Проблемно-интегрированные уроки истории в педагогической практике

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира. Будущий учитель воспитывает гражданина нового общества, вот почему становится актуальным формирование у учащихся школы единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. В связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении идея интеграции стала предметом теоретических и практических исследований. Нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений.
Иконка файла материала Проблемно-интегрированные уроки истории.doc
Проблемно-интегрированные уроки истории в педагогической практике «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» Ян Амос Коменский «От ребенка к миру и от мира – к ребенку» Дж Дьюи Традиционная модель образования не удовлетворяет новым требованиям времени: она ориентирована на  монологичность, механистичность, дисциплинарную дифференциацию, линейность, между школьными  предметами нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального  мира. Будущий учитель воспитывает гражданина нового общества, вот почему становится актуальным  формирование у учащихся  школы единой научной картины мира, целостного представления о нём,  гуманистического мировоззрения и диалектического мышления. В связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении идея интеграции стала предметом  теоретических и практических исследований. Нынешний этап характерен как эмпирической направленностью – разработкой и проведением  интегрированных уроков, так и теоретической – созданием и совершенствованием интегрированных курсов,  в ряде случаев объединяющих многочисленные предметы, изучение которых предусмотрено учебными  планами общеобразовательных учреждений. «Интеграция» – (лат. – восстановление, восполнение): 1 – объединение в целое каких­либо однородных частей; 2 –  процесс взаимного приспособления и объединения. Интеграция даёт возможность, с одной стороны, показать учащимся мир в целом, преодолев  дисциплинарную разобщённость научного знания, а с другой – высвобождаемое при этом учебное  время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Проблемы интеграции  обсуждались учеными, педагогами так, И.Г. Песталоцци раскрыл многообразие  взаимосвязей учебных предметов. "Приведи в своём сознании все по существу связанные между собой  предметы в ту именно связь, в которой они действительно находятся в природе". О дидактической  значимости межпредметных связей говорил К.Д. Ушинский . «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни  было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его  жизнь". Методикой и теорией межпредметных связей, занимались педагоги, В. Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков,  В. И. Водовозов и др. Отдельные аспекты совершенствования обучения и воспитания школьников с позиций межпредметных связей и интеграции в обучении рассматривались в трудах учёных­методистов М.Р.  Львова, В.Г. Горецкого,Н.Н. Светловской, Ю.М. Колягина, Г.Н. Приступы, учёных­психологов Е.Н.  Кабановой­Меллер, Н.Талызиной, Ю.А., Самарина, Г.И. Вергелиса. Интегрированное обучение относится к инновационной технологии. Интеграция знаний рассматривается как  один из путей мобильности и вариативности содержания образования. С учетом возрастных особенностей  учеников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его  многообразии с привлечением различных знаний: литературы, музыки, живописи, экономике и других  предметов, что способствует эмоциональному, интеллектуальному развитию личности ребенка  и формированию его творческого мышления. Цель интегрированного обучения – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии,  процессе, которые отражаются в теме, разделе программы. Задачи 1. Уточнение и обогащение конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о  человеке, о природе и обществе , формирование понятий, общих для разных учебных предметов, которые  являются объектом изучения разных наук.2. Систематизация и углубление знаний учащихся, формирование у них навыков и умений самостоятельной  познавательной деятельности, перенос знаний, полученных на более низких ступенях обучения, на более  высокие ступени посредствам межпредметных связей. 3. Формирование  у учащихся нового, интегративного способа мышления, необходимого для решения  комплексных проблем, стоящих перед человечеством. Интегрированный (межпредметный) урок – это гармоничное слияние учебных предметов в одно целое,  переплетение, взаимосвязь и взаимодополнение учебных предметов и тем для достижения поставленной  цели. Данная форма урока дает дополнительный резерв времени на углубленное изучение тем, предоставляет  широкие возможности развития учащихся: повышает чувственно­эмоциональную сторону познавательной деятельности, развивает интерес к  различным носителям информации, формирует устную речь, расширяет кругозор, зарождает в учащихся  стремление к поиску нового, интересного. Особенности структуры интегрированного урока: 1. Предельная четкость и  компактность учебного материала; 2. Логическая взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на  каждом этапе урока; 3. Большая информативная емкость учебного материала, используемого на уроке. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого  профессионализма При конструировании  интегрированного урока необходимо учитывать: 1. Правильную постановку цели урока 2. Подбор объектов, т.е. источников информации, которые бы отвечали целям урока. 3. Определение системообразующего фактора, т.е. нахождение основания для объединения  разнопредметной информации 4. Переработку содержания. Типы и формы интегрированных уроков могут быть различными:       урок формирования новых знаний урок обучения умениям и навыкам урок применение знаний на практике урок повторения, урок систематизации и обобщения знаний, закрепления умений урок контроля и проверки знаний и умений Мир един, но человек в своем неведении дробит его на части. Стремление представить единый мир,  звучащий множеством голосов, объясняющий свои тайны на разных языках подталкивает педагогов к  интеграции в обучении.