Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Оценка 4.9

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
23.03.2018
Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Используя проблемный подход в изучении нового материала, мы сделали вывод, что у студентов появляется увлечённость, умственное напряжения, в освоение знаний, умений и навыков; развивается мышление и творческих умений; прочно усваиваются знания и умения, в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем и проявляется активная творческая личность студента, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к обучающемуся как будущему специалисту, способному самостоятельно решать жизненные проблемы. Возникает необходимость формирования у студентов активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к профессиональному образованию и самообразованию, критичности мышления.
Проблемный подход.docx
Арышева О.С. преподаватель учебных дисциплин и профессиональных модулей ГПОУ «Анжеро­Судженский педагогический колледж» Г.Анжеро­Судженск, Кемеровская область «Проблемный   подход   в   изучении   нового   материала   как   средство активизации мыслительной деятельности обучающихся» В   условиях   современного   общества   предъявляются   все   более   высокие требования   к   обучающемуся   как   будущему   специалисту,   способному самостоятельно   решать   жизненные   проблемы.   Возникает   необходимость формирования у студентов активной жизненной позиции, устойчивой мотивации к профессиональному образованию и самообразованию, критичности мышления. Ключевой   проблемой   в решении   повышения   эффективности   и качества образовательного процесса является активизация обучения студентов. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательно­преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование   отношения   студента   к самой   познавательной   деятельности. Решение задачи повышения эффективности образовательного процесса требует научного  осмысления  проверенных  практикой  условий  и средств   активизации обучающихся.  Между тем возникают трудности  в том, чтобы заинтересовать студентов содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Опыт показывает, что интерес к занятию в большой мере связан с тем, понимает   ли   студент,   зачем   ему   нужны   те   или   иные   знания,   видит   ли   он возможность их применения. Очень часто по их виду на занятии можно понять, что им скучно. Это в большинстве случаев связано с тем, что они не могут себе представить, где можно было бы применить полученные знания в жизни. Чтобы вызвать у студентов интерес к занятиям, мы ставим перед собой задачи в создании у них состояния увлечённости, умственного напряжения, в направлении их усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков. Проблема   активизации   мыслительной   деятельности   студентов   была и остается одной из главных в дидактике. Обычно на занятии мы излагаем новый материал,   а обучающийся   слушает,   записывает,   запоминает,   его.   Но коэффициент полезного действия от такого занятия не всегда высок. В этом сказывается   разный   уровень   знаний   обучающихся,   их   усталость   и другие факторы.  В   настоящее   время   назрели   вопросы:   как   сделать   процесс   обучения интересным,   какой   метод   преподавания   наиболее   оптимален   для   изучения дисциплин профессионального цикла, что позволит развивать самостоятельность и упражнять мыслительные способности, как пробудить положительные эмоции и, как следствие, повысить мотивацию к овладению профессией? Как сделать обучение продуктивным?  Мы   предположили,   что   это   могут   быть   современные   образовательные технологии. Они позволят сделать качественно новым содержание образования. Например, проблемное обучение. Оно является одним из наиболее эффективных средств   активизации   мышления   обучающегося.   Суть   проблемного   обучения, заключается в том, что студент анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.  Для активизации мыслительной деятельности на занятиях мы используем фронтальный опрос с постановкой проблемных вопросов; логический диктант, когда зачитывается вопрос, а студент дает краткий ответ на него; графический диктант, когда на поставленные вопросы обучающиеся отвечают графически: если «да» — черта, если «нет» — дуга. На   первых   занятиях   мы   знакомим   студентов   с квалификационной характеристикой,   рассказываем,   какими   компетенциями   должны   обладать будущие   специалисты.   Подчеркиваем   цель   изучения   материала,   его практическую,   научную   значимость,   опираясь   на   уже   имеющиеся   знания обучающихся, расширяем и углубляем их, перенося в новые условия и ситуации. В результате   мы   получаем   творческое   овладение   компетенциями,   развитие мыслительных способностей обучающихся.  Использование проблемного обучения позволило нам увидеть динамику в развитии мышления и способностей обучающихся, развитии творческих умений; более прочное усвоение знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем; проявления активной творческой личности студента,   умеющего   видеть,   ставить   и   разрешать   нестандартные   учебные проблемы. Достижение такого результата стало возможным в результате методически грамотной   реализации   проблемного   подхода.   Так,   мы   организовывали образовательный   процесс   по   определенной   системе   действий.   Эта   система деятельности состояла из 4 этапов. На первом этапе нам необходимо было научить студентов увидеть и найти проблему, что требовала немалых усилий.  Например, нами были использованы такие   методы   как:   составление   кроссвордов,   ребусов,   головоломок,   которые составляли сами обучающиеся. Все это  хорошо развивает внимание, тренирует память, способствует более глубокому усвоению и закреплению получаемых на занятии знаний  На   втором   этапе   студентам   необходимо   научиться   формулировать проблему в виде проблемного вопроса, который требует ответа­размышления. Формы   могут   быть   разнообразные:   собеседование,   письменный   опрос, технический   диктант,   карточка   индивидуального   контроля.   К   примеру,   для контроля знаний мы проводим устный зачет в форме деловой игры, разделив группу на команды. От каждой команды выделяются в консультанты по одному человеку   для   оценки   знаний   своих   товарищей.   Они­то   и проводят   опрос обучающихся.   При   этом   каждой   команде   задается   свой   вопрос.   