Проблема переноса слов в начальной школе
Оценка 4.6

Проблема переноса слов в начальной школе

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
1 кл—2 кл
31.05.2018
Проблема переноса слов в начальной школе
Не секрет, что ученики не любят переносить слова. Как только приближается линия полей, они в растерянности: "Что делать? Какую букву оставить, а какую перенести?" Во время урока постоянно спрашивают об этом у учителя. Ошибки в переносе слов в начальной школе — это нередкое явление у учеников начальной школы. Знание этой орфограммы опирается на умение делить на слоги, поэтому с первого класса необходимо на это обращать особое внимание.
Проблема переноса слов в начальной школе.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»    «Проблема переноса слов в начальной школе» Секция: «Инновации в школьном образовании. Начальное общее образование»                                                                                  Автор:  учитель  начальных классов                                                                                     Гергель Е.А. высшая категория г.Ноябрьск 2018г. Не   секрет,   что   ученики   не   любят   переносить   слова.   Как   только приближается линия полей, они в растерянности: "Что делать? Какую букву оставить, а какую перенести?" Во время урока постоянно спрашивают об этом у учителя. Ошибки в переносе слов в начальной школе — это нередкое явление у учеников   начальной   школы.   Знание   этой   орфограммы   опирается   на   умение делить на слоги, поэтому с первого класса необходимо на это обращать особое внимание. Слогораздел   —   это   область   фонетики.  Слог   ­   это   часть   слова, включающая гласный звук. Деление на слоги — это закон языка, основной закон, который подчиняется структуризации.  Уже на этапе добуквенного периода необходимо пристальное внимание уделить различию звуков гласных и согласных, роли гласного в звучащем слове. Только гласный звук имеет право образовывать слог. Слогораздел подчиняется закону   восходящей   звучности   и   закону   открытого   слога.   Наименее   звучные глухие звуки (1), звонкие (2), сонорные (3), гласные (4), гласные звучные. Звуки в слоге   располагаются   по   восходящему   звучанию   и   оканчиваются   наиболее звучным звуком. Основные типы слогов. Слог – это фонетически значимая единица. Из слогов состоят  фонетические слова. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки. Каждый  слог в русском языке может содержать не более одного гласного звука. Один  гласный звук, даже если рядом с ним нет согласных, тоже является отдельным  фонетическим слогом. Например: а­ри­я. Слоги в русском языке делятся на два типа: ­ открытые слоги, оканчивающиеся гласным звуком; ­ закрытые слоги – они оканчиваются согласным звуком. Большинство слогов являются открытыми. Они могут состоять из одного гласного звука, оканчиваться им молоко [ма­ла­к ], оо ода [ ­да]. оо Чтобы определить, какой перед вами слог, открытый или закрытый, вам понадобится рассмотреть согласные звуки, которые окружают гласные звуки.  Закрытые слоги образуются в следующих случаях: 1) в конце фонетического слова: вагон [ва­г н],оо 2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если а) после [й'] следует любой другой согласный: война [вай'­н ],ао б) после остальных непарных звонких ([л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']) следует парный по глухости/звонкости согласный: лампа [л м­па], ао в)  слово может состоять из одного закрытого слога, так как в нём есть только один гласный звук, а оканчивается оно согласным: стол; В прочих случаях слог в середине или начале слова будет открытым. Открытый   слог   оканчивается   гласным   звуком.   Все   следующие   за   ним согласные  звуки, независимо от их  количества, относятся  ко второму  слогу. Например: будка [б ­тка], уо  весна [в'и­сн ]ао . Двойные согласный произносятся как один звук, поскольку относим их к одному слогу, но с большей продолжительностью. Например: со­нный [с ­ный]. оо В течение первого полугодия первого класса упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные (в том числе и подбор   учащимися   слов   с   определенным   количеством   слогов).   Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в первом классе. С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик,   прежде   всего,   делит   слово   на   слоги.   Устанавливает   взаимодействие звуков   между   собой   в   пределах   слога   и   использует   нужные   буквы   для обозначения согласных и гласных звуков. Пример рассуждения первоклассника: «В слове малина три слога. Первый слог — ма, звук [м] — твердый, пишу буквы эм, а. Второй слог — ли, звук [л,] — мягкий, пишу буквы эль, и. Третий слог — на, звук [н] — твердый, пишу буквы эн, а». Умение учащихся делить слово на слоги,   диктовать   себе   по   слогам,   четко   представляя   в   слоге   место   каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Поэтому работа над слогом должна включать списывание по слогам   (научить   списывать!),   запись   под   диктовку   по   слогам   (послоговое проговаривание).  Как   разделить   слово   на   слоги   и   не   допустить   ошибок?   Можно использовать представленный алгоритм. Алгоритм разделения слова на слоги. 