Даниленко Е.Н.,
учитель биологии и географии
Средней школы №3(очно-заочная)»
при ФКУ ИК-8 УФСИН России
по Омской области
«ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ»
Важными составляющими современной образовательной сферы являются развитие личности школьника, определение его способностей и возможностей обучения, охрана его физического и психического здоровья.
Патриотическое воспитание, формирование гражданского общества и постоянная заинтересованность государства и общества в этом вопросе подтверждается и появлением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на период 2016-2020 годы». Великая история и культура России, обеспечение преемственности русских поколений, создание необходимых условий для развития граждан, наполненных любовью к Родине и семье и занимающих активную жизненную позицию.
Термин патриот впервые появился во Франции в 18 веке, позже термин патриот стал характеризовать лояльность монархии [4]. В России в XVIII веке С.С. Уваров дополнил понятия" легитимность, самодержавие и народность".
Патриотизм - сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, стране, нации и проявляющееся в форме общественных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей.
С возникновением Российской империи понятие патриотизма стало синонимом национализма (понимаемого как высшая нравственная добродетель и т.д.), а официальная теория Сергея Уварова стала основой национальной идеологии. [8].
С Октябрьской революции 1917 г. и до середины 30-х годов 20 века понятие патриотизма в СССР было негативным, термин «патриот» был аналогичен терминам «буржуй» и «богатей».
По мнению Е.С. Долгина, патриотизм – это нравственно-политическое убеждение и общественное чувство. [10].
С начала 1930-х годов Сталин признал «национальный патриотизм» важным течением, и родилась концепция «русского народа», усилившаяся в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и достигшая своего пика в конце 1940-х гг. начало 1950-х.
Устав ВЛКСМ, утвержденный на XIV съезде ВЛКСМ в 1962 году, обязывал комсомольцев быть истинными патриотами Советской Родины и быть готовыми отдать жизнь за Родину и Отечество.
В 1989 году Устав XX съезда ВЛКСМ был изменен, и основным стержнем комсомольской пионерской организации стал патриотизм.
В 1980-е годы сложилось понимание, что патриотизм является одним из главных явлений духовно-нравственной жизни общества. В этот период патриотизм в обществе был достаточно высок [5].
В 1990-е годы федеральные власти в РФ не занимались «патриотическим воспитанием» детей и молодежи, иногда этим занимались региональные власти.
С начала XXI века федеральные власти постепенно стали уделять больше внимания «патриотическому воспитанию» и изменили свои приоритеты в этом вопросе [1].
В последние годы в России увеличивается число патриотически настроенных граждан. Согласно опросам общественного мнения, проводимым на различных уровнях, все больше россиян считают себя патриотами, а по последним опросам этот показатель достигает 70 процентов.
«У нас нет и не может быть объединяющей идеологии, кроме патриотизма».
В 2022 году в Украине была объявлена спецоперация. Это событие стало индикатором настроения и состояния общества. Добровольцы на защиту Отечества через призывную комиссию прошло большое количество добровольцев, решивших бороться за защиту планеты от нацистов и их идеологии. [3].
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российский патриотизм имеет свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; толерантность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родному Краю, к своей природе [6].
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. [7].
По мнению Л.Д. Лушникова патриотическое воспитание является сердцевиной гражданского и более широкого - духовно-нравственного становления человека [2].
Патриотическое воспитание включает в себя активное участие учащихся в творческой деятельности от имени Родины, формирование чуткого отношения к историко-культурному наследию Родины, традициям и обычаям народа, воспитание любви к Родине и народу. Родина, формирование готовности защищать Родину, процесс приобщения к культуре и традициям различных этнических групп. [8].
Реализация задач патриотического воспитания школьников осуществляется на основе комплекса принципов, отражающих общую модель и принципы воспитательного процесса как целостного воспитательного процесса, специфическое содержание патриотического воспитания школьников.
