Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
правоведение
Взрослым
19.02.2018
Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Поэтому проблемы воспитания молодежи сегодня в большей степени привлекают внимание педагогов самых разных уровней.
В общественно-политической, социально-экономической жизни Российской Федерации произошли глобальные изменения, которые в свою очередь повлекли за собой измене-ние общественной морали, отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу ценностей, ориентирующих на индивидуализм, расчет и потребление.
Особый отпечаток данные изменения накладывают на подрастающее поколение. Стремление к материальным благам способствует развитию таких личностных качеств, как эгоизм, алчность и жестокость. Эти качества проявляются как в отношениях, так и в дея-тельности подростков.
Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у школьников познавательного отношения к миру способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам действительности. Именно учителю отводится главная роль в этом процессе, так как он содействует выработке системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру.
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи.doc
ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНООБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Проблемы культурного и духовного образования
в воспитательном процессе современной молодежи
Деменин Л.Н.
Университетский комплекс «Гимназияколледж»
Дальневосточного Федерального Университета, г. Владивосток,
преподаватель
Современное общество находится в глубоком духовном кризисе. Поэтому проблемы
воспитания молодежи сегодня в большей степени привлекают внимание педагогов самых
разных уровней.
В общественнополитической, социальноэкономической жизни Российской Федерции
произошли глобальные изменения, которые в свою очередь повлекли за собой изменение
общественной морали, отказа общества от приоритета духовных ценностей в пользу
ценностей, ориентирующих на индивидуализм, расчет и потребление.
Особый отпечаток данные изменения накладывают на подрастающее поколение.
Стремление к материальным благам способствует развитию таких личностных качеств, как
эгоизм, алчность и жестокость. Эти качества проявляются как в отношениях, так и в
деятельности подростков.
Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием
у школьников познавательного отношения к миру способствовать развитию ценностного
отношения к важнейшим сторонам действительности. Именно учителю отводится главная
роль в этом процессе, так как он содействует выработке системы ценностных отношений
учащихся к окружающему миру.
Так что же подразумевается под словом «культура»?
Впервые определение «культура» было определено английским этнографом,
культурологом, исследователем Эдуард Бёрнетт Тайлором, где культура рассматривалась в
качестве совокупности ее элементов: верований, традиций, искусства, обычаев.[1, с. 38]
В качестве «духовных ценностей» могут выступать общечеловеческие ценности,
предложенные В.А. Караковским:
Земля как общий дом человечества;
Отечество как единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему
судьбой, завещанная ему предками;
Семья как начальная структура, единица общества;
Труд как основа человеческого бытия;
Знания как результат разнообразного и прежде всего творческого труда;
Культура, как великое богатство, накопленное человечеством как в материальной, так
в особенности в духовной жизни людей;
Мир как согласие между людьми, народами и государствами; Человек как абсолютная
ценность, «мера всех вещей».[3]
Эти ценности, с точки зрения Л.Ф. Спирина, должны быть освоены детьми и
подростками, т.к. именно они определяют вектор социокультурного и исторического
развития нашего общества.[4 с. 9–10]
По нашему мнению, формирование развития культуры и духовных ценностей
необходимо начинать с раннего возраста ребенка. И здесь не маловажную первоначальную
1 роль играет семья. В дальнейшем культура и духовные ценности формируются в дошкольных
и школьных учреждениях, т.к. ребенок воспитывается не только семьей. Также необходимо
отметить, что на дальнейшее развитие и воспитание ребенка влияет занятость в различных
кружках и спортивных секциях.
Отсутствие духовных ценностей и культуры ведет за собой деградацию общества.
Свидетельство этого – подростковая и молодежная преступность, рост экстремистских
настроений среди групп молодежи, подростковая проституция, наркомания и т.п. Об этом на
сегодняшний день много и пишут и говорят в СМИ, школах и т.д.
Почему это происходит? Давайте проанализируем.
Необходимо отметить, что сегодняшние школьники – это поколение, родившееся в
19902000х годах. Их рост и развитие пришлись как раз на те годы, когда прослеживался
кризис в экономике, произошел распад СССР, большинство семей не просто трудно жили, а
выживали. Все это безусловно наложило отпечаток на личность этих детей.
