Проблемы дисциплины
Оценка 5

Проблемы дисциплины

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл—6 кл
14.02.2017
Проблемы дисциплины
Все учителя, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую – осознанно или нет – проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.
Проблемы в дисциплине.docx
Проблемы дисциплины. Все учителя, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую – осознанно или нет – проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода. Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают,   что   молодые   люди   сами   постепенно   научатся   управлять   своим   поведением,  контролировать   себя   и принимать верные решения.  Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось.   Программа   дисциплины   с   точки   зрения   этого   подхода   сводится   к   обучению   навыкам   общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д. Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят   в   то,  что   внешний   контроль   совершенно   необходим   для   воспитания.  Такие   учителя   очень   похожи   на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же  блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если  ты не замолчишь, я...» (далее называется наказание, связанных с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика). Третий   подход  можно   назвать   «возьмемся   за   руки».   Педагоги,   которые   придерживаются   такой   позиции, считают,   что   конкретные  поступки   учеников   —  это   результат   действия   обеих   сил:  внутренних   побуждений   и внешних   обстоятельств.   Такие   учителя   берут   на   себя   трудную   роль   ненавязчивого   лидера,   каждый  раз подталкивающего ученика к необходимости осознанно  выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления  правил. Их программа  поддержания  дисциплины  строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки. В   основе   партнерского   подхода   к   проблемам   дисциплины  лежит   качество   взаимодействия   «учитель— ученик».         Учителя предъявляют к ученикам определенные требования и ожидают, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от учителей ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: учителя относятся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к учителям, ожидая от них... Но чего? Ответ  на этот   вопрос   становится   просто   интригующим,   когда   отношение   ученика   к   учителю   выражается   в   форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо: 1. 2. Распознать истинный мотив проступка. В   соответствии   с   ним   выбрать   способ, ситуацию и прекратить выходку.   чтобы   немедленно  вмешаться   в 3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела  бы к                                                     постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.  Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников учитель, наверное, спрашивает себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение учеников, кем бы они ни были.    обстоятельствах.     1­й   закон. Три основных закона поведения.  Ученики  выбирают  определенное   поведение   в   определенных      2­й закон.     Любое поведение учеников подчинено общей цели —  чувствовать себя принадлежащими  к школьной жизни. 3­й закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно,   но  может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: • • • • привлечение внимания; власть; месть; избегание неудачи. Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как­то взаимодействовать с ними. Если они научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут  конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. И так не один раз, а всё время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному   построению   позитивного   представления   о   себе   и   постепенному   увеличению   внутренней свободы. Педагогическое  вмешательство  – это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение   изменить   поведение,  а   могут   и   не   принять   его.  Какое   решение   примет   ученик,  зависит   от   того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его  «плохого поведения». У каждого ребёнка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей.  Остановимся более подробно на понимании мотива «плохого» поведения Привлечение внимания  —  некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они  все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя. Власть  —  некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что  для   них   важно   быть   главными.  Они   пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок. Месть  —  для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому­то из ребят или всему миру. Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не   делать.   Им  кажется,   что   они   не   удовлетворяют   требованиям   учителей,   родителей   или   своим   собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога. Учителю   необходимо   знать   истинный   мотив   «плохого»   поведения   ученика,   чтобы   правильно   строить   свое собственное поведение, понимать реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие. Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания. Активная форма Пассивная форма Реакция учителя Ответы ученика на реакцию Стратегии учителя Минимизация Природа поведения, внимания привлечение внимания направленного на Сильные стороны подобного Разрешающее поведения поведение Принципы профилактики демонстративного поведения Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающем внимание. Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. Ученики   демонстрируют   поведение   «в­час­по­чайной­ ложке»,   т.е.   все   требуемые   учителем   действия выполняют очень и очень медленно. Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. Прекращают выходку, но только на короткое время. Техники Игнорируйте демонстративное поведение.  1.Родители   и   учителя   больше   времени   уделяют   детям, Зрительный контакт.  которые ведут себя плохо, а не хорошо. Становитесь рядом. 2.Дети   не   научены   просить   или   требовать   внимания   в Упоминайте имя ученика.  приемлемой форме. Посылайте «секретный сигнал».  3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к Делайте письменные замечания.  