1. Запишите слово. 2. Отметьте в нём все гласные звуки. 3. Проведите условные вертикальные линии после каждого гласного звука. 4. Рассмотрите слово подробнее. Ответьте на вопросы: * оканчивается ли слово согласным звуком? * есть ли в нём звуки «л», «м», «р», «н»? * содержит ли слово звук «й» и следующий за ним глухой согласный? Если хотя бы на один из вопросов вы ответили утвердительно, в данном слове есть как минимум один закрытый слог. 5. Разделите слово на слоги согласно рекомендациям. Помните, что слог может состоять из одного гласного звука. Проверьте   себя:   сосчитайте   количество   слогов   и   количество   гласных звуков. Оно должно совпадать. Умение   делить   слово   на   слоги   необходимо   учащимся   для   того,   чтобы правильно переносить слова. В первом классе школьники овладевают базовым правилом переноса: слово переносится по слогам.  Необходимо помнить очень важный момент: фонетический слог – это не та часть слова, которую можно переносить на другую строчку. При делении слова   для   переноса   нужно   учитывать   совершенно   другие   характеристики: морфологические особенности языковой единицы, количество морфем. Перенос слова — это область орфографии. В большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо­ло­ко, лам­па), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать. 1. Если   слово   состоит   из   корня   и   окончания,   то   перенос осуществляется по слогам. 2. 3. Если в слове есть Ь, Ъ, Й, их нельзя переносить на новую строку. Если   основа   слова   состоит   не   только   из   корня,   то   такие   слова желательно переносить, не разбивая части слова. Если корень начинается с буквы Ы, то правило не действует. 4. В русском языке существуют определённые правила переноса слов.  1 правило. Оставлять на строке или переносить одну букву нельзя: актив­ но, ар­мия. 2 правило. Буквы Ы, Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Эти буквы всегда остаются на строке! Медаль­он, подъ­езд, лай­ка. 3  правило.   Много   вариантов   переноса   у   слова,   состоящего   из   корня   и окончания. Такое слово можно переносить по слогам как угодно: бе­рё­за, бе­ рёза, во­ро­та, во­рота, ма­ли­на, ма­лина.  4 правило. При стечении согласных может быть несколько вариантов  переноса: сест­ра, се­стра, сес­тра. 5 правило. При переносе слов с приставками возможны варианты: разы­ граться, ра­зыграться. 6 правило. Переноси, не нарушая морфемы. При   переносе   слов   нецелесообразно   «отрывать»   первую   букву   корня, последнюю   букву   приставки;   поэтому   возникает   необходимость   учитывать, какой вариант слога нужно использовать при переносе, чтобы он соответствовал делению на морфемы: под­бежал, по­двинулся, над­ломил, на­крошил и т. п. Данное   правило   переноса   становится   доступным   учащимся   после   изучения состава слова. Во II и III классах оно специально не изучается, и учитель, по мере   того   как   встречаются   в   письменных   упражнениях   подобные   слова, выясняет с детьми, какой вариант переноса удобнее и почему. Постепенно учащиеся при переносе слов учитывают не только слог, но и  морфему (приставку, корень). 7 правило. Две одинаковые буквы всегда разбиваются переносом. Тон­на, ван­ная. Некоторые слова русского языка нельзя переносить по слогам с одной строки   на   другую.   Эти   правила   так   же   необходимо  уяснить  уже   с   первого класса. 1.   Нельзя   переносить   слова,   состоящие   из одного   слога.  Они   пишутся целиком на предыдущей или последующей строке: стог, полк, всплеск бак, вал, йод, лак, паж, пыж, таз, туз, тля, фут, гриб, трап, клад, брань, бровь, шмель, спрут, пасть.   2. По правилу переноса слов нельзя оставлять одну букву на предыдущей строке или переносить её на следующую. Эти слова, хотя имеют в своем составе два фонетических слога, но не переносятся с одной строки на другую, например: а­ист, а­порт, а­ул, и­мя, и­ней, у­тёс, у­ха, у­зор, у­гол, о­да, о­жог, о­земь, о­ вёс,  шле­я, я­сень.  3.  Нельзя   переносить   несколько   трехсложных   слов,   которые   тоже   не подлежат   переносу,   т.к.   в   их   составе   сразу   два   гласных   образуют самостоятельные фонетические слоги, например: и­де­я, а­ри­я, а­ло­э, А­зи­я, а­ка­я, и­ка­я, во­ю­я. Эти гласные­одиночки присоединяются ко второму слогу, и в результате слово пишется целиком на строке. 4.   Нельзя   переносить   на   другую   строку   часть   слова,   не   составляющей слога: ст­ройка, просмо­тр, носи­ть. 5. Отрывать букв Ы, Ь, Ъ, Й от предшествующей  буквы: раз­ыграться, обез­ьяна, под­ъезд, подрат­ься, га­йка. 6. Переносить сложные слова с отрывом букв: десятиг­раммовый, униве­ рмаг. 7.   Переносить   сложносокращенные   слова   с   отрывом   букв:   ин­яз,   т.­е., МХА­Т Источники. 1. https://ruslita.ru/ru/trudnye­razdely/fonetika/27­kak­perenosit­slova  2. http://new.gramota.ru/spravka/buro/search­answer?s=%D0%BD %D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8 3. http://pedlib.ru/Books/4/0033/4_0033­235.shtml 4. http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/perenos-slov/kakie-slova- nelzya-perenosit.html 5. http://syllables.ru/rules.html

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе

Проблема переноса слов в начальной школе