А   роль   консультировать, преподавателя   выслушивать, помогать. Подобная форма активизации мыслительного процесса несет в себе   корректировать   ответы, большую воспитательную нагрузку; в ходе не возникают вопросы о дисциплине, прививаются умения слушать других, работать в коллективе. На третьем этапе студентам предлагается поиск вариантов решения, не меньше   трех.   Например,   после   изучения   темы   студентам   предлагается   дома составить вопросы по пройденному материалу и решить их. Этому предшествует подготовительная работа: на занятии объясняется, как это делать. Обучающиеся с большим интересом воспринимают такое задание, обсуждают, предлагают свои варианты. Эти варианты анализируются студентами, обсуждаются, применимы ли они на практике. И на последнем этапе предлагается синтез рационального оптимального варианта   решения   проблемы.   Примером   служит   составление   синквейна.   Это способствует   лучшему   запоминанию   материала,   активизации   мыслительной деятельности,   творческого   представления.   В   результате   обучающиеся овладевают   профессиональными   и общими   компетенциями   с творческой направленностью, которые необходимы на современном рынке профессий. Из опыта работы мы видим, что результативность проблемного обучения во многом зависит от правильного выбора методов и приемов изучения нового материала. Нами было установлено, что основными методами проблемного обучения   частично­поисковый   и являются   метод   проблемного   изложения, исследовательский методы. Мы заметили, что успешность этих видов обучения зависят от «уровня проблемности»,   который   определяется   степенью   сложности   проблемы, выводимой   из   соотношения   известного   и   неизвестного   студентам   в   рамках данной проблемы. При этом важно, чтобы проблемная ситуация удивила их, вызвала   интерес,   желание   разобраться.   Немаловажный   фактор   ­   доля творческого участия (личного и коллективного) обучаемых в процессе решения проблемы.   Информация,   которую   обучающиеся   получают   при   решении проблемы, должна быть значимой, важной в учебном плане и в практическом применении. Используя метод проблемного изложения, мы ставим проблему, сами её решаем,  но  при этом  показываем  пути решения, на доступных обучающимся противоречиях,   раскрывая   ходы   мысли   при   движении   по   пути   решения. Используя   этот   метод,  мы   показываем   образцы   научного   познания,   научного решения   проблем,   «эмбриологию   знания»,   а   обучающиеся   контролируют убедительность   этого   движения,  мысленно   следят   за   его   логикой,  усваивают этапы   решения   целостных   проблем.  На   занятиях   мы   используем   ситуации,  в которых студентам необходимо путем доказательного раскрытия современного способа   решения   поставленной   проблемы   получить   новую   информацию   и приобрести способ и логику мышления. В результате проблемного изложения обучающийся   усваивает   не   только   определенную   информацию,   но   способ   и логику решения проблемы. Следующий метод проблемного обучения ­ частично­поисковый, или, как он   еще   называется,   эвристический.   Это   метод,   при   котором   мы   выдвигаем проблему,   ставим   задачу   и   организуем   участие   обучающихся   в   выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи). В этом случае решение отдельных вопросов требует от студентов проявления творческой деятельности, хотя целостное решение проблемы еще отсутствует. Пользуясь этим методом применяем отдельные средства, как и при других методах: устное и печатное слово, таблицы, картины, демонстрация и иллюстрации и т. д., но способом, характерным   для   этого   метода.   Обучающиеся   воспринимают   задание, осмысливают   его   условие,   решают   часть   задачи,   анализируют   знания, осуществляют самоконтроль в процессе выполнения шага решения, мотивируют свои действия. Но при этом его деятельность не предполагает планирования этапов   исследования   (решения),   соотнесения   этапов   между   собой.   Все   это является задачей преподавателя. Еще   один   метод,   используемый   нами   в   образовательном   процессе исследовательский   метод.   Его   применяем   для   полноценного   усвоения   опыта творческой   деятельности   и   одновременного   усвоения   знаний   и   умений   на высшем   уровне   интеллектуального   развития   обучающихся.   Он   призван,   во­ первых, обеспечить овладение методом научного познания в процессе поиска этих   методов   и  применение   их.  Во­вторых,  он   формирует   черты   творческой деятельности.   В­третьих,   является   условием   формирования   интереса, потребности  такого рода деятельности. В­четвертых, дает полноценные, хорошо осознанные,   оперативно   и   гибко   используемые   знания.   Большинство исследовательских заданий должно представлять собой небольшие поисковые задачи,   требующие,   прохождения   следующих   этапов   процесса   исследования: наблюдение и изучение  фактов, постановка  проблемы,  выдвижение гипотезы, построение   плана   исследования,   осуществление   плана,   формулирование решения, проверка решения, практические выводы о возможном и необходимом применении   полученных   знаний.   Примером   этого   метода   служит   написание курсовой и выпускной квалификационной работ. Итак,   «Проблемное   обучение   –   это   путь   к   развитию   самостоятельной познавательной деятельности», а в основе педагогической деятельности лежит общение   между   людьми.   Общаясь   со   студентами,   мы   никогда   не "зацикливаемся" на достижении конкретных целей и задач, стараемся строить общение   с   ними   не   "от   себя",   а   "от   них".   Студент   должен   учиться   сам,   а преподаватель осуществлять управление его учебной деятельностью.   Используя проблемный подход в изучении нового материала, мы сделали вывод,   что   у   студентов   появляется  увлечённость,   умственное   напряжения,  в освоение   знаний,   умений   и   навыков;   развивается   мышление   и   творческих умений;   прочно   усваиваются   знания   и   умения,   в   ходе   активного   поиска   и самостоятельного   решения   проблем   и   проявляется   активная   творческая личность   студента,   умеющего   видеть,   ставить   и   разрешать   нестандартные учебные проблемы.

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Проблемный подход в изучении нового материала как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2018