«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
Оценка 4.8

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
воспитательная работа
Детсад
06.11.2017
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
Социально-психолого-педагогическое сопровождение в детском саду включает в себя социальное, психологическое, педагогическое сопровождение, которое направлено на оказание помощи всем участникам образовательного процесса в реализации своих индивидуальных способностей, в саморазвитии и саморегуляции; на осуществление поддержки ребенку в ходе его адаптации к новым условиям, в данном случае, к условиям ДОУ, что положительно отразиться на дальнейшей социализации дошкольника.
Мишарина А.Е. материалы на конкурс.docx
Мишарина А.Е. «Социально­психолого­педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ» Одним  из существенных изменений в сфере образования стало принятие и внедрение в деятельность ФГОС ДО. Он призван главным образом организовать психолого­педагогическое   сопровождение   воспитанника   в   процессе   его социализации и индивидуализации. Одной  из  главных задач  решаемых ФГОС  дошкольного  образования связана с «охраной и укреплением физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» (ФГОС ДО). Более остро данный вопрос встает в ходе адаптации ребенка раннего дошкольного возраста к детскому саду,   поскольку   в   этот   период   ребенок   испытывает   сильное   психическое   и эмоциональное   напряжение.  К   тому   же,   адаптация   детей   является   ранней предпосылкой   к   дальнейшей   их   социализации.   И   чем   успешнее   и   легче   будет проходить   процесс   адаптации,   чем   правильнее   и   четче   будет   организовано социально­психолого­педагогическое   сопровождение,   тем   благополучнее   и быстрее   пройдет   становление   ребенка   как   личности   и   как   полноценного   члена общественных отношений.  Адаптация детей раннего дошкольного возраста к ДОУ рассматривается как сложный и деятельный процесс, который проходит  у каждого ребенка по­разному, в   зависимости   от   ряда   субъективных   и   объективных   факторов.   К   ним   можно отнести   возраст   воспитанника,   состояние   его   здоровья,   уровень   физического, личностного   и   психического   развития,   сформированность   предметно­игровой деятельности, схожесть домашнего режима дня с режимом детского сада. К ним же   относится   осознанное   отношение   семей   воспитанников   к   дошкольному образовательному   учреждению,  уровень   их   компетентности,  а   также   те   формы деятельности, которые будут оптимальными не только для детей, испытывающим трудности в адаптации, но и родителям и педагогам, которые являются основными помощниками в данном процессе. Анализ   изученной   литературы   позволил   мне   сделать   вывод   о   том,   что социально­психолого­педагогическое сопровождение в детском саду включает в себя   социальное,   психологическое,   педагогическое   сопровождение,   которое направлено   на   оказание   помощи   всем   участникам   образовательного   процесса   в реализации своих индивидуальных способностей, в саморазвитии и саморегуляции; на осуществление поддержки ребенку в ходе его адаптации к новым условиям, в данном  случае,  к  условиям   ДОУ,  что  положительно   отразиться  на  дальнейшей социализации дошкольника.         Проанализировав эти основные понятия, я пришла к выводу, что «социально­ психолого­педагогическое   сопровождение»   применительно   к   дошкольному образованию   –  это   комплекс   профессиональной   деятельности   всех   субъектов воспитательно­образовательного процесса в ДОУ с целью обеспечения социально­ психолого­педагогических условий   для   благополучной   адаптации   ребенка   и счастливого дошкольного детства. Это понятие можно рассмотреть как систему мероприятий,   направленных   на   оказание   различного   рода   помощи,   создание условий для всех участников образовательного процесса с целью профилактики нарушений   процесса   социализации   у   детей,   повышения   уровня   родительской компетентности,   сопровождения   педагогических   кадров   в   ходе   их профессионального   и   личностного   развития.   