Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
Оценка 4.9

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +4
docx
английский язык +1
Взрослым
18.02.2017
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком.
проблема мотивации в обучении иностранным языкам.docx
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении  иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все  более возрастает роль личных контактов людей, а следовательно, – вербальной  коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка  [1, С.122]. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально– экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет  огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него  можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить  возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому  неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к  иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков  – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение  иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться  на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и  социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление  активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на  расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели,  задач и содержания обучения иностранным языкам [2, С.3]. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня  более глубокого владения иностранным языком. Все вышеперечисленное существенно повышает престиж предмета "иностранный язык" в  качестве образовательной дисциплины вуза. И здесь понятие мотивации выходит на первый  план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но  особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой  специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и  коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у студентов определенные  сложности и мотивированность исчезает. Поэтому, рассматривая мотивацию как основную  движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к  субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все  трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если  только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован. Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем  она характеризуется при учебной деятельности. Понятие "мотив" ученые трактуют по– разному: К. Вилюнас понимает под мотивом условия существования, Г. А. Ковалев –  морально–политические установки, а Ж. Годфруа – соображение, по которому субъект  должен действовать. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив – это либо  побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить  комплексно, учитывая все возможные аспекты. Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в  частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную  мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов: ­ особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития) ­ особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности ­ организацией педагогического процесса ­ спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка) На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на  внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена  внешними обстоятельствами. Примерами могут служить: ­ мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких  результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д. ; ­ мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей.  Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе; ­ мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также  быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой  группы); ­ мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить  иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами; ­ мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит  средством для духовного обогащения и общего развития человека; ­ просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности.  Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения. Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с  самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится  непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную  активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д. ) может  усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к  содержанию и процессу деятельности. Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К  примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» –  это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам  экзамен и меня не отчислят» – отрицательная. А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного в нашем вузе среди студентов  неязыковых специальностей, с целью установить, какие же мотивы движут ими в изучении  иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек, применялся метод стихийной  выборки. Ответы респондентов распределились следующим образом: ­ «Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» – 60% ­ «Чтобы не отчислили» – 19% ­ «Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» – 10% ­ «Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» – 6% ­ «Учу, потому что интересно» – 5% Конечно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и  раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно  сделать: подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе движима  просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). То есть  можно сказать, что процесс учебы для них – это либо привычное функционирование, либо  вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения  («построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться с иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию – изучают  иностранный язык, потому что это им нравится. Главным же выводом служит то, что студентами в основном движут внешние мотивы, при  этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не  поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения  иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и, казалось бы, должно  быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется  предприятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть  необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная  заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка.

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам

Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017