Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.Первый вид воспитания – диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.
Следующая рассматриваемая система воспитания – гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.
Проблемы воспитания современных детей некоторые родители применяют такую систему воспитания как невмешательство. Взрослые полагают, что в таком случае ребенок становится самостоятельным, учится делать и исправлять свои ошибки без помощи других. Однако стоит понимать, что в таких семьях дети часто вырастают эмоционально чужими родителям. Кроме того, такой ребенок нередко бывает недоверчивым и подозрительным, а в будущем становится малоэмоциональным, скупым на ласки.
Наиболее приемлемый вид воспитания – сотрудничество. В этом случае отношения в семье основаны на общей деятельности, поддержке друг друга, объединении целей и интересов. При этом малыш растет достаточно самостоятельным, но он уверен, что при необходимости получит поддержку и понимание других членов семьи. Обычно такие семьи имеют свои ценности и традиции.
Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.
Проблемы воспитания детей дошкольного возраста
Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:
Отказ соблюдать правила личной гигиены. Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены – умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход – заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.
Цель:
-Активация мышления детей в процессе разрешения социально создаваемых проблемных ситуаций.
Задачи:
- Находить разные способы решения выявленных проблемных ситуаций
- Вызывать желание экспериментировать
- Активизировать речь с помощью игр и упражнений
- Воспитывать любовь и помогать тем, кто оказался в беде.
Проблемная ситуация может быть составлена взрослыми (педагогами, родителями) или заимствована из сборника, учебно-методического пособия, литературного произведения с учетом возможностей детей. Обстановка, создающая фон и способствующая активизации участников, также конструируется взрослыми. Разрешение же проблемной ситуации осуществляется детьми при помощи взрослого.
Проблемная ситуация —>; проблема —>; поиск способов решения —> решение проблемы
Любой вопрос вызывает активную мыслительную деятельность. Вопрос
становится проблемным при следующих условиях:
1. Он может иметь логическую связь с ранее изученными понятиями и с тем, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
2. Содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного,
3. Вызывает чувства удивления при сопоставлении нового с ранее известным, не удовлетворяет имеющимся запасам знаний, умений, навыков.
Задача может быть проблемной и не проблемной не только по методам ее постановки, но и по содержанию. Если решение задачи прежними способами невозможно, требуется новый способ решения, то эта проблемная ситуация (по содержанию).
Всегда ли ребёнок выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуацииможет быть четыре выхода:
A) воспитатель сам ставит и решает проблему;
Б) воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке
проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
B) Более высокий уровень, когда: дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством) .
Следующий этап разрешения проблемной ситуации - выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему. Педагог предлагает провести практическую проверку, что составляет следующий этап разрешения ситуации. У каждого из участников возникает свой вариант действий, которые необходимо осуществить.Это может быть система действий: высыпать крупу из каждой банки отдельно, насыпать в кружку и поочередно высыпать в банки; высыпать и вновь насыпать в банку крупу только из одного сосуда (отдельные связи ребенок устанавливает логически) и т. д. Далее следует коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
Анализируемая ситуация содержательна, вызывает интерес у детей. Но при этом имеет место увлечение процессом практического поиска. В силу этого проблема (определит ли повар то количество крупы, которое необходимо дня приготовления каши, не пользуясь весами) остается в тени. Для ее решения надо уметь определять вес крупы в кружке, общее количество крупы. Но для дошкольников это сложно.
Одна и та же проблемная ситуация может повторяться с некоторым усложнением и варьированием: за счет изменения сюжета, действующих лиц и данных; расширения поискового пространства и т. д. Дети участвуют в подобных изменениях проблемной ситуации. Поэтому вслед за обобщением результатов и подведением итогов должно следовать предложение педагога: «А что будет, если.» (изменяются первоначальные условия, обнаружится нехватка средств измерения, взвешивания и проч., увеличится количество, станет противоположной целевая установка и т. п.). Подобные приемы способствуют повышению интереса к проблеме, развитию мышления, инициативности.
