Выделение и определение основных проблем подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, рассмотрение принципов диагностирования уровня подготовки с подробным их описанием, выведение принципов успешной подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, взаимодействие с родителями, применение ИКТ в процессе подготовки.
Молочная Ольга Игоревна, ЧДОУ №42 ОАО «РЖД» г. Раменское
Проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Определение понятия «готовность к школьному обучению»
Критерии и виды готовности к школьному обучению.
Поступление в школу влечет за собой смену социальной роли ребенка, изменение
социального вектора его развития.
Вопрос о готовности дошкольника к обучению в школе широко рассматривался и в
отечественной, и в зарубежной психологии. Зарубежная психологическая школа, например,
Я. Йирасек, А. Анастази, С. Штрембел, рассматривала этот вопрос в акценте школьной
зрелости. Отечественные психологи, например, Л. С. Выготский, Л. Божович , Д. Б.
Эльконин, акцентировали теоретическую разработку проблемы.
Л.С. Выготский считал, что готовность к школе определяется умением ребенка
дифференцировать и обобщать в заданных категориях предметы и явления окружающего
мира. [2] Также, по его мнению, переход от дошкольного к младшему школьному возрасту
определяется, прежде всего, утратой детской непосредственности. Л. С. Выготский считал,
что это следствие начинающейся дифференциации внутренней и внешней жизни. Она
становится возможной лишь при возникновении обобщения переживаний ребенка. Желания
ребенка, его переживания и выражение желаний, его поведение и деятельность, являются
единым целым. При этом переживания быстро проходят, они сиюминутны и недолговечны,
существуют лишь как отдельные моменты жизни. В поведении появляется кривляние,
капризы, манерничанье. Оно становится нарочитым, искусственным и нелепым, кажется,
что он строит из себя шута. В этом возрасте возникает новая структура переживаний,
ребенок начинает понимать, что у него есть переживания, он проживает их снова и снова,
овладевая новым для себя инструментом. Именно изза этого возникают основные
особенности, характерные для кризиса 67 лет, у ребенка возникает, прежде всего, новое
отношение к себе и своим переживаниям.
Вследствие наступления кризиса 67 лет, непосредственность ребенка уходит, уступая
место дифференциации внешнего и внутреннего, отсюда и происходят все внешние
проявления, которые зачастую родители считают проявлением капризности и дурногохарактера. Но ребенок таким образом вступает в новый для себя период жизни, у него
начинают формироваться первые моменты самосознания вследствие обобщения им своих
переживаний и возникновения дифференциации, меняется отношения к среде.
Психологу и педагогу возникновение данного кризиса говорит о проявлении социальной
готовности ребенка к обучению. В этот период у ребенка начинается активное
формирование его внутренней социальной позиции.
Психологическая готовность к обучению в школе определяется уровнем развития важных в
учебном плане качеств и общим уровнем психического развития ребенка.
Та самая «внутренняя позиция школьника» есть не что иное, как сформированность
личностной и социальнопсихологической готовности ребенка к школе. Социальная
подготовка к школе должна включать развитие навыков общения с ровесниками и
взрослыми в новых жизненных условиях. Ни в коем случае не создание какихлибо
конкретных элементов учебной деятельности, а скорее общий уровень социальной и
психологической подготовки к обучению в новом для него качестве.
Л. С. Выготский утверждал, что готовность к обучению в школе заключается в первую
очередь в уровне развития психических, ориентированных действий, в ясной и развитой
мотивации, а не в количественном представлении об окружающем мире. При этом
подготовка должна исключать дублирование школьной программы, школьных методов,
выравнивать уровень готовности к школе, охранять психическое и соматическое здоровье
детей.
При переходе от дошкольного к школьному возрасту происходит смена ведущей
деятельности, от игры к учебе. Эта смена определяется основными новообразованиями,
которые возникают при переходе от старшего дошкольного возраста к младшему
школьному возрасту. [3]
Л.И. Божович показывала готовность к школе как комплексную характеристику,
включающую необходимый уровень развития познавательных интересов, мыслительной
деятельности, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и
социальной позиции ребенка. [4] Наиболее важной составляющей частью готовности
считала мотивационную составляющую. Она выделяла два типа мотивов:
мотивы, связанные с потребностью в общении;
мотивы, связанные с потребностями в интеллектуальной активности.Только взаимодополнение этих двух типов создает, по мнению Л.И. Божович,
«внутреннюю позицию школьника». [1]
Запорожец А.И. тоже указывал на важность мотивации, степени сформированности
механизмов волевой регуляции, уровня развития познавательной деятельности и умения
анализировать и позиционировал как наиболее верную систему показателей готовности
ребенка к школьному обучению.