Это поколение, получившее название «Поколение Гарри Поттера», постепенно
сменившее «Поколение пепси», в большей степени подвержено неврозам, агрессии, апатии,
что выдвигает на первый план задачу не только сохранения психической устойчивости этих
детей, но, прежде всего, воспитания их жизнеспособности.
Психологи отмечают, что сегодняшние школьники и выпускники школ последних
десяти лет в качестве жизненных приоритетов на первый план выдвигают материальные
ценности. Духовные, общественные и нравственные ценности, к сожалению, теряют в их
сознании свою привлекательность. Ориентация на себя, озабоченность своими проблемами,
связанными со вступлением во взрослую жизнь, объясняет зачастую социальную, в том числе,
гражданскую индифферентность молодых людей. На эти особенности нового поколения
накладывается проблема агрессии взрослых – родителей, учителей, воспитателей.
Жестокость родителей по отношению к своим детям зачастую связана с их
необоснованными завышенными амбициями. Отсутствие поддержки со стороны родителей и
педагогов приводит к поиску подростками и молодежью той среды, где их понимают и
принимают со всеми недостатками и проблемами. И находят в компаниях сомнительного
поведения, неформальных объединениях. Благо есть из чего выбирать: растаманы, эмо, готы,
толкиенисты, джагеры, хулсы. Все больше и больше в наш активный словарь входят эти
странные слова, обозначающие молодежные субкультуры. И это еще не самые опасные, в
смысле не агрессивные. Список можно продолжать, добавив сюда социально опасные
объединения – скинхедов, агрессивных фанатов. По официальным данным 7,4% подростков
участвуют в неформальных объединениях, а по неофициальным причисляет себя к ним
каждый пятый.
Зачастую вполне благополучный ученик оказывается членом агрессивной
неформальной группировки. Причина одна – потребность в социализации в среде себе равных,
в активных действиях, которые направлены не в то русло.
Проведем анализ статистических данных по преступлениям, совершенным
несовершеннолетними в России за период 2007 – 2015 г.г.
Из представленных данных видно, что несмотря на многие пробелы в духовной
культуре нашего подрастающего поколения, преступность несовершеннолетних имеет
тенденцию снижения за указанный период. Это говорит о том, что с детьми ведется работа
как со стороны семьи, так и со стороны общества, и этот факт не может не радовать. Но на
протяжении с 2013 по 2015 г.г. согласно диаграмме наметилась тенденция стабильности, а это
значит, что прежняя методика борьбы с несовершеннолетней преступностью требует
доработки, т.к. не приносит ожидаемого результата.
2 Понимание причин подростковой преступности позволит родителям и педагогам
правильно воспитать взрослеющего ребёнка, предотвратить развитие у него антисоциальных
наклонностей.
порядочность и прочие
общечеловеческие ценности, взрослым удастся вырастить из них законопослушных граждан,
способных построить сильное и процветающее государство.[5]
Пропагандируя среди детей честность,
Как отметила на III Всероссийской научнопрактической конференции «Воспитание в
современном культурнообразовательном пространстве» Позднякова О.К.,
доктор
педагогических наук, профессор, членкорреспондент РАО, профессор кафедры педагогики
ПГСГА: «… важно вновь и вновь обращаться к проблемам воспитания ребенка, подростка,
юноши. Воспитание, благодаря тому, что оно общечеловечно по своей сути, способно
противостоять разрушительным тенденциям, устранять условия дегуманизирующие человека,
общество, поддерживать созидательные тенденции. Именно посредством воспитания человек
включается в жизнь, наполняет ее ценностными смыслами и значениями».
Статистические сведения сформированы по всем федеральным судам общей юрисдикции и мировым
судьям в Российской Федерации, включая Верховный Суд Российской Федерации.[6]
Еще один острый вопрос, касающийся воспитания социальной активности современных
детей, деятельность детских общественных организаций.
