Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: 1. показать, как решалась проблема власти в России в конце XVIII в нач. XIX вв., выяснить, чем был вызван дворцовый переворот и его последствия, 2. показать основные направления внутренней политики и внешней Павла 1 и Александра 1, 3. обратить внимание на их положительную и отрицательную роль. Тип: объяснение нового материала, комбинированный. Вид урока: сюжетно-ролевой с элементами драматизации, лабораторно-практический. Задачи урока: 1. Создать сюжетный сценарий независимого расследования «Последний дворцовый переворот в России», в котором звучат ожившие голоса истории. 2. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности. 3. Повысить культуру поведения, речи. 4. Учить учащихся самостоятельно находить необходимый материал, обобщать и систематизировать его. 5. Учить работать в группах. 6. Подобрать задания в соответствии индивидуальных особенностей детей. 7. Учить обобщать и систематизировать материал, делать выводы и обобщения.
Иконка файла материала Проблема власти в конце.doc
Проблема власти в конце XVIII – начале XIX века. Власть. Общество. Человек. Цель: 1. показать, как решалась проблема власти в России в конце XVIII в нач. XIX вв.,  выяснить, чем был вызван дворцовый переворот и его последствия, 2. показать основные направления внутренней политики и внешней Павла 1 и  Александра 1, 3. обратить внимание на их положительную и отрицательную роль. Тип: объяснение нового материала, комбинированный. Вид урока: сюжетно­ролевой с элементами драматизации, лабораторно­практический. Задачи урока: 1. Создать сюжетный сценарий независимого расследования «Последний дворцовый  переворот в России», в котором звучат ожившие голоса истории. 2. Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности. 3. Повысить культуру поведения, речи. 4. Учить учащихся самостоятельно находить необходимый материал, обобщать и  систематизировать его. 5. Учить работать в группах. 6. Подобрать задания в соответствии индивидуальных особенностей детей. 7. Учить обобщать и систематизировать материал, делать выводы и обобщения. Работа с учащимися: 1. Заранее определяется тема урока­проекта, его цели, задачи. 2. Дается перечень необходимой литературы, идет подборка материала, обсуждение  этого материала в микрогруппах. (творчество, оформление) 3. Подготовка к устной презентации (защита) 4. написание эссе: «Павел 1 – тиран или жертва?» Опережающее задание: 1. Прочитать соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе.  Алданов М.А. «Заговор» М. 1994 г. Оборудование: 1. Портреты Екатерины II, Павла I, Александра I, Сперанского М.М. 2. Схема «Система государственного управления России в начале XIX в.» 3. Схема «Система государственного управления России по проекту М.М.  Сперанского». 4. Раздаточный материал: таблица «Внутренняя и внешняя политика Павла I» 5. Документ «Отношение дворянства к отмене крепостного права».6. Документ «Из Манифеста об образовании Государственного Совета 1 января 1810  г.» «Человек – вот тайна, и если будешь ее разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял  время зря. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» Ф.М. Достоеквский Ход урока ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Вступительное слово учителя: ­ Тема сегодняшнего урока «Проблема власти в конце  XVIII в начале XIX вв. Власть. Общество. Человек.». Вы помните, что главной целью  внутренней политики России в этот период было желание не отстать от ведущих стран  Европы в военном и экономическом отношении, а также постоянное колебание верховной  власти между абсолютизмом и возможностью предоставить обществу некоторую  самостоятельность в политической жизни. Пожалуй, в стране налицо было три проблемы: 1) Колебание монархов от абсолютизма до конституции (проблема власти);  2) Искренность намерений тех, кто желал, мог провести эти реформы и тех, кто был против  реформ (человек);  3) Готовность общества к восприятию этих перемен (общество). Помимо этих вопросов, остро стоял крестьянский вопрос, необходимость уничтожения  наиболее уродливого его проявления – крепостничества и тесно связанная с ними судьба  дворянства – опоры трона и носителя определенного типа культуры. Решение этих проблем позволило бы повысить авторитет России в глазах правительства европейских стран. При  изучении данной темы нужно установить: 1. Как решались обозначенные вопросы в период правления Павла 1 и Александра 1; 2. Оценить предпринятые решения; 3. Сделать общий вывод об итогах внутренней политики России в начале Х1Х века. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО (учитель обращает внимание учащихся на доску, где выделены три основные вопроса  темы) 1. Как решались проблемы власти в России в начале Х1Х века? 2. Готово ли было общество к восприятию этих перемен? 3. Сделать общий вывод о внутренней политики Александра 1. Учитель: ­ Наша задача, внимательно прослушать выступление учащихся. 1) Заполнить таблицу «Внутренняя и внешняя политика Павла 1 (1796­1801 гг.) Приложение 1,2,3 (задания для учащихся дифференцировано). 2) Проанализировать проект по следующему плану:  Достигнута ли цель проекта?  Как оформлен материал? Оценить качества защиты проекта.  Каков творческий подход к решению поставленной цели? Заранее подготовленная группа учащихся разыгрывает сюжетно­ролевую игру  «Последний дворцовый переворот в России» (независимое расследование) Роли: 1. Ведущий 2. Пален П.А. – генерал­губернатор, граф. 3. Беннигсен Л.Л. –генерал­лейтенант, барон. 4. Зубов Платон – бывший фаворит Екатерины ll Выносит решение и защищает своё эссе по теме: 1. «Павел 1 – тиран или жертва» 2. «4 года, 4 месяца, 4 дня» 3. «Павел 1 – крестьянский царь или дворянский» и т.д. Учитель и учащиеся заслушивают сообщение учащихся по предложенному плану (см. выше) и оценивают самостоятельную работу учащихся по таблице «Внутренняя и внешняя  политика Павла 1 (1796­1801 гг.) ЗАКРЕПЛЕНИЕ (учитель вновь возвращается к основным вопросам темы) 1. Как решалась проблема власти в России в начале Х1Х века. 2. Что, по вашему мнению, исходя из воспитания и особенностей сложившейся  ситуации, должен был отменить Александр 1» (обобщение ответов учащихся) Учитель: Первый период царствования Александра 1 вошел в историю под названием «Эры  либерализма». В манифесте 12 марта 1801 года он провозгласил возвращение к порядкам  Екатерины II. Вы угадали, что в первые же дни своего царствования он восстановил  «жалованную грамоту дворянству и городам», освободил от наказаний и восстановил в  правах репрессированных при Павле 1, упразднил «Тайную экспедицию, отменил пытки и  телесные наказания для дворян». Начало правления Александра 1 отмечено попытками  проведения либеральных реформ в области народного образования, в области  государственного управления, в решении крестьянского вопроса. На основании текста  учебника и предложенных документов необходимо сделать сообщения по следующему  плану. 1. Проект преобразований М.М. Сперанского  2. Реформа в области государственного управления  3. Реформы в области народного образования  4. Крестьянский вопроса) работа в группах  б) внутри группы работа распределяется следующим образом: работа с учебником, работа  с документами, обобщение, итоговое сообщение. в) раскрыть содержание реформаторской деятельности в данной области  государственной жизни.  г) соответствовали ли результаты реформ поставленным целям? ИТОГ УРОКА 1. Почему Александр 1 склонился к реформаторской деятельности? 2. Было ли это требованием времени или его личным желанием? 3. Готово ли было общество к восприятию этих перемен? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ­ сочинение на тему «Эра либерализма или игра в либерализм?».