Экологическое право в Российской Федерации долгое время находилось в состоянии запущенности, только спустя десятки лет начали возбуждаться дела и мы начали видеть работу государственных органов по обеспечению правовой безопасности. Регулирование прав в сфере экологии было для людей не нужным .
СТАТЬЯ ШАРКОВА окончат.doc
Шаркова Анна Юрьевна,
студентка 1 курса, группы Ю182,
направления «Юриспруденция»
«Государственный университет
морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова»
email: sharkovaanne@yandex.ru
ПРОБЛЕМА ЗАЩИТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Аннотация. Автор анализирует возникновение проблемы защиты
экологических прав граждан в Российской Федерации со ссылкой на статьи 9, 45
действующей Конституции РФ, Закон "Об охране окружающей природной
среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире".
Аргументирует вывод о необходимости защиты прав граждан в экологической
сфере.
Ключевые слова. Экологическое право, суды общей юрисдикции, гражданские
споры, российское законодательство.
PROBLEM OF PROTECTION OF ECOLOGICAL RIGHTS OF
CITIZEN
Annotation. The author analyzes the problem of protection ecological rights of
citizens in the Russian Federation with reference to articles 9, 45 of the current
Constitution of the Russian Federation, the Law "On environmental protection", the
Water code of the Russian Federation, the Federal law "On wildlife". The author
argues the conclusion about the need to protect the rights of citizens in the
environmental sphere. .
Keywords. Ecological law, courts of General jurisdiction, civil disputes, Russian
legislation.
____________________________________________________________________
Экологические конфликты одна из разновидностей социальных конфликтов. С
одной стороны они имеют черты, которые присущи любому социальному
конфликту. С другой стороны эти конфликты обладают своей спецификой. Своеобразны предмет и причины экологических конфликтов, процессы их
возникновения, протекания и разрешения.
Все чаще граждане сталкиваются с неисполнением действующего
законодательства, суды не принимают либо дают отсрочку на неопределенный
срок в рассмотрении дела. Особенно это касается дел когда гражданин
обращается в компанию либо напрямую к государственному чиновнику такие
дела не рассматриваются в обычном порядке, находят множество недочетов в
предоставленном иске, закрывают дела за отсутствием состава правонарушения
либо преступления, недостаток улик.
Судебная практика 2017 года дает подтверждение сказанному выше, ответ
находим в иске гражданина Р. к мэру СанктПетербурга о признании его
действий, выразившихся в непринятии мер по обеспечению права граждан на
охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной
среды, неправомерными и предоставлении надлежащей экологической
информации.
Длительное время районные и городской суд СанктПетербурга давали отказ
истцу в приеме заявления и рассмотрении дела по существу. Основные доводы
судов сводились к не подведомственности судам данного спора, неконкретности
форм обеспечения экологических прав граждан, расплывчатости права граждан
на охрану здоровья. Но спустя определенное время иск был рассмотрен.
Обоснование жалобы было следующим: право на благоприятную среду обитания
предусматривается ст. 5 Закона «О санитарноэпидемиологическом
благополучии населения» , право на охрану здоровья от воздействия
окружающей природной среды предусматривается ст. 11 Закона РФ «Об охране
окружающей природной среды»; истец, как и другие жители города, пользуется
пляжами для активного отдыха и спорта; в последние годы он лишается этой
возможности изза ухудшения экологической обстановки и многочисленных
загрязнений в Финском заливе; это происходит изза решения исполнительных
органов города «О дополнительных мерах по предотвращению загрязнения
водного бассейна города», которое мэр не отменил.
Это неправомерное решение и бездействия ущемляют права гражданина Р.;
согласно ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина, утвержденной
постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г., каждому
гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод; аналогичные гарантии прописаны в Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу и
прямое действие на территории Российской Федерации.
Верховный Суд РФ согласился с основными доводами истца, предложил Санкт
Петербургскому городскому суду принять дело к производству и рассмотреть
дело по существу. И хотя при рассмотрении дела по существу в иске отказано,
оно характерно тем, что суды приступили к рассмотрению подобных
категорий дел. А это уже большой прогресс на пути к признанию у человека и
гражданина экологических прав..
Суд признал заявление о непринятии мэром экологических мер декларативным,
неубедительным: сам мэр действительно не может заниматься вопросами,
требующими широких и специальных познаний в данной области, однако по его
поручению учеными Академии наук и другими специалистами разработана
экологическая программа СанктПетербурга, находящаяся в тот момент на
утверждении . По этому поводу истцом были предъявлены доказательства, по
которым было понятно ,что общественности о такой программе ничего не
известно, что доказательств дачи поручения о ее разработке и о начале работы
над ней не представлено, более того, экологическая программа города,
утвержденная, но забыта нынешним руководством города и не применяется.
Следующий иск уже не отвергался и быстро был принят Дзержинским районным
судом СанктПетербурга к рассмотрению по существу. Истец потребовал
признать деятельность ответчиков незаконной по строительству и эксплуатации
полигона по захоронению осадков сточных вод, а также ликвидировать сам
полигон, обязать «Водоканал» за свой счет привести окружающий ландшафт в
первоначальное состояние и выплатить компенсацию за нанесенный
экологический ущерб в пользу государственного экологического фонда,
предоставить соответствующую информацию. Таким образом, суды приступают
к рассмотрению подобного рода дел в СанктПетербурге.
На данном примере мы можем наблюдать что деятельность по защите
экологических прав граждан началась. Суды принимают иски и жалобы на ту
или иную экологическую проблему.
Следовательно, в XXI веке необходимость отстаивания своих прав в суде встает
на одно из первых мест. Суды общей юрисдикции начинают принимать все чаще
стороны истцов, ответчики же в обязательном порядке оплачивают
компенсацию. Все судебные разбирательства забирают много сил и времени, а также ресурсов у обеих сторон. Предлагаю создать ведомство по защите
экологических прав человека и гражданина, подотчетно будет Министерству
природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Брать определенные случаи и помогать в разрешении конфликтов, а также
делать слушания качающиеся окружающей среды дел открытыми, чтобы люди,
которые столкнулись с ущемлением своих конституционных и неотчуждаемых
прав, знали что выход есть, их права могут и должны быть защищены если не в
досудебном, то в судебном порядке обязательно.
____________________________
Список литературы
1."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6
ФКЗ, от 30.12.2008 N 7ФКЗ, от 05.02.2014 N 2ФКЗ, от 21.07.2014 N 11ФКЗ)
2."Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74ФЗ (ред. От 27.12.2018)
3. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7ФЗ (последняя
редакция)
4.Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 N 52ФЗ
5.Боголюбов С. А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных
объединений. М., 1996.
Проблема регулирования экологических прав
Проблема регулирования экологических прав
Проблема регулирования экологических прав
Проблема регулирования экологических прав
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.