практики и творческой деятельности;
тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности
точки зрения педагога;
доступность и открытость;
добровольность и другие.
Деятельность клуба осуществлялась систематически и последовательно. В
план работы включались разнообразные формы, которые позволяли постепенно и
безболезненно для родителей ввести их в образовательный процесс и сделать их
активными участниками.
Работа родительского клуба включала четыре этапа: подготовительный,
основной, аналитический, заключительный. Работа клуба начиналась за два месяца до того, как ребенок начал посещать
в детский сад.
На подготовительном этапе работы клуба я использовала такую форму, как
День открытых дверей, на котором состоялось знакомство с будущими
воспитанниками и их родителями. Малыши и их родители смогли поиграть в
групповой комнате, увидели условия организации образовательного процесса, а
специалисты и воспитатели понаблюдали за детьми, как они ведут себя в новой
для них обстановке. Родители же познакомились с воспитателями, специалистами,
заведующей ДОУ и получили интересующую их информацию, узнают о
предстоящих мероприятиях, о графике и правилах приёма каждого ребёнка в
детский сад, режиме работы, о необходимой документации и др.
Для дальнейшей работы клуба я организовала следующую форму –
анкетирование для семей воспитанников. Это необходимо для того, чтобы все
педагоги, участники клуба, смогли получить информацию о семьях, их жилищных
условиях, изучить особенности и стили воспитания в семье, трудности,
возникающие при воспитании, о поведении малыша дома, на улице, об
особенностях познавательной, игровой активности, уровне самообслуживания, а
главное, информацию о готовности ребенка к приходу в детский сад. Итоги
анкетирования стали основой для разделения ответственности между педагогами и
родителями за положительный результат процесса адаптации. Именно от
осознанности родителей зависит решение основных проблем дезадаптации, начиная
с соблюдения режима дня воспитанника и ДОУ и способности ребенка к
самообслуживанию до положительного эмоционального настроя и позитивного
отношения к дошкольному учреждению. (При недостаточности информации
целесообразно организовать индивидуальные уточняющие беседы.)
По результатам анкет был намечен план работы с семьями воспитанников,
который был включён в основной этап.
Основной этап – реализация плана семейного клуба. (Приложение 2) План работы семейного клуба предусматривал разнообразные формы работы
с родителями и детьми.
Важное значение в деятельности клуба имела такая форма, как Мастерская
общения, которая проходила в виде игры, где родители «превращались» в детей и
полноценно испытывали на себе то, что чувствуют сами дети в условиях, не
привычных для них. Во время игры общение проходило только при назывании
имени в уменьшительноласкательной форме. В процессе игры родители, проживая
жизнь ребенка в режимных моментах, образовательной деятельности, непросто
получили информацию о режиме дня, правилах поведения в детском саду, а
приобрели опыт, который помог им лучше понять своего ребенка и настроить его к
посещению ДОУ.
Еще одной немаловажной формой деятельности клуба являлись
индивидуальные и групповые консультации для семей воспитанников. При
обсуждении со специалистами вопросов адаптации детей раннего дошкольного
возраста к ДОУ, родители могли лучше понять сам процесс адаптации и правильно
определить свою позицию в этом вопросе, и конечно избавиться от тревоги за свое
чадо. В ходе консультирования необходимо довести до сведения родителей о
важности составления индивидуального графика посещения ДОУ, о влиянии его на
эмоциональное состояние, физическое и психическое здоровье малыша. Кроме
того, родителей знакомят с нормативноправовой базой по защите прав ребенка,
документами, регламентирующими образовательную деятельность в ДОУ.
В век инновационных технологий есть возможность проводить консультации
в дистанционном режиме через размещение их на сайте учреждения, группы,
отправку на электронную почту, а также с помощью скайпа.
Важную часть просветительской работы с родителями выполняли буклеты и
памятки, где в кратком и доступном виде представлена информация об
особенностях адаптационного периода, а также рекомендации как подготовить
малыша к поступлению в ДОУ, помочь быстрее адаптироваться. Так же использовала такую инновационную форму, как дискуссионно
практические встречи. В ходе данной формы родители имели возможность
сообща находить решение проблемы, в нашем случае это социальная адаптации
детей раннего дошкольного возраста, обыгрывать ситуацию с решением в ходе
встречи, а затем дома при общении с ребенком.
Для формирования у родителей практических навыков облегчения периода
семинарпрактикум, где родителям
адаптации детей раннего возраста
предлагалось на основе имеющихся у них знаний по воспитанию и образованию
детей, организации адаптационного периода применить их в самостоятельных
практических упражнениях.
Аналогичной, но более продуктивной, можно считать форму тренинга,
который позволил сплотить родителей, создать условия для непринужденного
общения, формировать понимание динамики отношений в собственных семьях и
т.д.
Совместные проекты
с применением опытноэкспериментальной
деятельности – еще одна форма, призванная решать проблемы адаптации детей
раннего дошкольного возраста к ДОУ. Ведь вода и песок оказывает расслабляющее
и успокаивающее воздействие, благоприятно влияет на психоэмоциональное
состояние ребенка. А родители – не только пассивные наблюдатели, но и активные
участники данного вида деятельности. Практика показала, что после таких
проектов вода и песок становятся главными развивающими играми у детей дома.