Принципы образовательного процесса (принципы воспитания и обучения) - это общие принципы, выражающие основные требования к содержанию и методам организации образовательного процесса. Они отражают специфику образовательного процесса и, в отличие от общих принципов образовательного процесса, являются общими принципами, которыми руководствуются педагоги при решении учебных задач.
В соответствии с дедуктивной логикой изложения мы сначала представляем общие принципы воспитания в образовательном процессе в целом, а затем выделяем принципы, отражающие конкретные требования к реализации патриотического воспитания [9].
Организационные формы деятельности обучающихся включают индивидуальную, групповую, коллективную, парную и самостоятельную форму Деятельность может быть учебной, соревновательной, социальной, интерактивной или творческой. [8]. (таблица 1)
Примеры: виртуальные экскурсии, образовательные задания, мозговые кружки, викторины, кинопоказы, тематические беседы, чтения стихов, презентации, интеллектуальные игры, интеллектуальные олимпиады, культурно-массовые мероприятия: «Письма солдатам», «Бессмертный полк», дискуссионные форумы, виртуальные квесты, виртуальные поездки в прошедшее собрание патриотического объединения.
Таблица 1 - Приемы учебной деятельности
Приемы учебной деятельности |
||||
Познавательные |
Состязательные |
Публичные |
Интерактивные |
Творческие |
Виртуальное путешествие, образовательные квесты, брейн-ринги, тематические лекции, кинопоказы, презентации |
Интеллектуальные игры, викторины, интеллектуаль ные олимпиады |
Поэтические чтения, культурно-массовые мероприятия: « Письмо солдату», « Бессмертный полк» |
Дискуссионные форумы, занятия в форме квестов, экскурсии в прошлое, заседания Общества «Патриот»
|
Вербальный и невербальный комментарий к художественному тексту
|
Мы решили разработать программу патриотического воспитания в форме внеклассного мероприятия «Моя Родина». Основная образовательная программа основного общего образования. Характерной особенностью данной программы является изучение «моей страны» при изучении «моей Родины».
Главной особенностью этой программы является то, что обучение не только знакомит школьников с Родиной, но и включает в учебную программу изучение Родины.
Характерной особенностью программы является то, что образование не только дает знания о Родине, но и вовлекает школьников в практическую деятельность. Внеурочная деятельность также включает время для творческой деятельности. [10].
Цель программы: развитие патриотизма у обучающихся школы.
Задачи программы:
Цели данной программы были достигнуты путем решения следующих задач
1. дать обучающимся адекватный объем представлений и представлений об окружающем мире, в том числе о социальном устройстве, жизни людей, национальной истории, культуре, народных традициях, природе страны, в которой они родились;
2. создание на этой основе эмоциональных переживаний, направляющих деятельность и действия обучающихся;
3. формировать гражданско-правовой статус;
4. формировать моральную основу своего характера;
5. формировать отношение людей к миру и окружающим людям;
6. развивать отношение уважения к историческому прошлому своей страны.
Программа была рассчитана на 1 год - 34 часа (1 ч. в неделю).
Практическое применение разработанного содержания воспитательной работы подтверждает, что практические учебные материалы и внеурочная деятельность являются эффективным средством патриотического воспитания
В результате реализации внеурочной программы количество обучающихся со средним уровнем патриотической воспитанности осталось на прежнем уровне 40%. Количество обучающихся с высоким уровнем патриотического развития увеличилось на 27% - с 33 до 60%.
Система средств и методов формирования патриотизма чрезвычайно разнообразна. В ходе реализации разработанной программы патриотического воспитания был накоплен полезный педагогический опыт. Эффективность разработанных программ характеризуется повышением уровня знаний о патриотизме, об изменении отношения обучающихся к основным нравственным ценностям. Результатом осуществляемой деятельности является интерес к познанию Родины, культурных ценностей и традиций.
Библиографические ссылки
Книжные издания
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект,2010.
2. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] / Г.И. Батурина - М.: Народное образование, 2002 - 112с.
3. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал.- 2013.- №1.-С.10
4. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов [Текст] / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. - М.: Белый ветер, 2007.
5. Буйлова, Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова // Внешкольник. – 2013. - № 6. – С. 39-48
6. Витовтова, М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя [Текст] / М.С. Витовтова // Народное образование. -2012. - № 9.
7. Волков, Б. С. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 2. От младшего школьного возраста до юношества [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Владос, 2012.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов // Психология внимания: хрестоматия [Текст] /– Издание 2-е, переработанное и дополненное. – М.: АСТ :Астрель, 2008.
9. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание [Текст] / В. Даль // ред. Н. Анашина – М.: АСТ, 2014.
10. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 10-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Примеры оформления библиографических ссылок
Книжные издания
5 Никонов В.И., Яковлева В.Я. Алгоритмы успешного маркетинга. М.: АСТ, 2007. С. 256–300. (Два или три автора)
3 Экономика машиностроительного производства / В.А. Зайцев [и др.]. М.: Изд-во МГИУ, 2007. 521 с. (Четыре и более авторов)
12 Три века: Россия от Смуты до нашего времени. М.: Престиж бук, 2007. Т. 1. С. 80–310. (Отдельный том)
Статьи из журналов, сборников
7 Ефимова Т.Н.,
Кусакин А.В. Охрана и рациональное использование болот
в Республике Марий Эл // Проблемы региональной экологии. 2007. № 1. С. 80–86.
Законодательные материалы
1 Уничтожение
запасов химического оружия в Российской Федерации: Федер. целевая программа:
утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации
от 21.03.1996 № 305: в ред. Постановления Правительства Рос. Федерации
от 24.10.2005 № 639 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 44, ч. 1,
ст. 4563. С. 12763–12793.
2 О противодействии
терроризму: Федер. закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ:
принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26.02.2006: одобр. Советом
Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 01.03.2006 // Рос. газ. 2006. 10 марта.
С. 1314–1356.
Электронные ресурсы
1 Авилова Л.И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит – поздний бронзовый век): состояние, проблемы и перспективы исследований // Вестн. РФФИ. 1997. № 2. URL: http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf (дата обращения: 19.09.2007).
5 Члиянц Г. Создание телевидения // QRZ.RU: сервер радиолюбителей России. 2004. URL: http://www.qrz.ru/ articles/article260.html (дата обращения: 21.02.2006).
5 О введении надбавок за сложность, напряженность и высокое качество работы: указание М-ва соц. защиты Рос. Федерации от 14.07.1992 № 1-49-У. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Инвестиции останутся сырьевыми // PROGNOSIS.RU: ежедн. интернет изд. 2006. 25 янв. URL: http://www.prognosis.ru/print.html?id=6464 (дата обращения: 19.03.2007).
Диссертации и авторефераты диссертаций
1 Шеремета Т.В. Формирование персональной компетентности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний в процессе последипломного образования: дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Шеремета; [Место защиты: Марийс. гос. ун-т]. Киров, 2016. 224 с.
1 Вотинов А.А. Повышение эффективности процесса профессиональной подготовки будущих кинологов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров: изд-во ВятГГУ, 2011. 19 с.
Архивные документы
1 Северо-Западное бюро ЦК ВКП (б). Общий отдел. Протоколы // ЦГАИПД. Ф. 9. Оп. 1. Ед. хр. 109.
2 Гребенщиков Я.П. К
небольшому курсу по библиографии: материалы
и заметки, 26 февр. – 10 марта 1924 г. // ОР РНБ. Ф. 41. Ед. хр. 45. Л. 1–10.
3 Лонгинов М.Н.
Письма (9) С.Д. Полторацкому, 1857-1860 гг. // ОР РНБ.
Ф. 603 (С.Д. Полторацкий). Д. 145. 15 л.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.