Данный   термин   актуален   в образовательной деятельности дошкольных учреждений и важную роль играет в таком сложном и многогранном процессе как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Социально­психолого­педагогическое   сопровождение   адаптации   детей раннего   дошкольного   возраста   к   условиям   ДОУ   организуется   на   основе определенного   содержания,   которое   включает   в   себя   такие   формы   работы, которые   будут   соответствовать   возрастным,   индивидуальным, психофизиологическим   особенностям   детей   раннего   возраста,   социальному уровню   семей   воспитанников,   условиям,   созданным   в   ДОУ,   а   также способствовать достижению положительного результата.   Период адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ – это стресс не   только   для   самого   ребенка,   но   и   для   его   родителей.   Те   семьи,   у   которых сформировано   осознанное   отношение   к   периоду   адаптации,   с   одной   стороны, также как их ребенок, испытывают дискомфорт, эмоциональные переживания, а с другой стороны, они должны быть помощниками педагогам в ДОУ и облегчить период   адаптации.     А   есть   и   те,   которые   к   процессу   адаптации   относятся попустительски. Знакомятся с работниками детского сада только тогда, когда они уже привели малыша в группу. Не задумываются, что их малыш не будет один в центре внимания, а будет частью детского коллектива. Поэтому   педагоги   ДОУ   и   семьи   воспитанников   должны   сплотиться, установить доверительные отношения друг с другом, чтобы легко, без последствий ребенок мог войти в жизнь группы и всего детского сада. Помимо взаимодействия педагогов с семьями воспитанников немаловажную роль   в   успешной   адаптации   играют     узкие   специалисты   ДОУ:   музыкальный руководитель,   педагог­психолог,   медицинский   работник,   учитель­логопед, заместитель заведующей по воспитательной и методической работе, заведующая. Причем,   успех   процесса   адаптации   зависит   не   только   от   наличия   данных специалистов, но и от их совместной четко налаженной работы. Совместная деятельность коллектива по адаптации детей раннего возраста организуется на основе определенного содержания, которое включает в себя такие формы   работы,   которые   будут   соответствовать   возрастным,   индивидуальным, психофизиологическим   особенностям   детей   раннего   возраста,   социальному уровню   семей   воспитанников,   условиям,   созданным   в   ДОУ,   а   также способствовать достижению положительного результата.  Изучив опыт работы педагогов Е.О. Севостьяновой, Н.В. Макарычевой, Л.М Поповой, Л.В. Климиной Е.А., Долженко, Н.Ю. Галой я пришла к необходимости создания   семейного   клуба,   который   позволил   мне   решить   проблемы адаптационного периода детей раннего возраста.  Семейный   клуб   является   одной   из   интерактивных   форм   взаимодействия ДОУ   с   семьями   воспитанников.   Использование   такой   инновационной   формы предполагает   объединение   членов   клуба   общей   целью   и   совместные   поиски оптимальных форм, методов, средств её решения. Работа клуба позволяет быстро реагировать на запросы родителей, повышая их педагогическую грамотность. Но работа   клуба   не   ограничивается   одним   просвещением,   в   его   план   включены различные мероприятия, позволяющие установить гармоничные отношения между всеми   участниками   воспитательно­образовательного   процесса.   А   так   же   это позволяет педагогам в непринужденной обстановке подметить особенности семей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку.  Подготовка   к   работе   клуба   началась   с   разработки   положения.   Где   были прописаны общие положение, основные цели и задачи, организация работы клуба, управление деятельностью клуба, актуальность, ожидаемые результаты, основные этапы работы. (Приложение 1) При   разработки   программы   мероприятий   клуба,   я   учитывала   те   факты, которые   могут   вызвать   у   ребенка   состояние   адаптационного   срыва,   поэтому работа   построена,   прежде   всего,   как   профилактическая.   Все   факторы объединяются в три проблемы:   новая организация взаимодействия со взрослыми;  новая организация среды;   необходимость взаимодействия со сверстниками.  Общая   цель   рассматриваемого   сопровождения   в  адаптационный   период  – формирование   у   ребенка   нового,   совместного   с   другими   детьми   способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.   