Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языком.
проблема мотивации в обучении иностранным языкам.docx
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
В эпоху глобализации всех сфер общественной жизни проблема мотивации в изучении
иностранных языков становится чрезвычайно актуальной. Глобализация означает, что все
более возрастает роль личных контактов людей, а следовательно, – вербальной
коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранного языка
[1, С.122]. Иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–
экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет
огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него
можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить
возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому
неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к
иностранным языкам, главным образом – к английскому. Теперь знание двух и более языков
– это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение
иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться
на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и
социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление
активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на
расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели,
задач и содержания обучения иностранным языкам [2, С.3]. Новая политическая обстановка,
расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня
более глубокого владения иностранным языком.
Все вышеперечисленное существенно повышает престиж предмета "иностранный язык" в
качестве образовательной дисциплины вуза. И здесь понятие мотивации выходит на первый
план. Конечно, проблема мотивированности в обучении возникает по каждому предмету, но
особенно остро она проявляется в изучении иностранного языка. Все дело в особой
специфике предмета, требующей от студента наличия определенной базы и
коммуникативных способностей. Нередко это вызывает у студентов определенные
сложности и мотивированность исчезает. Поэтому, рассматривая мотивацию как основную
движущую силу в изучении иностранного языка, отметим, что мотивы относятся к
субъективному миру человека, определяются его внутренними побуждениями. Отсюда все
трудности вызова мотивации со стороны. Человек сможет выучить иностранный язык, если
только сам почувствует необходимость в этом, то есть будет замотивирован.
Попробуем разобраться, что же представляет из себя мотивационная сфера человека и чем
она характеризуется при учебной деятельности. Понятие "мотив" ученые трактуют по–
разному: К. Вилюнас понимает под мотивом условия существования, Г. А. Ковалев –
морально–политические установки, а Ж. Годфруа – соображение, по которому субъект
должен действовать. Так или иначе, большинство сходится во мнении, что мотив – это либо
побуждение, либо намерение, либо цель. Поэтому к этому понятию нужно подходить
комплексно, учитывая все возможные аспекты. Теперь охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в
частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную
мотивацию. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:
особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)
особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности
организацией педагогического процесса
спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)
На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на
внешнюю и внутреннюю.
Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена
внешними обстоятельствами. Примерами могут служить:
мотив достижения – вызван стремлением человека достигать успехов и высоких
результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например,
для отличных оценок, получения диплома и т. д. ;
мотив самоутверждения – стремление утвердить себя, получить одобрение других людей.
Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
мотив идентификации – стремление человека быть похожим на другого человека, а также
быть ближе к своим кумирам и героям (например, чтобы понимать тексты песен любимой
группы);
мотив аффилиации – стремление к общению с другими людьми. Человек может учить
иностранный язык, чтобы общаться с друзьями–иностранцами;
мотив саморазвития – стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит
средством для духовного обогащения и общего развития человека;
просоциальный мотив – связан с осознанием общественного значения деятельности.
Человек изучает иностранный язык, потому что осознает социальную значимость учения.
Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с
самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится
непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную
активность. Действие внешних мотивов (престижа, самоутверждения, и т. д. ) может
усиливать внутреннюю мотивацию, но они не имеют непосредственного отношения к
содержанию и процессу деятельности.
Кроме того, учебную мотивацию можно разделить на положительную и отрицательную. К
примеру, конструкция «если, я буду учить английский, то получу на экзамене отлично» –
это положительная мотивация. Конструкция «если я буду учить английский, то сдам
экзамен и меня не отчислят» – отрицательная.
А теперь обратимся к результатам опроса, проведенного в нашем вузе среди студентов
неязыковых специальностей, с целью установить, какие же мотивы движут ими в изучении
иностранного языка. Всего было опрошено 200 человек, применялся метод стихийной
выборки. Ответы респондентов распределились следующим образом:
«Учу, только потому, что это нужно по учебной программе» – 60%
«Чтобы не отчислили» – 19%
«Хочу устроиться на хорошую работу, построить успешную карьеру» – 10%
«Чтобы путешествовать за границей, общаться с иностранцами» – 6% «Учу, потому что интересно» – 5%
Конечно, метод устного опроса не претендует на всеобъемлющий охват ситуации и
раскрытие скрытых субъективных смыслов, но некоторые выводы определенно можно
сделать: подавляющая часть студентов при изучении иностранного языка в вузе движима
просоциальным мотивом («нужно по учебной программе», «чтобы не отчислили»). То есть
можно сказать, что процесс учебы для них – это либо привычное функционирование, либо
вынужденное поведение. Небольшая часть студентов указала на мотив самоутверждения
(«построить успешную карьеру») и мотив аффилиации («чтобы путешествовать», «общаться
с иностранцами»). И при этом лишь 5% студентов имеют внутреннюю мотивацию – изучают
иностранный язык, потому что это им нравится.
Главным же выводом служит то, что студентами в основном движут внешние мотивы, при
этом присутствует значительная доля негативной мотивации («чтобы не отчислили», «не
поставили двойку»). Это представляет некое противоречие, поскольку престиж владения
иностранным языком и его важность в общественной жизни выросли и, казалось бы, должно
быть больше положительной мотивации. Кроме того, абсолютно ясно, что требуется
предприятие действий, направленных на вызов в студентах внутренней мотивации. То есть
необходимо создавать такие условия, при которых у учащихся возникает личная
заинтересованность и потребность в изучении иностранного языка.
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
Проблема мотивации в обучении иностранным языкам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.