Современную школу часто упрекают в снижении ее социализирующего влияния, т.е. в
подготовке к самостоятельной жизни. Как показывают исследования, выпускники школ
последних лет отмечают, что роль школы заключалась для них в передаче знаний и общении с
друзьями. Что касается роли школы в подготовке ребят к профессиональной, бытовой и
семейной жизни, то здесь существуют серьезные проблемы. Конечно, школа не должна брать
на себя больше, чем она может взять. И острые темы, все чаще и чаще поднимаемые на разных
уровнях, в частности, темы полового воспитания, требуют очень тонкого и деликатного
подхода к их решению. Школа должна только обеспечить соответствующей информацией, где
родители и дети могут получить соответствующую квалифицированную консультацию
специалиста, а не решать эти вопросы на своем уровне, вводя все новые и новые учебные
предметы в попытке решить очередную острую социальную проблему.
Школа уже пережила бум, связанный с введением учебного предмета «Этика и
психология семейной жизни». Сама идея по своей сути была прекрасная – подготовить детей
3 к самостоятельной семейной жизни. Но вот решение ее оказалось не подготовленным. И, как
результат, множество обращений встревоженных родителей в органы прокуратуры.
Но необходимо отметить, что задача современной школы заключается не только в
передаче знаний. Цели современного образования заключаются, прежде всего, в развитии
умений у детей самостоятельно жить, действовать и взаимодействовать в обществе, т.е. в том,
что называется социальной компетентностью.
Да, к сожалению, приходится констатировать, что дети сегодня плохо подготовлены к
самостоятельной жизни. Причин этому достаточно. В частности, одной из них является
чрезмерная опека родителей. При этом она зачастую переносится из жизни семейной в жизнь
школьную. Желание полностью контролировать жизнь ребенка выливается в контроль над
учебным процессом, в постоянную критику действий директора, учителя или классного
руководителя. Потребительское отношение к школе рождает у многих родителей
представление, что она в ответе за все – за здоровье, за поступление в институт, за
нравственность. И это уже стало стереотипом в их сознании, а стереотипы, как известно,
изживаются очень трудно.
Недостаток духовного и социального опыта, ограниченный культурный и
интеллектуальный кругозор, усугубляемый педагогической несостоятельностью родителей,
делают формирующуюся личность ребенка зависимой от внешних условий существования.
Оставленный без внимания родителей и поддержки с их стороны, ребенок теряет к ним
уважение, доверие и любовь и, одновременно, лишается необходимой ему в жизни точки
опоры. Например, далеко не секрет, что многие школьники заводят специальные группы
общения через Интернет с помощью таких программмессенджеров, как Whatsapp, Viber и в
vk.com (ВКонтакте). Создаются закрытые группы для пользователей, цель которых —
вербовка в террористические организации и деструктивного толка, а самое страшное – это
доведение подростков до самоубийства. Такое скопление молодежи в виртуальном мире
напоминает в до и после революционное время беспризорных подростков, только
современные «беспризорные» не испытывают лишения материальных благ, а остро нуждаются
в человеческих взаимоотношениях, в понимании и внимании к своему «я», к своей жизни, к
своим проблемам и переживаниям.
Также необходимо учесть и во что играют наши дети, какого содержания и качества
используются в воспитании и образовании детей игры и игрушки.
Сегодня рынок игровой продукции чрезвычайно разнообразен. И хочется от души
порадоваться за наших детей, которые не знают недостатка в игрушках. Прилавки детских
магазинов просто ломятся от количества предлагаемых игровой индустрией товаров. Однако,
эти товары далеко не всегда желаемого качества. Да и повсеместная компьютеризация внесла
свою лепту в развитие детей. Дети перестали читать книги, увлеченно сутками сидя за
компьютерами и другими гаджетами. Домашнее задание выполняется не самостоятельно,
используя учебную литературу, а напрямую списывается из источников Интернета.
Следовательно, дети перестают самостоятельно мыслить, логически рассуждать. Отсюда
прослеживается инфантильное отношение к жизни, не восприятие реальности и полное
погружение в виртуальный мир. Все эти факты приводят к печальным последствиям.
