Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Оценка 5
Исследовательские работы
docx
экология
Детсад
03.04.2019
Проект на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя". Длительность проекта два месяца. Участники проекта дети, родители. воспитатель. В проект включены различные дидактические, подвижные, пальчиковые игры; опытная деятельность и экспериментирование; творческая деятельность, работа по схемам - мнемотаблицам, разыгрывание мини-сценок.
экология проект.docx
Целиноград ауданы білім бөлімінің жанындағы Родина
ауылының
«Солнышко» балабақшасы МҚКК
Проект
на
тему:
«Без
ии,
нам
ь
экологи
друзья,
прожит
ни как
нельзя!
»
Подгото
вила
воспита
тель:
Штайнпре
йс Ю.А.
20182019
уч.год Содержание
Абстракт
I.
II. Основная часть
II.1 План
II.2 Теория
II.3 Экологические игры
II.4 Игра – викторина «Знатоки природы»
II.5 Схемымнемотаблицы
II.6 Пальчиковые игры
II.7 Фотоматериалы
III.
IV. Список литературы
Заключение
I.Абстракт
Тема проекта «Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя» выбрана мной не
случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников
приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства
происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой и неживой природе,
воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на
нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского
мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно
влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать
ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это
период его бурного роста и интенсивного развития, начало становления личности. К. Д.
Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и
полезное для умственного и словесного развития. Я.А. Каменский видел в природе
источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Проблема: Множественные вопросы детей: Что? Кто? Как? Зачем? Почему? и т.д.
Цель проекта:
Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.
Сформировать у детей осознанноправильное отношение к представителям живой и не
живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи проекта:
1. Систематизировать знания об экологии и окружающем мире.
2. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.
3. Развивать поисковоисследовательскую деятельность детей.
4. Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире своего края.
5. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение
стихов о природе, через практическую деятельность. 6. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление,
фантазию, воображение, творческие способности.
7. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Гипотеза: Если в процессе работы воспитатель использует разнообразные методы и
приемы, работает в тесном сотрудничестве с родителями, проводит работу
последовательно, планомерно и систематично, то процесс экологического воспитания
дошкольников будет проходить наиболее успешно.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Срок реализации: 2 месяца
Ожидаемые результаты проекта:
• Расширение знаний о растительном и животном мире нашей республики.
• Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
• Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие
исследования (сравнения) некоторых видов растений.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной
активности, коммуникативных навыков.
• Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного
поведения в природе.
Этапы реализации проекта:
1 этап
Разработка проекта.
Постановка цели и задачи.
Подбор информационного материала по теме (стихи, приметы, иллюстрации,
художественная литература, развивающие фильмы).
Разработка конспектов образовательной деятельности.
2 этап
Реализация проекта по разработанному плану.
Работа с родителями.
Организация игр (дидактических, подвижных и т.д.) Организация фотовыставки.
3 этап
Заключение.
Изготовление лепбука на тему: «Без экологии , друзья, нам прожить никак нельзя»
Презентация проекта.
II. Основная часть
2.1 План проекта
Январь
1 неделя:
Детям об экологии
Демонстрация развивающего фильма живая и неживая природа, красная книга,
дары природы, заповедники.
Показ карты Казахстана. Знакомство с Акмолинской областью.
Демонстрация презентации « Природа Казахстана»
Красная Книга. Заповедники Акмолинской области.
Д/игры «Природа и человек»
Консультация для родителей «Природасемья, ребенок»
2 неделя:
Беседа на тему «Растения вокруг нас»
Презентация фильма «Удивительный мир растений»
Исследование фиалки.
Работа по мнемотаблицам «Деревья и кустарники»
Опыт «Есть ли в почве воздух?»
Стихотворениеминисценка «Клубничка»
Д/игры «Угадай, что где растет?», «Назови лишнее».
Работа с родителями. Сделать фотографии с комнатным растением.
Стенгазета «Зелёный наряд – радует взгляд!» 3 неделя:
Беседа на тему «Мир животных»
Развивающий мультфильм «Животные Казахстана»
Разыгрывание мини – сценок «Ёжик чистюля».
Пальчиковая игра «Белка ехала в тележке»
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Составление рассказа с помощью схем – мнемотаблиц о животных.
Рисование «Зайчик»
Консультация для родителей «Природа в жизни вашей семьи»
4 неделя:
Беседа на тему «Эти милые насекомые»
Просмотр развивающего видео для детей про насекомых
Скороговорки про насекомых: «Гусеница», «Кузнечик», «Стрекоза», «Сверчок»,
«Мушка», Шустрый шмель», Жукносорог», «Пчелка», «Бабочки», «Паучки»
Чтение художественной литературы. Рассказ «Аришкатрусишка» В. Бианки
Игра на развитие воображения «Спасите бабочку»
Работа с родителями. Изготовление книжкималышки «Мое любимое насекомое».
