Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы
Оценка 5

Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы

Оценка 5
docx
20.04.2020
Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы
Проблемно.docx

 

Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы.

Введение

Развитие и становление человека всегда сопровождается различными проблемами. Это могут быть проблемы в обучении, межличностных отношениях, в семье, страхи, неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, трудности в профессиональном самоопределении, адаптации и многое другое. В разрешении этих и других проблем способствует психологическое консультирование.

Психологическое консультирование выделилось из психотерапии и является относительно новой областью психологической практики. Консультирование возникло в ответ на потребность людей, не имеющих психических отклонений и не нуждающихся в помощи психиатра, но находящихся в сложной жизненной ситуации и ищущих помощи.

Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в решении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Целями психологического консультирования являются:

·                   Способствование изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

·                   Развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

·                   Обеспечение эффективным принятием жизненно важных решений.

·                   Развитие умения поддерживать межличностные отношения.

·                   Облегчение реализации и повышения потенциала личности.

Чтобы в практической деятельности выбрать наиболее оптимальный и эффективный подход, необходимо исследовать их этапы, особенности, методы и т.д.  Поэтому данная тема является важной и актуальной.

1.     Особенности проблемно-ориентированного консультирования.

В психологическом консультировании используются унаследованные из психологии и психотерапии и смежных с ними направлений (например, философии и социологии) различные теории личности, применяемые для лучшего понимания проблем клиента и предлагающие методы их разрешения, а также предоставляющие из себя основу для разработки методик работы, ориентированных на свойства и качества конкретного клиента.

В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:

1.                 Проблемно-ориентированное кон­сультирование  направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. 

2.                 Личностно-ориентированное кон­сультирование  центриро­вано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личност­ных стереотипов, предотвращении по­добных проблем в будущем.

3.                 Решение-ориентированное консультирование   центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.

Если рассматривать проблемно-ориентированное консультирование, то в его основе лежит положение о том, что всесторонний анализ психологических проблем клиента – это существенный момент в процессе поиска путей решения и преодоления психологических затруднений.

Психологическая проблема – это психо­логические трудности клиента, дисгармоническое состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он стремится избавиться.

Реализация проблемно-ориентированного подхода в консультировании, предполагает фокусировку не столько на личности клиента, сколько на его проблеме. А уже через проблему, через изучение истоков и условий её появления, рассматривается личность обратившегося за консультацией.

Продуктивность работы возможна лишь при консультативном взаимодействии, учитывающем:

·        суть и характер проявления проблемы в контексте данной личности;

·        особенности изменения личности в связи с появлением проблемы;

·        черты личности и поведения, спровоцировавшие возникновение проблемы;

·        внешние условия, создавшие предпосылку для порождения проблемы;

·        особенности личностного пространства клиента и характеристику социальной ситуации развития его личности в текущий момент;

·        прогноз оптимального развития личности данного клиента;

·        определение условий для плодотворного психологического развития личности клиента;

·        ресурсы и возможности личности клиента для преодоления проблемы;

·        выбор адекватной психологической парадигмы для обеспечения оперативного и качественного решения проблемы клиента.

К числу проблем, в искоренении которых, наиболее оптимально применение проблемно-ориентированного подхода, относятся:

1. Тревожность.

2. Страхи и фобии.

3. Агрессия и аутоагрессия.

4. Чувство вины.

5. Переживание горя.

6. Хронические заболевания и помощь умирающему, его близким.

7. Депрессия.

8. Склонность к суициду.

9. Зависимость от агентов разного рода и созависимость.

10. Ослабленность самоконтроля и самоуправления (в том числе обсессивность и компульсивность).

11. Сексуальные нарушения и отклонения.

Правильное использование проблемно-ориентированного подхода обеспечивает оперативную победу над самыми сложными проблемами, их полное искоренение, или помогает ускорить их решение в сравнении с консультативной практикой, игнорирующей фокусировку на проблемном поле клиента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этапы проблемно-ориентированного консультирования

Основной метод проблемно-ориентированного консуль­тирования – проблемный анализ, основанный на предположении, что каждая психологическая проблема имеет свой генезис, обусловленный как неопределен­ностью, спонтанностью, непредсказуемостью, так и детерминан­тами, имеющими соответствующие причины и закономерности.

Установление таких причин и закономерностей, поиск путей преодоления их патогенного воздействия – важный фактор успешного решения проблемы, который состоит из следующих этапов:

1 этап: Анализ содержания жалобы клиента. На данном этапе происходит знакомство, установление контакта, определение и анализ жалобы. Исследуется каждый компонент структуры жалобы  (субъектный, то есть «на кого жалуется» и объектный «на что жалуется»). Необходимо выяснить в чем клиент видит источник своих проблем.

2 этап: Анализ психологической ситуации. Психологические проблемы всегда протекают в контексте определенного эпизода жизни человека –проблемной психо­логической ситуации. На этом этапе необходимо решить следующие задачи:

·                   Определить обстоятельства, патогенные условия и факто­ры, повлекшие за собой развитие проблем, оценить сте­пень влияния каждого из них.

·                   Выявить участников проблемной ситуации, определить круг лиц, нуждающих­ся в психологической помощи, установить кто, почему и какое патогенное влияние оказывает на клиента, в какой степени его окружение готово к прогрессивным изменениям.