По Я.Л. Коломинскому, одной из важнейших особенностей развития ребенка 67 лет
является его чувствительность и готовность к усвоению необходимых нравственных норм и
правил и к систематизированию обучения доступными по возрасту способами и методами.
В связи с этим целенаправленность и систематичность действий педагога дошкольного
образования, родителей или руководителя группы подготовки к школе являются важным
фактором, благодаря которому ускоряется психическое развитие ребенка. [5]
Е. А. Панько и Я.Л. Коломинский показывают нам психологическую готовность к школе
как «целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им
системы требований, предъявляемых школой», то есть приемлемое овладение новыми
социальными ролями и новыми для него видами деятельности.
Развитие произвольности как закономерный результат или даже продолжение отказа от
непосредственности, занимает особое место в комплексе психологической готовности к
школе. Д. Б. Эльконин с коллегами выделили ряд параметров учебной деятельности,
которые относятся к компонентам произвольности: [6]
1. умение на основе зрительного восприятия образца самостоятельно выполнить задание.
2. осознанное подчинение правилу;
3. возможность ориентироваться на заданную систему требований;
3. навык внимательного выслушивания говорящего и воспроизведение без существенных
ошибок задания, предлагаемого в устной форме;
Итак, что же такое «готовность к школьному обучению»? Из вышесказанного выходит, что
это сформированная психологическая, физиологическая и социальная готовность к
обучению в школе.
Помимо указанных выше психологических и социальных критериев, хочу прояснить
понятие физиологической готовности к школе.Физиологическая готовность к школе выражается в состоянии здоровья детей,
достаточном уровне развития основных функциональных систем организма и
соматического здоровья. Оценивают физиологическую готовность специалистымедики в
соответствии с установленными критериями. Эти критерии показывают способность
дошкольника (будущего младшего школьника) переносить возрастающие нагрузки,
связанные с появлением систематической учебной деятельности, возросшего
интеллектуального и физического напряжения.
Особенности развития детей на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.
В развитии дошкольника особую роль играет именно старший дошкольный возраст: в этот
период жизни формируются новые механизмы поведения и деятельности. В этом возрасте
происходит активизация ростового процесса: за год ребенок может сильно вырасти, до 10
сантиметров. В это же время меняются пропорции тела. Движения становятся
совершеннее, двигательный опыт дошкольников увеличивается, двигательные способности
совершенствуются. Координация и равновесие заметно улучшаются, становится легче
выполнять многие движения, причем у девочек есть некоторое преимущество. Крупные
мышцы активно развиваются, что сказывается на развитии крупной моторики, а мелкая
моторика страдает вследствие недостаточного развития мелких мышц, особенно кистевых.
Движения других детей дошкольники зачастую могут верно оценить, а самооценка и
самоконтроль крайне редки и эпизодичны. У детей появляется понимание значения
гигиенических процедур и привычка к ним, появляется интерес к своему организму, его
устройству и их начинает интересовать уход за своим телом, приобретаются необходимые
практические навыки. Изменяется высшая нервная деятельность. Помимо
совершенствования процессов возбуждения, активно развиваются процессы торможения,
что не может не влиять на саморегуляцию. Реакции становятся более стабильными в
эмоциональном плане, дети становятся более уравновешенными. [4] Снижается
утомляемость, повышается психическая выносливость, что зависит от возросшей
физической выносливости. Способность к произвольной саморегуляции еще не развита, но
всё чаще возникает самоограничение и прекращение нежелательной деятельности по
собственной инициативе. Формируются социальные моральные представления. Поведение
ребенка переходит в область правил и норм, уходя от импульсивности и ситуативности.
Дошкольники начинают активно прибегать к правилам в ситуациях, которые требуютрегулировки, особенно со сверстниками. У детей 67 лет уже складываются представления
о добре и зле, о хорошем и плохом, умеют различать плохие и хорошие поступки, проводя
параллели с личным опытом и литературными героями. При этом оценка сверстников у них
весьма категорична, к чужому поведению они весьма требовательны, а свое поведение
объективно оценить не могут и весьма к себе снисходительны. Резко улучшаются
показатели интеллекта, по своим характеристикам показатели мозга ребенка 67 лет
приближаются к показателям взрослых. Начинают появляться причинноследственные
связи между предметами и явлениями, пространственновременные отношения. Таким
образом, дошкольники уже в достаточном объеме оперируют временными
представлениями (утро, день, вечер, ночь), знают и различают времена года, дни недели.
Также ориентируются в пространстве (верхниз, праволево, передзад, близкодалеко).