Решение   поставленных   задач   клуба   достигается   как   в   процессе использования   разработанной   системы   адаптационных   игр   с   детьми,   так   и   при имеющих организации   специфических   видов   детской   активности, психогимнастический   характер:   игр   с   природным   материалом,   озвученными игрушками и пр.  Первый   этап   –  формирование   доверительных   взаимоотношений   с  новыми взрослыми. Второй этап – формирование ориентировок в пространственной среде Третий этап – формирование положительных контактов с ровесниками. Данные   этапы   включали   в   себя   семейные   гостиные,   детско­родительские проекты, семейные экскурсии, совместные праздники и т. д.  Одной   из   важнейших   задач   клуба   являлось  «установление   доверительных отношений» между педагогическим коллективом и семьями воспитанников, что является основой для успешной адаптации, а далее и социализации детей.  Работа клуба выстраивалась с учетом ряда принципов:  понимание, признание и принятие ребенка;  формирование   опыта   совместной   детско­родительской   социально­ ориентированной практики и творческой деятельности;  тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога;  доступность и открытость;  добровольность и другие.  Деятельность клуба осуществлялась систематически и последовательно. В план работы включались разнообразные формы, которые позволяли постепенно и безболезненно для родителей ввести их в образовательный процесс и сделать их активными участниками.  Работа   родительского   клуба   включала   четыре   этапа:   подготовительный, основной, аналитический, заключительный. Работа клуба начиналась за два месяца до того, как ребенок начал посещать в детский сад. На подготовительном этапе работы клуба я использовала такую форму, как День   открытых   дверей,  на   котором   состоялось   знакомство   с   будущими воспитанниками  и  их  родителями.   Малыши  и их  родители  смогли  поиграть  в групповой комнате, увидели условия организации образовательного процесса, а специалисты и воспитатели понаблюдали за детьми, как они ведут себя в новой для них обстановке. Родители же познакомились с воспитателями, специалистами, заведующей   ДОУ   и   получили   интересующую   их   информацию,   узнают   о предстоящих   мероприятиях,   о   графике   и   правилах   приёма   каждого   ребёнка   в детский сад, режиме работы, о необходимой документации и др.               Для   дальнейшей   работы   клуба   я   организовала   следующую   форму   – анкетирование для семей воспитанников. Это необходимо для того, чтобы все педагоги, участники клуба, смогли получить информацию о семьях, их жилищных условиях,   изучить   особенности   и   стили   воспитания   в   семье,   трудности, возникающие   при   воспитании,   о   поведении   малыша   дома,   на   улице,   об особенностях познавательной, игровой активности, уровне самообслуживания, а главное,   информацию   о   готовности   ребенка   к     приходу   в   детский   сад.   Итоги анкетирования стали основой для разделения ответственности между педагогами и родителями   за   положительный   результат   процесса   адаптации.   Именно   от осознанности родителей зависит решение основных проблем дезадаптации, начиная с   соблюдения   режима   дня   воспитанника   и   ДОУ   и   способности   ребенка   к самообслуживанию   до   положительного   эмоционального   настроя   и   позитивного отношения   к   дошкольному   учреждению.   (При   недостаточности   информации целесообразно организовать индивидуальные уточняющие беседы.) По результатам анкет был намечен план работы с семьями воспитанников, который был включён в основной этап. Основной этап – реализация плана семейного клуба. (Приложение 2) План работы семейного клуба предусматривал разнообразные формы работы с родителями и детьми.  Важное значение в деятельности клуба имела такая форма, как Мастерская общения, которая проходила в виде игры, где родители «превращались» в детей и полноценно   испытывали   на   себе   то,   что   чувствуют   сами   дети   в   условиях,   не привычных  для  них. Во   время  игры  общение  проходило  только  при  назывании имени в уменьшительно­ласкательной форме. В процессе игры родители, проживая жизнь   ребенка   в   режимных   моментах,   образовательной   деятельности,   непросто получили   информацию   о   режиме   дня,   правилах   поведения   в   детском   саду,   а приобрели опыт, который помог им лучше понять своего ребенка и настроить его к посещению ДОУ.  