Февраль
1 неделя:
Краткая беседа «Птицынаши друзья»
Составление рассказа – описания с помощью схемымнемотаблицы о птицах.
Рисование на тему «Птичка, я тебя люблю»
Разучивание пальчиковой игры «Дятел, дятел…»
Д/игра «Где какая птица находится»
Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»
Работа с родителями. Книжка «Загадки о птицах»
2 неделя:
Беседа «Что такое водоёмы?», «Река Ишим»
Обучающий мультфильм «Кто живёт в реке»
Д/игра «Если бы я был…»
Пальчиковая игра «Рыбка»
Подвижная игра «Удочка»
Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»
Разучивание физминутки «Пять маленьких рыбок»
Работа с родителями: Написание писем рыбам.
3 неделя:
Краткая беседа «Горы и степи Казахстана»
Обучающий мультфильм «Иду с друзьями в горы»
Просмотр фильма «Животные, которые живут в горах»
Составить описательный рассказ по картинке «Снежный барс»
Игра малой подвижности «На горе стояли зайцы» Работа над пословицами и поговорками о горах и степях.
Моделирование с детьми «Горы»
4 неделя:
Беседа «Сезонные изменения в природе»
Д/игра «Когда это бывает?»
Игра викторина «Знатоки природы»
Д/игра «Воздух, земля, вода».
Игра «Береги природу»
Пословицы и поговорки о растениях, животных, птицах, явлениях природы,
календарных месяцах.
Изготовление лепбука на тему: «Без экологии , друзья, нам прожить никак
нельзя»
2.2 Теория
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным
богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник
детского разума.
В. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В
этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к
природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему
миру, формируются основы нравственноэкологических позиций личности, которые
проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении
некоторых экологических проблем. Благодаря разработке и внедрению проекта «Без экологии, друзья, нам прожить никак
нельзя» дети глубже познакомились с природой родного края; у детей систематизировались
знания об экологии и окружающем мире; сформировались элементарные представления о
взаимосвязях в природе. Расширились знания о растительном и животном мире своего
края; развился познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение
стихов о природе, практическую деятельность. Обогатился словарь детей, связная речь,
образное и вариативное мышление, зрительное и слуховое восприятие, фантазия,
воображение, творческие способности. Дети побуждали интерес, смекалку,
любознательность и любовь к окружающему их миру природы.
2.3 Экологические игры.
«Береги природу»
Цель: закрепить знания детей о важности существования всего живого на земле; развивать
связную речь, память, мышление; воспитывать бережное отношение к животному и
растительному миру.
На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека,
солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что
произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного
объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с
растениями и т.д.
«Когда это бывает?»
Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни
животных в разные сезоны года.
Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз
изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда
это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает
тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не
закроют свои карты.
«Воздух, земля, вода»
Цель: формировать знания детей о том, где обитают животные, птицы, насекомые;
развивать быстроту реакции, воображение, смекалку, память; воспитывать
любознательность.
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок
должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает
«вода», на слово «волк» «земля» и т.д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок,
поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» животное, обитающее на земле:
на слово «вода» обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Где какая птица находится» Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их
называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия
«вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на»
Ход игры: педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и
назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между
сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д. Вариантов вопросов может быть
множество.
Можно предложить детям изменить расположение птиц таким образом, чтобы снегирь был
между сорокой и голубем и т. д.
2.4 Игра – викторина «Знатоки природы»
Цель: Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
• Закрепить представления детей о живой и неживой природе;
• Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
• Развивать мышление, объяснительную речь.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Какие бывают игры, как вы думаете? (ответы детей)
Я вам сегодня предлагаю необычную игру, это игра викторина.
Слышали про такую игру? (слушаю ответы детей) Называется она «Знатоки природы».
Кто такие «знатоки» (ответы)?
Сегодня я предлагаю вам стать «знатоками природы». Согласны?
( Предлагаю ребятам пройти к стульчикам, которые стоят полукругом. Дети проходят и
рассаживаются поудобнее)
А помогать нам будет юла со стрелочкой. На какое задание нам стрелочка укажет, то и
будем с вами выполнять. Договорились? Итак, я буду ведущая игра, а вы – участники игры.
Начинаем игру?
( Воспитатель крутит юлу со стрелочкой. Вокруг юлы разложены карточки с заданиями.
Сверху карточки написана цифра.. Воспитатель показывает детям цифру, они называют
номер, и воспитатель объявляет задание.)
