1-10
Проблемы инклюзивного образования. Роль социального педагога в процессе интеграции.
Мещерякова Светлана Борисовна,
методист, МБОУ ДПО «Научно-методический центр»
Статья посвящена развитию инклюзивного образования, его проблемам и трудностям. Освящается роль различных специалистов во внедрении процесса интеграции, а также отдельно рассматривается роль социального педагога в объединении в образовательном учреждении «обычных» школьников и детей, имеющих особенности в развитии. Описываются возможные формы работы по предупреждению и преодолению проблем в процессе инклюзивного образования. Статья может быть интересна руководителям ОУ, педагогам и всем заинтересованным лицам, которые смогут использовать на практике полученную информацию для дальнейшего развития инклюзивного образования.
В настоящее время социологические, психолого-педагогические исследования констатируют тот факт, что в современных условиях из-за влияния многочисленных факторов, все чаще встречаются дети с различными патологиями, отклонениями в развитии и поведении. Такие дети обычно получают образование в домах-интернатах, учреждениях коррекционного вида или на дому. В России является актуальным создать для каждого ребенка благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные особенности. Каждый ребенок, не зависимо от психофизиологических особенностей, вправе получать достойное образование наряду с обычными, здоровыми детьми. Речь идет о стирании границ между массовой школой и специальными учреждениями, а также между коррекционными и обычными классами в массовой школе.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации инклюзивного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
Инклюзивное образование - процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Данный процесс предполагает переоборудование школ, перепланировку учебных помещений таким образом, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей.
Инклюзивное образование становится все более актуальным в нашей стране, соответственно образовательные учреждения нуждаются в новых квалифицированных кадрах, кадры - в методической поддержке, родители – в информационной и психологической помощи, а дети – в разносторонней психолого-медико-педагогической диагностике и коррекции. Так же не возможным является включение в образовательную среду особого ребенка без специального психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования должно осуществляться в реализации различных видов деятельности по сопровождению обучения детей с отклонениями в развитии:
- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении обучающихся;
- определение индивидуального образовательного маршрута;
- организации коррекционно-развивающих занятий с обучающимися;
- психолого-педагогическое консультирование и просвещение обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников;
- проведение комплекса реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий;
- оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, социальной адаптации и др.
Особая роль в диагностическом обследовании детей принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Их основные задачи деятельности: оценить особенности и уровень развития ребенка, оценить возможности на настоящем этапе развития (состояния) ребенка быть включенным в образовательное учреждение, выбрать оптимальную форму и уровень инклюзивного образования, определить условия включения ребенка в среду сверстников, разработать индивидуальные программы реабилитации.
Специалисты проводят комплексное диагностическое обследование, которое предполагает систематизацию сведений об особенностях ребенка, динамике и прогнозе его развития. На основе полученных данных, по результатам динамического наблюдения определяются индивидуальные образовательные маршруты.
Кроме комплексной психолого-педагогической диагностики специалисты центров ПМСС проводят консультативные приемы, диагностические обследования детей с целью раннего выявления отклонений в развитии детей, помогают определить дальнейший образовательный маршрут.
С учетом данных диагностического обследования составляются индивидуально-ориентированные программы развития детей с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные маршруты развития). Специалистами проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционно-развивающая работа как дополнительная и необходимая составляющая успешного обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для педагогов-предметников, психологов и социальных педагогов на данном этапе еще не организованы специализированные обучающие программы, проекты. На методических объединениях, семинарах и тренингах для психологов и социальных педагогов затрагиваются вопросы, связанные с инклюзивным образованием, однако их рассмотрение часто носит поверхностный характер.
Инклюзивное образование распределяет нагрузку педагогов и специалистов это предполагает, что:
- при финансировании школы должна быть предусмотрена работа специалистов (психологов, логопедов и дефектологов);
- учебное расписание составляется таким образом, чтобы специалисты имели возможность посещать основные занятия. При необходимости специалисты проводят с «особыми» детьми дополнительные индивидуальные занятия;
- расписание учебных предметов и занятий со специалистами школы или Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации должно быть строго согласовано;
- педагоги и специалисты школ должны иметь возможность постоянно повышать свой профессионализм, обмениваться опытом, проводить междисциплинарные консилиумы и оказывать консультационную помощь семьям;
- разрабатывают и реализуют систему мониторинга деятельности образовательного учреждения в направлении инклюзивного образования.
Направленность коррекционной работы (логопед, психолог, дефектолог, специальный педагог, ЛФК, врач, и т.п.)
Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Здесь должны работать люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного.
Инклюзивное образование предполагает необходимость объединения усилий специалистов разного профиля. Требуется комплексный подход и поиск эффективных моделей сотрудничества специалистов в рамках службы помощи детям с трудностями адаптации, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Состав специалистов определяется особыми образовательными потребностями детей. В общеобразовательной школе в него, как правило, входят педагог, логопед, психолог, врач (медсестра), дефектолог, социальный педагог.
Большое место в процессе интеграции занимает социально-педагогическое сопровождение. Соответственно объемная работа возлагается на социального педагога.
