«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
10 кл
29.04.2018
Районная научная конференция
учащихся НОУ «Сигма» «Творчество юных»
Секция «Психология»
Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек вследствие неудовлетворенности своей жизнью, отсутствием самореализации, незавидным материальным положением.
сигма работа.docx
Районная научная конференция
учащихся НОУ «Сигма» «Творчество юных»
Секция «Психология»
Тема работы:
«Проблема самоопределения и мотивы
выбора профессии»
работу выполнил:
ученик 10 класса
МКОУ СОШ им.А.Т.Канкошева с.п. Дейское
Шарифов Алихан
научный руководитель:
педагогпсихолог
Хагарова Залина Валерьевна
Нальчик 2017 год. 4 Оглавление. Стр.
Введение…………………………………………………………………………………34
Глава 1.
Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии………………………59
I.1
I.2
Проблема самоопределения………………………………………………………….5
Мотивы выбора профессии……………………………………………………….69
Глава 2.
Практическая часть………………………………………………………………..1016
2.1. Самые востребованные профессии………………………………………………...1012
2.2. Правила выбора профессии…………………………………………………….......1315
2.3. Организация экспериментального исследования и ее результаты……………....1622
Заключение……………………………………………………………………………....2324
Список использованной литературы………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………………...2636 ВВЕДЕНИЕ.
Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут.
Абу Шукур.
Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно
связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути.
В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет
невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе
и сам человек вследствие неудовлетворенности своей жизнью, отсутствием
самореализации, незавидным материальным положением.
Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного
пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя,
испытать радость и свободу труда по призванию.
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе, мир
профессий чрезвычайно динамичен, изменчив, и требования, предъявляемые им к человеку,
неуклонно меняются. В связи с этим проблема выбора профессии становиться все более
актуальной для старшеклассника. Мы, подростки вынуждены полагаться на самого себя,
необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в
общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Проблема
профессионального самоопределения разрабатывалась теоретически и решалась на практике
с позиций доминирующей установки на профессиональную среду, а не на личность старшего
школьника и социальный заказ. Поэтому для большинства старших школьников характерны
неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности, а также проблемы,
связанные с определением и оценкой своей профессиональной перспективы. Правильный
выбор профессии залог дальнейшего успеха в карьере. Понятие «правильный выбор»
подразумевает, прежде всего, возможность эффективного использования человеком
личностного потенциала в профессиональной деятельности. В наше время от выбора
профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое,
душевное состояние человека. У осознанно выбравших профессию людей больше шансов
успешно реализоваться в жизни. Чаще всего человек определяется с выбором своей
профессии в 1417 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание
старшеклассников школы.
Цель исследования: исследовать особенности мотива выбора профессии,
профессиональные предпочтения и склонности старшеклассников.
Объект исследования: профессиональные предпочтения обучающихся 911
классов
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
3 Гипотеза исследования: мы можем предположить, что выбор будущей профессии
старшеклассниками зависит от потребности в кадрах тех или иных специальностей.
Задачи исследования:
1. Собрать информацию по изучаемой теме.
2. Изучить рейтинг самых востребованных профессий в стране, республике,
районе.
3. Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9 11 классов
Методы исследования:
Анкета, определяющая мотивы выбора профессии,
Модифицированный тест
Дифференциальнодиагностический опросник Климова,
Холланда, анализ литературы.
База исследования: МКОУ СОШ им.А.Т.Канкошева с.п. Дейское.
Выборка испытуемых: учащиеся 911 классов – 52 человека, из них 27 юношей и 25
девушек.
4 Глава 1.Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии.
1.1.Проблема самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это важная составная часть общего личностного
самоопределения, это определение человеком себя в сфере профессиональной деятельности,
направленность на профессиональное будущее. Это довольно долгий процесс, который длится
на протяжении всей жизни. Но особенно остро проблема самоопределения становится именно
в подростковом возрасте. Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное
обдумывание не только вариантов «старта», но и жизненного пути в целом. Построение
определенного плана профессионального жизненного пути (личного профессионального
плана) – дело сложное, зависящее от ряда объективных и субъективных обстоятельств.
Когда говорят о профессии определенного человека, то имеют в виду ту его трудовую
деятельность, которая позволяет ему участвовать в жизни общества и которая служит ему
основным источником материальных средств и средством личной самореализации. Значит
любая профессия – это вид трудовой деятельности, поэтому профессиональное
самоопределение не сводится только к акту выбора профессии.
Именно труд есть главная реальность и главное условие жизни, именно в труде человек
утверждает себя как личность и индивидуальность.
Мир профессий, по образному выражению Е.А. Климова, это не безлюдная пустыня,
заселенная машинами, станками, технологиями, а область человеческих деяний, это мир
людей, знающих и любящих свое дело, эмоционально переживающих ход его выполнения.
Успех профессионального самоопределения в подростковом возрасте существенным
образом зависит от собственной активности, которая формируется и проявляется в
многообразном интересе к миру, к людям и в осознании себя в нем и среди них.
Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка,
так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои
личностные качества, возможности, желания, способности, мотивы, чувства.
Для профессионального самоопределения очень важно знать о своих склонностях, которые
тесным образом связаны с развитием способностей. О склонности к какомулибо делу говорят
тогда, когда работа нравится человеку, когда человек испытывает влечение к ней.
Деятельность по склонности всегда личностно значима, она занимает важное место во всей
5 жизни человека. Чем сильнее привлекает человека какаялибо деятельность, тем больше он
занимается ею, и это приводит к развитию нужных для нее способностей.
1.2. Мотивы выбора профессии.
Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, то есть системой
определенных мотивов, ценностных ориентаций, обуславливающей его поведение в течение
всей жизни. Мотивационная сфера включает в себя потребности и мотивы. Потребности
являются первичным, определяющим источником активности человека. Мотивы – это
психологические механизмы поведения человека, являющиеся «внутренним двигателем»
поступков личности. Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны,
поскольку вытекают из различных потребностей.Проблема выбора профессии возникает в
старшем школьном возрасте, включающем в себя старший подростковый и ранний
юношеский возраст – от 14 до 17 лет (8 – 11 классы). Выбирать профессию дело сложное
и важное, от которого во многом зависит будущая судьба.