Кругозор старших дошкольников необычайно расширяется, возникает множество
интересов в сфере необычного и удивительного. Старшие дошкольники зачастую пытаются
сами осмыслить и объяснить поступающую информацию имеющимися знаниями,
почерпнутыми из фильмов, книг, телевизионных передач, вследствие чего возникают
фантастические теории о инопланетянах, космонавтах, гигантских рыбах и кровожадных
туземцах. Дети с удовольствием слушают рассказы взрослых о происхождении Луны и
звезд, об особенностях нашей планеты, истории из жизни. Так они знакомятся с
профессиями родителей, с новыми гаджетами, с разнообразными видами труда,
приобщаясь к ценностям современного мира.
С огромным удовольствием дошкольники включаются в исследовательскую деятельность
под руководством взрослого, сами ставят и решают познавательные задачи, выдвигают
гипотезы о возможных причинах и вероятных результатах наблюдаемых явлений, используя
различные методы проверки: опыты, эвристические рассуждения, сравнительные
наблюдения, с энтузиазмом совершают небольшие «открытия». В этом возрасте память
обретает новые возможности, дошкольники могут намеренно запоминать информацию в
целях дальнейшего воспроизведения и использования материала, внимание становится
более устойчивым. Развиваются познавательные психические процессы. Повышается
способность цветоразличия, обостряется зрение и слух, возрастает точность оценок веса и
пропорций окружающего. Речь развивается очень активно. С учетом индивидуальных
различий, словарь ребенка 67 лет увеличивается на 1001300 слов по сравнению с
предыдущим словарным запасом. Приобретает связность монологическая речь,дошкольник может уже без помощи извне пересказать содержание сказки, мультфильма,
описать какоето событие, свидетелем которого он был.
В связи с тем, что мышцы артикуляционного аппарата окрепли, ребенок 67 лет может
произносить все буквы родного языка, хотя у некоторых дошкольников в этом возрасте
только заканчивается усвоение правильного произношения шипящих звуков, звуков л, р.
Воображение развивается, дети способны на основе словесного описания представить себе
другие миры, космос, драконов, замки принцесс и т.п., и себя в них. Это отражается в
играх детей, театрализации, в рисунках, рассказах. Старшие дошкольники любят рисовать,
делиться содержанием рисунков, обмениваться мнениями.
Возрастает потребность детей 67 лет в общении с ровесниками, в совместных играх и
занятиях, что приводит к возникновению определенного детского сообщества. Развивается
система партнерских, межличностных отношений, взаимных антипатий и симпатий. Дети
становятся крайне избирательны в своих контактах, преобладают однополые контакты.
Ребенок, с которым никто не хочет играть, начинает страдать изза этого. Игра обычно
происходит небольшими группами в трипять человек, зачастую состав этих групп
стабилен и не изменяется долгое время. Так у дошкольника появляются первые друзья.
Дети старшего дошкольного возраста стремятся привлечь к себе внимание взрослых,
активно вовлекают их в разговор, чтобы поделиться приобретенными знаниями и
сложившимися мыслями, впечатлениями и суждениями. Таким образом поднимается
самооценка ребенка, он чувствует себя повзрослевшим и компетентным. Содержательное,
разнообразное общение взрослых с детьми является важнейшим условием их полноценного
развития.
Я склонна согласится с позицией Ш. А. Амонашвили, который считает шестилетний
возраст самым благоприятным периодом для подготовки ребенка к школе. Если не
воспользоваться этим периодом, ребенок может не раскрыть в полной мере свои задатки.
Систематическое и целенаправленное обучение и воспитание важнейшая форма и главное
условие успешного развития ребенка.
Современные подходы к проблеме готовности детей к школьному образованию.
К седьмому году жизни дошкольник готов принять на себя новую социальную роль, роль
школьника, готов начать усваивать новый вид деятельности (учебу) и систему требований и
конкретных, обобщенных знаний. Проще говоря, у ребенка формируется готовность к
обучению в школе, личностная и психологическая.Данные перемены сами по себе не появляются, это результат педагогического воздействия,
постоянного и целенаправленного. Дети, которые не посещают детский сад, обычно
отстают в своем развитии от сверстников, которые его посещают. Только дети, в семье
которых созданы все необходимые условия, данного отставания не имеют. Всё чаще
раздаются голоса т.н. «сторонников свободного детства», которые призывают отказаться
от подготовки детей 67 лет к школе, считая, что это мешает детям «полноценно
проживать свое детство». Очень трудно согласиться с этими людьми. Для начала
необходимо отметить, что любой период жизни человека самоценен и неповторим. Но
проблема в том, что особенности психологического развития таковы, что носят
кумулятивный характер, и невозможно перейти на следующий этап развития, не накопив
необходимый уровень возрастных новообразований, иначе можно говорить о задержке в
развитии или какоголибо рода психологических отклонениях. Таким образом, подготовка
дошкольника к периоду развития начальной школы является одной из важнейших задач
ДОУ и родителей. Кроме того, знание периодизации и закономерностей полноценного
психологического развития дошкольников позволяет взрослым (педагогам и родителям)
осуществлять целенаправленное и осознанное руководство развитием ребенка, что
является основой дальнейшего гармоничного развития детей.