Одним из средств технологий, направленных на накопление логико- математического опыта, является сюжетная логика-математическая игра, рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие (обеспечение развития психических процессов в единстве с личностным становлением).
Играя в логико-математические игры совместно со взрослыми или самостоятельно, дети познают свойства и соотношения предметов по форме, размеру, массе, расположению в пространстве; числа и цифры; зависимости увеличения и уменьшения на предметном уровне; порядок следования, преобразования; сохранение количества, объема, массы. При этом они осваивают как предлогические действия, связи и зависимости, так и предматематические. Например, во время постройки дома (игра «Логический домик») ребенок, делая очередной ход, оказывается в условиях выбора связей между предметами, нарисованными на «кирпичах» (главном строительном материале). Это могут быть одинаковая (сходная) окраска, форма, назначение, смысл, принадлежность и проч. Соблюдение этажности строительства и требований к размеру дома предусматривает установление количественных отношений (математических связей).
Логико- математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. Естественно, можно говорить лишь о становлении предпосылок математических способностей дошкольников. К ним относят настойчивое стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявив инициативу и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно, не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Е. А. Носовой разработан соответствующий комплекс игр и упражнений:
• игры на выявление и абстрагирование свойств предметов (цвета, формы, размера, толщины);
• игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения;
• игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.
В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту, сюжетность, что создает условия для самореализации. Играя,дети осваивают: средства и способы познания; соответствующую терминологию; логические связи, зависимости и умение выражать их в виде простых логических высказываний.
Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость освоенных практических и мысленных действии в измененных условиях. В результате дети становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах.
Для логико-математической игры характерны:
• наличие завязки-сюжета, действующих лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия;
• наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей;
• абстрагирование от несущественного, приемы выделения существенных свойств;
• овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и группировки, операциями классификации и сериации;
• игровая мотивация и направленность действий, их результативность;
• наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи;
• возможность повторения логико-математической игры, усложнения содержания включенных в игру-занятие интеллектуальных задач;
• общая направленность на развитие инициативы детей.
Методика организации и проведения логико-математических игр
В предметно-игровой обстановке, идентичной сюжетной линии предстоящей игры, воспитатель сообщает участникам (детям) основной сюжет (завязку). Затем следует второй этап - развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками осуществляемого сценария. Они:
• осваивают, преобразуют, изменяют информацию о свойствах, отношениях, зависимостях предметов, форм, величин, чисел;
• овладевают системой познавательных действий (способов познания): обследуют предметы, сравнивают, группируют и классифицируют, уравнивают;
• обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации, схематизируют, пользуются знаками и символическими замещениями.
Третий этап состоит в подведении итогов: «Чем вы занимались?», «Что было самым интересным?», «Что не понравилось?Итог обычно представлен:
• анализом жизненной ситуации, аналогичной той, которая имела место в ходе логико-математической игры;
• акцентированием внимания детей на наиболее ярком событии логико-математической игры (сюжете, действиях);
• установлением сходства сюжета игры и известного литературного произведения;
• созданием воображаемой ситуации по мотивам логико-математической игры.
Список используемой литераторы:
1. Дошкольник изучает математику. Как и где? / Под ред. т. Н. Ерофеевой. э-- М.: изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.
2.Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. / Сост.: А. А. Смоленцева, о. В. Пустовойт, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
3.Математика - это интересно: Игровые ситуации для детей дошкольного возраста. Диагностика освоенности математических
представлений / Авт=сосг.: З. А. Михайлова, И. Н. Чеплашкина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
4. Михайлова З. А. Активизация мыслительной деятельности ребенка в развивающих математических играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
5. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М.: Просвещение, 1989.
7. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
8. Полякова М. Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх. / Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.- СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
9. Полякова М. н., Михайлова З. А. и др. Первые шаги в математику. / Дошкольное воспитание, N~ 12, 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.