Проблемы образования на современном этапе глазами педагога.
Добрынина Людмила Николаевна,
преподаватель ГБПОУ КК НКРП,
г. Новороссийск
Наше общество за последние десятилетия претерпело такие значительные изменения, пережило такие потрясения, настолько изменилось в интеллектуальном, духовном, нравственном плане, что людям старшего поколения, выросших, воспитанных в других реалиях, например, во времена СССР, остаётся только удивляться этим переменам.
Образование тоже не могло остаться без изменения: реформы, ОГЭ-ЕГЭ, ФГОС… Люди, работающие в системе образования должны были тоже меняться, менять отношение не только к своей работе, но и к детям: теперь их принято называть обучающимися, что, на мой взгляд, обезличивает ребёнка, превращает его в какой-то винтик в работе педагога.
Каждый педагог в современном образовании получает такое количество инструкций, рекомендаций, приказов, вынужден писать такое количество разнообразных отчётов о проделанной работе, что не только на творческий подход к своей работе, но и на необходимый физический отдых порой нет времени. Долгожданный летний отпуск не всегда даёт возможность восстановиться полностью и духом, и телом. Поэтому молодые педагоги зачастую разочаровываются в выбранной специальности, уходят из образования в другие области науки. Старшее поколение, которое не мыслит своей жизни без ребят, без этой «каторги» педагогического труда, постепенно вынуждено или приспосабливаться к этим ветрам перемен, либо уходить – на пенсию, куда угодно, занимаются непрофессиональным физическим трудом, репетиторством…
Грустные размышления? Да, конечно. За долгую педагогическую практику (а начинала я ещё в 80-е годы), пережив все реформы в образовании, апробацию и ввод ЕГЭ как единственной формы аттестации выпускников школы, отработав более десятка лет в системе СПО, я могу об этом заявлять с полной ответственностью.
Я уверена, что ЕГЭ надо срочно менять на экзамен «учитель-ученик», при которой существовавшая ранее система проверки знаний снижала уровень стресса для выпускника школы (а мы все знаем процент трагических случаев на ЕГЭ, статистику влияния пережитого стресса на здоровье и психику подростков), позволяла не только проверить полученные за годы обучения знания, но и настроить неуверенного в своих силах ученика на победу, помочь с самоопределением, а главное – сохранить здоровье! Ведь известно, что больше переживают при сдаче ЕГЭ именно «сильные» ребята. А процент «условно здоровых», как выражаются медицинские работники, молодых людей с каждым годом опускается всё ниже. Надеюсь, не только в народе, но и в правительстве поймут, наконец, всю пагубность этой калькированной с Запада системы, которая уже из «самой читающей страны мира» превратила уже несколько поколений российских граждан в не читающих или мало читающих, а, порой, и откровенно мало образованных, несмотря на все потуги учителей, преподавателей словесности. Безусловно, есть очень образованные, талантливые ребята! Но хотелось бы увеличить их количество в ближайшее время и не на бумаге, а в реальной жизни.
Да, очень многое зависит от самого педагога, от его ответственной подготовки к урокам, к внеаудиторным мероприятиям, умения организовать ребят, «зажечь» идеей, от личных качеств, харизмы, если хотите. И тогда даже самый «слабый» и неуверенный в себе подросток откроет свою «ракушку», раскроет свой потенциал. И это счастье для обоих!
Современный педагог вынужден искать интересные, нетрадиционные методы и приёмы обучения, учиться сам всю жизнь – без этого сегодня никак! И конечно, применять дифференцированный подход к каждому подростку, учитывать его психолого-эмоциональные особенности. А приходит не сразу, а только с опытом. Что же делать начинающим педагогам?! Учиться. Другого не дано. Сейчас в образование приходят молодые педагоги, прошедшие школу ЕГЭ, когда утрачивается психолого-эмоциональный контакт «человек – человек». Они, в погоне за результатами обучения, который так настойчиво требует от педагога Министерство образования, порой не замечают эмоциональной нестабильности подростка, а в результате молодые люди утрачивают желание учиться, проявлять себя, получать профессию. На мой взгляд, сегодняшние подростки излишне погружены в себя, живут виртуальной, а не реальной жизнью, с трудом налаживают близкие, дружеские отношения. Это реалии современной жизни, к сожалению. Что делать? Думаю, необходимо убрать «погоню» за цифрами успеваемости-качества, навязанные педагогу «сверху», вернуть возможность оставлять на повторное обучение, ставить «2» без вытекающих проблем для педагога, увеличить количество учебных часов на русский язык и литературу, чтобы можно было и тексты читать вместе с ребятами, обсуждать прочитанное, прививая постепенно утраченную привычку читать и осмысливать. Безграмотность выпускников школы, для которых русский язык родной, реальная безграмотность, а не в цифрах на бумаге, по самым простым темам русского языка за последние 20 лет прогрессирует с устрашающей скоростью. Например, выпускники 9 класса зачастую не могут назвать падежи, склонения существительных, спряжение глаголов, путают члены предложения и части речи, я уж не говорю о пунктуации! Я вижу причину в том, что уже в начальной школе количество часов на изучение тем так незначительно, что учебный материал не успевает усваиваться, а его количество увеличивается, погребает, как лавина, под собой ученика; результат - ребёнок теряет интерес к учёбе, чувствует себя отстающим и даже неполноценным по сравнению со сверстниками более успешными, а дальше только хуже. О какой гармонично развитой личности тут можно говорить?! О какой социализации?!
Почему так мало часов выделяется на изучение тем русского языка в школе, НПО, СПО? Это можно объяснить тем, что большая часть министерских руководителей никогда не работала практиками в школе, училище, колледже. Считается, что современному ребёнку важнее знать английский язык, математику. Вот отсюда такое отношение к языку государственному, русскому. Конечно, вопрос спорный. Его надо выносить на обсуждение общественности.
Невозможно обойти стороной и проблему учебников, содержание учебных статей и заданий. Изложение учебного материала должно быть упрощено, а не усложнено, понятно любому читающему независимо от возраста. Огромное количество издающихся учебников и учебных пособий, даже рекомендованных Министерством образования, привело к тому, что педагоги и родители недовольны не только этим «изобилием» (хотят единый для всех учебник, в доступной форме излагающий учебный материал по предмету), но и содержанием! Цена за учебники ложится непосильным грузом на семьи, ведь в большинстве школ учебники не выдаются бесплатно. В системе начального и среднего профессионального образования та же картина. Да ещё и планируется сократить сроки подготовки специалистов среднего звена. Конечно, государству нужны рабочие руки, и чем быстрее – тем лучше. Но за счёт чего будет это сокращение сроков? За счёт общеобразовательных дисциплин? За счёт уплотнения сроков обучения по профессии? Видимо, да.
Но люди, работающие в образовании, по натуре своей оптимисты: верят, что всё изменится и, конечно, в лучшую сторону!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.