Единство детского сада и семьи позволяют сформировать и верно оценить уровень
подготовки к школе. Родителям нужно получить определенные знания о психофизических
особенностях детей 67 лет, методах формирования готовности к школе и возможных
подводных камнях и проблемах в начале нового трудного пути школьника.
С целью донести необходимую информацию до родителей будущих первоклассников,
ответить на самые частые их вопросы, способствовать всестороннему гармоничному
развитию и полноценной подготовке к школе, можно организовать родительский клуб, в
котором проводятся мероприятия в виде групповых ("круглые столы", родительские
собрания, ролевые игры и т.п.), индивидуальных консультаций, приглашать на мероприятия
психолога ДОУ и педагогов начальной школы.
Ведущий вид деятельности в дошкольном детстве – игра. Именно играя, дети начинают
готовиться к школе задолго до подготовительной группы. Она заключается в занятиях,
которые становятся ребенку привычными, в достижении уровня физического и
психологического развития, соответствующего возрасту, развитию эмоционального
интеллекта и общему гармоничному развитию дошкольника, без которого невозможноподготовиться к новому этапу жизни – этапу младшего школьного возраста. Элемент
познания присутствует в любой деятельности ребенка, представления об окружающем он
получает из самой различной деятельности – в игре, в подражании, в общении, в
манипуляциях предметами, в рисовании и конструировании. При этом получаемые знания
– это всего лишь побочный продукт выполняемого действия, так как ребенок не ставит
задачей узнать свойства предметов и возможность производить с ними действия, его
интересует действие ради самого действия. Лишь тогда, когда ребенок начинает выполнять
какиелибо действия для того, чтобы научиться чемуто новому, его деятельность
принимает форму учения, и приобретение новых знаний становится итоговой целью его
активности.
В большинстве современных школ образовательный процесс построен на классноурочной
форме обучения и четко регламентирован. Например, нельзя заниматься делами, не
связанными с обучением, на уроках, необходимо поднять руку для ответа или чтобы задать
вопрос.
Раньше подготовка к школе сводилась к выработке навыков поведения на уроках, а всё то,
что сейчас считается неотъемлемой частью дошкольной подготовки, либо игнорировалось,
либо происходило уже в школе. Но современное общество ставит перед дошкольными
учреждениями и семьей совершенно другие цели. Как мы знаем, основное отличие учебной
деятельности от других видов деятельности является понимание и принятие ребенком
учебной задачи и сосредоточенность на способах ее решения. И не важно, обучается ли он
индивидуально или в группе, за партой он или на кресле, главное то, что он учится. Также
надо понимать, что программа обучения в подготовительной группе и в первом полугодии
первого класса зачастую во многом совпадают, знания, получаемые в двух первых
четвертях первого класса, были известны первоклассникам еще в прошлом году. Но
наблюдение за адаптацией первоклассников к школе показывает, что первые полгода
обучения самые трудные. И дело тут в разной основе усвоения знаний. В детском саду
занятия происходят в увлекательной форме, знания усваиваются зачастую непроизвольно,
без усилий. А в школе механизм получения знаний в корне другой, овладение знаниями
становится самоцелью, достижение этой цели требует немалых усилий.
Подготовка к школе имеет смысл тогда, когда она направлена на обеспечение усвоения
школьных знаний, необходимо связывать познавательные интересы ребенка с содержанием
школьного обучения. Таким образом, самая важная часть подготовки к школе – этоформирование положительного отношения к школе и процессу обучения, формирование и
закрепление мотивации дошкольника к успешному обучению.
Перед воспитателем стоит несколько важнейших задач:
1. сформировать у дошкольников правильные представления о школе и процессе обучения;
2. сформировать положительное отношение к школе и процессу обучения;
3. сформировать опыт учебной деятельности.
Для этого есть различные методы и формы работы: чтение рассказов на школьную
тематику, беседы о школе и учениках, экскурсии в школу, игра в школу, рисование
школьной жизни, в том числе по результатам рассматривания сюжетных картинок.
