Проблемы
дистанционного образования
В жизни каждого человека наступает момент, когда его касается
проблема выбора профессии. Для того чтобы правильно решить ее, в первую очередь
нужно понять для себя, что такое профессия. Кто-то считает, что это занятие,
которое должно быть у каждого, это источник финансов, и, соответственно,
источник жизни. Кто-то думает, что профессия — это главное ремесло жизни,
любимое дело, занятие для души. А кто-то и вовсе считает, что профессия
человеку необязательна.
Но все-таки как же выбрать профессию по душе? Нужно понимать, что именно этому делу вы будете отдавать большую часть своего времени, внимания и сил. Например, если вы подумываете стать шахтером, нужно учитывать, что эта работа — одна из самых физически тяжелых и опасных в мире. Вам нравится проводить время с детьми и вы хотите стать учителем или воспитателем, то нужно знать, что такая работа требует доброжелательности, воспитанности, умения контролировать эмоции. Учитель – это не просто профессия, а настоящее жизненное призвание. Существует огромное количество профессий, которые были вытеснены техническим прогрессом и развитием современных технологией. Мало кто знает, но раньше существовали такие специальности, как человек-будильник, человек-радар, расстановщик кеглей в боулинге и другие необычные для нашего времени занятия. На их смену пришли программисты, дизайнеры, копирайтеры, PR менеджеры, трейдеры, блогеры, коучеры и другие востребованные нынче профессии, которые появились совсем недавно. Хотя неизвестно, сколько просуществуют эти ремесла, ведь современный мир меняется гораздо быстрей, чем раньше.
Профессия педагога по праву считается одной из самых важных. Задача учителя заключается в передаче знаний и воспитании школьников. Дети-будущее нашей страны, то становятся понятным, что учитель играют значимую роль в развитии государства.
Во все времена система
образования изменялась, неизменными остаются и личностные качества
преподавателя: любовь и доброта к учащимся. Это благодатная почва для
воспитания. Сегодняшнему педагогу должны быть доступны все современные
достижения науки об учащемся и технологические возможности. Совершенно
очевидно, что надо закреплять высокий статус преподавателя, мотивировать его на
постоянное совершенствование своих знаний, на овладение передовыми идеями и методиками.
Педагог
в современном мире – это еще и всесторонне развитая личность, способная
ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем тягу к изучению нового, привить
любовь к своему предмету. Ведь никакая современная техника не в силах заменить
живого слова Учителя, сеющего «разумное, доброе, вечное». «Миссия учителя» -
звучит красиво, гордо. Что же это такое? Миссия – это ответственное задание,
роль, поручение. Ведь учитель - немного актер, ему отведена роль наставника,
воспитателя, проводника знаний. Учитель – это образец, которому подражают дети.
Самое главное - это понимать ученика, принимать его таким, какой он есть, важно
создать психологический комфорт для учащихся. Ученик не проникнется любовью к
учебе, если видит, что учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен
быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма
знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий
профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. В России первым, кто обратился к идеям Ж.Ж. Руссо и к
проблеме свободного гуманного воспитания, был великий русский писатель и
педагог - гуманист Лев Николаевич Толстой. Под гуманным свободным воспитанием
он понимал свободу развития личности ребенка, недопустимость давления на нее и
насилия над ней: «Критериум педагогики только один - свобода».
Лично я считаю, что миссия педагога в современном мире заключается в том,
что педагог должен научить детей видеть прекрасное, ввести их в мир большого
искусства, раскрыть перед ними тайн художественного творчества. Рассмотрим
несколько ситуаций, первая это – проблемы современного образования, вторая –
проблема дистанционного обучения. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемо
важных сфер общества приводит к тому, что нужно повышать эффективность
образования. Глубокие изменения, происходящие в российском социуме, привели к
тому, что образование переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей,
государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не
только в материально-финансовом оскудении, но и в неопределенности целей и
содержания самого образования. Образование играет огромную роль в жизни индивида
и общества. Процесс передачи социального опыта и культурного наследия
происходит через его механизмы. На первичной стадии образования, которая
подразумевает детский сад и школу, закладываются основы мышления, создаётся
необходимый базис для дальнейшего обучения. Высшее образование даёт человеку
более глубокие и узкоспециальные знания, которые помогают ему стать
специалистом в той или иной области.
Ситуация в средней школе сейчас такова, что, сломав старую систему среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, сложное финансовое положение учителей привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Этот процесс усугубляется попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается повышением качества обучения. В целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще не найден. После серьезной критики, обнажившей многие недостатки, не соответствующие духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответственность в подготовке квалифицированных работников еще далеко от необходимого уровня. Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общественном настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, какими бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересованность людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала общества. Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией существенную роль в становлении личности играют образование, развитие самоуправления, выработка у молодежи практических навыков к организаторской и общественной работе.
Какие же все-таки основные проблемы образования? Во-первых, это технологическая база (отставание и неравномерность модернизации информационно-коммуникационных технологий по регионам, фактическое отсутствие рынка дистантного образования, слабое развитие рынка учебных программ, учебных игр, учебной литературы, аудіо и видеопродукции). Во-вторых - это само качество образования (отставание качества образования от потребностей личности и общества, неконкурентноспособность качества контрольно-оценочных процедур, недостаточность программ подготовки специалистов по оценке качества образования, проблема педагогических кадров и их подготовки в педвузах). В-третьих – консерватизм, инертность, стериотипы и традиции. сейчас мы стоим перед проблемой дистанционного обучения. Ведь долгие годы школьники учились по старой традиционной схеме: посещение всех уроков, с последующими контрольными и экзаменами. Вот только 2020 год внёс в учебный процесс существенные коррективы, и за это стоит сказать спасибо COVID-19, известному в народе, как «коронавирус». Все школы и вузы в спешном порядке переводились на удалёнку. Это оказалось большим стрессом, как для информационных систем, так и для самих школьников и студентов с преподавателями. Все надеялись, что это было лишь раз и больше не повторится, но у коронавируса были другие планы и уже в октябре текущего года, всё больше школ, колледжей и вузов переходят на домашнее обучение с помощью интернета. Во время обучения на дому у школьников и студентов появляются новые проблемы, которых до этого они не испытывали. Они так или иначе влияют и на качество обучения, и на удовольствие от процесса. Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам. Рекомендации для преподавателей: заранее сообщите ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Опубликуйте ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Призывайте учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению. Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов.
Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения. Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения. Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом. Рекомендации для преподавателей: ставьте перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, GIF-файлов и изображений. Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте учеников: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью. Держите связь с родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.