Во многих школах, и это не секрет, на уроках труда дети начальных классов перестали
работать с таким материалом как пластилин и конструктор, уроки рисования оставляют
желать лучшего – единицы умеют действительно рисовать. В старших классах в некоторых
школах отсутствуют уроки черчения. Все эти доводы исключают у детей развитие фантазии и
возможность создавать своими руками чтолибо, т.е. нет направленности на созидание.
Некоторые преподаватели выходят из создавшей ситуации, приглашая специалистов для
проведения различных мастерклассов во внеурочное время и, как правило, на платной
основе.
4 Еще одной проблемой в учебных заведениях стоит неподобающий внешний вид
учащихся: неопрятная одежда, специфический запах и т.д. Как правило, не привитие
элементарных гигиенических норм идет именно из семьи. Предлагаем по этому поводу
проводить лекции с учениками посредством приглашения специалистов отдельных областей
медицины для разъяснения учащимся элементарных норм гигиены, и это должно стать
нормой. Иногда молодежь не владеет полной информацией о подростковом периоде, а
современные родители зачастую не могут ответить своим детям на волнующие их вопросы по
разным причинам. Сегодня Интернет пестрит всесторонней информацией на любые темы. Но
по какойто загадочной причине вопрос о личной гигиене подростков не интересует.
Другой немаловажной задачей является формирование гражданскопатриотического
сознания. Еще Дмитрий Сергеевич Лихачев уделял особое внимание вопросам воспитания
личности ребенка, формирования основ культуры, основанной, в первую очередь, на
патриотизме, «любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к
родной речи». Все это, по мнению нашего выдающегося соотечественника, «начинается с
малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству».[7]
Необходимо отметить потребность в расширении границ культурного развития ребенка
за счет знакомства с традициями иных народов и этносов России и мира. При изучении
данного материала формируется толерантные этнокультурные и этноконфессиональные
установки, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в
качестве одной из важнейших черт социального поведения.
Опасной тенденцией последних лет стала так называемая шоуизация школьного
воспитания, его ориентация на популярные развлекательные телепрограммы. Культивируя
шоу как наиболее эффективную форму воспитания, воспитатели и педагоги школ тем самым
обедняют детское творчество, сводя его к примитивному копированию телевизионных игр! То
же самое можно отнести и к новогодним праздникам! В школах вместо организации
предпраздничной подготовки с родителей собирают деньги на праздник. И даже если внешне
все выглядит благополучно–яркое представление, красивая елка, подарки, нет самого
главного – детской радости от вложенного в подготовку к празднику собственного труда или
активного участия в представлении. Дети превращаются в безмолвных зрителей, гостей на
празднике.[2]
В сентябре 2012 г. Владимир Путин на встречесовещании с представителями
общественности по вопросам духовного и патриотического воспитания молодежи отметил,
что Россия сталкивается с попытками влияния извне на культурное самосознание нации, и
противостоять этому необходимо, воспитывая в молодежи чувство патриотизма.
Как отметил президент, исторический опыт России показывает, что «культурное
самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные "коды" это сфера жесткой
конкуренции», а «порой объект открытого информационного противоборства и хорошо
срежиссированных пропагандистских атак».
Путин подчеркнул, что попытки оказывать влияние на мировоззрение целых народов и
стремление подчинить их своей воле, навязать им свою систему ценностей «это абсолютная
реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие
страны, в том числе и наша страна». Истории известно немало случаев, когда искажение
национального, исторического, нравственного сознания приводило к падению суверенитета
целых государств.
«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте, и такой фундамент это
патриотизм. Как бы долго мы ни обсуждали, что может быть фундаментом и прочным
моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это
уважение к своей истории и традициям, к духовным ценностям наших народов, нашей
5 тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на
территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее», подчеркнул Путин.
