Проблемы образования на современном этапе глазами педагога
Оценка 4.9

Проблемы образования на современном этапе глазами педагога

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
20.08.2022
Проблемы образования на современном этапе глазами педагога
Статья из опыта работы преподавателя русского языка и литературы
Проблемы образования на современном этапе глазами педагога.docx

 

Проблемы образования на современном этапе глазами педагога.

Добрынина Людмила Николаевна,

преподаватель ГБПОУ КК НКРП,

 г. Новороссийск

Наше общество за последние десятилетия претерпело такие значительные изменения, пережило такие потрясения, настолько изменилось в интеллектуальном, духовном, нравственном плане, что людям старшего поколения, выросших, воспитанных в других реалиях, например, во времена СССР, остаётся только удивляться этим переменам.

Образование тоже не могло остаться без изменения: реформы, ОГЭ-ЕГЭ, ФГОС… Люди, работающие в системе образования должны были тоже меняться, менять отношение не только к своей работе, но и к детям: теперь их принято называть обучающимися, что, на мой взгляд, обезличивает ребёнка, превращает его в какой-то винтик в работе педагога.

Каждый педагог в современном образовании получает такое количество инструкций, рекомендаций, приказов, вынужден писать такое количество разнообразных отчётов о проделанной работе, что не только на творческий подход к своей работе, но и на необходимый физический отдых порой нет времени. Долгожданный летний отпуск не всегда даёт возможность восстановиться полностью и духом, и телом. Поэтому молодые педагоги зачастую разочаровываются в выбранной специальности, уходят из образования в другие области науки. Старшее поколение, которое не мыслит своей жизни без ребят, без этой «каторги» педагогического труда, постепенно вынуждено или приспосабливаться к этим ветрам перемен, либо уходить – на пенсию, куда угодно, занимаются непрофессиональным физическим трудом, репетиторством…

Грустные размышления? Да, конечно. За долгую педагогическую практику (а начинала я ещё в 80-е годы), пережив все реформы в образовании, апробацию и ввод ЕГЭ как единственной формы аттестации выпускников школы, отработав более десятка лет в системе СПО, я могу об этом заявлять с полной ответственностью.

Я уверена, что ЕГЭ надо срочно менять на экзамен «учитель-ученик», при которой существовавшая ранее система проверки знаний снижала уровень стресса для выпускника школы (а мы все знаем процент трагических случаев на ЕГЭ, статистику влияния пережитого стресса на здоровье и психику подростков), позволяла не только проверить полученные за годы обучения знания, но и настроить неуверенного в своих силах ученика на победу, помочь с самоопределением, а главное – сохранить здоровье! Ведь известно, что больше переживают при сдаче ЕГЭ именно «сильные» ребята. А процент «условно здоровых», как выражаются медицинские работники, молодых людей с каждым годом опускается всё ниже. Надеюсь, не только в народе, но и в правительстве поймут, наконец, всю пагубность этой калькированной с Запада системы, которая уже из «самой читающей страны мира» превратила уже несколько поколений российских граждан в не читающих или мало читающих, а, порой, и откровенно мало образованных, несмотря на все потуги учителей, преподавателей словесности. Безусловно, есть очень образованные, талантливые ребята! Но хотелось бы увеличить их количество в ближайшее время и не на бумаге, а в реальной жизни.

Да, очень многое зависит от самого педагога, от его ответственной подготовки к урокам, к внеаудиторным мероприятиям, умения организовать ребят, «зажечь» идеей, от личных качеств, харизмы, если хотите. И тогда даже самый «слабый» и неуверенный в себе подросток откроет свою «ракушку», раскроет свой потенциал. И это счастье для обоих!