Еще   одной   немаловажной   формой   деятельности   клуба   являлись индивидуальные   и   групповые   консультации  для   семей   воспитанников.   При обсуждении   со   специалистами   вопросов   адаптации   детей   раннего   дошкольного возраста к ДОУ, родители могли лучше понять сам процесс адаптации и правильно определить свою позицию в этом вопросе, и конечно избавиться от тревоги за свое чадо.   В   ходе   консультирования   необходимо   довести   до   сведения   родителей   о важности составления индивидуального графика посещения ДОУ, о влиянии его на эмоциональное   состояние,   физическое   и   психическое   здоровье   малыша.   Кроме того, родителей знакомят с нормативно­правовой базой по защите прав ребенка, документами, регламентирующими образовательную деятельность в ДОУ.  В век инновационных технологий есть возможность проводить консультации в   дистанционном   режиме   через   размещение   их   на   сайте   учреждения,   группы, отправку на электронную почту, а также с помощью скайпа.  Важную часть просветительской работы с родителями выполняли буклеты и памятки,   где   в   кратком   и   доступном   виде   представлена   информация   об особенностях   адаптационного   периода,   а   также   рекомендации   как   подготовить малыша к поступлению в ДОУ, помочь быстрее адаптироваться. Так   же   использовала   такую   инновационную   форму,   как  дискуссионно­ практические   встречи.   В   ходе   данной   формы   родители   имели   возможность сообща находить решение проблемы, в нашем случае это социальная адаптации детей  раннего  дошкольного  возраста,  обыгрывать  ситуацию   с  решением  в ходе встречи, а затем дома при общении с ребенком.  Для формирования у родителей практических навыков облегчения периода  семинар­практикум,  где   родителям адаптации   детей   раннего   возраста   ­ предлагалось на основе имеющихся у них знаний по воспитанию и образованию детей,   организации   адаптационного   периода   применить   их   в   самостоятельных практических упражнениях.  Аналогичной,   но   более   продуктивной,   можно   считать   форму  тренинга, который   позволил   сплотить   родителей,   создать   условия   для   непринужденного общения, формировать понимание динамики отношений в собственных семьях и т.д. Совместные   проекты  с   применением   опытно­экспериментальной деятельности – еще одна форма, призванная решать проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ. Ведь вода и песок оказывает расслабляющее и   успокаивающее   воздействие,   благоприятно   влияет   на   психоэмоциональное состояние ребенка. А родители – не только пассивные наблюдатели, но и активные участники   данного   вида   деятельности.   Практика   показала,   что   после   таких проектов вода и песок становятся главными развивающими играми у детей дома.  А   использование   такой   формы,   как  сказкотерапия,  позволил   облегчить адаптационный   период   детей   раннего   дошкольного   возраста,   так   как   она направлена   на   формирование   восприятия,   телесного   контакта,   моторной координации   малышей,   мастерства   понимать   и   осуществлять   контроль собственных волнений, осознавать свое чувственное состояние.  В качестве форм работы клуба применяла такие, как  театрализованные представления и музыкальные занятия – так как вызывают наибольший интерес у малышей и находят у них эмоциональный отклик. В   ходе   аналитического   этапа   проводилось   наблюдение   за   детьми, анкетирование родителей. При первичном наблюдении и диагностике было видно, что большинство детей не готовы к поступлению в детский сад и имеют средний, ниже   среднего   и   низкий   уровень   адаптированности.   После   проведения разнообразных,   инновационных,   научно   обоснованных   форм   совместной деятельности   всех   участников   образовательного   процесса   ситуация   изменилась: существенно   (с   33,3%   до   93,3%)   повысился   уровень   адаптации   детей   раннего возраста к условиям ДОУ, повысилась педагогическая грамотность родителей в вопросах воспитания и развития своих малышей, появилась понимание того, что может и должен уметь делать  и знать ребенок этого возраста. (Диаграмма 1) На   заключительном   этапе   подводился   итог   работы   по   адаптации   детей раннего возраста к условиям ДОУ в форме «Семейного совета»,  где участники (педагоги   и   родители)   презентовали   результаты   адаптационного   периода   с помощью   видеороликов,   слайд­фильмов,   презентаций.  