Почему люди выбирают ту или иную профессию, институт или колледж? Каковы
возможные причины, заставляющие их работать по той или иной специальности? Чего
люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
Выбирая профессию надо четко представлять, что ты хочешь от нее. Надо
ответить себе на вопросы, каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было
интересно работать? Какая заработная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу
вести, сколько времени и сил могу отдать освоению этой профессии и еще многое,
многое другое. Все это и есть мотивы выбора.
Любой выбор профессии человеком должен быть осознанным и мотивированным. Но эти
мотивы выбора профессии человеком очень изменчивы. Они определяются и культурой
общества, и теми социальными и экономическими изменениями, которые происходят в
нем.
В годы СССР считалось весьма престижным иметь высшее техническое образование и
многие молодые люди, окончив школу, поступали в технические институты. Закончив
их, они распределялись работать по разным конструкторским бюро, научно
исследовательским институтам, научнопроизводственным объединениям на должности
инженеров. Но изменения экономических условий в 90е годы в нашей стране привело к
снижению спроса на инженеров, следовательно, масса людей вынуждена была
6 переквалифицироваться на другие профессии и искать новую работу. Если раньше
наиболее модными были профессии инженера, биолога, физика, химика, геолога, актера,
филолога, учителя, врача и при этом самыми престижными были рабочие места в сфере
науки и техники, производства и искусства, то сейчас интересы большого количества
людей перемещаются в бизнес, управление, коммерцию, финансы и информационные
технологии. И в настоящее время наиболее престижными считаются эти профессии. Но
что будет с этими профессиями через какойнибудь десяток лет, не знает и не может
сказать никто. Хотя коекакие прогнозы делаются. Каждый человек, выбирая себе
будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения,
легкостью поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой заработной
платой, ориентируются на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей и
т.д. Исследования психологов показали, что около 40% молодежи выбирают профессию
или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами, а не иными
мотивами.
Выявлены несколько групп мотивов выбора профессии:
1. социальные (желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять
достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности,
связанной с прекрасным);
4. познавательные (связанные со стремлением к овладению специальными знаниями,
проникновением в сущность профессиональной деятельности);
5. творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);
6. материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);
7. престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе,
избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии,
которая «ценится среди друзей и знакомых»);
8. утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую» работу, близко к дому,
легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).
7 Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная
профессия. Вопервых, чтобы профессия была интересной. Вовторых, чтобы можно
было найти работу по специальности. И, втретьих, чтобы профессия соответствовала
вашим возможностям. Итак, три главных составляющих условия выбора профессии:
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
«Хочу» это личные цели и ценности (профессиональные интересы и склонности);
«Могу» познание себя, своих возможностей, способностей, состояния здоровья;
«Надо» знание профессиональной сферы, путей и средств достижения цели,
потребностей рынка труда.
Вопервых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е.
условно это можно назвать «я хочу»;
Вовторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию и
способности, которые определяют профессиональную пригодность, то, что условно
можно назвать «я могу»;
Втретьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них
перспективные, по каким профессиям наиболее востребованы специалисты, т.е. что
сегодня «надо» обществу.
Ответственность за правильный выбор профессии лежит на самом человеке. Если вы
выбираете профессию, которая требуется на рынке труда, то вам легче будет найти себе
работу. А если выбранная профессия не пользуется спросом, то и устроиться на работу
может быть сложно. Только в том случае, если человек сумеет совместить свои «хочу»,
«могу» и «надо», его профессиональный выбор будет удачным, и отдача от такого
человека в процессе профессиональной деятельности будет 100%.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека
избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в
свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак,
мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи
с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом:
потребности – интересы ценности – мотивы – цели – выбор.
Высказывания великих людей о выборе профессии.
8 ■ Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим.
(Илья Ильф и Евгений Петров.)
■ Без труда не может быть чистой и радостной жизни.
(А.П. Чехов.)
■ Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник.
(Гердер И.)
■ Каждый, достойный называться человеком, должен иметь охоту и способность к
труду.
(Смайлс С.)
■ Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли.
(Шекспир У.)
■ Труд притупляет горе.
(Цицерон)
■ Трудитесь, пока позволяют силы и годы.
(Овидий)
■ Тела юношей закаляются трудом.
(Цицерон)
■ Слава в руках труда.
(Леонардо да Винчи)
■ Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека.
(Вольтер)
■ Деятельность — единственный путь к знанию.
(Шоу Б.)
■ Назначение человека — в разумной деятельности.
(Аристотель)
■ Кто желает съесть орех, должен разбить скорлупу.
(Плавт)
■ Лучшее лекарство от безделья — постоянный и честный труд.
(Сервантес)
■ Трудовой процесс, если он свободен, кончается творчеством.
(Пришвин М. М.)
■ Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других.
(Словарь парадоксальных определений.)
■ Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут.
(Абу Шукур.)
9 Глава 2. Практическая часть.
2.1. Самые востребованные профессии.
Используя интернет ресурсы я составил рейтинг самых востребованных профессий в
России, вакансии в КабардиноБалкарии и Терском районе.
Самые востребованные профессии в России
Среди общего списка наиболее нужных профессий 20152020 гг. называют:
1. ITспециалистов (программисты, специалисты по администрированию баз данных)
Поскольку окружающую нас действительность все больше наполняют компьютеры и
информационные технологии, спрос на специалистов с соответствующим образованием
будет только расти.
2. Инженеры.
Большинство крупных промышленных предприятий давно испытывают нехватку
инженерных кадров, и, не смотря на то, что в кризис негативно сказывается на росте
производства и темпов строительства, в ближайшем будущем потребность в
квалифицированных инженерах будет расти.
3.Маркетологи.
В ситуации экономической нестабильности,
падения
потребительского спроса многие компании будут заинтересованы в грамотном
перенасыщения рынка,
маркетологе, способном продвинут товар или услугу и довести его до конечного
потребителя.
