Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Оценка 5

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл—11 кл +1
10.02.2017
Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Цели: I.Образовательные: 1. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». 2. Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную характеристику персонажей художественного произведения. 3. Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению действительности. 4. Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения. 5. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном тексте. II. Развивающие: 1. Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.) 2. Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения создавать образы главных героев и явлений по данному описанию. 3. Развивать устную и письменную речь учащихся. III. Воспитательные: 1. Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.) 2. Развивать интерес учащихся к чтению романа.
Проблема поколений отцы и дети.doc
Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети") Урок литературы  Проблема поколений (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)                                                              Цели: I.Образовательные: 1. 2. Продолжить изучение и анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Совершенствовать умение учащихся составлять сравнительную  характеристику персонажей художественного произведения. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 1. 2. Развивать умение школьников определять нравственные и идейные позиции  героев произведения, выяснять их отношение к тому или иному явлению  действительности. Совершенствовать навыки анализа текста эпического произведения. Развивать умение школьников видеть авторскую позицию в художественном  тексте. II. Развивающие: Развивать мышление учащихся (логичность, абстрактность, гибкость и т.д.) Способствовать развитию воссоздающего воображения учащихся, умения  создавать образы главных героев и явлений по данному описанию. Развивать устную и письменную речь учащихся. III. Воспитательные: Способствовать формированию нравственных качеств (искренности в  общении с людьми, уважения к старшим и т.д.) Развивать интерес учащихся к чтению романа.     Эпиграф: Обломки старых поколений, Вы, пережившие свой век: Как ваших жалоб, ваших пений Неправый праведен упрек! Как грустно полусонной тенью, С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью, За новым племенем брести! Ф.И. Тютчев. 1. Вступление. Слово учителя.   Ход урока:          ­ Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена, во всех  странах  и для всех народов. Многие писатели обращались к этой теме в своем  творчестве. Семьи Ромео и Джульетты, Чацкий и Фамусов, Катерина и «темное  царство». «Да, были люди в наше время – могучее, лихое племя, богатыри – не  вы!» ­ восклицал герой Лермонтова.       Поколение – это общность людей, живущих в определенный исторический  отрезок времени. Различные политические, экономические, бытовые условия  накладывают свой отпечаток на жизнь людей. Смена поколений – процесс  всегда непростой. «Дети» принимают от «отцов» весь духовный опыт  человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» ­  необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо – но  переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных  потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. Значит, эта проблема вечна и неизбежна? И новое поколение  вырубит «вишневый сад» прежних хозяев? ­ Приведите, пожалуйста, примеры противоречий поколений из своего  жизненного опыта. (Дискуссия учащихся).   1. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя. ­ Мы продолжаем изучение романа Тургенева «Отцы и дети». На сегодняшней  консультации по литературе мы попытаемся с вами ответить на интересующие вас  вопросы:   В чем же смысл заглавия романа? Как и почему идет спор между представителями разных поколений, между  аристократами и демократами, между либералами и революционерами­ разночинцами? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны определить идейно­нравственные  позиции героев романа Тургенева Базарова и Кирсановых и уметь подбирать из  текста примеры. (Запись на доске. Знать: идейно­нравственные позиции героев романа Тургенева  Базарова и Кирсановых. Уметь: подбирать примеры из текста.)   ­  Итак, в чем смысл заглавия романа? «Отцы и дети»… Что мы слышим в этих  словах? (Противопоставление) ­ Обратимся к словарю лингвистических терминов. Антитеза ­ противопоставление  понятий, мыслей, образов. (Записать в словарик). ­ Значит, в самом названии романа заложено противопоставление? Кого с кем?  (Либеральной аристократии и нигилистов) ­ Обратимся к исторической справке. Нигилизм. Либералы.   (Сообщенияуч­ся).   ­ Кого из действующих лиц романа можно отнести к лагерю «отцов» и к лагерю  «детей»? 1. Актуализация знаний.      ­ Назовите героев, с которыми мы познакомились в начале романа. ­ Каково происхождение и социальная принадлежность героев? ­ Рассмотрим иллюстрации художника К.Рудакова. Что можно сказать на  основании происхождения и портретного несходства героев? Вывод: Базаров и  П.П.Кирсанов – люди столь разные по своему социальному и психологическому  облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти  конфликт.            ­ На дом классу было задано составить сравнительную характеристику  образов Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Ученикам была  предложена следующая таблица:   Базаров П.П. Кирсанов 1. Происхождение, социальная  принадлежность 2.  Портрет 3. Речь 4. Философские, общественно­ политические взгляды, нравственная  позиция 5. Отношение к любви 6. Образ жизни, интересы 7. Отношение друг к другу         ­ Что выделил автор в портрете Базарова? (Ответ записывается в таблицу) ­ Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его  портретное описание?  (Демократизм Б.: длинные волосы, балахон, красные руки  и утонченная изысканная внешность П.П. Пристрастие к иностранному в одежде, руки с длинными розовыми  ногтями.)     IV. Беседа с классом, анализ произведения.       ­ В X главе происходит открытый идеологический конфликт между героями. Что  движет участниками спора?        ­ Выделите основные вопросы спора.        1 линия – об аристократии и её принципах. Какова позиция героев по этому  вопросу?        2 линия – о принципах нигилистов. Что они отвергают?        3 линия спора – о русском народе. Каким представляют себе характер русского  народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.       ­ Кого же крестьяне скорее признают? Докажите текстом. (Начало V и Xглавы).       4 линия спора – взгляды на искусство и природу.       ­ Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?       ­ Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении  к ней?       ­ С какими афоризмами Базарова можно согласиться, с какими нельзя, почему?  Обоснуйте свое мнение. 1) «Природа – не храм, а мастерская, и человек в ней работник» 2) «Рафаэль гроша ломаного не стоит». 3) «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта». 4) «Всякий человек сам себя воспитать должен… А что качается времени – отчего я  от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня». 5) «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время  полезнее отрицание – мы отрицаем». 6) «Исправьте общество, и болезней не будет».   ­ Сопоставьте речь Базарова (простота, близость к народной речи, употребляет  поговорки, афоризмы) и Павла Петровича(употребляет иностранные слова,  искажает русские слова на иностранный манер).          IV. Подведение итогов урока.          ­ Есть ли победители в этом споре? Хотели ли герои найти истину или просто  выясняли отношения? Слово учителя:   ­ Тургенев считал (как и создатели античных трагедий), что подлинно  трагический конфликт возникает тогда, когда обе враждующие стороны в  известной степени правы… Подтверждает ли текст романа это  предположение? (Да, подтверждает. И те и другие герои оказываются  правыми в одних вопросах и имеют ложные  представления о других. Мы не  можем согласиться со взглядами Базарова на искусство и любовь, с его  материалистическим подходом к природе. «Отцы» же в романе  придерживаются иных взглядов. Их позиция нам ближе. Но как можно принять образ жизни, примитивность интересов братьев  Кирсановых? В этом Евгений Базаров выступает как полная  противоположность им.) ­ Как вы считаете, на чьей стороне автор?          ­   Сам И.С. Тургенев относил себя, естественно, к поколению «отцов». Рисуя  своего героя, он хотел показать как положительные, так и отрицательные качества  людей нового времени. Он восхищался их стремлением к прогрессу,  реалистичностью их взглядов на действительность и т.п. Но писатель не пытается  перечеркнуть жизнь и деятельность поколения «отцов». Рисуя лучших  представителей этого лагеря, Тургенев пытается донести до читателя мысль о  важной роли «стариков» в прошлом и настоящем России. Писатель на собственном  примере понимает сложность принятия взглядов, убеждений нового времени. Да,  необходимо изменить жизнь, дать развитие естественным наукам, прекратить  отрицать явные стороны действительности, но, в тоже время, нельзя отрицать весь  накопленный человечеством опыт, искусство, религию, духовную сторону жизни  общества. Он пытается донести до читателя мысль о нахождении некого  компромисса между поколениями.            V. Выставление и комментирование оценок. VI. Домашнее задание.         Объяснить значение слова «нигилизм». Найти  сильные и слабые стороны нигилизма Евгения Базарова.  Прочитать главы 13­19, 25­ 27.

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Проблема поколений (урок литературы по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017