Проблемно-ориентированное консультирование и его этапы.
Введение
Развитие и становление человека всегда сопровождается различными проблемами. Это могут быть проблемы в обучении, межличностных отношениях, в семье, страхи, неуверенность в себе, сомнения при принятии решений, трудности в профессиональном самоопределении, адаптации и многое другое. В разрешении этих и других проблем способствует психологическое консультирование.
Психологическое консультирование выделилось из психотерапии и является относительно новой областью психологической практики. Консультирование возникло в ответ на потребность людей, не имеющих психических отклонений и не нуждающихся в помощи психиатра, но находящихся в сложной жизненной ситуации и ищущих помощи.
Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в решении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
Целями психологического консультирования являются:
· Способствование изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
· Развитие навыков преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
· Обеспечение эффективным принятием жизненно важных решений.
· Развитие умения поддерживать межличностные отношения.
· Облегчение реализации и повышения потенциала личности.
Чтобы в практической деятельности выбрать наиболее оптимальный и эффективный подход, необходимо исследовать их этапы, особенности, методы и т.д. Поэтому данная тема является важной и актуальной.
1. Особенности проблемно-ориентированного консультирования.
В психологическом консультировании используются унаследованные из психологии и психотерапии и смежных с ними направлений (например, философии и социологии) различные теории личности, применяемые для лучшего понимания проблем клиента и предлагающие методы их разрешения, а также предоставляющие из себя основу для разработки методик работы, ориентированных на свойства и качества конкретного клиента.
В психотерапевтической энциклопедии под редакцией Б.Д.Карвасарского описаны следующие виды психологического консультирования:
1. Проблемно-ориентированное консультирование направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения.
2. Личностно-ориентированное консультирование центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем.
3. Решение-ориентированное консультирование центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы.
Если рассматривать проблемно-ориентированное консультирование, то в его основе лежит положение о том, что всесторонний анализ психологических проблем клиента – это существенный момент в процессе поиска путей решения и преодоления психологических затруднений.
Психологическая проблема – это психологические трудности клиента, дисгармоническое состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он стремится избавиться.
Реализация проблемно-ориентированного подхода в консультировании, предполагает фокусировку не столько на личности клиента, сколько на его проблеме. А уже через проблему, через изучение истоков и условий её появления, рассматривается личность обратившегося за консультацией.
Продуктивность работы возможна лишь при консультативном взаимодействии, учитывающем:
· суть и характер проявления проблемы в контексте данной личности;
· особенности изменения личности в связи с появлением проблемы;
· черты личности и поведения, спровоцировавшие возникновение проблемы;
· внешние условия, создавшие предпосылку для порождения проблемы;
· особенности личностного пространства клиента и характеристику социальной ситуации развития его личности в текущий момент;
· прогноз оптимального развития личности данного клиента;
· определение условий для плодотворного психологического развития личности клиента;
· ресурсы и возможности личности клиента для преодоления проблемы;
· выбор адекватной психологической парадигмы для обеспечения оперативного и качественного решения проблемы клиента.
К числу проблем, в искоренении которых, наиболее оптимально применение проблемно-ориентированного подхода, относятся:
1. Тревожность.
2. Страхи и фобии.
3. Агрессия и аутоагрессия.
4. Чувство вины.
5. Переживание горя.
6. Хронические заболевания и помощь умирающему, его близким.
7. Депрессия.
8. Склонность к суициду.
9. Зависимость от агентов разного рода и созависимость.
10. Ослабленность самоконтроля и самоуправления (в том числе обсессивность и компульсивность).
11. Сексуальные нарушения и отклонения.
Правильное использование проблемно-ориентированного подхода обеспечивает оперативную победу над самыми сложными проблемами, их полное искоренение, или помогает ускорить их решение в сравнении с консультативной практикой, игнорирующей фокусировку на проблемном поле клиента.
2. Этапы проблемно-ориентированного консультирования
Основной метод проблемно-ориентированного консультирования – проблемный анализ, основанный на предположении, что каждая психологическая проблема имеет свой генезис, обусловленный как неопределенностью, спонтанностью, непредсказуемостью, так и детерминантами, имеющими соответствующие причины и закономерности.
Установление таких причин и закономерностей, поиск путей преодоления их патогенного воздействия – важный фактор успешного решения проблемы, который состоит из следующих этапов:
1 этап: Анализ содержания жалобы клиента. На данном этапе происходит знакомство, установление контакта, определение и анализ жалобы. Исследуется каждый компонент структуры жалобы (субъектный, то есть «на кого жалуется» и объектный «на что жалуется»). Необходимо выяснить в чем клиент видит источник своих проблем.
2 этап: Анализ психологической ситуации. Психологические проблемы всегда протекают в контексте определенного эпизода жизни человека –проблемной психологической ситуации. На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
· Определить обстоятельства, патогенные условия и факторы, повлекшие за собой развитие проблем, оценить степень влияния каждого из них.