Современный педагог вынужден искать интересные, нетрадиционные методы и приёмы обучения, учиться сам всю жизнь – без этого сегодня никак! И конечно, применять дифференцированный подход к каждому подростку, учитывать его психолого-эмоциональные особенности. А приходит не сразу, а только с опытом. Что же делать начинающим педагогам?! Учиться. Другого не дано. Сейчас в образование приходят молодые педагоги, прошедшие школу ЕГЭ, когда утрачивается психолого-эмоциональный контакт «человек – человек». Они, в погоне за результатами обучения, который так настойчиво требует от педагога Министерство образования, порой не замечают эмоциональной нестабильности подростка, а в результате молодые люди утрачивают желание учиться, проявлять себя, получать профессию. На мой взгляд, сегодняшние подростки излишне погружены в себя, живут виртуальной, а не реальной жизнью, с трудом налаживают близкие, дружеские отношения. Это реалии современной жизни, к сожалению. Что делать? Думаю, необходимо убрать «погоню» за цифрами успеваемости-качества, навязанные педагогу «сверху», вернуть возможность оставлять на повторное обучение, ставить «2» без вытекающих проблем для педагога, увеличить количество учебных часов на русский язык и литературу, чтобы можно было и тексты читать вместе с ребятами, обсуждать прочитанное, прививая постепенно утраченную привычку читать и осмысливать. Безграмотность выпускников школы, для которых русский язык родной, реальная безграмотность, а не в цифрах на бумаге, по самым простым темам русского языка за последние 20 лет прогрессирует с устрашающей скоростью. Например, выпускники 9 класса зачастую не могут назвать падежи, склонения существительных, спряжение глаголов, путают члены предложения и части речи, я уж не говорю о пунктуации! Я вижу причину в том, что уже в начальной школе количество часов на изучение тем так незначительно, что учебный материал не успевает усваиваться, а его количество увеличивается, погребает, как лавина, под собой ученика; результат - ребёнок теряет интерес к учёбе, чувствует себя отстающим и даже неполноценным по сравнению со сверстниками более успешными, а дальше только хуже. О какой гармонично развитой личности тут можно говорить?! О какой социализации?!

Почему так мало часов выделяется на изучение тем русского языка в школе, НПО, СПО? Это можно объяснить тем, что большая часть министерских руководителей никогда не работала практиками в школе, училище, колледже. Считается, что современному ребёнку важнее знать английский язык, математику. Вот отсюда такое отношение к языку государственному, русскому. Конечно, вопрос спорный. Его надо выносить на обсуждение общественности.

Невозможно обойти стороной и проблему учебников, содержание учебных статей и заданий. Изложение учебного материала должно быть упрощено, а не усложнено, понятно любому читающему независимо от возраста. Огромное количество издающихся учебников и учебных пособий, даже рекомендованных Министерством образования, привело к тому, что педагоги и родители недовольны не только этим «изобилием» (хотят единый для всех учебник, в доступной форме излагающий учебный материал по предмету), но и содержанием! Цена за учебники ложится непосильным грузом на семьи, ведь в большинстве школ учебники не выдаются бесплатно. В системе начального и среднего профессионального образования та же картина. Да ещё и планируется сократить сроки подготовки специалистов среднего звена. Конечно, государству нужны рабочие руки, и чем быстрее – тем лучше. Но за счёт чего будет это сокращение сроков? За счёт общеобразовательных дисциплин? За счёт уплотнения сроков обучения по профессии? Видимо, да.

Но люди, работающие в образовании, по натуре своей оптимисты: верят, что всё изменится и, конечно, в лучшую сторону!


 

Проблемы образования на современном этапе глазами педагога

Проблемы образования на современном этапе глазами педагога

СПО, я могу об этом заявлять с полной ответственностью

СПО, я могу об этом заявлять с полной ответственностью

Сейчас в образование приходят молодые педагоги, прошедшие школу

Сейчас в образование приходят молодые педагоги, прошедшие школу

Вот отсюда такое отношение к языку государственному, русскому

Вот отсюда такое отношение к языку государственному, русскому
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2022