4. Представители
врачи).
Если предмет труда напрямую связан с основными потребностями человека, то его
социальных
профессий
(педагоги,
актуальность всегда будет высокой. Старение общества и экологическая обстановка
увеличивает спрос на медицинских работников, а потребность в новых знаниях обеспечит
работой специалистов в сфере образования.
10 5. Переводчики.
Список востребованных женских профессий в 2020 году
В целом современная сфера труда предлагает широкие возможности по реализации
индивидуальных способностей независимо от возраста и пола. Однако при желании можно
назвать и топ5 наиболее востребованных женских профессий 2020, среди них:
1.
Медики;
2.
3.
4.
5.
Специалисты по кадрам;
Психологи;
Специалисты в сфере торговли и услуг;
Педагоги.
Все перечисленные профессии требуют высокой стрессоустойчивости, коммуникативных
навыков и эмпатии, что делает их более подходящими для женской части работающего
населения.
Список востребованных рабочих профессий в 2020 году.
Знание актуальных тенденций в социальной и экономической сферах позволяет не только
перечислить топ самых востребованных профессий, но и проследить общий сдвиг спроса
предложения на рынке труда России.
Политика Правительства в сфере повышения престижа рабочих профессии уже сейчас
привела к увеличению количества абитуриентов, желающих учиться в среднеспециальных
учебных заведениях. Среди наиболее востребованных до 2020 г. рабочих профессий
называют:
1.
Профессии, связанные со строительством (каменщик, слесарь, сварщик,
токарь и т.д.) Уже сейчас значительная доля всех вакансий на рынке труда
связана с профессиями основных производственных специальностей, а
11 неизбежное увеличение темпов строительства способно многократно увеличить
спрос на таких специалистов;
2.
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования. С
появлением новой техники появляется и потребность в ее ремонте и
обслуживании, а развитие информационных технологий приводит к
необходимости прокладки кабелей и установке соответствующего
оборудования;
3.
Монтажники (например, специалисты по установке пластиковых окон);
4.
Технологи, особенно в сфере химической и пищевой промышленности;
5.
Операторы для работы
с
различным промышленным
оборудованием (например, бурильщики или машинисты)
Несмотря на широкие возможности, предоставленные современным рынком труда, главным
для успешного трудоустройства остается именно желание работать.
Вакансии в КБР:
1. торговый представитель
2. директор магазина
3. охранник
4. официант
5. менеджер по работе с клиентами
6. технолог по хранению продуктов
7. торговый агент
8. менеджер по продажам
9. продавец консультант
12 10. химиктехнолог
Вакансии в городе Терек:
1. оператор коллцентра
2. тайный покупатель
3. оператор раннего взыскания
4. администраторменеджер в онлайнмагазине
5. слесарьсантехник
6. мерчендайзер (магниткосметик)
7. работа в компании Орифлейм
8. удаленная работа консультант
9. оператор ПК в интернете
10. менеджер по работе с клиентами.
2.2.Правила выбора профессии.
Чтобы не тратить годы жизни впустую на получение ненужной профессии и нелюбимую
работу, к вопросу выбора специальности нужно подойти с особой тщательностью и
ответственностью.
Работать легко и приятно только тогда, когда процесс и результаты труд приносят
удовлетворение. Занимаясь любимым делом, человек трудится не формально и
механически, а с душой и усердием.
На самом деле, можно освоить и заниматься любым видом деятельности, разница лишь в
том, что занятие, к которому «лежит душа» способно сделать человека счастливым, а
нелюбимое – несчастным. Поэтому, прежде всего, нужно разобраться в себе и в своих
жизненных ориентирах.
13
Вопросы, помогающие разобраться в себе:
Каковы мои желания, цели, мечты?
Что у меня получается лучше всего?
К чему меня «тянет», что привлекает?
Каковы мои способности и таланты?
Чем мне нравится заниматься?
Чем я в действительности хочу заниматься?
Какая профессия мне нравится?
Если бы у меня была возможность не работать, чем бы я занимался, кроме того, что
просто отдыхал?
Ответы нужно записать и проанализировать. Они должны быть искренними и не
обусловленными мнениями или требования со стороны. Отвечая на них, нужно отбросить
все условности и ограничения.
Нередко случается так, что человек, имея любимое занятие в котором он успешен и
талантлив, сознательно исключает его при выборе профессии, руководствуясь его
«несерьезностью». Например, возможен такой ход мыслей: «Да, я отлично рисую, но
художником не буду, так как они мало зарабатывают».
Несомненно, выбирая профессию, нужно учитывать такие моменты как:
Будет ли востребована эта профессия,
наличие учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов,
возможность трудоустройства.
Все это нужно осознавать, но не ставить во главу угла. Если нет подходящего ВУЗа, можно
переехать в другой город, где он есть; если сегодня профессия не востребована, не значит,
14 что завтра она не станет более популярной; если рабочих мест мало, нужно заботиться о
трудоустройстве уже во время обучения, чтоб к моменту его окончания иметь работу.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
1. Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых,
загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего
выбирать.
2. Составь себе общую (обзорную) ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в
нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам
людей.
3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на
рынке труда, какие будут нужны через 35 лет.
4. Выдели возможности и ограничения, обусловленные особенностями твоей семьи, а также
возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.
5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну
6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия
человеку, в идеале они должны совпадать.
8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе
противопоказана по состоянию здоровья.
9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз,
курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.
10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения
непреодолимых трудностей.
11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.
12. Обратись за консультацией к специалиступрофконсультанту, если на какомлибо этапе
выбора профессии у тебя возникли затруднения.
В последнее время приобрел популярность метод американского бизнесконсультанта Дж.
Коллинза под названием «Концепция ежа» или «Три пересекающихся круга».
Автор предлагает ответить на три вопроса:
1.
Что Вас действительно волнует, нравится, привлекает?
15 2.
3.
В каком виде деятельности Вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше
всего?