Социальный педагог включается в работу в случае необходимости диагностики и коррекции социального статуса и условий семейного воспитания ребенка. Он осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, развитию, социальной защите личности ребенка, а также социальной помощи в адаптации (как внешней, так и внутренней), защите и реализации прав и свобод ученика. Социальный педагог может осуществлять сопровождение-наблюдение ребенка и семьи, а может реализовывать активное социальное вмешательство в ситуацию ребенка, целенаправленно работать с семьей и необходимыми ей субъектами помощи (педагогами, другими родителями, сотрудниками детской комнаты милиции, органами социальной опеки и т.д.).
Основные направления деятельности социального педагога:
- социально-педагогическая работа с учащимися;
- социальная помощь семье;
- работа со специалистами и педагогами;
- сотрудничество с представителями внешних учреждений.
Социально-педагогическая работа с учащимися предусматривает работу с детьми по формированию у них толерантности, профилактику с опекаемым детьми, детьми из многодетных семей и детьми с ОВЗ: связь с родственниками детей с ОВЗ, родственниками опекаемых и их опекунами, помощь в оформлении документов, связь с комитетом социальной поддержки населения, собеседования с ребенком и помощь в решении его проблем (моральных, психологических, материальных), посещение семей с целью изучения условий, в которых проживает ребенок.
Социальная помощь семье включает в себя следующие функции:
- Информационно-просветительская: сбор сведений о различных типах семей, определение характера запроса и реального положения дел в конкретной семье, информирование семьи о ее праве на помощь (о формах и условиях ее получения, специалистах, которые могут эффективно помочь в решении проблемы), организация встреч со специалистами района и города.
- Диспетчерская: координация информации в сфере социальных прав ребенка и семьи и своевременная переадресация ее родителям с целью получения помощи в социальной микроструктуре по вопросам защиты прав ребенка и др.
- Административная: составление документации, необходимой для работы с конкретной семьей, оказание помощи отдельным членам семьи в написании заявлений и других документов.
- Посредническая: осуществление связи между семьей и необходимыми специалистами, организация контактов между ними.
- Экспертная: представление независимой информации о конкретной семейной ситуации (на психолого-медико-педагогической комиссии, в суде и т.д.).
- Контрольная: получение информации о предоставлении семье полагающейся помощи и защита от злоупотреблений, повышенное внимание к семьям с детьми с ОВЗ и «группы риска».
В содержание работы со специалистами и педагогами входит:
- совместная работа по созданию банка данных о детях, особенно с ОВЗ и «группы риска»;
- помощь в профориентационной работе: анкетирование, опросы, индивидуальное консультирование, лекции, беседы;
- участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме, в работе педагогического совета, методических объединений, оказание помощи специалистам ПМПК, классным руководителям, воспитателям группы продленного дня.
В инклюзивном образовании существуют психолого-педагогические трудности и проблемы:
- проблема неприятия детей с ограниченными возможностями здоровья;
- проблема непринятия идеологии инклюзивного образования;
- трудности в понимании и реализации подходов к обучению детей с ОВЗ;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
Одной из важных проблем инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями является нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе социальных педагогов и психологов.
Так же необходимым является выбор оптимальных совместных форм работы. Это могут быть лектории для родителей, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, распространение памяток, оформление стендов, публикации в средствах массовой информации, в сети Интернет. Так же специалисты проводят консультативную и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у администрации, педагогов образовательных учреждений, у обучающихся и родителей здоровых детей. С этой целью педагоги-психологи, социальные педагоги центров ПМСС проводят в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. С учетом возраста детей специалисты проводят ролевые игры, проигрывают ситуации, обсуждают, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе.
Такие формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними. Эффективны и родительские собрания, где обсуждаются с родителями взаимодополняющая роль общения здорового ребенка с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, обсуждаются тревоги и опасения родителей.
Многие специалисты отмечают, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. В свою очередь, «обычные» школьники при обучении с детьми, имеющими особенности в развитии, научаются некоторым личностным и социально значимым компетенциям: толерантности, терпимости, коммуникативной гибкости, ответственности за свои действия по отношению к окружающим.
В настоящее время психологи и педагоги все больше стали внимания уделять проблеме эмоционального благополучия ребенка. Увеличивается и число отклонений, приобретенных в раннем детстве в физическом и умственном развитии. Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с эмоциональным благополучием детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательных воздействий. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи, что является необходимым условием интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
Необходима целая система работы с детьми с ОВЗ, которая направлена на сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в развитии эмоционально-волевой сферы необходимы в большой степени, чем нормально развивающемуся, способному самостоятельно черпать знания из окружающего мира.
Литература:
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93 c.
2. Петухова, Л. Интеграция детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников [Текст]/ Л. Петухова//Народное образование. -2008. - №8. – С.208-213.
3. Назарова, Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения [Текст]/ Н. Назарова//Социальная педагогика. - 2010. - №1. – С. 77-88.
4. Маланцева, О. Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами [Текст]/ О. Маланцева//Социальная педагогика. – 2008. - №2. – С. 63-68.
5. Аргунова, Т. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в сельском социуме республики Саха (Якутия) [Текст]/ Т. Аргунова//Социальная педагогика. – 2008. - №2. – С. 60-63.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.