себе, чувствуют себя «пустым местом». Используйте «Я­высказывание». Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем Стройте урок на основе  вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». 1.Больше внимания уделять хорошему поведению. 2.Учить учеников просить  внимания, когда  они в этом очень нуждаются. Неожиданное поведение Отвлечение внимания ученика Поощрение хорошего поведения Пересаживание учеников Выключите свет.  Используйте музыкальный инструмент.  Говорите тихим голосом.  Измените манеру речи.  Говорите со стеной (или с портретом).  Временно прекратите вести урок. Задавайте прямые вопросы.  Попросите об одолжении.  Измените деятельность.                                          Благодарите учеников. Просите ученика сесть на другое место.  «Стул размышлений».                                             Характеристики властолюбивого поведения. Активная форма Пассивная форма Реакция учителя Ответы ученика на реакцию учителя Природа  властолюбивого поведения Сильные стороны  властолюбивого поведения Принципы профилактики властолюбивого поведения Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. Тихое   непослушание:   ученики   обещают   и   вежливо   отвечают нам, но продолжают делать своё. Разные формы оправданий. Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия:   немедленно   прекратить   выходку   с   помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её. 1.Социальные   установки   изменились:   от   отношений господства   –   подчинения   в   ролевом   обществе   прошлого   к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2.Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. Ученики   демонстрируют   лидерские   способности:   умение независимо   мыслить   и   способность   сопротивляться авторитетам. 1.Уход от конфронтации и снижение напряжённости. 2.Передача ученику части своей организаторской власти. Активная форма Пассивная форма Реакция учителя Ответы ученика на реакцию учителя Природа  мстительного поведения Сильные стороны мстительного поведения Принципы профилактики мстительного поведения Характеристики мстительного поведения. Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю. Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. Чувства:   обида,   боль,   опустошение   в  дополнение   к   гневу, негодованию и страху.  Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её. 1.Отражение роста насилия в обществе.  2.Распространенный через средства  массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. Ученики   демонстрируют   высокую  жизнеспособность,   умение защитить себя от боли. 1.Строить отношения со всеми учениками  по принципу заботы о них.  2.Учить   учеников   выражать   душевную  боль   и   страдания приемлемыми способами. Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого – власть или месть. стратегии техники Ищите изящный уход Используйте удаление Устанавливайте санкции Признайте силу ученика.  Уберите зрителей.  Перенесите обсуждение вопроса.  Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика. Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс.  Удаление   в   специальное   помещение.  Изоляция   в   кабинете школьной администрации.  Удаление с применением силы. Лишение   ученика   права   свободно   распоряжаться   своим временем.   Лишение   права   пользования   предметами.  Лишение   права доступа в различные помещения школы.   Встреча   с   администрацией   школы. родителей.   Починка,   ремонт   предметов,   вещей.   Возмещение   учеником убытков.  Информирование Как ученики реагируют на санкции. Многие ученики с властной и мстительной мотивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Это поза «А мне наплевать», демонстрирующая, что вам не удалось задеть их. Свои «послания» они адресуют и вам, и сверстникам, пытаясь тем самым убедить вас в бесполезности продолжения санкции. Не надо обманываться этой маской безразличия. На самом  деле правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на ученика, хочет он того или нет. Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи. Активная форма Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. Пассивная форма Реакция учителя Ответы ученика на реакцию учителя Природа   поведения Откладывание на потом.  Недоведение до конца.  Временная нетрудоспособность.  Официальные диагнозы. Чувство   профессиональной   беспомощности.  Действия: оправдаться   и   объяснить   поведение   ученика   (с   помощью специалиста). Зависимое поведение.  Ученик продолжает ничего не делать. 1.Отношение по типу «красного карандаша». 2.Необоснованные ожидания родителей и учителей.  3.Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. Сильные стороны  поведения Принципы  профилактики   4.Упор на соревнование в классе. Ученики хотят успеха: все делать только отлично,  лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. 1.Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу».  2.Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми. Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи. стратегии Изменение методов объяснения Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения. техники Коррекция требований Обучение в один момент времени чему­то одному. Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности Формирование отношения к ошибкам, как к нормальным и нужным явлениям Плакаты   с   «заклинаниями­девизами».   Высказывание   двух «плюсов» на каждый «минус» ученика.  Декларация «Я могу». Рассказы о типичных ошибках.  Демонстрация уважительного отношения к ошибкам,  Минимизирование последствий от сделанных ошибок. Формирование веры в успех Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в  прошлом успехах. Помощь в «материализации» своего развития Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность.  Умение видеть сильные стороны своих учеников  и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. Воспоминания о прошлых успехах. Наклейки «Я могу».  Альбомы достижений.  Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем.  Аплодисменты.  Вручение наград и медалей.  Выставки достижений.  Самоодобрение.  Источник:  Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины».

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины

Проблемы дисциплины
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017