· Выявить участников проблемной ситуации, определить круг лиц, нуждающихся в психологической помощи, установить кто, почему и какое патогенное влияние оказывает на клиента, в какой степени его окружение готово к прогрессивным изменениям.
· Прогноз возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий. Важно оценить последствия исследуемой совокупности обстоятельств, что необходимо для выработки тактики решения и для формулирования консультативной задачи.
3 этап: Анализ психологических проблем. На этом этапе происходит определение реальных психологических проблем клиента. Для этого выполняется следующий алгоритм действий:
· Выдвигаются первичные психологические гипотезы относительно содержания психологических проблем клиента.
· Идентифицируются психологические проблемы и трудности клиента (в том числе и неосознанные).
· Выдвигаются психологические гипотезы относительно характера и причин трудностей клиента.
· Собираются дополнительные данные и осуществляется углубленная психодиагностика для проверки психологических гипотез
· Формулировка психологического диагноза (вывода о наличии и выраженности определенных психологических особенностей).
· Формулируется психологическое заключение. Свое видение проблем консультант доносит до клиента в форме психологической интерпретации (объяснения, комментария, обобщения, вывода и т.д.). Удачно сделанная интерпретация может послужить толчком к внутренней работе клиента над своими проблемами, началом конструктивного коррекционного взаимодействия.
· В случае профессиональных затруднений, психолог налаживание сотрудничество с соответствующими специалистами или переориентирует запрос о помощи.
4 этап: Формулирование терапевтической задачи. Предоставление психологической интерпретации означает переход от диагностической части работы консультанта к коррекционной или терапевтической ее части. Консультативная постановка терапевтической задачи включает:
· Обсуждение вместе с клиентом предварительного варианта терапевтической задачи.
· Оценка психологического прогноза относительно результативности психологической помощи, эффективности и устойчивости ее последствий.
· Оценка реальных условий и возможностей решения консультативной задачи.
· Корректировка терапевтической задачи.
· Выводы о необходимости дополнительных консультаций у других специалистов (дефектолога, психиатра, невропатолога, сексопатолога и т.д.).
5 этап: Решение терапевтической задачи. Для решения терапевтическое задачи необходимо выполнение следующих действий:
· Совместная с клиентом выработка тактики коррекционных действий.
· Выбор наиболее эффективных в данной ситуации способов и средств психологической помощи.
· Подведение клиента к необходимости самостоятельного решения своих психологических проблем, принятию ответственности за результат на себя.
· Анализ результативности психологической помощи (на сколько результат соответствует поставленным целям).
· Наблюдение отдаленных последствий и сбор данных катамнеза, осуществляющийся по необходимости или при наличии длительного контакта консультанта с клиентом.
Психокоррекционная работа может заключаться в гармонизации травмирующих переживаний, реконструкции утраченного смысла жизни, поддержке положительной Я-концепции и т.п.
Таким образом, проблемно-ориентированное консультирование акцентирует свое внимание на проблеме, ее причинах, а также терапии и коррекции проблемы.
Заключение
Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в решении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений.
Главной целью консультирования является создание условий для самостоятельного решения жизненных проблем клиентом, взятие ответственности за свою жизнь и поведение, а также саморазвитие.
Выделяют личностное, семейное, педагогическое и деловое консультирование.
Существует личностно-ориентированный, проблемно-ориентированный и решение-ориентированный подходы к консультированию.
Проблемно-ориентированное консультирование направленно на изменение поведения, анализ внешних причин проблемы. Цель работы с клиентом: формирование и укрепление способности клиента к адекватным ситуации действиям, овладение техниками, позволяющими улучшить самоконтроль.
Проблемно-ориентированное консультирование состоит из пяти этапов: анализ содержания жалобы клиента, анализ психологической ситуации, анализ психологических проблем, формулирование терапевтической задачи и решение терапевтической задачи. Терапевтическая задача решается методами психотерапии и психокоррекции.
Список используемых источников:
Литература:
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. / Изд 6-е., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2001. — 480 с.
2. Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психодиагностика. / М.: Эксмо, 2010. — 448 с.
3. Немов Р. С. Основы психологического консультирования. Учебник для студентов педвузов. / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 394 с.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. / М.: «Академический проект», 1999. – 240с.
5. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Учебное пособие / СПб.: Питер, 1-е издание, 2008. – 256 стр.
Интернет источники:
1. Bookap.info. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://bookap.info/genpsy/psythenc/ Загл. с экрана. Яз. рус.,(дата обращения 19.01.2016)
2. Rusnauka.com. Демидова Т.А. Структура проблемно-ориентированного консультирования. Херсонский государственный университет [Электронный ресурс]. URL:http://www.rusnauka.com/1_NIO_2008/Psihologia/25716.doc.htm. Загл. с экрана. Яз. рус., (дата обращения 19.01.2016)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.