При чтении рассказов и проведении бесед о школе важно показывать детям школьную
жизнь с разных сторон – и важность получаемых знаний, и правила поведения в школе, и
внеклассную жизнь школьников, дружбу и взаимопомощь. Важно показывать детям образы
"хорошего ученика " и "плохого ученика", сравнивать образцы правильного и
неправильного поведения. Дети 67 лучше запоминают рассказы юмористического
содержания.
Играть в школу можно поразному. Зачастую вводят в игру персонажа – Незнайку. Это
ученик, который всем мешает и сам не хочет учиться, балуется. Можно играть в
моделирование школы будущего, после экскурсии в школу можно поиграть в первый класс.
Важнейший момент предшкольной подготовки – это принятие учебной задачи. Это значит,
что задача, заданная педагогом, приобрела личный смысл для ребенка, стала его задачей.
Только сам ребенок для себя определяет, какой уровень достижения в этой задаче будет
для него приемлем, и становится сформированной преимущественная ориентация при ее
решении – на скорость либо на качество.
Принятие учебной задачи состоит из двух моментов – из желания выполнить задачу,
полученную извне и понимание сути задачи, ее решения и результата (личностный и
когнитивный аспекты).
Если ребенок недостаточно способен принять задачу, значит, нужно делать упор на
развитие мотива (при неспособности принять задачу) или на развитие мыслительных
способностей при неспособности задачу понять.Инструменты диагностирования готовности детей 67 лет к школе. Комплекс
методик.
Тест Керна Йирасека.
Цель: проверка зрительного восприятия дошкольника, сенсомоторной координации,
умения слушать и понимать, выполнять задания по образцу. [7], [8]
Тест состоит из четырех частей:
1. Рисунок по памяти (фигура мужчины).
2. Срисовывание фразы из письменных букв.
3. Срисовывание группы точек.
4. Опросник
Тест может применяться как индивидуально, так и в группе. В нашем случае он будет
проводиться в группе.
Если показатель низкий или ниже среднего, требуется дополнительное более детальное
обследование психического развития ребенка.
Метод Любови Иосифовны Цеханской Узор.
Цель: проверить сформированность умения и готовность осознанно подчинить
требованиям свои действия, умение слушать взрослого.
Краткое описание [8]: В 3 ряда располагаются фигуры: сверху треугольники, посередине
круги, внизу квадраты. Задание — составить узор, соединяя квадраты с треугольниками, в
обязательном порядке поводя соединительные линии через круги по инструкции,
определяемой педагогом.
Оценивание и анализ результатов. Баллы добавляются при соответствии соединений
инструкции педагога. Баллы вычитаются за пропуски, лишние соединения, разрывы линий.
В 1995 году проведена стандартизация, по итогам которой выяснилось, что методика
«Узор» недостаточно дифференцирует сильных детей. Это объясняется тем, что в
последнее время изменилось содержание образовательновоспитательной работы в детских
садах, возникла устойчивая тенденция к усилению учебной работы с детьми старшихдошкольных возрастов. Это приводит к более раннему развитию предпосылок учебной
деятельности, в частности, умения действовать по правилу. Тем не менее, метод
достаточно активно и успешно используется педагогами и психологами для определения
сформированности готовности детей осознанно подчинять свои действия правилу, что
необходимо для успешного обучения в школе.
Графический диктант Даниила Борисовича Эльконина
Цель: проверить сформированность умения осознанно подчинять требованиям свои
действия, готовность и умение слушать педагога, умение ориентироваться на образец. [7],
[9]
Краткое описание: Перед проведением диктанта необходимо расчертить доску на клетки,
для иллюстрации указаний, дающихся детям. Педагог должен воспроизводить инструкцию
дословно, для чего необходимо иметь перед собой ее текст. Раздаем детям карандаши и
листы бумаги, где подписаны фамилия, имя ребёнка и дата проведения диктанта, педагог
даёт разъяснения, после чего дети переходят к рисованию тренировочного узора. Первый
узор тренировочный, далее контрольные. При рисовании тренировочного узора необходимо
делать длительные паузы, позволяя детям закончить предыдущую линию. Для
самостоятельного продолжения узора нужно дать полторы – две минуты. При рисовании
тренировочного узора педагог ходит по рядам и указывает ошибки, помогая дошкольникам
в точности выполнить инструкцию. При рисовании контрольных узоров этот контроль
снимается.
Интерпретация итогов диктанта очень проста. Точность узора под диктовку — это умение
слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного продолжения узора
— степень самостоятельности дошкольника.
Рисование по точкам Александра Леонидовича Венгера.
Цель: проверить умение ориентироваться на определенную систему требований,
выполнение задания, ориентируясь на образец и восприятие инструкций на слух. [7], [10]
Краткое описание: необходимо воспроизвести фигурыобразцы, соединяя точки линиями
по заданному правилу. Нужно воспроизвести образец, не нарушая правила.Анализ результата. Оценивают тест суммарно за шесть заданий, балл повышается или
снижается в зависимости от качества выполнения задания.