Причем   родители представляли   опыт   своей   деятельности   в   домашних   условиях,   а   педагоги   –   в стенах   детского   сада.   В   конце   происходило   обсуждение   положительных   и отрицательных моментов. Опыт работы показал, что действительно семейный клуб и слаженная работа всех   субъектов   воспитательно­образовательного   процесса   в   нем   помогает грамотно организовать адаптационный период детей раннего дошкольного возраста к   условиям   ДОУ.   Умение   специалистов   систематизировать,   правильно планировать,   организовывать   сотрудничество   и   взаимодействие   с   семьями воспитанников, создавать благоприятные условия для адаптации малышей, также эффективно влияют на процесс адаптации.  Вывод:   в   результате   работы   клуба   педагогам   удалось   заинтересовать родителей   жизнью   детского   сада,   сделать   их   активными   участниками образовательного процесса, повысить их педагогическую компетентность, создать предпосылки для развития детско­родительских отношений. По наблюдениям можно отметить, что после многочисленных совместных встреч в детском саду, ребенок с радостью идет в детский сад и остается там без капризов. И процесс адаптации проходит более быстрее и безболезненно. Список литературы: 1. Азеева,   Г.А.,   Федорова,   И.А.   Сотрудничество   с   родителями   в предупреждении   дезадаптации   детей   к   ДОУ   [Текст]/   Г.   А.   Азеева,   И.   А. Федорова // Воспитатель ДОУ. – 2013. ­  № 4. –С. 128. 2. Айсина,   Р.,   Дедкова   В.,   Хачатурова   Е.   Социализация   и   адаптация   детей раннего возраста [Текст] / Р. Айсина, В.   Дедкова, Е.   Хачатурова // Ребенок в детском саду. ­ 2003. ­ № 5. – С. 49 ­ 53. 3. Аксарина,   М.   Н.   Воспитание   детей   раннего   возраста   [Текст]   /   М.   Н. Аксарина. ­ М.: Медицина, 201. – 304 с. 4. Афонькина,   Ю.   А.   Психолого­педагогическое   сопровождение   в   ДОУ развитие ребенка раннего возраста [Текст] / Ю. А. Афонькина.                         – М.: Баринова,   Н.   М.   Детско­родительский   клуб   [Текст]   /   Н.   М.   Баринова   // АРКТИ, 2015. – 80 с. 5. Справочник старшего воспитателя. – 2012. ­   № 1. – С. 80. 6. Белкина,   Л.   В.   Адаптация   детей   раннего   возраста   к   условиям   ДОУ: практическое пособие [Текст]  / Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. ­ 236 с. 7. воспитателей дет. сада/ Н. Д. Ватутина; под ред. Л. И. Каплан.— М.:  Ватутина, Н. Д.  Ребенок поступает в детский сад [Текст]: Пособие для  Просвещение, 1983. ­ 80 с. 8. адаптационный период [Текст] / Е. А. Гайнанова. – Иркутск: Книжное  Гайнанова, Е. А. Психолого­педагогическое сопровождение детей в  издательство Зубова, Г., Арнаутова, Е. Психолого–педагогическая помощь родителям в 9. подготовке   малыша   к   посещению   детского   сада   [Текст]     /   Г.   Зубова,   Е. Арнаутова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 66 – 77. 10. Иванова, Н. В.и др. Социальная адаптация малышей в ДОУ [Текст] /  Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. ­ М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с. 11. Казакова, Е. И. Психолого­педагогическое и медико­социальное  сопровождение развития ребенка [Текст] / Под ред. Е. И. Казаковой, Л. М.  Шипицыной. ­ СПб.: Питер, 1998. ­ 245 с. 12. Калинина, Р. и др.   Ребенок пошел в детский сад [Текст] / Р. Калинина, Семенова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 35 ­ 43. 13. Макарычева, Н. В. Проблемы раннего детства: диагностика, педагогическая поддержка, профилактика. В помощь занимающимся воспитанием детей 2­3 лет [Текст] / Н. В. Макарычев. ­ 4­е изд., испр.  и доп. ­ М.:АРКТИ, 2014. – 64 с. 14. Микляевой, Н.  М.  Семейный и родительский клуб в детском саду [Текст] / Н. 10   Академия,   Микляева. ­   М.:   М.   2012.     –   с. 15. Севостьянова, Е. О. Дружная семейка Программа адаптации детей к ДОУ [Текст]/ Е. О. Севостьянова.  ­ М.: Сфера, 2010. ­ 128 с.

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»

«Социально-психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей раннего возраста к условия ДОУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017