На чем основывается Ваша экономическая модель, с помощью чего Вы сможете
зарабатывать деньги?
Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься»,
«То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься».
Если получится оказаться на пересечении этих трех сфер и выразить словом, то, что
находится в центре, будет найдена идеальная профессия, в которой получится добиться
успеха, та, которая будет одновременно и интересна, и соответствовать способностям, и
приносить доход.
2.3. Организация экспериментального исследования и ее результаты.
В целях исследования проблемы профориентации старшеклассников были
проведены следующие методики: тестопросник «Мотивы выбора профессий»
16 (С.С.Груншпун), Дифференциальнодиагностический опросник Климова,
Модифицированный тест Холланда. Испытуемые: учащиеся 911 классов в
количестве 52 человека, из них 27 юношей и 25 девушек.
Тестопросник «Мотивы выбора профессий» (С.С.Груншпун).
В инструкции к заполнению предлагается из перечисленных мотивов необходимо выбрать
те, которые больше других отвечают их личной точке зрения; на листе ответов напротив
цифры вопроса поставьте «+», если данный мотив значим, и "", если не имеет значения.
Для интерпретации анкеты мотивов выбора профессии необходимо:
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А, Б, В) отдельно. Наибольшее
количество плюсов означает:
• в столбце А преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено
стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень
притязаний;
• в столбце Б больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
• в столбце В стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям,
приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.
В результате проведенных исследований в старших классах в МКОУ СОШ
им.А.Т.Канкошева с.п. Дейское по изучению мотивов выбора будущей профессии были
выявлены следующие данные.
Таблица №1.
Мотивы выбора будущей профессии.
17 Мотивы выбора
Престижность профессии
Материальное благополучие
Стремление к творческой работе
Юноши
Девушки
10
15
2
8
12
5
16
14
12
10
8
6
4
2
0
П
М
С
Юноши
Девушки
Рис.1
Интерпретация.
Таким образом, главной ценностью у школьников является материальная
обеспеченность. При этом важнейшие социальнозначимые сферы, такие как активная
деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят в число
ведущих.
Преобладание такого мотива, как материальное благополучие у юношей и девушек
связано с тем, что заработная плата в наше время определяет социальную устроенность и
благополучие, в частности семейное благополучие.
Нужно также отметить незначительную разницу выбора мотива стремления к
творческой работе между юношами и девушками, так как девушки больше внимания
18 уделяют своим способностям, и связывают свою будущую деятельность с интересной
специальностью.
Из этого следует, что мотивы выбора будущей профессии связано, прежде всего, с
социальным фактором, а именно существующей системой рыночных отношений.
Методика «Дифференциальнодиагностический опросник».
В целях изучения наиболее предпочитаемых профессий, на базе МКОУ СОШ
им.А.Т.Канкошева с.п.Дейское с учащимися 911 классов была проведена методика
«Дифференциальнодиагностический опросник». Данная методика направлена на
определение предпочтительных сфер труда по группам профессий: «Человекприрода»,
«Человектехника», «Человекчеловек», «Человекзнак», «Человек художественный
образ».
В инструкции учащимся нужно было выбрать один из двух предложенных видов
деятельности, отметив в бланке ответов соответствующие ему обозначения – «а» или «б».
Для интерпретации неоходимо подсчитать результаты по листу ответов количество
предпочитаемых профессии, относящиеся к той или иной группе профессии.
14
12
10
8
6
4
2
0
ЧТ
ЧЗ
ЧП
ЧЧ
ЧХ
Юноши
Девушки
Рис.2
Интерпретация.
19 В результате обработки данных было выявлено, что среди юношей самой предпочитаемой
группой профессии является «Человектехника», что составило 14 чел. 52%. Работники
имеют дело с неживыми техническими объектами труда.
На втором группа профессии “Человекзнак”, что составляет 6 чел. 23%.
Представители профессий этой сферы занимаются естественными и искусственными
языками, условными знаками, символами, цифрами, формулами (программист, математик,
чертежниккартограф, редактор издательства, языковед).
Менее предпочтимыми является сфера «Человекприрода» 3 чел.,11% «Человек
человек» 3 чел. 11% и «Человек художественный образ» 1 чел.3%
Представителями типа профессий «Человекприрода» имеют дело с растительными
и животными организмами и условиями их существования (агроном, зоотехник, ветеринар,
микробиолог).
В группе профессии «Человекчеловек» предметом интереса является социальные
системы, группы населения, люди разного возраста, которые работают в сфере
обслуживания, предобразования (продавец, парикмахер, врач, учитель).
У представителей типа «Человек художественный образ» основными объектами
деятельности является факт художественного отображения действительности (художник
декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист
балета, актер драматического театра).
В свою очередь у девушек можно пронаблюдать другие результаты.
У них самой предпочтительной группой профессии является «Человекзнак» 12
чел., 48%, а на втором «Человекчеловек»10 чел. 40%. Человекхудожественный образ – 2
чел. 8%. Человекприрода – 1 чел. 4%. Человектехника 0
Таким образом, можно сделать вывод, что предпочтения у девушек и юношей
различаются. Но такая группа профессии как «Человекзнак» является одной из
привлекательных профессий, как для юношей, так и для девушек.
Это связано с тем, что данная группа профессии, куда входят такие специальности
как: программист, математик, чертежниккартограф, редактор издательства, языковед,
является постоянными и востребованы всегда.
20 Методика «Модифицированный тест Холланда».
Также на базе нашей школы была проведена методика «Модифицированный тест
Холланда».
Данная методика позволяет соотнести предпочтения учащегося с тем или иным
видом профессиональной среды. Таких видов шесть: реалистический или практический;
интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый;
артистический.
Учащимся предлагается 42 пары профессий, причём из каждой пары учащийся
обязан выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
Методика является одновременно диагностической и активизирующей:
прилагающийся к ней словарь профессий расширяет представления учащихся о
профессиональном мире, даёт им возможность почувствовать, как в рамках одной и той же
профессии возможно существование разных типов профессиональной среды (например,
профессия «юрист» объединяет адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта,
инспектора уголовного розыска, судью).