·                   Прогноз возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий. Важно оценить последствия исследуемой совокупности обстоятельств, что необходимо для выработки тактики решения и для формулирования консультативной задачи.

3 этап: Анализ психологических проблем. На этом этапе происходит определение реальных психологических проблем клиента. Для этого выполняется следующий алгоритм действий:

·                   Выдвигаются первичные психологические гипотезы относительно содержания психологических проблем клиента.

·                   Идентифицируются психологические проблемы и трудности клиента (в том числе и неосознанные).

·                   Выдвигаются психологические гипотезы относительно характера и причин трудностей клиента.

·                   Собираются дополнительные данные и осуществляется углубленная психодиагностика для проверки психологи­ческих гипотез

·                   Формулировка психологического диагноза (вывода о наличии и выраженности определенных психологи­ческих особенностей).

·                   Формулируется психологическое заключение. Свое видение проблем консультант доносит до клиента в форме психологической интерпретации (объяснения, комментария, обобщения, вывода и т.д.). Удачно сделанная интерпретация может послужить толчком к внутренней работе клиента над своими проблемами, началом конструктивного коррекционного взаимодействия.

·                   В случае профессиональных затруднений, психолог налаживание сотрудничество с соответствующими специалистами или пере­ориентирует запрос о помощи.

4 этап: Формулирование терапевтической задачи. Предоставление психологической интерпретации означает переход от диагностической части работы консуль­танта к коррекционной или терапев­тической ее части. Консультативная постановка терапевтической задачи включает:

·                   Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи.

·                   Оценка психологического прогноза относительно резуль­тативности психологической помощи, эффективности и устойчи­вости ее последствий.

·                   Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи.

·                   Корректировка терапевтической задачи.

·                   Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, невропато­лога, сексопатолога и т.д.).

5 этап: Решение терапевтической задачи. Для решения терапевтическое задачи необходимо выполнение следующих действий:

·                   Совместная с клиентом выработка тактики коррекци­онных действий.

·                   Выбор наиболее эффективных в данной ситуации способов и средств психологической помощи.

·                   Подведение клиента к необходимости самостоятель­ного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя.

·                   Анализ результативности психологической помощи (на сколько результат соответствует поставленным целям).

·                   Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом.

 Психокоррекционная работа может заключаться в гармониза­ции травмирующих переживаний, реконструкции утраченного смысла жизни, поддержке положительной Я-концепции и т.п.

Таким образом, проблемно-ориентированное консультирование акцентирует свое внимание на проблеме, ее причинах, а также терапии и коррекции проблемы.

 

 

 

 

Заключение

Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в решении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.

Главной целью консультирования является создание условий для самостоятельного решения жизненных проблем клиентом, взятие ответственности за свою жизнь и поведение, а также саморазвитие.

Выделяют личностное, семейное, педагогическое и деловое консультирование.

Существует личностно-ориентированный, проблемно-ориентированный и решение-ориентированный подходы к консультированию.

Проблемно-ориентированное консультирование направленно на изменение поведения, анализ внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.

Проблемно-ориентированное консультирование состоит из пяти этапов: анализ содержания жалобы клиента, анализ психологической ситуации, анализ психологических проблем, формулирование терапевтической задачи и решение терапевтической задачи. Терапевтическая задача решается методами психотерапии и психокоррекции.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников:

Литература:

1.                 Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. / Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.

2.                 Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика. / М.: Эксмо, 2010. — 448 с.

3.                 Немов Р. С. Основы психологического консультирования. Учебник для студентов педвузов. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.

4.                 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. / М.: «Академический проект», 1999. – 240с.

5.                 Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Учебное пособие / СПб.: Питер, 1-е издание, 2008. – 256 стр.

 

Интернет источники:

1.                 Bookap.info. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://bookap.info/genpsy/psythenc/ Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 19.01.2016)

2.                 Rusnauka.com. Демидова Т.А. Структура проблемно-ориентированного консультирования.  Херсонский государственный университет [Электронный ресурс]. URL:http://www.rusnauka.com/1_NIO_2008/Psihologia/25716.doc.htm.  Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 19.01.2016)

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы

Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы

Чтобы в практической деятельности выбрать наиболее оптимальный и эффективный подход, необходимо исследовать их этапы, особенности, методы и т

Чтобы в практической деятельности выбрать наиболее оптимальный и эффективный подход, необходимо исследовать их этапы, особенности, методы и т

Реализация проблемно-ориентированного подхода в консультировании, предполагает фокусировку не столько на личности клиента, сколько на его проблеме

Реализация проблемно-ориентированного подхода в консультировании, предполагает фокусировку не столько на личности клиента, сколько на его проблеме

Агрессия и аутоагрессия. 4.

Агрессия и аутоагрессия. 4.

Этапы проблемно-ориентированного консультирования

Этапы проблемно-ориентированного консультирования

Анализ психологических проблем

Анализ психологических проблем

Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи

Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи

Главной целью консультирования является создание условий для самостоятельного решения жизненных проблем клиентом, взятие ответственности за свою жизнь и поведение, а также саморазвитие

Главной целью консультирования является создание условий для самостоятельного решения жизненных проблем клиентом, взятие ответственности за свою жизнь и поведение, а также саморазвитие

Абрамова Г.С. Практическая психология

Абрамова Г.С. Практическая психология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020