Проблемы районных научно-практических конференций школьников
Оценка 4.6

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
администрации +1
Взрослым
09.06.2017
Проблемы районных научно-практических конференций школьников
В данной статье поднимается проблема снижения качества исследовательских работ учащихся, представляемых на научно-практические конференции школьников, в связи со снижением мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Наиболее остро проблема проявляется на районном уровне. Имеет ли смысл проводить районную научно-практическую конференцию школьников? Что необходимо сделать, чтобы повысить мотивацию ребенка к исследовательской деятельности? В статье предлагаются данные о степени сформированности представления учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга о современной науке. Статья может быть полезна педагогам общеобразовательных школ, методистам, работающим над организацией научно-практических, проектно- практических конференций школьников.Статья посвящена проблеме снижения качества учебных исследовательских работ, представляемых на районные научно-практические конференции школьников и пути решения данной проблемы.
Проблемы научно-пр конф.docx
ПРОБЛЕМЫ РАЙОННЫХ НАУЧНО­ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ  из опыта проведения открытой проектно­практической конференции школьников «Царскосельские старты» ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт­Петербурга Одна из главных проблем современной школы – снижение мотивации учащихся к учебной деятельности, что отражается на качестве образования. Как решить данную проблему? Хотелось бы   остановиться   на   примере   проведения   научно­практических   конференций   школьников, которые в последние годы становятся все более и более популярными. В большинстве районов Санкт­Петербурга   мы   можем   принять   участие,   зачастую   не   в   одной   научно­практической конференции,   организуемой   СОШ,   лицеем,   гимназией,   каждая   из   которых   может   помочь школьнику повысить мотивацию к учебной деятельности за счет: - интересной задачи;  - творческой работы; - общения с интересными людьми; - повышения самооценки, ощущения «самостоятельности», «взрослости»; - смены деятельности; - благоприятного психологического пространства. Готовясь к конференции, ставя перед собой цель исследования, которая не гарантирует быстрое   и   легкое   ее   достижение,   ребенок,   получив   результат,   испытывает   наивысшее удовлетворение, что, безусловно, повышает мотивацию к учебной деятельности. Зачем тогда обращаться к этой теме? Оставим за скобками нашего рассуждения немногочисленные работы школьников, заслуживающие наивысшей оценки.  Опыт   проведения   научно­практических   конференций   школьников   показывает,   что сегодня на практике большая доля работ, заявленных на конференции, с учетом возрастных особенностей, имеют серьезные недостатки: - реферативная форма работы; - отсутствие проблемы исследования; - некорректная терминология; - некорректная работа с источниками и литературой; - противоречия с фактологическим материалом; - низкий культурный и интеллектуальный уровень и т.д. При   устной   защите   часто   встречается   замена   знания   личным   мнением,   не   готовность слышать конструктивную критику.  Если мы допускаем к защите работы, уровень которых не соответствует номенклатуре показателей   исследовательских   работ   школьников,   то   мы   не   только   дискредитируем   идею научно­исследовательской работы учащегося, самой конференции, но и, по мнению психологов, создаем условия, при которых сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно за счет того, что «успех гарантирован» при любом качестве работы. Кроме того, такая ситуация провоцирует своеобразную флуктуацию самооценки ребенка. Не допуская такие работы к защите (вручив утешительный «сертификат участника»), мы решаем проблему организации конференции, но не решаем проблему   ребенка; крайне редко можно встретить на следующий год работы, в которых были учтены все замечания.  Что   же   может   стать   стимулом   для   работы   над   ошибками,   для   продолжения исследовательской деятельности? Ответ очевиден: практическая польза этой деятельности. При этом   необходимо   учитывать,   что   эта   польза   должна   быть   ориентирована   на   ребенка.   Смена «фокуса»   внимания   к   себе     преобразуется   в   «личностное   самоопределение»,   стремление осознать   себя   членом   общества,   субъектом   общественных   отношений   начинает   происходить после 14 лет.1 Какую личную пользу ребенку может принести участие в конференции?   Опыт   проведения   открытой   научно­практической   конференции   школьников «Царскосельские старты» показывает, что первым очевидным стимулом является практическая польза   диплома   конференции.   