Проект " Золотая Хохлома"
Оценка 4.6

Проект " Золотая Хохлома"

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
изобразительное искусство
22.05.2024
Проект " Золотая Хохлома"
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Проект Золотая Хохлома ...docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65»

 

 

 

Проектная деятельность

Подготовительная группа

«Золотая Хохлома»

 

 

 

Подготовила и провела

воспитатель подготовительной группы

Новикова Е.М

1IMG_8187_min.jpg                                       

 

 

 

 

                                                    Дзержинск 2024 г.

 

             

                                                              «Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

                                                               Ты строга, нетороплива, величава и игрива.

                                                                 Ты любовью рождена, мастерством одарена.

                                                                 Душу русскую неси из глубин святой РУСИ!»

 

Актуальность:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, через колыбельные песни, потешки, игры – забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Только в этом случае народное искусство, этот незамутненный источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями, поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.

Дети, рассматривая фотографии, иллюстрации хохломской росписи, проявляют желание узнать, где возник этот вид народного промысла, как раскрашивают, какие элементы хохломской росписи существуют, специфика изготовления посуды с хохломской росписью. Из вышесказанного, очевидно, что перед обществом в целом и педагогическими работниками в частности стоит следующая проблема. 

Проблема: С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих пробелы в знании культуры своей страны. Итак, поиск путей решения описанной проблемы привёл к созданию творческо-исследовательского проекта «Золотая Хохлома».

Цели: 

• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.

• Развивать у детей познавательный интерес к хохломской росписи.

• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов.

   Задачи:

      Развивающие:

• Развивать  познавательную активность детей.

• Развивать чувство цвета, композиционные умения.

 

Образовательные:

• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – хохломской росписью.

• Учить видеть красоту и своеобразие хохломской росписи.

• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам хохломской росписи.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.

• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.

• Воспитывать эстетические чувства.

Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «Золотая Хохлома».

                     Пути реализации включали в себя такие разделы как:

 

Образовательная область

Содержание

 

1. 

Физическое развитие

Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др.

2. 

Социально-коммуникативное развитие

Составление описательных рассказов о хохломской росписи, просмотр презентаций, дидактические игры, просмотр видеосюжетов. Беседы: «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора»

3. 

Художественно-эстетическое развитие

Знакомство с народным прикладным искусством; Знакомство детей с народным музыкальным творчеством. Рисование «Узор на миске», «Хохломские ложки», Аппликация «Узор на доске» Слушание русских народных песен . Игры на ложках.

4. 

Речевое развитие

 

Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок. Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», В. Набоков «Хохлома»,Загадывание загадок.

5. 

Познавательное развитие

Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуды, особенностях её росписи.  Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация). Ориентировка в пространстве. Умение складывать из частей целое, дидактическая игра « Собери целое».

 

Методы: 

Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.

Планируемые результаты проекта:

• Дети узнают различные виды декоративно-прикладного искусства: дымковская, хохломская, городецкая, гжельская росписи.

• Научаться ориентироваться в различных видах росписи.

• Научаться составлять узор по хохломской росписи.

(В результате реализации данного проекта у детей пополнятся  знания, научатся ориентироваться  в различных видах росписи и смогут составлять узор по хохломской росписи)

 

Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы, родители воспитанников.

  Продолжительность:  краткосрочный с 8 апреля 2024 по 22 апреля 2024  

( 2 Недели)

Этапы реализации проекта:

I этап – ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ 

Беседа: «История возникновения хохломской росписи».

Цель: Рассмотреть хохломскую посуду и узнать все о Хохломе.

Задачи:

• Познакомиться с хохломской росписью.

• Рассмотреть хохломскую посуду.

Вхождение в проблему:

Рассматривание хохломской посуды и действия с ней.

Вживаться в игровую ситуацию.

II этап – ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия.

Знакомство с видами хохломской росписи с привлечением источников. Изготовление дидактических игр: « Хохломское лото», «Хохломское домино», «Собери картинку».

Сбор экспонатов с хохломской росписью с помощью родителей (оформление выставки в мини-музее группы).

 Подготовить материал для художественного творчества – рисования.

 Консультация для родителей: «Хохломская роспись»; « Творчество в детском возрасте»; Буклет на тему : « Хохлома»; Деятельность детей

 

 

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ 

Рассматривание посуды, элементов хохломской росписи, иллюстраций в журналах. Отгадывание загадок о хохломе, разучивание стихов, чтение сказок и рассказов.

 Беседа: «История возникновения хохломской росписи»,

Рассматривание альбомов: «Народные промыслы», « Золотая хохлома».

Дидактические игры: «Составь узор», «Подбери узор». «Собери картинку», «Найди пару». Слушание аудиозаписей: «Золотая Хохлома», «Золотая ярмарка», «Купили мы для бабушки…», «Матрешки», «Хохлома».

Подвижные игры: «Кто быстрее донесет вазу», «Кто больше соберет ложек», «Не задень посуду».