Были выявлены следующие результаты:
Типы личности
Конвенциальный
Реалистический
Социальный
Интеллектуальный
Предприимчивый
Артистический
Юноши
Девушки
5
10
3
2
7
0
8
0
5
4
6
2
21 10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
Рис. 3
К
Р
С
И
П
А
Юноши
Девушки
Интерпретация.
В результате обработки данных было выявлено, что в соотнесении предпочтений
учащихся с различными средами профессии, конвенциональный тип является
доминирующим как у юношей, так и у девушек.
Для этой про профессии характерно проявление склонности к миру обозначений,
часто переводя предметные свойства окружающего мира в знаковую систему. Отдается
предпочтение чётко определённой деятельности, выбирают из окружающей среды цели и
задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают
профессии, связанные с канцелярскими и расчётными работами, созданием и оформлением
документов, установлением количественных соотношений между числами, системами
условных знаков; бухгалтер, агент, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные,
на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул, тек
стов.
Артистический тип профессии, у юношей не получил не одной выборки, а у
девушек реалистический тип не получил не одной выборки.
На основе результатов двух методик можно сделать вывод, что в наиболее
предпочитаемых профессиях, юноши и девушки проявили схожие интересы. То есть такой
22 тип профессии как конвенциональный, а также группа профессии как «Человек знак»
получили большее количество выборки у двух полов.
Следовательно, их выбор обусловлен тем, что эти профессии тесно связаны с
жизнью, всегда востребованы, так как они составляют обязательный элемент в любой
деятельности.
Преобладание такого мотива, как материальное благополучие у юношей и девушек
связано с тем, что заработная плата в наше время определяет социальную устроенность и
благополучие, в частности семейное благополучие.
В результате проведенных всех методик, можно сделать вывод, что выборы
учащихся связано с теми ценностями, которые пропагандируются в современном обществе.
23 Заключение.
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают различные сферы
человеческой деятельности, постоянно изменяются вместе с развитием общества, науки и
техники. Поэтому выбор профессии – сложный выбор. В ходе подготовки
исследовательской работы была проведена опытно экспериментальная работа.
В этих целях были проведены две диагностические методики: «Дифференциально
диагностический опросник» и «Профессиональный тип личности» и тестопросник
«Мотивы выбора профессий» (С.С.Груншпун).
В первой методике результаты показали, что наибольшее предпочтение юноши отдали
такой сфере профессии, как «человек человек», а девушки «человекзнак», а по
результатам второй методики юноши выбрали «реалистический тип профессии», а
девушки выбрали «конвенциальный тип профессии». Данные типы профессии близки по
содержанию.
Также была проведена анкета определяющая мотивы выбора будущей профессии, по
результатам анкеты было выявлено, что главной ценностью у школьников является
материальная обеспеченность. При этом важнейшие социальнозначимые сферы, такие как
активная деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят
в число ведущих.
Преобладание такого мотива, как материальное благополучие у юношей и девушек связано
с тем, что заработная плата в наше время определяет социальную устроенность и
благополучие, в частности семейное благополучие.
В результате проведенных всех методик, можно сделать вывод, что выборы учащихся
связано с теми ценностями, которые пропагандируются в современном обществе.
Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, что выбор будущей профессии
старшеклассниками зависит от потребности в кадрах тех или иных специальностей,
подтвердилась частично.
В ходе исследовательской работы я пришел к выводу, что выбор будущей профессии дело
серьезное и достаточно трудное.
Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Хочу» желания, интересы, склонности личности,
24 «Могу» человеческие возможности (физиологические и психологические,
образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
«Надо» потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
Очень важно не забывать простые истины:
1. Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы;
2. Истинное сокровище для людей – найти себя в труде.
3. Счастливая, преуспевающая личность сегодня – это… профессионал.
4. Умей выслушать мнение знающих людей (родителей, учителей и представителей
различных профессий), а решение о выборе своей профессии прими сам.
Данная исследовательская работа была представлена учащимся 911 классов, вызвала
интерес и нашла положительные отзывы. Я планирую представить результаты моих
исследований на родительском собрании для привлечения внимания родительской
общественности к проблеме профессионального выбора их детей.
25 Список использованной литературы.
1.
Балакирева Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора:
Спб. 2005.
2.
3.
Климов Е. А. Как выбирать профессию: М.: Просвещение, 1384. 160 с.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Отв.
ред. А. Ф. Кудряшов; Петразаводск: Петраком. 1992. 318 с.:
4.
Профессиональная диагностика и методика ее проведения. М.:
Просвещение, 1989.
5.
Соломин И. Л. Современные методы психологической экспрессдиагностики
и профессиональной консультирования. – СПб.: 2006. – 279 с.
6.
7.
Хасанов А. Б. Выбираю профессию: Книги для учащихся. Минск: 1986.79 с.
Шульгина Р. А. Профессия должна быть востребованной. Школа и
производство. 2003.№2. –с. 6869.
8.
Ягодкина О. Чтобы не ошибиться при выборе профессии (тесты). Директор
школы. 2005. №9. – с.8892.
9.
Интернетресурсы.
26 Приложения.
Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»
«Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую
работу. Однако если бы вам пришлось выбрать только из двух возможностей, что бы вы
предпочли?»
1 a. Ухаживать за животными
2 а. Помогать больным людям, лечить их
3 а. Следить за качеством книжных иллюстраций,
плакатов, художественных открыток,
грампластинок
4 а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань,
металл, пластмассу и т. п.)
