Выступление на МО учителей начальных классов учителя Степаненко Т.В. с вопросом: «Сотрудничество и общение младших школьников в творческой деятельности»
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Проблема развития способностей не нова, но до сих пор актуальна.
В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Поэтому тему, над которой работаю, считаю актуальной.
Описание опыта работы
Дополнительная общеразвивающая программа
клуба «Письмецо»
Идея создания клуба подсказана временем, богатейшими традициями, накопленными веками, и тем новым, что происходит в современной жизни.
Актуальность
Общение с людьми – это наука и искусство. Посредством письма появляется возможность лучше понять себя каждому из тех, кто возьмётся за перо. На занятиях клуба «Письмецо» есть возможность возродить несправедливо забытую форму человеческого общения, привлечь внимание школьников к ценности русского языка, пробудить в них любовь к творчеству и сформировать культуру общения.
Новизна, оригинальность программы
Данная программа помогает решать задачи литературного образования, связанные как с читательской деятельностью обучающихся, так и с эстетической функцией литературы. Она направлена на совместную работу обучающегося и педагога.
Цель программы: формирование духовно - нравственной культуры в процессе написания письма грамотным русским языком, с учётом порядка написания данного документа, обучение владеть устным и письменным словом.
.
Методические обеспечение программы: Данная программа разработана на 34 учебных часа для детей 9-15 лет, рассчитана на годичный срок обучения. Обучающиеся работают в группе, микрогруппах и индивидуально. Данная программа предполагает теоретическую и практическую части занятия.
Теоретическая часть включает в себя знакомство с терминологией, историей родного края, учитывается специфика местности, изучением художественной и документальной литературы, умением читать и понимать печатные и рекламные материалы, относящиеся к данному курсу, исправлять логические ошибки в составленных текстах, умением делать нравственный выбор.
Практическая часть предполагает умение работать с художественной и документальной литературой; умение составлять письма разных видов: деловое, официальное, личное, умение изготовлять проекты разного характера: почтовый ящик, письмо – поздравление, телеграмму, открытку, видеоролик, конверт. Принимать участие во встречах; общаться с людьми разных возрастных категорий и различных социальных структур; отправлять письма простые и заказные.
Программа допускает сокращение или увеличение материала. В программе указано примерное распределение учебного времени по темам.
Выводы: Понимая важность возрождения российских традиций эпистолярного жанра, привлечения внимания к ценностям русского языка, а также умение душевно пообщаться посредством письма, и необходим такой клуб «Письмецо». Хочется закончить словами Бернард Шоу: «Это только кажется, что вам некому писать. Задумайтесь, положите перед собой лист бумаги и пишите такие письма, которые захотелось бы получить самому».
Значение творческих способностей для развития младших школьников достаточно велико.
Дети через творческую работу САМОСОЗИДАЮТСЯ, т.е. включаются в процесс жизнетворения и получают от этого удовольствие и моральное удовлетворение.
В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей.
Творчество пронизывает все виды деятельности, обеспечивая её новое, более высокое качество.
Заключение.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил сделать следующие выводы:
· Обучение творчеству возможно только в совместной (сотруднической) деятельности, где каждый из участников – полноправный член. При этом педагог организует деятельность так, чтобы условия и обстоятельства жизни ребёнка требовали от него творческих решений.
· Внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества.
· Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.