Рисование: Хохломские раскраски, Хохломская ложка, Хохломские доски.

Лепка : Хохломская чашка.

Родители совместно с детьми пополняют музей группы на тему: « Золотая хохлома». Получают информацию о проекте из консультаций для родителей.

Воспитанники повторяют за педагогом слова и фразы из знакомых стихотворений, разучивают новые. Играют в дидактические игры. Смотрят сюжеты и делятся своими впечатлениями. Слушают песни. Играют в игры. По подсказке педагога берут материалы для той или иной деятельности.

IV этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Создание презентации « Золотая хохлома». Создание выставки детских работ по «Декоративно – прикладному искусству».

Взаимодействие с родителями

1. Привлечь родителей в создании мини - музея в группе.

2. Консультация для родителей: «Хохломская роспись»,   «Творчество в детском возрасте».

3. Подготовка информационных стендов, буклет « Хохлома»

4. Предложить родителям расписать доски и ложки в стиле хохломской росписи.

Итоговые мероприятия: Выставка детских  работ

 Используемая литература:

1.     Л.В. Орлова «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно - прикладного искусства» - Москва «Мозаика – синтез».

2.     Грибовская А.А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации (конспекты занятий)». - Москва 2011 г.

3.     Т.С Комарова Избразительная деятельность в детском саду Подготовительная к школе группа для занятий с детьми 6-7 лет- М.: Мозайка _ Синтез, 2016 .

     4. «Народное декоративное – прикладное искусство» - М.: Просвещение, 1984.

     5. «Дети и народное творчество» - М.: Просвещение, 1995 г.

     6. С,К Жегалова  «Росписи Хохломы» - М.: Детская литература, 1991г     

     7. «Хохломская роспись по дереву.

          Наглядное пособие» - М.: Мозаика – Синтез  2002 г

      8. Интернет ресурсы: nsportal. ru, Инфоурок, maam.ru/

     

 

                                  Консультация для родителей

«Хохломская роспись»

Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершённость формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания дошкольника и развития его художественно-творческих способностей.

К народным промыслам Центральной России относятся: дымковская игрушка, хохломская роспись, гжельская роспись, жостовская роспись, городецкая роспись.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ

Весеннее пробуждение природы, буйство летнего разноцветья, щедрость русской осени с горящими на солнце багряными и золотыми листьями - всё это питает вечно живыми соками народное искусство Хохломы. Изделия Хохломы органично живут  в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. От древних ремёсел Хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и чёткие ритмы орнамента.

Живописное мастерство Древней Руси обогатило её рисунками растительных мотивов и приёмами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники "золотой окраски" изделий, выделившей Хохлому среди других промыслов.

Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого и производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются "закалке" в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под её слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую.

Различные виды хохломского орнамента - верховое "травное" письмо, роспись "под фон, "кудрина" - восходят в своих истоках к искусству Древней Руси.

Для "травного" орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона.

Его мотивы исполняются лёгкими удлинёнными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы.

 

Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелёными, жёлтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод. Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона.

 При её исполнении сначала наносятся контурные очертания рисунка, а затем закрашивается окружающий их фон. Заканчивая роспись, мастер "разживляет" штрихами силуэтные формы листьев, цветов и плодов.

Обогащает их цветовой разделкой и выполняет вокруг стеблей по поверхности фона лёгкие травные "приписки". Рисунок "кудрина" является разновидностью росписи "под фон". Для него также характерны "золотые" силуэты, окружённые цветным фоном. Выполняя "кудрину", мастера наносят на поверхность изделий своеобразный узор, в котором рисунок листьев, цветов и плодов составлен из округлых "кудреватых" завитков. Хохломской мастер никогда точно не повторяет рисунок, его творчество основано на постоянной импровизации новых вариантов орнамента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

«Творчество в детском возрасте»

Формирование творческой личности, одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать.

Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь творчеством, новые знания и навыки, приобретаемые им в этот момент, чрезвычайно значимы для психического развития личности. Каждый ребенок, передавая сюжет, вкладывает в него свои эмоции и представления. Творчество дошкольника проявляется не только тогда, когда он сам придумывает тему, но и когда действует по заданию, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства.

Творческая деятельность очень интересна для ребенка- дошкольника, потому что удовлетворяет его желание действовать вообще и продуктивно в частности, а также потребность отражать полученные впечатления от окружающей жизни, выражать свое отношение к увиденному, пережитому. Эта деятельность отвечает особенностям мышления детей данного возраста; наглядно- действенному и наглядно- образному его характеру. Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что- то новое. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками.

