Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира.
Будущий учитель воспитывает гражданина нового общества, вот почему становится актуальным формирование у учащихся школы единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.
В связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении идея интеграции стала предметом теоретических и практических исследований.
Нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.
Проблемно-интегрированные уроки истории в
педагогической практике
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»
Ян Амос Коменский
«От ребенка к миру и от мира – к ребенку»
Дж Дьюи
Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на
монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными
предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального
мира.
Будущий учитель воспитывает гражданина нового общества, вот почему становится актуальным
формирование у учащихся школы единой научной картины мира, целостного представления о нём,
гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.
В связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении идея интеграции стала предметом
теоретических и практических исследований.
Нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением
интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов,
в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными
планами общеобразовательных учреждений.
«Интеграция» – (лат. – восстановление, восполнение):
1 – объединение в целое какихлибо однородных частей;
2 – процесс взаимного приспособления и объединения.
Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев
дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное
время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Проблемы интеграции обсуждались учеными, педагогами так, И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие
взаимосвязей учебных предметов. "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой
предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". О дидактической
значимости межпредметных связей говорил К.Д. Ушинский . «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни
было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его
жизнь". Методикой и теорией межпредметных связей, занимались педагоги, В. Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков,
В. И. Водовозов и др. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций
межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах учёныхметодистов М.Р.
Львова, В.Г. Горецкого,Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы, учёныхпсихологов Е.Н.
КабановойМеллер, Н.Талызиной, Ю.А., Самарина, Г.И. Вергелиса.
Интегрированное обучение относится к инновационной технологии. Интеграция знаний рассматривается как
один из путей мобильности и вариативности содержания образования. С учетом возрастных особенностей
учеников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его
многообразии с привлечением различных знаний: литературы, музыки, живописи, экономике и других
предметов, что способствует эмоциональному, интеллектуальному развитию личности ребенка
и формированию его творческого мышления.
Цель интегрированного обучения – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии,
процессе, которые отражаются в теме, разделе программы.
Задачи
1. Уточнение и обогащение конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о
человеке, о природе и обществе , формирование понятий, общих для разных учебных предметов, которые
являются объектом изучения разных наук.2. Систематизация и углубление знаний учащихся, формирование у них навыков и умений самостоятельной
познавательной деятельности, перенос знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более
высокие ступени посредствам межпредметных связей.
3. Формирование у учащихся нового, интегративного способа мышления, необходимого для решения
комплексных проблем, стоящих перед человечеством.
Интегрированный (межпредметный) урок – это гармоничное слияние учебных предметов в одно целое,
переплетение, взаимосвязь и взаимодополнение учебных предметов и тем для достижения поставленной
цели.
Данная форма урока дает дополнительный резерв времени на углубленное изучение тем, предоставляет
широкие возможности развития учащихся:
повышает чувственноэмоциональную сторону познавательной деятельности, развивает интерес к
различным носителям информации, формирует устную речь, расширяет кругозор, зарождает в учащихся
стремление к поиску нового, интересного.
Особенности структуры интегрированного урока:
1. Предельная четкость и компактность учебного материала;
2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на
каждом этапе урока;
3. Большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке.
Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого
профессионализма
При конструировании интегрированного урока необходимо учитывать:
1. Правильную постановку цели урока
2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока.
3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения
разнопредметной информации
4. Переработку содержания.
Типы и формы интегрированных уроков могут быть различными:
урок формирования новых знаний
урок обучения умениям и навыкам
урок применение знаний на практике
урок повторения,
урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
урок контроля и проверки знаний и умений
Мир един, но человек в своем неведении дробит его на части. Стремление представить единый мир,
звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках подталкивает педагогов к
интеграции в обучении.