5 а. Обсуждать научнопопулярные книги, статьи
6 а. Выращивать молодняк (животных какойлибо
породы)
7 а. Копировать рисунки, изображения (или
настраивать музыкальные инструменты)
8 а. Сообщать, разъяснять людям, нужные им
сведения
9 а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду,
технику), жилище
10 а. Лечить животных
11 а. Выводить новые сорта растений
27
1 б. Обслуживать машины, приборы (следить,
регулировать)
2 б. Составлять таблицы, схемы, программы
вычислительных машин
3 б. Следить за состоянием, развитием растений
4 б. Доводить товары до потребителя
(рекламировать, продавать)
5 б. Обсуждать художественные книги (или пьесы,
концерты)
6 б. Тренировать товарищей (или младших) в
выполнении какихлибо действий (трудовых,
спортивных)
7 б. Управлять какимлибо грузовым (подъемным
или транспортных) средством —
подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8 б. Художественно оформлять выставки, витрины
(или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9 б. Искать и исправлять ошибки в текстах,
таблицах, рисунках
10 б. Выполнять вычисления, расчеты
11 б. Конструировать, проектировать новые виды
промышленных изделий (машины или одежду, 12 а. Разбирать споры, ссоры между людьми,
убеждать, разъяснять, уточнять, разъяснять,
поощрять, наказывать
13 а. Наблюдать, изучать работу кружков
художественной самодеятельности
14 а. Обслуживать, налаживать медицинские
приборы, аппараты
15 а. Составлять точные описания — отчеты о
наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых
объектах и др.
16 а. Делать лабораторные анализы в больнице
17 а. Красить или расписывать стены помещений,
поверхность изделий.
18 а. Организовывать культпоходы сверстников
или младших (в театры, музеи),
экскурсии, туристские походы и т. п.
19 а. Изготовлять по чертежам детали (машины,
одежду), строить здания
20 а. Вести борьбу с болезнями растений, с
вредителями леса, сада
дома, продукты питания и т. п.)
12 б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах
(проверять, приводить в порядок)
13 б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
14 б. Оказывать людям медицинскую помощь при
ранениях, ушибах, ожогах и т. п.
15 б. Художественно описывать, изображать
события (наблюдаемые или представляемые)
16 б. Принимать, осматривать больных, беседовать
с ними, назначать лечение
17 б. Осуществлять монтаж здания или сборку
машин, приборов.
18 б. Играть на сцене, принимать участие в
концертах
19 б. Заниматься черчением, копировать чертежи,
карты
20 б. Работать на клавишных машинах (пишущей
машинке, телетайпе, наборной машине и др.)
Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед
цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «». Если ты
сомневаешься, зачеркни цифру.
Ч П
Ч Т
Ключи
Ч Ч
Ч ЗС
Ч ХО
1а
3б
6а
10а
1б
4а
7б
9а
2а
4б
6б
8а
28
2б
5а
9б
10б
3а
5б
7а
8б 11а
13б
16а
20а
11б
14а
17б
19а
12а
14б
16б
18а
12б
15а
19б
20б
15б
17а
18б
13а
Примечание.
(ЧП) – человек природа; (ЧТ) – человек техника; (Ч – Ч) – человек человек; (Ч –
ЗТ) – человек знаковая система, знаковый образ; (Ч – ХО) – человек художественный
образ.
Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее
подходящий для тебя тип профессии. Малые суммы указывают на типы профессий,
которых тебе следует избегать при выборе.
В соответствии с данной классификацией мир современных профессий можно разделить на
5 основных типов:
1. «Человекприрода». Представителей этих профессий объединяет одно очень важное
качество — любовь к природе. Но любовь не созерцательная. Которой обладают
практически все люди, считая природу наиболее благоприятной средой для отдыха, а
деятельная связанная с познанием ее законов и применением их. Одно дело — любить
животных и растения, играть с ними, радоваться им. И совсем другое — регулярно, день за
днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и
планами. Специалист должен не просто все знать о живых организмах, но и прогнозировать
возможные изменения в них и принимать меры. От человека требуется инициатива и
самостоятельность в решении конкретных задач, заботливость, терпение и дальновидность.
Человек, работающий в сфере «человекприрода», должен быть спокойным и
уравновешенным;
2. «Человектехника». Особенность технических объектов в том, что они, как правило,
могут быть точно измерены по многим признакам. При их обработке, преобразовании,
перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий.
Техника как предмет руда представляет широкие возможности для новаторства, выдумки,
творчества, поэтому важное значение приобретает такое качество, как практическое
мышление. Техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять
технические объекты и их части — важные условия для успеха в данной области.
29 3. «Человекчеловек». Даже выбирая профессию, не связанную непосредственно с
общением, вы поступите правильно, если обратите внимание на общительность и
контактность. Подумайте, куда вы обращены к людям или к себе? С кем бы вы хотели
общаться — с собой или с другими? Главное содержание труда в профессиях типа
«человекчеловек» сводится к взаимодействию между людьми. Если не наладится это
взаимодействие, значит, не наладится и работа. Качества, необходимые для работы с
людьми: устойчивое, хорошее настроение в процессе работы с людьми, потребность в
общении, способность мысленно ставить себя на место другого человека, быстро понимать
намерения, помыслы, настроение людей, умение разбираться в человеческих
взаимоотношениях, хорошая память (умение держать в уме имена и особенности многих
людей), умение находить общий язык с различными людьми, терпение и т.д
4. «Человекзнаковая система». Мы встречаемся со знаками значительно чаще, чем
обычно представляем себе. Это цифры. Коды, условные знаки, естественные или
искусственные языки, чертежи, таблицы формулы. В любом случае человек воспринимает
знак как символ реального объекта или явления. Поэтому специалисту, который работает
со знаками, важно уметь с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических,
химически, механических свойств предметов, а с другой — представлять и воспринимать
характеристики реальных явлений или объектов, стоящих за знаками. Чтобы успешно
работать в какойнибудь профессии данного типа, необходимо уметь мысленно
погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений и сосредотачиваться на сведениях,
которые они несут в себе. Особые требования профессии этого типа предъявляют к
вниманию.
5. «Человек художественный образ (искусство)». Важнейшие требования, которые
предъявляют профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно
художественной, актерскосценической деятельностью человека — наличие способности к
искусствам, творческое воображение, образное мышление, талант, трудолюбие.
Модифицированный тест Холланда.