Методика Нины Иосифовны Гуткиной.
Цель: проверить основные компоненты психологической готовности дошкольника к
школьному обучению. [7], [10]
Краткое описание: программа состоит из четырех частей для оценки следующих сфер
развития детей: произвольность, развитие речи, интеллектуальное развитие, а также
мотивация.
Звуковые прятки. Педагог с дошкольником определяют звук, который необходимо найти
(а, о, ш, с). Далее проходит тест. Педагог называет произвольные слова, а ребенок отвечает,
есть ли в данном слове необходимый звук.
Метод определения доминирующих мотивов и беседа на предмет выявления внутренней
позиции будущего ученика. Ребенка приглашают в комнату с игрушками, где педагог
начинает рассказывать новую сказку, которая заинтересует ребенка. На самом интересном
моменте сказка прерывается и малышу предлагается на выбор либо дослушать сказку, либо
начать играть. Ребенок, в котором доминирует познавательный интерес, выберет
продолжение сказки, а с доминирующим игровым интересом — игрушки или игру.
Интеллектуальную сферу проверяют, используя методики «Сапожки» (картинки на
логическое мышление) и «Последовательность событий» (восстановление правильной
последовательности действий и рассказ по картинкам
Домик. Дошкольник должен срисовать домик, состоящий из частей прописных букв. В
зависимости от способности ребенка к безошибочной передаче образца, от внимательности,
мелкой моторики и умения копировать увиденное, оценивается результат.
Да и нет. Запрещено отвечать на вопросы «да» или «нет». Ребенку задают вопросы,
имеющие целью спровоцировать его на ответ «да» или «нет», которые произносить
запрещено.
Формирование полноценной общей подготовки к школе.
1. Снятие напряжения, развитие коммуникативных навыков, преодоление барьеров в
общении.2. Развитие эмоционального интеллекта, самосознания и индивидуальности дошкольника.
3. Принятие новой социальной роли, роли младшего школьника, расширение представлений
о школе.
4. Развитие мышления, речи, внимания, памяти, восприятия.
Занятия по общей подготовке к школе органично включаются в текущую деятельность
дошкольников и не выделяются в отдельные занятия. Используемые инструменты:
Игры, упражнения: «Соберемся вместе», «Давайте поздороваемся», «Мое настроение»,
«Сбрось усталость», «Встаньте все те, кто…», «Подарок на всех», «Нарисуй настроение»,
коллективное сочинение сказки, «Угадай эмоцию», «Новая кукла», «Лото настроений»,
«Баба Яга», «Назови похожее», «Золушка», и т. д. Беседы о школе, чтение стихов и
произведений о школе, знакомство со словарями, энциклопедиями, учебниками.
Дидактические игры и упражнения: «Найди по описанию», «Угадай загадку», «Плохо
хорошо», «Что изменилось?», «Непохожих не бывает», разнообразная пальчиковая
гимнастика
Применение ИКТ при подготовке к школе на занятиях в детском саду и в семье.
Компьютеры не так давно, но уже очень прочно вошли в окружающую нас
действительность. Ктото выступает против занятий ребенка на компьютере, ктото
подменяет компьютерными играми живое общение. Но необходима золотая середина,
чтобы можно было пользоваться достижениями современной науки и техники, не принося
вред психическому и физическому здоровью. Как педагог ДОУ, я не могу произвольно
включать компьютерную грамотность и компьютерные игры в программу подготовки детей
к школе, но я могу рекомендовать игры и программы, которые считаю полезными в
разумных пределах, родителям для занятий с детьми дома. В связи с этим я исследовала
мир программ по подготовке дошкольников к школе, рассортировала по видам,
воспользовавшись существующей классификацией, и предложила рекомендуемые игры
родителям из экспериментальной группы дошкольников.
Специалисты подразделяют интерактивные игры на несколько видов, относительно их
назначения:
игры, улучшающие логическое мышление и память дошкольника;
игры, развивающие мелкую моторику рук; игры, улучшающие необходимые навыки чтения и счета;
игры, помогающие развить объемное восприятие и фантазию дошкольника;
игры, влияющие на художественный вкус или музыкальный слух ребенка.
Рассмотрим эти виды внимательнее.
