Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС
Оценка 4.6

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Оценка 4.6
doc
09.01.2020
Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС
Прокопьева Статья (2).doc

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ  СОБЫТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КУЗНЕЦКЕ  В УСЛОВИЯ ФГОС

Прокопьева Т.Г., учитель истории,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Новокузнецк

Кемеровская область

Россия

 

 Альтернативы развития России в 1917 году, причины победы большевиков, установление советской власти в столицах и провинциях в условиях широкомасштабной кровавой Гражданской войны – вот ряд наиболее актуальных и спорных вопросов российской и зарубежной историографии [4, с.9;  5, с.3.].

В условиях модернизации образования и перехода к ФГОС, одним из приоритетных направлений в преподавании истории является «уважение к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотизма, гражданственности, общенационального самосознания» [6, с. 145]. Д.С. Лихачёв говорил, что первоначальное понятие Родины возникает на уровне семьи, дома, двора, села, и уже затем происходит осознание большой Родины. Возможность реализовать это направление нам предоставляет  внеурочная деятельность [7, с.63].  Изучение региональной истории призвано вызывать у школьников чувство личной сопричастности  к судьбе родной Земли, интерес и уважение к истории малой Родины, к прошлому своих земляков как части себя самого.

Наши выводы подтверждаются анкетированием по предмету ИСТОРИЯ:  у 81% обучающихся 8-9 классов наибольший интерес вызывает тема: «Роль нашего региона в переломных событиях истории 20 века». Отвечая интересам  и потребностям старшеклассников, педагогами нашей школы разработана программа внеурочной деятельности по истории Кузбасса, с учётом «интеграции и региональной направленности обучения». [5,с.12]

Подбирая материалы для занятий по теме «Гражданская война в Кузнецком крае», мы столкнулись со следующими проблемами: большинство архивных материалов сгорело, уничтожено в период Гражданской войны в Кузнецке; ряд оставшихся материалов был изъят и признан «не ценными»  как антисоветские, после победы большевиков и установления советской власти в Кузнецке; события начала 20 века в Кузнецке, особенно годы гражданской войны, освещены лишь через  противоречивые воспоминания участников, руководителей, «сторонних наблюдателей» [3, Оп. 1  Р.3, р.8]. Работая в архивах НКМ, мы выявили: противоречивость оценки деятельности партизанского отряда  Г.Ф. Рогова на территории Кузнецка.

       В 1917г. Сибирь относилась к наиболее спокойным в политическом отношении районам России. Это спокойствие обеспечивалось позицией зажиточного крестьянства. Но Временное правительство, затягивая решение социально-экономических проблем, способствовало дестабилизации обстановки. Источники этого времени свидетельствуют о том, что основную роль в организации Советов играли не сами большевики, а их  противники – социал-революционеры. По информации журнала «Сибирский рабочий» от 1 декабря 1917г. в Кузнецке «господствуют исключительно эсеры. Организации РСДРП(б) нет, работать некому. Совет рабочих и солдатских депутатов состоит из левых социал-революционеров. Кузнецкий гарнизон всецело на стороне Советов, но она еще не осуществлена». Эсеры возлагали большие надежды на сибирское крестьянство, недовольное продовольственной диктатурой и хлебной монополией большевиков. С марта 1918г. в Кузбассе началось открытое неповиновение местного населения Советам. К  концу 1919г. наиболее популярными стали идеи эсеров и меньшевиков, объединившихся с кадетами в борьбе против большевистской партии [2,С.59.]. Малочисленная, но радикально настроенная партия большевиков долгое время не могла найти прочной опоры в городах и селах края, но опираясь на бедняцкие слои деревни и используя популистские лозунги, распространившиеся среди рабочих и солдат местного гарнизона, они сумели установить свою власть. В её установлении довольно противоречивую, но интересную роль сыграл руководитель партизанского отряда Г.Рогов. Подавляющее  большинство командиров партизанских отрядов, боровшихся с белогвардейцами в 1918-1919гг. после поражения Колчака в Сибири активно поддержали большевиков. Г.Рогов же, с частью своего отряда, оказался в стане открытых врагов Советской власти. Среди историков, дающих оценку личности и деятельности этого человека широко распространены две точки зрения. Первая  оценивает Г.Рогова как последователя «махновщины», убежденного анархиста, преследовавшего свои цели и интересы [10, с.91-92]. Вторая точка зрения основана на воспоминаниях (порой диаметрально противоположных) свидетелей деятельности  и участников отряда Рогова[8,с.195-196].  И здесь бытует мнение о нем, как о карателе, широко использовавшим слепой террор [1,л.42].  

Таким образом, трудности изучения данной темы в рамках  ФГОС позволяют  старшеклассникам активно включаться в исследовательскую работу по  изучению и анализу исторических источников нашего края. Это способствует формированию осознанного выбора обучающимися профессий гуманитарной направленности.

Литература

1.          Воспоминания П.Я.Новикова. ПАТО,ф.1,оп.1,д.317,л.42

2.          Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Ч.3, Новосибирск.-2000.-С.59.

3.          Новокузнецкий краеведческий музей НФ-Д. Оп. 1  Р.3, р.8

4.          Поляков Ю.А. Октябрь 1917 года в контексте российской истории // Россия в 20 веке/ В 2 т. Т.1.,  М., 2002. С.9.

5.          Поляков Ю.А. Как отразить многомерность истории // Новая и новейшая история.-2003. № 4.с.3.

6.          Сахаров А.Н., Чубарьян А.О. Концепция преподавания новейшей истории xx века / Тюляева Т.И. Настольная книга учителя истории, с. 145., М., 2005

7.          Сборник нормативных документов. История / под редакцией Э.Д. Днепрова, с. 63, М., 2004.

8.          Стишов М.И. Большевистское подполье и партизанское движение в Сибири. М.:1962. С.195-196.

9.          Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии 2002.№ 1.

10.     А.Худяков. Гражданская война на Алтае. Барнаул.-1992. С.91-92.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС

Проблемы изучения событий гражданской войны в Кузнецке в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2020