Данная методика позволяет соотнести предпочтения учащегося с тем или иным
видом профессиональной среды. Таких видов шесть: реалистический или практический;
интеллектуальный; социальный; конвенциальный или стандартный; предприимчивый;
артистический.
Учащимся предлагается 42 пары профессий, причём из каждой пары учащийся
обязан выбрать одну: наиболее желательную или наименее «противную».
Методика является одновременно диагностической и активизирующей:
прилагающийся к ней словарь профессий расширяет представления учащихся о
профессиональном мире, даёт им возможность почувствовать, как в рамках одной и той же
профессии возможно существование разных типов профессиональной среды (например,
профессия «юрист» объединяет адвоката, следователя, нотариуса, юрисконсульта,
инспектора уголовного розыска, судью).
30 Одним из достоинств методики является чрезвычайная простота обработки, что
позволяет немедленно продолжить разговор с учащимся о его профессиональных целях и
предпочтениях уже с позиции получившихся результатов.
Инструкция к заполнению бланка ответов.
Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу
и » предложенных ниже пар профессий надо выбрать ту, которая вам больше подходит
(исходя из ваших способностей и возможностей). Рядом с названием профессии в скобках
стоит код. В бланке ответов против кода выбранной профессии поставьте знак «+».
1. Инженер (1)
2. Кондитер (1)
3. Повар (1)
4. Фотограф (1)
5. Механик (1)
6. Философ (2)
7. Эколог (2)
8. Программист (2)
9. Кинолог(2)
10. Страховой агент (3)
11. Тренер (3)
12. Следователь (3)
13. Нотариус (4)
22. Библиограф (2)
23. Фармацевт (2)
24. Генетик (2)
25. Продавец(3)
26. Социальный работник (3)
27. Преподаватель вуза (3)
28. Экономист (4)
29. Корректор (4)
30. Инспектор таможни (5)
31. Телефонист (1)
32. Агроном (1)
33. Лесник (1 )
34. Мастер по ремонту одежды (1)
14. Оператор ЭВМ (4)
15. Фотокорреспондент (5)
16. Озеленитель (1)
17. Водитель автотранспорта (1)
35. Историк (2)
36. Антрополог (2)
37. Вирусолог (2)
38. Официант (3)
18. Метеоролог (1)
39. Главный бухгалтер (4)
19. Радиомонтажник (1)
40. Парикмахермодельер (6)
20. Геолог (2)
21. Журналист (5)
41. Пчеловод (1)
42. Судья (3)
31 Социолог(2)
Священнослужитель (3)
Статистик (4)
Режиссёр (6)
Аудитор (4)
Юрисконсульт (3)
Архитектор (6)
Администратор торгового зала(5)
Оператор почтовой связи (4)
Дизайнер (6)
Врач (3)
Бухгалтер (4)
Адвокат (5)
Переводчик художественной литературы
(6)
Архивист (4)
Телерепортёр (5)
Искусствовед (6)
Брокер(5)
Манекенщица(6)
Реставратор (6)
Биологисследователь (2)
Бортпроводник(3)
Картограф (4)
Художник росписи по дереву (6)
Переводчикгид (3)
Предприниматель (7)
Музыкантисполнитель (6)
Менеджер (5)
Дирижёр (6)
Модельер (6)
Орнитолог(2)
Топограф (4)
Директор (5)
Хореограф (6)
Инспектор ГАИ (4)
Экскурсовод (3)
Актёр (6)
Товаровед (5)
Инспектор уголовного розыска (5)
Психолог (3)
Коммерсант (5)
Стенографист (4)
32 Бланк ответов и обработка результатов
Код
профессии
Выбор
(фиксировать
плюсом «+»)
Сумма
плюсов
1
2
3
4
5
6
Интерес представляют коды профессий, набравшие наибольшее количество плюсов.
Предпочтительный «профессиональный тип» или «тип профессиональной среды» является
совокупностью двухтрёх типов, набравших наибольшее количество плюсов.
Профессиональные типы:
1. Реалистический или практический
Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их
использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической
силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат
деятельности.
В интеллектуальной сфере в большой степени преобладают математические
способности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей
развиты слабее.
Чаще всего люди этого типа выбирают профессию механика, электрика, инженера,
агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают
решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой.
Общение не является ведущим в структуре деятельности, а связано, скорее, с приёмом и
переработкой информации.
2. Интеллектуальный
Профессионалы данного типа отличаются рационализмом, независимостью,
оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы.
Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей
формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных
задач. Люди этого типа предпочитают профессии научноисследовательского направления:
ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы
творческие способности и нестандартное мышление. Межличностные отношения в струк
туре деятельности играют незначительную роль.
3. Социальный
Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на
социальные нормы. Они способны к сопереживанию, умению войти и понять эмоциональное
состояние другого человека.
Обладают хорошими вербальными способностями, готовы входить в контакт с
людьми (нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности
развиты слабее.
В основном люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием
которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи,
предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности:
обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с
людьми, способностей к убеждению.
4. Конвенциальный или стандартный
Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от
задуманного, обладают хорошей энергией, ориентированы на социальные нормы.
Проявляют склонность к миру обозначений, часто переводя предметные свойства ок
ружающего мира в знаковую систему. Отдают предпочтение чётко определённой
деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними
обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и
расчётными работами, созданием и оформлением документов, установлением
количественных соотношений между числами, системами условных знаков; бухгалтер,
агент, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные, на обработку информации,
представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что
вполне устраивает данный профессиональный тип. Коммуникативные и организаторские
способности развиты слабо, но обладают достаточно высокими исполнительскими
качествами.
5. Предприимчивый
Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в
сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной
активности, лидерству, имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают
достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной
концентрации внимания. Предпочтительной является деятельность, позволяющая
проявлять энергию, организаторские способности. Сюда относятся профессии товароведа,
директора, журналиста, телерепортёра и другие, связанные с руководством, управлением и
общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей. Тип
всегда неудовлетворённого человека.
6. Артистический
Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко
ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают собственным (часто — слож
ным) взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувст
вительностью.
