Статья: «Социальная работа в системе образования».
Социальная работа в системе образования еще только начинает свое становление как особое направление социальной сферы Российской Федерации. В связи с этим следует указать на социально-педагогические аспекты социальной работы в целом и обозначить соответствующие рабочие поля, в которых ей предстоит действовать:
Социальная работа в системе образования приобретает все большее значение в социализации и формировании личности.
1. Особенности, формы и методы социальной работы в школе
Способность общества обеспечить полноценное образование для всех детей − показатель социального здоровья самого общества и необходимое условие его устойчивого развития. В меняющихся условиях современного российского общества только основательное образование позволяет человеку обеспечивать свое существование и осуществлять социально-бытовые, профессионально-трудовые и общественные функции. Человек, лишенный сегодня возможности получить полноценное образование (начальное, среднее, профессиональное), завтра может стать балластом общества, пополнив ряды тех, кто не способен обеспечить себя сам. Фактически уже сегодня готовится постоянное увеличение рядов вторично и функционально неграмотных людей, снижающих адаптивный потенциал общества, нуждающихся в постоянной поддержке и социальной помощи. Нельзя не учитывать, что это слой активно-требовательный, агрессивный, разрушающий нормы социального поведения. Специалисты выделяют два типа школьных проблем в процессе обучения в школе:
В последние годы в России количество детей со школьными проблемами неуклонно растет.
Попытка образовательного ведомства решить проблему организационным путем с помощью проведения политики социальной изоляции таких детей, создания коррекционных классов не дала видимых положительных результатов, так как социальная изоляция столь большого контингента детей, с одной стороны, практически невозможна, а с другой − не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее искусственным разделением тех, кому предстоит жить в одном обществе.
Многообразные школьные трудности имеют различные причины, а сложность их выделения обусловливается их неоднозначностью, что создает своеобразные сочетания у каждого ребенка. Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Некоторые авторы выделяют также смешанные факторы, представляющие собой сочетание тех и других.
К числу внешних факторов относятся условия, в которых растет и развивается ребенок и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана: от социальной депривации, при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, до гиперопеки (чрезмерного внимания), тоже оказывающего отрицательное воздействие.
В современных условиях необходимо выделить и такие внешние факторы, имеющие отрицательное влияние на рост и развитие ребенка, как экологические условия, педагогические факторы (недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей, несовершенство методик обучения и т. д.).
К числу эндогенных факторов, обусловливающих школьные трудности, относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния его здоровья и т. д.
Учитывая комплексность проблемы, необходимо ясно понимать, что успешность и эффективность ее решения зависят от степени интеграции усилий медиков, психологов, педагогов и других специалистов в разработке теоретических основ и практических рекомендаций по организации помощи детям, родителям, учителям. Институт социальных работников способен реализовать такую интеграцию в лице своих специалистов, подготовленных к проведению социально-педагогической, социально-реабилитационной работы с детьми, их родителями и учителями.
Социальная работа в школе становится тем более востребованной, чем отчетливее обнаруживается в рамках современной школы отсутствие учета всех других аспектов воспитания, кроме обучения и образования. Вследствие этого происходит противопоставление задач школы и семьи, школы и социальной работы, включая социальную педагогику, которые характеризуются гражданоцентрированной, практикокооперирующей, ориентированной на удовлетворение потребностей направленностью. Однако, в свете социальных проблем, присущих школе, становится все более очевидной необходимость участия социальных работников в ее деятельности. Именно социальный работник может содействовать выходу школы из кризисной ситуации, касающейся как педагогов, так и отдельных учащихся. При этом предусматривается использование социально-педагогических подходов и к процессу обучения, и к решению вопросов административного управления.
Социальный работник в школе может помочь в проведении группового консультирования, в развитии потенциалов, направленных непосредственно на работу с учащимися, в организации систематической и конструктивной кооперации различных учреждений в осуществлении задач, стоящих перед школой и относящихся не только к вопросам обучения и образования, но и к процессам демократизации, административно независимой педагогической работы по решению традиционных и возникающих новых школьных проблем. Речь идет о способности к критическому анализу и самостоятельности участников (партнеров) процесса обучения, образования и воспитания, о их взаимовлиянии и адаптации к реалиям постоянно изменяющегося окружающего мира.