Игры на развитие памяти. Дети 67 лет еще не могут запоминать вещи и события,
необходимые в дальнейшем. Память дошколят срабатывает самопроизвольно, они
запоминают только самые яркие и сильные впечатления. А в школе первокласснику просто
обязательно нужно уметь запоминать новую информацию. Как тут помогает игра? Она
ставит ребенка перед фактом, что необходимо запомнить чтото, чтобы использовать это в
дальнейшем процессе игры, иначе прогресса в игре не достигнуть, а красочность и яркость
впечатлений помогают в этом процессе, способствуя запоминанию.
Самыми популярными из игр этого вида являются, игры, где нужно собрать целую
картинку из маленьких кусочков, для чего вся картинка целиком показывается в течение
определенного времени. Или найти и убрать все парные картинки из группы (мемо
карточки), при условии, что все картинки закрыты, и одновременно открывается не более
двух из них. Или запомнить, как расположена группа предметов, а затем, когда их
местоположение поменяют, вернуть их по своим местам или указать, каких не хватает.
Игры, развивающие мышление ребенка, очень полезны при подготовке ребенка к школе.
Они помогают дошкольнику лучше абстрагироваться от реальных вещей. Так объекты,
хорошо знакомые ребенку, например, куклы, постепенно меняются, преобразуясь в
объекты, которых не существует в реальном мире, развивая знаковую функцию сознания,
то есть прививая дошкольнику понимание того, что существуют определенные уровни
реальности окружающего мира –и реальные предметы, и их изображения, и слова, их
обозначающие, и наши мысли о них, и плоды нашей фантазии, отталкивающиеся от них и
преобразующиеся во чтото новое и необъяснимое. Так ребенок учится оперировать
образами, а не только материальными, осязаемыми категориями. Ведущая роль здесь
принадлежит играм на нахождение пары (мемори) или группировка предметов по какому
либо принципу.
Программы на развитие логического мышления и памяти могут заинтересовать даже
родителей и педагогов. В процессе подготовки детей к школе могут оказать помощь игры
из серий "Несерьезные уроки": "Учимся думать", "Учимся анализировать", "Учимсямыслить логически". Эти веселые, увлекательные игры способствуют формированию и
закреплению навыков мышления, развитию способности к запоминанию и анализу
полученной информации. Яркое и насыщенное оформление игр, необычная постановка
заданий позволят усовершенствовать навыки логического мышления.
В настоящее время создано множество программ, способствующих формированию у
дошкольника сенсорных эталонов, обеспечивающих формирование важных психических
качеств. В данных играх эталоны цвета, формы или размера зачастую спрятаны в каком
либо предмете, а ребенку поставлена задача найти необходимый эталон. Существует
великое множество детских сайтов, на которых представлены короткие игры,
способствующие сенсорному развитию. Один из них – детский портал Солнышко (solnet.ee)
–сайт для педагогов, детей и родителей.
Также при подготовке к школе полезны игры на развитие мелкой моторики. В каждой игре
дошкольник должен одновременно нажимать на определенные клавиши, развивая мелкую
мускулатуру рук и способствуя подготовке ребенка к письму, и следить за происходящим
на экране. А от скорости реакции и правильности нажатия клавиши зависит финал игры.
Полезны игры на развитие восприятия. Например, собрать пазл, расположить по местам
фигурки (собрать саквояж доктора или расселить птиц по местам их зимовки). Тут я
рекомендую игры "Лента времени", "Животные леса", "Времена года".
Игры, позволяющие ребенку использовать свой творческий потенциал, также полезны при
подготовке ребенка к школе. Например, игра, в которой нужно создать персонажа (если все
действия сделаны верно, персонаж оживет), нарисовать картинку с определенным
содержанием. Дополнительно можно попросить дошкольника придумать персонажу имя,
кто он, вообразить какуюнибудь историю с его участием, которую, помимо прочего,
можно проиллюстрировать тут же, на компьютере. Этим требованиям вполне отвечает
программа "Артстудия".
Мало рекомендовать родителям список игр, необходимо еще составить рекомендации для
родителей по верному и эффективному применению компьютерных программ для
дополнительной подготовки детей к школе в домашних условиях.
Для начала, нужно выбрать жанр игры, отталкиваясь от индивидуальных особенностей
ребенка, его темперамента и склонностей. Необходимы игры, не перегружающие его, ирекомендовать каждому родителю нужно именно те игры, которые подойдут именно его
ребенку.
При подготовке к школе с использованием ПК важно подобрать ребенку игры, которые не
будут способствовать его перегрузке. Если ребенок перевозбужден, необходимо уменьшить
уровень сложности программы или сменить ее тип.
Если ребенок стал крайне нетерпелив в общении, это вполне может быть последствием
компьютерных игр: дети очень быстро привыкают к мгновенной реакции компьютера, и их
начинает раздражать замедленная реакция окружающих. Если подобное происходит, нужно
объяснить ребенку суть проблемы, и подобрать игры спокойнее, в которых необходимо
больше думать и меньше действовать.