Специалисты выделяют три группы средств эстетического воспитания: искусство, окружающая действительность (включая природу) и художественно- творческие виды деятельности. Все эти области взаимосвязаны, и благодаря этому ребенок активно приобщается к созидательному опыту людей. Осуществлять эффективное руководство художественной деятельностью детей и развитием их способностей может лишь взрослый, знающий психические процессы, без активизации которых творчество невозможно. Вместе с тем и сами психические процессы развиваются в художественно- творческой деятельности, поднимая ее на новый уровень. Представления о предметах и явлениях формируются на основе восприятия. Поэтому важнейшим условием развития творчества ребенка является развитие восприятия (зрительного, слухового, осязательного, кинестезического, тактильного), формирование разнообразного сенсорного опыта. Особенности восприятия ребенка определяются не только состоянием органов чувств, Нои тем сенсорным опытом, который он приобрел в раннем детстве. Действительно, практика и исследования показывают, что чем раньше начать развивать ощущения и восприятие малыша, тем разнообразнее и полнее будет его сенсорный опыт к тому времени, как он начнет рисовать, лепить. Для развития образных представлений и образного мышления большое значение имеют такие виды творческой деятельности, как изобразительная, конструктивная. Очевидно, что, с одной стороны, для успешного осуществления изобразительной деятельности необходимо развитие образных представлений и мышления, с другой- изобразительная деятельность играет огромную роль в формировании такого рода представлений и мышления. С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира. Без них невозможно осуществление художественно- творческой деятельности. Любой вид творчества основывается на хорошем уровне развития восприятия, представлений, образного мышления, воображения. Следовательно, формирование этих процессов будет служить развитию творческих способностей.

Одним из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что игра и художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Дошкольный возраст сензитивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Имея в виду повседневную жизнь детей. Взрослому необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Другое важнейшее условие- организация интересной, содержательной жизни ребенка, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

Но сами малыши не смогут увидеть, как прекрасен окружающий их мир, не соприкоснуться с сокровищницей мирового искусства. Только взрослый, приобщая детей к накопленному человеческому опыту, сможет помочь им в этом. В решении этой сложной задачи велика роль родителей.

Давайте рассмотрим несколько необычных способов детского творчества, которые можно использовать для занятий с детьми дома. Итак, для работы нам понадобится зубная щетка, акварельные и гуашевые краски, засушенные листочки, комочки соленого теста, кусочки рваной бумаги, штампы из картошки и многое другое. Например, на бумаге расположите засушенный листок. Обмокните кисть в краску и нанесите ее на щетку. Теперь проведите карандашом по щетине. Получаются брызги. Набрызгайте на бумажный лист, получилось чудо! (этот и другие приемы сопровождаются показом педагога).

 

 

 

                                                                                              

 

 

 

 

 

 НАШ

МИНИ – МУЗЕЙ

    IMG_20240422_135912       

IMG_20240422_140054      IMG_20240422_142300

 

 

 

 

 

 

 

      

Дидактические игры

«Народные промыслы»

Цель: учить находить предметы определённого промысла среди предложенных,

развивать внимание,  наблюдательность.

 

 

  IMG_20240422_153018  

 

«Собери целое». 

Цель: учить ориентироваться в различных видах росписи;

закрепить знания об истории некоторых видов народного промысла.

           

 

«Найди лишнее».

Цель: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных, развивать внимание, наблюдательность, речь.

 

            

 

Сюжетно-ролевая игра «На выставке народного творчества — ярмарка».

Цель: закрепить знания детей о разнообразии народного творчества;

познакомить их с хохломой; научить называть основные элементы этого вида промысла; воспитать чувство прекрасного, желание продолжать традиции своего народа; расширить словарный запас детей.

    

 

 

 

                                  

 

 

                    

                                                                  

 

 

 

 

 

 

Наше творчество

  

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:  Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенные яркой нарядной росписью, в которой оживали любимые природные мотивы.  Истинными произведениями искусства становятся эти предметы - красивой формы, удобные в пользовании, мастерски исполненные. К ним относится и «хохлома». Художественно-эстетическая деятельность способствует творческому развитию ребенка, его умению действовать в воображаемом пространстве, развитию фантазии, мира чувств, осознанию себя причастным к общечеловеческим и культурным ценностям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65»

Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Красотой Руси полна ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Образовательные: • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – хохломской росписью

Образовательные: • Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – хохломской росписью

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть

Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

III этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Консультация для родителей «Хохломская роспись»

Консультация для родителей «Хохломская роспись»

Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелёными, жёлтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод

Разновидностью верхового "травного" письма является роспись "под листок" с зелёными, жёлтыми или коричневыми округлыми листьями и красными кружочками ягод

Консультация для родителей «Творчество в детском возрасте»

Консультация для родителей «Творчество в детском возрасте»

С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира

С образным мышлением тесно связано воображение, оба эти процесса основываются на эстетическом восприятии мира

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Дидактические игры «Народные промыслы»

Дидактические игры «Народные промыслы»

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые…

Вывод: Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, русские люди издавна не только воспевали в песнях и сказках ее красоту, но и создавали простые…

Проект " Золотая Хохлома"

Проект " Золотая Хохлома"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2024