Тема: «Родительский клуб как форма интерактивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников»
Внеурочная деятельность, а правильнее ее назвать внеучебная не может проходить без участия семей воспитанников. Так говорит нам ФГОС дошкольного образования. Основной целью взаимодействия ДОУ и семьи является создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Одной из таких форм является родительский и семейный клуб.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей .
Так в 2015-2016 учебном году на базе детского сада № 6 был открыт «Клуб Молодой семьи». Основная цель клубной работы с родителями – психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников. А важной задачей решаемой в ходе работы клуба является – установление доверительных отношений между педагогами и родителями и создание благоприятных условий для успешной социализации детей. Деятельность клуба осуществляется систематически и последовательно.
Раскрытием актуальности данной формы интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников можно считать относительно молодой возраст родителей и как следствие этого неправильная расстановка приоритетов в процессе воспитания подрастающего поколения. Т.е воспитательная функция в семье стоит далеко не на первом плане, тогда как для детского сада воспитание и развитие детей является приоритетным направление деятельности.
Подготовка к работе клуба началась с разработки положения. Где были прописаны общие положение, основные цели и задачи, организация работы клуба, управление деятельностью клуба, актуальность, ожидаемые результаты, основные этапы работы.
Данное положение является локальным актом ДОУ, которое может регламентировать деятельность всех родительских, детско-родительских, семейных клубов организованных на базе учреждения. Тематика таких клубов может быть разнообразна, но преимущественно она определяется по запросам и пожеланиям семей воспитанников.
Это является одной из главных особенностей деятельности семейного клуба. Другой важной составляющей клуба – это привлечение всех участников образовательных отношений: специалистов ДОУ и других специализированных учреждений, атак же социальных партнеров. Еще одной важной функцией клуба является формирование у родителей партнерской позиции, т.е. родители не только имеют возможность информационно-педагогического просвещения, но и выступают как активные участники и организаторы мероприятий практической направленности.
На начальном этапе для составления плана работы клуба и получения информации о семьях, особенностях воспитания в семье, трудностях возникающих при воспитании детей было организовано анкетирование для семей воспитанников.
Итоги анкетирования стали основой для разделения ответственности между педагогами и родителями за положительный результат процесса социализации детей. Далее в соответствии с запросами родителей был составлен план работы клуба, включающий в себя следующие формы:
- Дни «открытых дверей»
- Мастерская общения,
- Круглый стол
- дискуссионно-практические встречи.
- семинары-практикумы
- тренинги,
- квест-игры
- кейс технологии
- Совместные проекты
- театрализованные представления и музыкальные занятия
- семейные поединки
- мастер-классы
Итоговой формой деятельности клуба стала семейная гостиная, где участники (педагоги и родители) презентовали видеоролики, слайд-фильмы, презентации на тему «Играем вместе». Причем родители представляли опыт своей деятельности в домашних условиях, а педагоги – в стенах детского сада. В конце проходило обсуждение положительных и отрицательных моментов.
.
Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. Родительский клуб как форма интерактивного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников позволил нам реализовать принцип партнерства, диалога. А разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволил педагогам нашего детского сада значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям, создать условия для диалога, выработки общего мнения, группового сплочения, изменения психологического климата в группе.
В 2017 году педагогическим коллективом ДОУ был создан управленческий проект «Создание модели образовательного кластера «Детский сад – семья, или путь к успеху», где одним из мероприятий второго основного этапа реализации является организация семейных клубов: «Будь здоров!», «Мы вместе», «Секреты бабушки Агафьи». Кроме того, наш детский сад планирует организовать деятельность семейного клуба на уровне района.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.