А использование такой формы, как сказкотерапия, позволил облегчить
адаптационный период детей раннего дошкольного возраста, так как она
направлена на формирование восприятия, телесного контакта, моторной
координации малышей, мастерства понимать и осуществлять контроль
собственных волнений, осознавать свое чувственное состояние.
В качестве форм работы клуба применяла такие, как театрализованные
представления и музыкальные занятия – так как вызывают наибольший интерес
у малышей и находят у них эмоциональный отклик. В ходе аналитического этапа проводилось наблюдение за детьми,
анкетирование родителей. При первичном наблюдении и диагностике было видно,
что большинство детей не готовы к поступлению в детский сад и имеют средний,
ниже среднего и низкий уровень адаптированности. После проведения
разнообразных, инновационных, научно обоснованных форм совместной
деятельности всех участников образовательного процесса ситуация изменилась:
существенно (с 33,3% до 93,3%) повысился уровень адаптации детей раннего
возраста к условиям ДОУ, повысилась педагогическая грамотность родителей в
вопросах воспитания и развития своих малышей, появилась понимание того, что
может и должен уметь делать и знать ребенок этого возраста. (Диаграмма 1)
На заключительном этапе подводился итог работы по адаптации детей
раннего возраста к условиям ДОУ в форме «Семейного совета», где участники
(педагоги и родители) презентовали результаты адаптационного периода с
помощью видеороликов, слайдфильмов, презентаций.
Причем родители
представляли опыт своей деятельности в домашних условиях, а педагоги – в
стенах детского сада. В конце происходило обсуждение положительных и
отрицательных моментов.
Опыт работы показал, что действительно семейный клуб и слаженная работа
всех субъектов воспитательнообразовательного процесса в нем помогает
грамотно организовать адаптационный период детей раннего дошкольного возраста
к условиям ДОУ. Умение специалистов систематизировать, правильно
планировать, организовывать сотрудничество и взаимодействие с семьями
воспитанников, создавать благоприятные условия для адаптации малышей, также
эффективно влияют на процесс адаптации.
Вывод: в результате работы клуба педагогам удалось заинтересовать
родителей жизнью детского сада, сделать их активными участниками
образовательного процесса, повысить их педагогическую компетентность, создать
предпосылки для развития детскородительских отношений. По наблюдениям можно отметить, что после многочисленных совместных
встреч в детском саду, ребенок с радостью идет в детский сад и остается там без
капризов. И процесс адаптации проходит более быстрее и безболезненно.
Список литературы:
1.
Азеева, Г.А., Федорова, И.А. Сотрудничество с родителями в
предупреждении дезадаптации детей к ДОУ [Текст]/ Г. А. Азеева, И. А.
Федорова // Воспитатель ДОУ. – 2013. № 4. –С. 128.
2.
Айсина, Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей
раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в
детском саду. 2003. № 5. – С. 49 53.
3.
Аксарина, М. Н. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / М. Н.
Аксарина. М.: Медицина, 201. – 304 с.
4.
Афонькина, Ю. А. Психологопедагогическое сопровождение в ДОУ
развитие ребенка раннего возраста [Текст] / Ю. А. Афонькина. – М.:
Баринова, Н. М. Детскородительский клуб [Текст] / Н. М. Баринова //
АРКТИ, 2015. – 80 с.
5.
Справочник старшего воспитателя. – 2012. № 1. – С. 80.
6.
Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ:
практическое пособие [Текст] / Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. 236 с.
7.
воспитателей дет. сада/ Н. Д. Ватутина; под ред. Л. И. Каплан.— М.:
Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад [Текст]: Пособие для
Просвещение, 1983. 80 с.
8.
адаптационный период [Текст] / Е. А. Гайнанова. – Иркутск: Книжное
Гайнанова, Е. А. Психологопедагогическое сопровождение детей в
издательство
Зубова, Г., Арнаутова, Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в
9.
подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Зубова, Е.
Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 66 – 77. 10. Иванова, Н. В.и др. Социальная адаптация малышей в ДОУ [Текст] / Н. В.
Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
11. Казакова, Е. И. Психологопедагогическое и медикосоциальное
сопровождение развития ребенка [Текст] / Под ред. Е. И. Казаковой, Л. М.
Шипицыной. СПб.: Питер, 1998. 245 с.
12. Калинина, Р. и др. Ребенок пошел в детский сад [Текст] / Р. Калинина,
Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 35 43.
13. Макарычева, Н. В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая
поддержка, профилактика. В помощь занимающимся воспитанием детей 23 лет
[Текст] / Н. В. Макарычев. 4е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2014. – 64 с.
14. Микляевой, Н. М. Семейный и родительский клуб в детском саду [Текст] /
Н.
10
Академия,
Микляева.
М.:
М.
2012.
–
с.
15. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка Программа адаптации детей к ДОУ
[Текст]/ Е. О. Севостьянова. М.: Сфера, 2010. 128 с.
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.