Задание 1. «Подбери слова»
1. Лес может быть густым , а может быть и…( редким)
2. Волк зверь большой, а ёжик…(маленький)
3. Лось могучий, т.е. ( какой?) (большой, огромный, крупный, великий)
4. Весна бывает ранняя, а бывает и ….( поздняя)
5. Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины ….( горькие)
6. Январь год начинает, а декабрь …( его заканчивает)
7. Декабрь год заканчивает, а зиму…( начинает)
Задание 2. «Отгадай загадки и ответь на вопросы»
1. Маленькие ножки, боится кошки, живёт в норке, любит корки….(мышь)
2. Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. ( лиса)
3. По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. ( Овца)
4. Вьётся верёвка, на конце головка. ( змея)
5. У стеклянных берегов не бывает рыбаков. ( аквариум)
Вопросы: 1. У кого из животных есть иголки? (ёж, дикобраз, ехидна)
2. Кто в лесу всю зиму спит? (ёж, медведь, барсук)
3. Когда бывает снег, лёд, вьюга, буран? (зимой)
4. Когда распускаются листики на деревьях? (весной)
5. Когда собирают урожай с полей и огородов? (осенью)
6. У какого домашнего животного есть рога и копыта? ( корова, бык, баран, овца, коза,
олень, як)
Пальчиковая гимнастика:
«Журавли»
Из дальних стран, спеша домой –
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим).
Летят, курлыча журавли
(изобразить «птичку»)
Их крик несётся над землей
(последовательно соединять пальцы обеих рук с большим)
Весну приветствуют они –
(руки сжать в рукопожатии).
Задание 3. «Выложи зверя или птицу»
Дети проходят за столы и выкладывают образы животных из деталей игрголоволомок.
Задание 4.»Определи голоса птиц»
Звучит аудиозапись «Голоса птиц», дети определяют, какие это птицы поют, или кричат, и
их называют. Затем предлагается в таблицах фишками закрыть тех птиц, чьи голоса
слышали. Задание 5. «Составь правила посещения леса»
Предлагаю детям взять карточки с изображением ситуаций, чего нельзя делать в лесу.
Каждый ребёнок берёт карточку с изображением и рассказывает что неправильно, и
объясняет, почему нельзя так поступать. Вместе вырабатываем «Правила посещения леса».
Итог: Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями и
проявили себя настоящими «знатоками природы». Я хочу вас наградить медалями
«Знатоков».
2.5 Схемы – мнемотаблицы 2.6 Пальчиковые игры
«Белка ехала в тележке»
Белка ехала в тележке
Белка щелкала орешки
Раз, два, три, четыре, пять
Поиграем мы опять.
Белка ехала в тележке
Растеряла все орешки
Раз, два, три, четыре, пять
Научились мы считать!
«Дятел, дятел»
Дятел, дятел, тук тук тук.
Эй приятель, я не жук!
Ты не жук? Тогда пока!
Но похож ты на жука! «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
2.7 Фотоматериалы
Работа с родителями
Изготовле
ние
Книжки
малышки
«Мое
Асанова
Мадина
с мамой
Казакова
с мамой
Аня «Написани
е
писем
рыбам»
Лапина
Вика
с мамой Вагерич
Дима
с папой
Изготовле
ние
Книжки
малышки
«Загадки о
Листковы
Юля и
Ульяна
с мамой Хуштюк
Полина
бабушкой
с
Выпуск
стенгаз
еты:
«Зелён
ый Исслед
ование
фиалк
и Игра
«Воздух,
земля,
вода» Игра «На
горе стояли
зайцы»
III.Заключение
В заключении хочу сказать, что, работая над проектом
Дети:
освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
повысилось ответственное отношение к общественнозначимым заданиям;
у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в
экологической деятельности. Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам
экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических
знаний, экологической культуры;
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители
активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми
обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один
положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские
отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе
знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо
больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, больше
задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто
не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и
родителями.
IV. Список используемой литературы:
1. О.Е. Озёрова «Развитие творческого мышления и воображения у детей» 2005
2. В.П. Невская Пособие для воспитателей, логопедов и родителей «Речевые игры и
упражнения» «ТЦ Сфера» 2013
3. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями» 1981 4. Т.П. Трясорукова «Гимнастика для пальчиков – для девочек и мальчиков»
«Феникс» 2012
5. Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки» Москва
Издательство Гном 2014
6. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук» Издательство
«ДетствоПресс» 2013
7. Т.И. Тарабарина Загадки и пословицы для малышей» Ярославль Академия
Развития 2006
8. Е.А. Субботина «Физкультминутка!» РостовнаДону «Феникс» 2014
9. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева «Подготовка и проведение театрализованных игр в
детском саду» Москва 2003
10.Учебно – методический комплекс «Карлығаш» Нусупбекова М. И., Бельченкова Т.
Н. 2007
11. Методическое пособие. Основы экологии. Ознакомление с окружающим миром.
Е.В.Терехова, С.З.Сагиева. Алматыкітап 2015
12. Интернет ресурсы
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Проек на тему: "Без экологии, друзья, нам прожить ни как нельзя" старшая группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.