Длительность игры обязательно выбирается с учетом возраста ребенка и типом игры. Её
ритм и продолжительность должны быть сбалансированы.
Рекомендуется заканчивать эпизод, и только после этого выключать игру, т.к. ребенок
должен отходить от компьютера с чувством успешно выполненного дела.
Большинство игр подходят для совместного прохождения взрослым и ребенком.
Совместная игра позитивно влияет на межличностные отношения и создает доверительные
отношения между дошкольником и взрослым.
Принципы построения системы подготовки старших дошкольников к обучению в
школе.
Одним из обязательных условий обучения младших школьников является умение и
готовность слушать и выполнять задания педагога. Сформированность этого фактора
можно определить, наблюдая за дошкольником на занятиях в ДОУ. Значение имеют
следующие моменты:
насколько внимательно дошкольник слушает педагога;
хватает ли терпения выслушать задание до конца, не перебивать и не начинать выполнять
задание, не успев дослушать его;
пытается ли дошкольник как можно точнее выполнить задание педагога;
при неполном понимании задания задает ли дошкольник вопросы; насколько дошкольник готов признать авторитет педагога и положительный настрой на
взаимодействие с ним.
Графические навыки дошкольник развивает на занятиях по рисованию, мелкая моторика
развивается при конструировании и выполнении трудовых действий. Но этого
недостаточно для полноценной подготовки руки ребенка к письму, необходима
продуманная система занятий именно для формирования необходимых графических
навыков. Для начала ставятся простые графические задания – обведение элемента по
точкам, а затем сложнее – написание элементов самостоятельно. Важно фиксировать
внимание ребенка на успехах, стимулируя интерес ребенка к письменным упражнениям.
Ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность при письме обеспечивается
зрелостью мелкой моторики. Для ее развития используются различные упражнения,
например:
лепка из пластилина;
выполнение движений с мелкими предметами;
пальчиковая гимнастика
выполнение "закручивающих" движений;
специальные упражнения для подготовки руки к письму;
массаж кистей рук.
Штрихуя, рисуя, срисовывая, обводя узоры по точкам, дошкольник приобретает опыт
графических движений. Акцентируем внимание на правильных приемах действий: вести
линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, стараясь не выезжать за контур.
При правильной подготовке, к 67 годам дети могут обобщать, используя в том числе и
словесные обобщения. Также дошкольники начинают использовать достаточно сложные
обобщения в деятельности и общении. В психологическом плане у детей 67 лет в
различной степени присутствуют три основных вида мышления: нагляднодейственное,
нагляднообразное, логическое, при этом ведущую роль в познании окружающего играет
образное мышление. Оно характеризуется использованием представлений для решения
практических и познавательных задач, без какихлибо практических действий. Дошкольник
начинает представлять будущие изменения ситуации, выводить для себя различные
преобразования и изменения объектов, находить и выделять их взаимосвязи.Представления становятся все более полными и обобщенными, начинают формироваться
простые системы обобщенных представлений об окружающем мире.
Наиболее существенные свойства и связи выходят на первый план и становятся основным
содержанием представления, второстепенные свойства и случайные связи исчезают.
Старшим дошкольникам, в силу образносхематического характера мышления, достаточно
просто даются схематические изображения реальных объектов и явлений, дети активно
используют их в игровой деятельности. Они начинают искать сходства и различия сложных
изображений, группировать их. Задача педагога в этом возрасте – научить ребенка
осознанно анализировать графические изображения, иначе впоследствии это может
перейти в ошибки при чтении и письме, например, в замене букв, сходных по написанию,
серьезных затруднений в занятиях математикой. Отсюда вытекает важная задача педагога
детского сада – организация деятельности старших дошкольников таким образом, чтобы
обеспечить необходимое развитие образного мышления и зрительного анализа.
Также не стоит забывать про
материала. Большая часть информации, которую будущий первоклассник будет получать
способность запоминания несвязанного вербального
на уроках, на первый взгляд не имеет логической связи, является простым перечислением
последовательности действий, которые нужно выполнить для решения задачи.
Неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил – это одна из
причин плохого усвоения грамоты.
Дошкольное обучение является частью непрерывной системы образования. Важная задача
педагога в ДОУ это подготовка детей 67 лет к школе. Только совместными усилиями
педагоги и родители могут подготовить ребенка к новой социальной роли: общая культура,
умение строить общение и взаимоотношения, трудолюбие, умение ценить произведения
искусства, красоту природы –это пригодится дошкольнику не только в школе, но и во
взрослой жизни.