Отношения с окружающими строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображе
ние, интуицию. Обладают хорошей реакцией, координацией, развитым восприятием. В до
статочной степени развиты коммуникативные способности.
Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актёрско
сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.
Тестопросник «Мотивы выбора профессий» (С.С.Груншпун).
С помощью данного опросника выявляются ведущие мотивы профессиональной
направленности.
Инструкция:
из предлагаемого перечня мотивов выбора профессии Вам
необходимо выбрать те, которые отвечают личной точке зрения. Напротив цифры вопроса
поставьте плюс, если данный мотив значим для Вас, и минус, если мотив не имеет
значения.
Текст опросника:
1.
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются
обязанности специалиста в избираемой профессии.
2. Стремление к самосовершенствованию, развитию знаний, умений и навыков в
избираемой сфере трудовой деятельности.
3. Убеждение в том, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
4. Влияние семейных традиций.
5. Желание приобрести материальную независимость от родителей.
6. Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой
профессии.
7. Желание руководить другими людьми. 8. Привлекает индивидуальная работа.
9. Мечта заниматься творческой работой, желание открыть новое и неизведанное.
10. Уверенность, что избранная профессия соответствует Вашим способностям.
11. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
12. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
13. Возможность проявить самостоятельность в работе.
14. Привлекает предпринимательская деятельность.
15. Необходимость материально помогать семье.
16. Желание приобрести экономические знания.
17. Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от
способностей.
18. Привлекает профессия, которая не требует длительного обучения.
19. Желание работать в престижном месте.
20. Стремление найти удачный способ заработать себе на хлеб.
21. Привлекают модные профессии (менеджер, бизнесмен, брокер).
22. Желание принести пользу людям.
23. Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
24. Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь
возможность путешествовать, носить специальную форму).
Обработка результатов:
А
3
4
7
17
18
19
21
Б
5
8
11
14
15
16
20
В
1
2
6
9
10
12
13 24
23
22
Подсчитывается с помощью ключа количество плюсов в столбцах А, Б, В отдельно.
Если максимальное количество плюсов преобладает в столбике А преобладают
мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное
положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний.
Если максимальное количество плюсов находится в столбике Б привлекают
материальное благополучие, желание заработать, а интересы, склонности,
практическая подготовленность учитываются в меньшей степени.
Если максимальное число плюсов оказалось в столбике В стремление к
творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых умений
и навыков, которые требует избираемая профессия.
Тезисы.
Секция: «Психология». Тема: «Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии».
Автор: Шарифов Алихан, 10 класс.
МКОУ СОШ им. А.Т.Канкошева с.п. Дейское
Руководитель: Педагог – психолог Хагарова Залина Валерьевна.
Лежит дорога к счастью через труд. Пути иные к счастью не ведут.
Абу
Шукур.
Выбор профессии — дело сложное и важное. Поскольку жизнь человека неразрывно
связана с определенной профессией, нет ничего важнее проблемы выбора жизненного пути.
В лице человека не занятого своим делом, не нашедшего себя, общество несет
невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе
и сам человек вследствие неудовлетворенности своей жизнью, отсутствием
самореализации, незавидным материальным положением.
Человек становится неудачником зачастую потому, что ему в начале жизненного
пути не помогли найти свое место, на котором он смог бы творчески реализовать себя,
испытать радость и свободу труда по призванию.
Цель исследования: исследовать особенности мотива выбора профессии,
профессиональные предпочтения и склонности старшеклассников.
Объект исследования: профессиональные предпочтения обучающихся 911
классов
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотеза исследования: мы можем предположить, что выбор будущей профессии
старшеклассниками зависит от потребности в кадрах тех или иных специальностей. Задачи исследования:
1. Собрать информацию по изучаемой теме.
2. Изучить рейтинг самых востребованных профессий в стране, республике,
районе.
3. Выявить профессиональные предпочтения обучающихся 9 11 классов
Методы исследования:
Дифференциальнодиагностический опросник Климова,
Анкета, определяющая мотивы выбора профессии,
Модифицированный тест
Холланда, анализ литературы.
База исследования: МКОУ СОШ им.А.Т.Канкошева с.п. Дейское.
Выборка испытуемых: учащиеся 911 классов – 52 человека, из них 27 юношей и 25
девушек.
В ходе подготовки исследовательской работы была проведена опытно
экспериментальная работа.
В этих целях были проведены две диагностические методики: «Дифференциально
диагностический опросник» и «Профессиональный тип личности». В первой методике
результаты показали, что наибольшее предпочтение юноши отдали такой сфере профессии,
как «человек человек», а девушки «человекзнак», а по результатам второй методики и
юноши выбрали «реалистический тип профессии», а девушки выбрали «конвенциальный
тип профессии». Данные типы профессии близки по содержанию.
Также была проведена анкета определяющая мотивы выбора будущей профессии, по
результатам анкеты было выявлено, что главной ценностью у школьников является
материальная обеспеченность. При этом важнейшие социальнозначимые сферы, такие как
активная деятельность, творчество, интересная работа и познание, саморазвитие, не входят
в число ведущих.
Преобладание такого мотива, как материальное благополучие у юношей и девушек связано
с тем, что заработная плата в наше время определяет социальную устроенность и
благополучие, в частности семейное благополучие.
В результате проведенных всех методик, можно сделать вывод, что выборы учащихся
связано с теми ценностями, которые пропагандируются в современном обществе. Гипотеза, выдвинутая мною в начале работы, что выбор будущей профессии
старшеклассниками зависит от потребности в кадрах тех или иных специальностей,
подтвердилась частично.
В ходе исследовательской работы я пришел к выводу, что выбор будущей профессии дело
серьезное и достаточно трудное.
Коротко формула правильного выбора профессии выражается тремя словами:
«Хочу» желания, интересы, склонности личности,
«Могу» человеческие возможности (физиологические и психологические,
образовательные ресурсы личности), возможность поступления.
«Надо» потребности рынка труда, востребованность профессии в обществе.
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
«Проблема самоопределения и мотивы выбора профессии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.