Мотив (от лат )- приводить в движение, толкать; побуждение к деятельности, связанной с удовлетворением потребностей. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения.Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. От уровня сформированности учебной мотивации зависит объём усилий, которые ученик прилагает в своей учёбе. Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Мотивы учения младших школьников
Непосредственно-побуждающие
(яркость, новизна, занимательность, желание получить хорошую отметку, заслужить похвалу учителя или родителей, страх перед наказанием)
Учебно - познавательные
(интерес к знаниям, любознательность)
Перспективно-побуждающие
(ответственность, стремление хорошо окончить школу,
хорошо работать)
Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:1) Мотивы, связанные с содержанием учения:ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуться в суть явлений и т. п.2) Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интелектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, то есть ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
1. «МОТИВАЦИЯ»- ДВИГАТЬ.2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ.3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
«МОТИВАЦИЯ»- ДВИГАТЬ.
Все мы прекрасно помним латинское выражение: «Знание – сила», но в современном образовательном процессе часто о данном высказывании забывают, ведь ключ к успеху у большинства лежит не через знания, полученные в школе или университете, а через средства материального благополучия. При введении стандарта второго поколения в школьное образование вошли новые методы и подходы, помогающие учителям, и вместе с тем, дающие во многом свободу для школьников. Многие учителя обеспокоены тем, что не все школьники понимают и не до конца осознают всю ответственность, которая ложится на них не с одиннадцатого класса, не с девятого, а с начальных классов. «МОТИВАЦИЯ»- ДВИГАТЬ.
Все мы прекрасно помним латинское выражение: «Знание – сила», но в современном образовательном процессе часто о данном высказывании забывают, ведь ключ к успеху у большинства лежит не через знания, полученные в школе или университете, а через средства материального благополучия. При введении стандарта второго поколения в школьное образование вошли новые методы и подходы, помогающие учителям, и вместе с тем, дающие во многом свободу для школьников. Многие учителя обеспокоены тем, что не все школьники понимают и не до конца осознают всю ответственность, которая ложится на них не с одиннадцатого класса, не с девятого, а с начальных классов.
Если посмотреть на этимологию слова «мотивация», то можно вспомнить, что оно пришло из латинского языка и означает «двигать». Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ
Мотивацию также можно разделить на внешнюю и внутреннюю. Внешнюю мотивацию создают родители и педагоги, они понуждают ребенка к учебной деятельности, наказывая за двойки, и поощряя за пятерки.
Внутренняя мотивация идет от самого ребенка, когда ему интересно узнавать новое, реализовывать свои способности. Внутренние мотивы таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к развитию каких-либо своих качеств, способностей. Стимулом здесь является сам предмет познания – интересный и увлекательный.
С.Л. Рубинштейн писал: «для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им» Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним, а несколькими мотивами, которые переплетаются, дополняют друг друга.
Вот те мотивы, к формированию и развитию которых нужно стремиться: познавательные и социальные, внутренние, а также мотивы, направленные на достижение успеха. Эта совокупность мотивов определяет высокий уровень развития учебной мотивации школьников.
3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Существует несколько методов повышения мотивации школьников:
1. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
2. Отмечать достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение.
3. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
4. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
5. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
6. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
7. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не только научить, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
8. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.
9. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра – дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие – взрослее и целеустремлённее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления
Взяв на вооружение изложенные выше принципы, в своей повседневной профессиональной деятельности можно пробудить в учениках интерес к своему предмету. Особенно хочется обратить внимание на пункт 8. Чтобы заинтересовать кого-то, надо самим быть интересными. Возможно, именно поэтому педагоги не прекращают совершенствоваться в профессиональной области, получают дополнительное образование и расширяют круг своих увлечений. Широкий кругозор вкупе с профессионализмом и индивидуальным подходом к учащимся позволит не только эффективно и качественно решать учебные и воспитательные задачи, но и укрепит авторитет педагога в глазах его учеников.
Для достижения поставленной цели необходимо приложить не мало усилий, резуль
тат будет достигнут
не одномоментно, но, тем не менее, видеть заинтересованность в глазах своих учеников, ощущать их желание учиться и узнавать что-то новое –замечательная награда, ради которой стоит работать.
Использование моделей ИТ в начальных классах
медиапрезентации;
готовые обучающие компьютерные программы, электронные сборники-тренажёры;
электронные энциклопедии,
ресурсы сети Интернет.
Виды компьютерных программ, используемых в начальных классах
демонстрационные - для наглядного представления изучаемого материала;
обучающие — для передачи новых знаний и первичного закрепления по основным предметам;
Дидактические возможности ИТ
- фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока;
- осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика;
- сочетание индивидуальной работы с работой всего класса;
- сочетание обучения с игрой.
Использование ИТ
-повышает качество знаний,
- продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности,
-вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития,
-создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.