Это   то   поощрение,   которое   может   стать   мотивацией   для дальнейшей исследовательской и учебной деятельности. На уровне районных конференций именно здесь возникает проблема: исследовательская деятельность не переходит в разряд системной работы школьника. Этот вывод подтверждается тем, что, получив дипломы районной научно­практической конференции школьников, став победителем или призером, школьник направляет свои силы на другие   виды   деятельности,   исследовательская   работа   остается   в   категории   «разового мероприятия». В такой ситуации не происходит закрепления навыков исследования, у ребенка не выстраивается четкий алгоритм работы, не происходит упорядочивания различных типов, методов исследования.  Одна из причин: невостребовнность достижений учащегося. Дипломы районного уровня не   позволяют   получить   ребенку   «личную   пользу».   Портфолио   ученика,   при   поступлении   в профессиональное   учебное   заведение,   приемной   комиссией   не   учитывается.   Но   даже   если портфолио   будет   принято,   с   целью,   определенной   ФГОС:   «представить   отчет   по   процессу образования   подростка,   увидеть   «картину»   значимых   образовательных   результатов   в   целом, обеспечить   отслеживание   индивидуального   прогресса   ученика   в   широком   образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения», то и в этом случае дипломы районного уровня не будут иметь большого значения.  Кроме   того,  из   цели   портфолио   видно,   что   данный   документ   важен   для   учреждений системы образования, но для самого ребенка цель не обозначена. Отношение   к   участию   в   районных   конференциях   наглядно   прослеживается   на всевозможных родительских форумах. Ни один родитель не имеет четкого представления, зачем привлекать материальные, информационные, временные и др. ресурсы для написания школьной исследовательской работы.  Цель региональных и всероссийских конференций – отбор из талантливых школьников тех, кто в дальнейшем будет способен заниматься не только прикладной, но и фундаментальной наукой. Цель районных и городских конференций – поиск талантливых ребят и создание условий для реализации творческих способностей всех без исключения учащихся, сформировать у всех детей   основы   научного   знания,   научить   методам   исследования,   сформировать   практические трудовые навыки, дать возможность увидеть, как можно внедрять достижения науки.   Кроме   того,   есть   еще   одна   причина   снижения   мотивации   к   исследовательской деятельности.   Связано это с тем, что упал престиж науки, учителю трудно мотивировать учащегося на написание исследовательской работы. В результате эмпирического исследования, проведенного совместно с учащимися,   были получены данные о степени сформированности представления учащихся общеобразовательных учреждений Санкт­Петербурга о современной науке. Выборка составлена из 215 учащихся.  Для повышения  репрезентативности выборка была сделана на базе 8­9 классов (основной возраст участников научно­практических конференций).  1Мангутова, И.В. Психолого­педагогические условия развития альтруизма у детей старшего  подросткового возраста: дис. канд. пед. наук ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно­ строительный университет», г.Нижний Новгород, 2007 [Электронный ресурс]. URL:  https://refdb.ru/look/2560018.html(дата обращения: 10.12.2016) % учащихся положительно ответивших на вопрос анкеты 0%10%20%30%40%50%60%70%80% 5% 0% 57% 73% 23% ответы 9кл   профессии из области науки заняли __ место у % учащихся 1 место      5%      2 место      27%    3 место      25% 4 место      30% 5 место      13% ответы 8кл    профессии из области науки заняли __ место у % учащихся 1место         4% 2 место         25% 3 место         34% 4 место         26% 5место         11% характерные ошибки, некорректные ответы (цитаты ответов) ­ ­ ­ вопрос На какое место, с  точки зрения  престижа, Вы хотели  бы поставить  профессии из  области: науки, экономики,  политики,  социальной сферы,  сферы культуры). Назовите научные  издания, которые Вы  использовали или  могли бы  использовать при  написании  исследовательской  работы. Назовите фамилии  современных ученых  (предложен период:  последние 20 лет). 1. 2. 3. 54% смогли назвать  фамилию ученого (без  указания отрасли, в  которой он  работает/работал). Были названы: Стивен Хокинг,  Перельман, Илья  Альтман. 57% смогли назвать  фамилию ученого (без  указания отрасли, в  которой он  работает/работал). Были названы: Стивен Хокинг, Михаил  Барышников, Алексей  Абрикосов. 87% смогли назвать  фамилию нобелевского  4. Назовите фамилии  нобелевских  59% смогли назвать  фамилию нобелевского  Википедия, TV программы:  «Необъяснимо, но  факт», «Жить  здорово»; Издательство «Дрофа», «Просвещение»; Канал «РенTV». Стив Джобс, Билл  Гейтс. Дмитрий Менделеев лауреатов. 5. Назовите научное  открытие последнего  десятилетия. лауреата без указания  его вклада в науку. Были названы: Боб Дилан, Дмитрий  Менделеев, Иван  Павлов, Иван Бунин,  Илья Мечников,  Александр  Солженицын, Жан­Пьер Соваж 37% смогли назвать  открытия.  