По его словам, эти ценности являются нашей нравственной опорой, достоянием
тысячелетней и вместе с тем молодой демократической России, страны, решающей «такие
задачи как создание инновационной экономики, технологическое перевооружение
промышленности и модернизация управления и всей общественной жизни». Строить
патриотическое воспитание подрастающего поколения стоит, в первую очередь, на правде,
даже если она неприятная, считает президент России Владимир Путин.[8]
Первого декабря 2016 года в своем обращении к Федеральному Собранию Владимир
Путин отметил, что самое важное, что волнует родителей и учителей, общественность, – это,
конечно же, содержание образовательного процесса. В школах нужно активно развивать
творческое начало, школьники должны научиться самостоятельно мыслить, работать
индивидуально и в команде, решать нестандартные задачи, ставить перед собой цели
и добиваться их, чтобы в будущем это стало основой их благополучной интересной жизни.
В основе всей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый
ребёнок, подросток одарён, способен преуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте,
в профессии и в жизни. [9]
Ольга Васильева, министр образования и науки РФ считает, что Советская школа
имела очень хорошие традиции именно воспитания. Нужно добавить воспитание буквально в
каждом предмете. Через историю, через литературу и искусство, через музыку, через труд
воспитывать человека. Каждый урок должен продолжать воспитательный процесс, в котором
родителям нужно принимать активное участие.[10]
Таким образом, в педагогической среде интенсивно обсуждаются вопросы, связанные
с возможностями нравственного оздоровления подрастающего поколения.
На сегодняшний день мы предлагаем следующие новые подходы для повышения
культурных ценностей молодежи:
1. ввести в обязательном порядке во всех учебных заведениях на законодательном уровне
дресскод (опрятный внешний вид, исключить цветное окрашивание волос на голове,
пирсинги и т.д). Еще А.С. Пушкин отмечал, что внешний вид говорит о культурности
человека);
2. исключить личные гаджеты во время аудиторных занятий для того, чтобы учащиеся не
отвлекались во время уроков на просматривание страниц Интернета в личных целях;
3. Министерству образования обратить внимание на содержание учебников и рабочих
тетрадей, которая, на наш взгляд, не отвечает желаемому качеству донесения учебной
информации;
4. рассмотреть возможность внедрения в современные предметы обучения навыки старой
советской школы. Например, на уроки труда ввести лепку из пластилина или глины в
начальных классах. Уроки рисования не «зажимать» в рамки учебника
«Изобразительное искусство», а давать детям возможность созидать, создавать
самостоятельные работы для самовыражения и фантазии, при этом объяснять азы
изобразительного искусства (как это делается) для самовыражения учащихся;
5. преподавателям обращать внимание родителей на работу по воспитанию своих детей,
т.к. именно родители несут ответственность за своих несовершеннолетних детей;
6. рассмотреть возможность открытия бесплатных, пришкольных секций, кружков и
лагерей для учащихся, в которых также поднимается уровень культурной духовности
подростков.
6 Размышляя о духовности, о тех нравственных основаниях, которыми должен обладать
взрослый, находящийся рядом с ребенком, невольно приходишь к умозаключению: именно от
нас, взрослых, от каждого из нас, зависит нравственное здоровье подростков. Насколько
нравственен сам взрослый, настолько нравственен и ребенок, находящийся рядом!
7 Список литература:
1. Богатырева, Т. Г. Государство и культура в условиях глобальной динамики / Вестник
Московского университета, Серия 18, 2002, № 4. – 38 с.
2. Воспитание в современной образовательной среде: Материалы региональной научно
практической конференции / отв.ред. И.В.Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО, 2011. – 15
19 с.
Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт
формирования. — М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
3.
4. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.: Российское
Педагогическое Агентство, 1997. – 174 с.
5. URL:http://veselajashkola.ru/interesno/prichinypodrostkovojprestupnostiputiresheniya
problem/
6. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&pg=0
7. Лихачев Д.С. Экология культуры.
URL: http://svitk.ru/004_book_book/16b/3564_lihahevekologiya_kulturi.php
8. URL:http://pravkuban.ru/main/1158346121prezidentvladimirputinottogokakmy
vospityvaemmolodezhzavisitbudushheerossii.html
9. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379
10. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1664918/
8
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Проблемы культурного и духовного образования в воспитательном процессе современной молодежи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.