Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению
Оценка 4.6

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
11 кл
09.06.2019
Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению
Статья посвящена введению итогового сочинения, являющегося результатом систематической планомерной работы обучающихся, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в техникуме. Для успешного написания сочинения выпускникам необходимо понять и усвоить основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет успешной. В программе их усвоению уделяется мало внимания, поэтому при написании сочинений большинство обучающихся, как правило, испытывают те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически связанных текстов. В статье уделено внимание аспектам методической работы преподавателя при формировании умения писать сочинение, определены эффективные приемы подготовки обучающихся.
Проблемы подготовки к итоговому сочинению 2.docx
Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению Аннотация: Статья посвящена введению итогового сочинения, являющегося  результатом систематической планомерной работы обучающихся,  осуществляемой на протяжении всех лет обучения в техникуме.  Для  успешного написания сочинения выпускникам необходимо понять и усвоить  основные принципы, без знания и соблюдения которых работа не будет  успешной. В программе их усвоению уделяется мало внимания, поэтому при  написании сочинений большинство обучающихся, как правило, испытывают те или иные трудности, связанные с отсутствием навыков построения логически  связанных текстов. В статье уделено внимание аспектам методической работы преподавателя при формировании умения писать сочинение, определены  эффективные приемы подготовки обучающихся. Ключевые слова: сочинение, школа, методика, подготовка, текст. На протяжении многих лет сочинение является комплексной формой  проверки уровня обученности учащихся. Введение в 2014 г. итогового  сочинения для выпускников призвано способствовать систематизации знаний  обучающихся, повышению их речевой культуры. Анализ результатов итогового сочинения разных лет  показал, что  большинство обучающихся  испытывает те или иные трудности, связанные с  отсутствием навыков построения логически связанных текстов. Как показала  практика, к наиболее типичным ошибкам, допущенным обучающимися при  написании итогового сочинения, относятся: 1. Написание сочинения не по той теме. 2. Не знают композиции сочинения. 3. Приводят  аргументы, не относящиеся  к выбранной теме. 4. Допускают фактические ошибки в именах, фамилиях, названиях  произведений, биографиях писателей. 5. Нет  логической связи между композиционными частями сочинения. 6. Нет абзацев. 7. Допускают  пунктуационные, грамматические, речевые и другие ошибки; 8. Маленький  объем сочинения. Сочинение требует от обучающихся умения думать, грамотно излагать  свои мысли, поэтому для предупреждения ошибок такого рода нужно   анализировать с обучающимися готовые тексты: 1. Находить  главную информацию, темы и микротемы текста. 2.  Логический и композиционный замысел текста. Нужно обязательно выполнять письменные задания на основе  художественного произведения (или его фрагмента).  Приступая к работе нужно: 1. Внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее. 2. Определить свою задачу по ее раскрытию.  3. Необходимо анализировать сочинения с  опорой на критерии  оценивания;  КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Требование № 1.  «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в  сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и  служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и  «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям  оценивания). Требование № 2.  «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается  списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого­либо источника или  воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст,  опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на  источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен  превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за  невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям,  оценивается по критериям: 1. «Соответствие теме»; 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3. «Композиция и логика рассуждения»; 4. «Качество письменной речи»; 5. «Грамотность». Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет»  по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих  критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также  дополнительно «зачет» по одному из других критериев. Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее  раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или  размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме  или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть  коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный  материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику,  произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров),  другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой  путь использования литературного материала; при этом он может показать  разный уровень осмысления художественного текста: от элементов  смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и  т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания  и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения  литературного материала или в нем существенно искажено содержание  произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе,  не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях  выставляется «зачет». Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать  рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать  соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают  пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно­доказательная часть.  Во всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста  сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно  употреблять термины.  «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе  речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во  всех остальных случаях выставляется «зачет». Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более  пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Источник: https://www.ctege.info/itogovoe­sochinenie­2018/kriterii­otsenivaniya­ itogovogo­sochineniya­2017/2018.html 4. Обсуждать наиболее удачные сочинения и их фрагменты.  5. Вести работу по доработке сочинений (обоснованность подбора  аргументов к ним, варианты вступления и заключения, поиск способов  перехода от одной композиционной части к другой и др.).  Структура сочинения­рассуждения состоит из:  Вступления;  Основной части;  Заключения. Какие бывают вступления При обучении написанию сочинения­рассуждения можно использовать  различные приемы и методы: 1. Письменные ответы­рассуждения по прочитанному произведению. 2. Упражнения на составление рецензий, отзывов, аннотаций, читательских  дневников по прочитанному.  Задания на редактирование грамматических, пунктуационных, речевых  и орфографических ошибок.  Задания на составление логических переходов между частями  сочинения.  Контрольные работы в формате итогового сочинения. 3. 4. 5. Все написанные сочинения должны проверяться и сопровождаться рецензией  учителя. Именно рецензия учителя является важнейшим средством  формирования у обучающихся навыков хорошего написания сочинения.  Совместная работа учителя и ученика при подготовке к итоговому сочинению посредством применения эффективных форм, методов и приемов обеспечит  успешное написание итогового сочинения каждым учеником. Используемая литература: 1.   Ядровская Е.Р. От чтения к творчеству. О возвращении сочинения и  судьбе школьного литературного образования,  Учительская газета.  2014. №22. 2. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке  итогового сочинения (изложения) / Федеральная служба по надзору в  сфере образования. М. 2014.С.17­18. 3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  литературы. Е.Л.Ерохина, М., 2012г. 4. https://www.ctege.info/itogovoe­sochinenie­2018/kriterii­otsenivaniya­ itogovogo­sochineniya­2017/2018.html

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению

Проблемы подготовки учащихся к итоговому сочинению
Скачать файл