Социальная работа в школе призвана сосредоточить внимание в основном на тех недостатках, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применив альтернативные концепции к их устранению. На основе теоретических разработок и практики современной социальной работы в школе можно определить следующие ее цели:
Чтобы реализовать эти цели, социальные работники в школе:
Реализация этих целей означает установление институционной ориентации в школе, т. е. постоянное содействие социального работника школе, для школы и для своих клиентов в рамках школы. Такой подход в зарубежной практике социальной работы иногда подвергается критике со стороны объединений, связанных с деятельностью по организации досуга, работающей с молодежью в группе (общине). Однако, очевидно, речь здесь идет не столько о школе как поле воздействия и вмешательства, сколько о более широкой ситуации школьника.
На основании вышеизложенного может сложиться впечатление, что социальная работа в школе охватывает все, кроме самого учебного процесса. Это происходит, потому что социальная работа не связана последовательно с профессиональной деятельностью педагога и концентрируется на педагогической деятельности только в узком смысле этого слова. С одной стороны, это дает ей возможность оставаться многогранной и свободной от догматических норм деятельности, но, с другой стороны, создает опасность для размывания ее контуров и потери профилирующей основы.
В условиях школы применяются различные смежные подходы, имеющие границы и зоны воздействия, в которых проявляются те или иные воздействия социальной работы. При этом всегда следует учитывать аспекты, где социальная работа должна ослабить свои позиции в пользу других служб.
Социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения. Она выполняет следующие функции:
− выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
− охраняет и защищает личность, ее права, интересы и труд;
− создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
− оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
− налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;
− изучает общественное мнение в школьном коллективе;
− организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
− разрешает конфликтные ситуации между учащимися, школьниками и педагогами, учениками и родителями;
− организует работу школьного телефона доверия;
− способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого ее члена.
Основными принципами деятельности социальной службы являются:
Социально-педагогический модуль при школе создается с целью оказания помощи детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении в связи с имеющимися недостатками в развитии интеллекта, эмоционально-волевой сферы, неправильного поведения, неумения наладить общение, неспособности к коммуникации.
Его задачами являются:
К основным направлениям социально-педагогического модуля относятся:
Школьная психологическая служба.
Осуществление интегративного консультационного подхода предполагает наличие как психологических, так и социально-теоретических и педагогических знаний. Поскольку современная практика образования имеет достаточно одномерную ориентацию (психологическая диагностика и помощь в конкретном случае, с одной стороны, и анализ социальных условий и социально-педагогическая активация − с другой), поскольку становится необходимым, чтобы в работе консультационной службы принимали участие, наряду с психологами, и социальные работники. Только посредством кооперации специалистов обеих профессиональных групп можно адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе.
Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика. Педагог-консультант исследует общие отклонения от нормы, нарушения в поведении учащегося. В его обязанность входит оказание помощи в конкретном случае, помощь в учебном процессе, предоставление консультаций по отдельным учебным дисциплинам. К решению задач в рамках этой модели также присоединяется служба школьной благотворительности. Но в работе этой модели школьные социальные работники, как правило, не участвуют.
Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально ориентированные занятия и практика. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация в целом начинается слишком поздно. Школьная служба социальной работы призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.
Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами; школьное самоуправление. Учащиеся школы и их родители составляют две важнейшие группы, обусловливающие учебный процесс, включая каждое занятие, и все усилия по «вторичной» социализации. В поле деятельности школьной социальной работы входит любая попытка привлечь учеников и их родителей к активному и ответственному участию в жизни школы. Важно видеть роль школы в жизни не только учащегося, но и его родителей. Новые формы групповой работы с родителями, организация сотрудничества самих родителей имеют такое же большое значение, как и самоорганизующиеся группы школьников, их самодеятельность, ученические газеты и т. д. Различие интересов разных групп способствует развитию процессов демократизации в школе.
Стремление общества к демократизации и гуманистическому развитию, к экономической и политической стабильности в стране выдвигает серьезную задачу по усилению и совершенствованию процесса социализации подрастающего поколения, социального воспитания каждой конкретной личности. Введение в школах должности социального педагога − это шаг по пути практического решения указанной задачи.
Деятельность социального педагога-организатора направлена на создание условий, необходимых для полноценной социализации конкретной личности.
В свете новой педагогической парадигмы миссия социального педагога состоит в том, чтобы защищать права и свободы юного человека, создавать соответствующие ситуации для осознания им своих нужд, интересов, потребностей и ресурсов для их удовлетворения.
Необходимо также назвать и такие сферы социально-педагогической работы, которые оказывают влияние на формирование социальной работы в школе, хотя и не имеют прямых институционных контактов со школой. Это помощь семье со стороны молодежных ведомств (прежде всего это касается мероприятий, дополняющих воспитание в семье), работа с молодежью по месту жительства и воспитание в детских домах и приютах.
Формы и методы школьной социальной работы:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.