Результаты ЕГЭ по русскому языку признаются общеобразовательными организациями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования, как результаты государственной итоговой аттестации, а образовательными организациями высшего профессионального образования – как результаты вступительных испытаний по русскому языку.
Нужно ли специально готовить учащихся к Единому государственному экзамену по русскому языку? Безусловно! Необходимо целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х классах. О высоком уровне подготовки выпускников к экзамену свидетельствует наличие системных знаний, овладение комплексными умениями, способность выполнять творческие задания.Документ Microsoft Word (.docx), размер - 19,0 КБ (19 465 байт)
Проблемы при ЕГЭ.docx
Проблемы при ЕГЭ
Подготовка к Единому государственному экзамену, как правило,
начинается в основном в 1011 классах. И это, безусловно, становится
главной проблемой не для учителя, а для выпускника. Связано это с тем, что
объем упущенной (или забытой) в процессе изучения предмета информации,
не представляется возможным освоить в полной мере за два года.
Соответственно, учителю необходимо при составлении рабочей
программы уже с шестого класса ежеурочно предусматривать элементы ЕГЭ
подготовки: орфографическую, словообразовательную, морфологическую,
синтаксическую и т.д.
Отсутствие такой системной работы провоцирует формирование второй
проблемы, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по
русскому языку. Она заключается в том, что традиционно на уроках делается
упор на изучение правил орфографии и пунктуации, а другие нормы русского
языка и изучение системы языка в целом упускаются. И это несмотря на то,
что они входят в школьную программу. На это существуют как объективные,
так и субъективные причины. В том числе и то, что количество часов русского
языка от класса к классу снижается, соответственно с каждым годом
катастрофически снижается уровень общей грамотности учащихся и учитель
вынужден (как бы страшно это ни звучало) чемто «жертвовать», чтобы
научить школьников хотя бы грамотно писать.
И всё же на что надо обратить внимание учащихся при выполнении
заданий ЕГЭ по русскому языку?
Анализ экзаменационных работ прошлых лет указывает на
в области орфоэпических, синтаксических и
Представляют трудности для
недостаточные знания
стилистических норм русского языка.
выпускников следующие темы:
«Орфоэпия»,
«Средства связи слов в словосочетании»,
«Морфология современного русского языка» (местоимения, наречия,
производные предлоги, частицы, разрядная градация различных частей
речи),
«Типы сложных предложений и их специфика»,
«Средства языковой выразительности».
Все эти темы предусмотрены в первой части ЕГЭ. При выполнении второй части работы (сочинение) выпускники
сталкиваются с проблемами по
композиционному и логическому формированию работы;
грамматическим, лексическим, синтаксическим и стилистическим
языковедческим принципам;
аргументации (в большинстве работ аргументы отсутствуют),
понятие «аргументы» подменяется «примерами» и наоборот, либо же
констатацией «согласен не
учащиеся ограничиваются простой
согласен»).
На качество выполнения заданий влияют и другие проблемы:
неправильное распределение времени на выполнение заданий,
ошибочное понимание (или непонимание) формулировок вопроса к
заданиям ЕГЭ,
отсутствие навыков тестирования,
и даже технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ.
Трудности в освоении пунктуационных норм, а также в овладении
структурным анализом простого осложнённого и сложного предложений во
многом связаны с многообразием существующих в языке синтаксических
конструкций и с недостатками преподавания разделов «Синтаксис» и
«Пунктуация» в основной школе.
При изучении этих разделов недооцениваются роль наблюдений над
интонацией и работа по развитию интонационного слуха обучающихся. Это
еще раз подтверждает необходимость изучения понятий и явлений синтаксиса
и пунктуации в процессе формирования и совершенствования всех видов
речевой деятельности.
Существование этих проблем является следствием недооценки
основного языковедческого канона взаимосвязь и взаимозависимость всех
видов речевой деятельности в процессе их совершенствования. На это надо
обратить внимание практикующих учителей и поставить во главу угла своей
деятельности.
Ковтун Ирина Николаевна,
эксперт ОГЭ и ЕГЭ,
учитель русского языка и литературы.
Проблемы при ЕГЭ
Проблемы при ЕГЭ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.