Были названы: электронная сигарета,  3D­принтер, открытие  воды на Марсе. лауреата без указания  его вклада в науку. Были названы: Жорес Иванович Алфёров, Герман Гессе, Дмитрий  Менделеев, Иван Павлов,  Алексей Абрикосов, Лев  Ландау 55% смогли назвать  открытия.  Были названы: открытие воды на Марсе,  лекарство от Эбола, очки  для  дальтоников. Открытие «Черных  дыр», стволовые  клетки, протезы,  биопротезирование,  робототехника Проанализировав результаты  работы научно­практических конференций школьников  за несколько лет, в целях решения возникших проблем, формат научно­практической конференции школьников «Царскосельские старты» был изменен на «проектно­практический». Это позволило сделать «шаг назад» в области научно­исследовательской работы школьников, для того, чтобы начать формировать интерес учащихся к исследовательской деятельности через проекты (для желающих   представить   на   конференцию   научно­исследовательские   работы,   открыты дополнительные секции).    Так как проекты предполагают различное количество авторов, групповые типы позволяют вовлечь в работу учащегося с любой мотивацией. Решает ли новая форма конференции проблему востребованности   достижений   учащихся?   В   вопросе   статуса   диплома,   личной   пользы   для поступления в ВУЗ и т.п. – нет, но через практический полезный для общества результат, к которому стремиться ребенок, его достижение востребовано. Система   образования   базируется   на   теоретических   знаниях,   что   наиболее   полно раскрывается в научно­практической работе учащихся, но и проектная деятельность имеет свои положительные стороны.   В   соответствии   с   требованиями   Стандарта   образования   достижение   обучающимися личностных  результатов   не  влияет   на  итоговую   оценку,  а   является  лишь   предметом  оценки эффективности   воспитательно­образовательной   деятельности   образовательного   учреждения. Проектно­практическая   конференция   позволяет   более   объективно   оценить   степень сформированности всех групп компетенций, и что особенно важно – личностные. Кроме того, конференция позволяет мотивировать самого ребенка на работу по их формированию.  Проектно­практический формат конференции дает ребенку уникальный шанс предложить учителю   и   одноклассникам   продукт,   в   котором   отражено   его   видение   образовательного процесса, встать, по­настоящему, на путь сотрудничества с педагогом. Учитель получает, в свою очередь,   возможность   лучше   понять   ребенка,   его   интересы,   по­новому   подать   материал, пополнить свою педагогическую копилку. В работе над проектом, обучающийся и учитель имеют возможность   получить   практический   продукт,   который   может   быть   использован   как   самим учителем, так и многими учителями Санкт­Петербурга (с согласия автора проекта). Подводя   итог,   хотелось   бы   отметить,   что   несмотря   на   то,   что   научно   (проектно)­ практические   конференции   школьников   не   являются   обязательной   частью   образовательного процесса,   они   играют   большое   значение   в   формировании   научной   культуры   учащихся, привлечении социокультурных, психологических ресурсов для развития личности, социализации ребенка,   формировании     этических   норм.   Безусловно,   значимым   является   «уровень» конференции:   всероссийский,   региональный,   городской   или   районный,   но   на   любом   уровне главное: не обмануть веру ребенка в необходимости его труда, мотивировать его на непрерывное образование.   Большую   помощь   в   этом   могут   оказать   ВУЗы.   Сотрудничество   ВУЗов   и учреждений   основного   общего   образования   в   рамках   проведения   научно   (проектно)   – практических   конференций   позволят   сформировать     у   ребенка   «мотив   достижения»   как доминирующую тенденцию в его деятельности, и свести к минимуму «мотив избегания неудачи». Список литературы 1. Национальная   образовательная   инициатива   «Наша   новая   школа»   (Принята   Указом президента Российской Федерации 04 февраля 2010 г. № 271) [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450 (дата обращения 07.11.2016); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования N   1897)   [Электронный   ресурс]. (Принят Минобрнауки России17 декабря 2010 г. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897­1.pdf (дата обращения 07.11.2016); 3. Курапова, Т.Ю. Исследование мотивации достижения учащихся вечерних школ / Т.Ю. Курапова   //   Ученые   записки   Забайкальского   государственного   университета.   Серия: Педагогика и психология. – 2012.­№5 – с.295­296. 4. Мангутова,   И.В.   Психолого­педагогические   условия   развития   альтруизма   у   детей старшего   подросткового   возраста:   дис.   канд.   пед.   наук   ГОУ   ВПО   «Нижегородский государственный архитектурно­строительный университет», г. Нижний Новгород, 2007 [Электронный   ресурс].   URL:   https://refdb.ru/look/2560018.html   (дата   обращения: 10.12.2016)

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников

Проблемы районных научно-практических конференций школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017